Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 20:05, курсовая работа
Актуальность темы. На данном этапе развития и политических преобразований, происходящих в Российской Федерации и соседних государствах, преемниках бывшего СССР, когда с политической сцены уже ушли главные действующие лица того периода, сам интерес к этому периоду в российской истории несколько утих, поэтому можно попытаться рассмотреть это время, когда в истории нашего государства, а именно создание СССР, органов его власти и управления, дабы найти ответы на те вопросы и проблемы, которые у нас возникают сейчас.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………...3
ОБРАЗОВАНИЕ СССР………………………………………………………….…6
ОРГАНЫ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ.………………..……………………….15
Высшие и центральные органы управления…………..……...……………………15
Республиканские органы управления……………………………………………..28
Местные органы управления……………………………………………………….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…….…...41
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Факультет государственного и муниципального управления
Специальность 080504.65 «Государственное и муниципальное управление»
Кафедра «Истории и культуры»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «История государственного управления в России»
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СССР ПО КОНСТИТУЦИИ 1924 ГОДА В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ
Студент
группа
112
______________________________
Научный руководитель,
к.и.н., профессор
______________________________
Хабаровск 2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…….…...41
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. На данном этапе развития и политических преобразований, происходящих в Российской Федерации и соседних государствах, преемниках бывшего СССР, когда с политической сцены уже ушли главные действующие лица того периода, сам интерес к этому периоду в российской истории несколько утих, поэтому можно попытаться рассмотреть это время, когда в истории нашего государства, а именно создание СССР, органов его власти и управления, дабы найти ответы на те вопросы и проблемы, которые у нас возникают сейчас.
Глубочайший за последние несколько веков политический кризис в России привел в 1917 году к ее развалу на десятки отдельных, номинально суверенных, государственных образований. В процессе укрепления своей власти большевики искали формы практически полезные новой власти и юридически корректные, привлекательные и убедительные хотя бы для части населения - политического объединения земель бывшей Российской империи. Работа по собиранию земель велась еще в ходе гражданской войны. После ее завершения юридически корректные формы стали важнее военных побед. Смена экономической обстановки, социальной и объединение государств, требовало изменения и в управлении государством. В связи с этим была быстро проведена политика стран для создания СССР, его нормативно-правового акта – Конституции СССР (первая в своем роде, провозглашавшая принципы и условия объединения союзных республик в одно единого государство – Союз Советских Социалистических республик.), и смены системы управления. Именно поэтому данная тема является актуальной, процессы, которые шли на этом пространстве, являют собой уникально яркий пример тщеты человеческих усилий.
Мы должны помнить историю нашего государства, прежде всего для того, чтобы понять логику процессов, которые происходили тогда, и все элементы сохраняющегося единства, которые есть на этом пространстве, порождены общей историей, порождены принадлежностью всех стран СНГ и стран Балтии к Российской империи и ее преемнику - СССР.
Так же актуальность темы исследования определяется современными событиями в России, когда межнациональные отношения стали причиной многих кризисов и конфликтов в обществе, когда на первый план выдвигается задача достижения консенсуса между различными политическими и национальными силами. Из нашего исторического прошлого мы должны извлечь уроки, чтобы исправить прежние ошибки.
Из всего выше сказанного я могу сделать вывод, что выбранная мною тема является, несомненно, актуальной. Образование СССР, изменение системы управления – это новый этап в истории развития государства и истории государственного управления, которую следует помнить, знать, извлекать правильные уроки, стремиться избежать ошибок, предотвратить их.
Анализ изученных источников и литературы.
Данный период в развитии государства длительное время находится в центре внимания научной общественности. К анализу данной темы сложились разные подходы. Для изучения предпосылок и причин создания СССР, заслуживают внимания работы В. Валентинова «Новая экономическая политика и кризис партии после смерти Ленина», Д. Далина «После войн и революций», С. О. Загорского « К социализму или к капитализму?».
Большое значение для понимания и осмысления сущности органов власти и управления СССР имеют работы современных историков, таких как В. Г. Игнатов, В. В. Амелина, А. И. Аксёнов, Н. Ю. Болотина, А.Ф. Киселёва и других авторов.
В российской историографии идет мучительная переоценка истории и значения образования СССР, его отдельных проблем и социализма в целом. Сегодня мы получили возможность обратиться к обширной литературе, выходившей на Западе, освободиться от огульного зачисления ее в разряд фальсификаторской. Эта литература отражает большой спектр мнений, научной добросовестности и политических пристрастий. В рамках настоящего исследования наибольший интерес представляли работы таких историков как Э.Карр, Н.Верт, Д.Боффа. В них содержится немало материалов, документов, которые по тем или иным причинам были недоступны советским историкам или сознательно ими игнорировались. В целом, их можно охарактеризовать как достаточно объективные.
Что касается современной периодической литературы, в которой освещается период того времени, то в своей работе я использовала газеты «Московский Комсомолец» и «Аргументы и Факты», некоторые журналы - международный ежегодник «Политика и экономика», «Деловые люди».
Основными источниками по теме исследования являются законодательные и иные нормативные акты, такие как Договор об образовании СССР, Основной закон (Конституция) СССР, Конституция (Основной закон) РСФСР 1918 года, Конституция (Основной закон) РСФСР 1925 года.
Цель и задачи курсовой работы. Основная цель, поставленная в курсовой, состоит в рассмотрении и анализе государственной системы управления СССР по Конституции 1924 года. Реализация этой цели потребовала решения комплекса взаимосвязанных задач:
Предмет курсового исследования. Предметом исследования являются органы власти и управления по Конституции СССР 1924г.
Объект исследования. Объектом исследования выступает образование Союза Советских Социалистических Республик.
Хронологические рамки проведения исследования охватывают период развития системы управления государства с 1918г. по 1936г.
Завершившаяся гражданская
война, разгром иностранной интервенци
Итак, из всего выше сказанного, можно понять, что причин для образования единого государства было достаточно.
С точки зрения организации
системы управления важно было определиться,
на каких основаниях советские республики
должны объединиться в единое государство.
В среде высших партийных и
советских руководителей
Рисунок 1.1 – Схема точек зрения организации системы управления1
После непродолжительной
дискуссии возобладала
«Только в лагере Советов, только в условиях диктатуры пролетариата, сплотившей вокруг себя большинство населения, оказалось возможным уничтожить в корне национальный гнет, создать обстановку взаимного доверия и заложить основы братского сотрудничества народов. Только благодаря этим обстоятельствам удалось советским республикам отбить нападение империалистов всего мира, внутренних и внешних; только благодаря этим обстоятельствам удалось им успешно ликвидировать гражданскую войну, обеспечить свое существование и приступить к мирному хозяйственному строительству».2
По Декларации РСФСР вошла добровольно на равных основаниях с БССР, ЗСФСР, УССР в единый Союз Советских Социалистических республик. Особенности государственного управления теперь обусловлены тем, что новый (союзный) тип советского федерализма воплотил интеграционный многолетний процесс, поражение национального сепаратизма, обеспечил государственный суверенитет объединившихся субъектов, сохранивших право свободного выхода из Союза, свои Конституции, органы власти и управления, бюджеты, право приостанавливать на своей территории распоряжения СНК СССР, опротестовывать, не приостанавливая действия, декреты и постановления союзного правительства, печатать не только республиканские, но и союзные документы на общеупотребительных в республиках языках.
Договор определил вопросы,
подлежавшие ведению