Государственная система управления СССР по конституции 1924 года в схемах и таблицах

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 20:05, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. На данном этапе развития и политических преобразований, происходящих в Российской Федерации и соседних государствах, преемниках бывшего СССР, когда с политической сцены уже ушли главные действующие лица того периода, сам интерес к этому периоду в российской истории несколько утих, поэтому можно попытаться рассмотреть это время, когда в истории нашего государства, а именно создание СССР, органов его власти и управления, дабы найти ответы на те вопросы и проблемы, которые у нас возникают сейчас.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………...3
ОБРАЗОВАНИЕ СССР………………………………………………………….…6
ОРГАНЫ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ.………………..……………………….15
Высшие и центральные органы управления…………..……...……………………15
Республиканские органы управления……………………………………………..28
Местные органы управления……………………………………………………….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…….…...41

Работа содержит 1 файл

курсовая игу.doc

— 283.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ

 

 

 

 

Факультет государственного и муниципального управления

Специальность 080504.65 «Государственное и муниципальное управление»

Кафедра «Истории и культуры»

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «История государственного управления в России»

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА  УПРАВЛЕНИЯ СССР ПО КОНСТИТУЦИИ 1924 ГОДА В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ

 

 

 

 

Студент

группа                                    ______________________________     К. А. Сидорова

112                                                                   подпись

                                                ______________________________

                                                                            дата

 

 

Научный руководитель,

к.и.н., профессор                    ______________________________     А.Н. Перепёлкина

                                                                         подпись

                                                  ______________________________

                                                                      дата

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хабаровск 2010

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………...3

  1. ОБРАЗОВАНИЕ СССР………………………………………………………….…6
  2. ОРГАНЫ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ.………………..……………………….15
    1. Высшие и центральные органы управления…………..……...……………………15
    2. Республиканские органы управления……………………………………………..28
    3. Местные органы управления……………………………………………………….33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..37

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…….…...41

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  темы. На данном этапе развития и политических преобразований, происходящих в Российской Федерации и соседних государствах, преемниках бывшего СССР, когда с политической сцены уже ушли главные действующие лица того периода, сам интерес к этому периоду в российской истории несколько утих, поэтому можно попытаться рассмотреть это время, когда в истории нашего государства, а именно создание СССР, органов его власти и управления, дабы найти ответы на те вопросы и проблемы, которые у нас возникают сейчас.

Глубочайший за последние  несколько веков политический кризис в России привел в 1917 году к ее развалу  на десятки отдельных, номинально суверенных, государственных образований. В процессе укрепления своей власти большевики искали формы практически полезные новой власти и юридически корректные, привлекательные и убедительные хотя бы для части населения - политического объединения земель бывшей Российской империи. Работа по собиранию земель велась еще в ходе гражданской войны. После ее завершения юридически корректные формы стали важнее военных побед. Смена экономической обстановки, социальной и объединение государств, требовало изменения и в управлении государством. В связи с этим была быстро проведена политика стран для создания СССР, его нормативно-правового акта – Конституции СССР (первая в своем роде, провозглашавшая принципы и условия объединения союзных республик в одно единого государство – Союз Советских Социалистических республик.), и смены системы управления. Именно поэтому данная тема является актуальной, процессы, которые шли на этом пространстве, являют собой уникально яркий пример тщеты человеческих усилий.

Мы должны помнить  историю нашего государства, прежде всего для того, чтобы понять логику процессов, которые происходили тогда, и все элементы сохраняющегося единства, которые есть на этом пространстве, порождены общей историей, порождены принадлежностью всех стран СНГ и стран Балтии к Российской империи и ее преемнику - СССР.

Так же актуальность темы исследования определяется современными событиями в России, когда межнациональные отношения стали причиной многих кризисов и конфликтов в обществе, когда на первый план выдвигается задача достижения консенсуса между различными политическими и национальными силами. Из нашего исторического прошлого мы должны извлечь уроки, чтобы исправить прежние ошибки.

Из всего выше сказанного я могу сделать вывод, что выбранная  мною тема является, несомненно, актуальной. Образование СССР, изменение системы управления – это новый этап в истории развития государства и истории государственного управления, которую следует помнить, знать, извлекать правильные уроки, стремиться избежать ошибок, предотвратить их.

Анализ изученных  источников и литературы.

Данный период в развитии государства длительное время находится в центре внимания научной общественности. К анализу данной темы сложились разные подходы. Для изучения предпосылок и причин создания СССР, заслуживают внимания работы В. Валентинова «Новая экономическая политика и кризис партии после смерти Ленина», Д. Далина «После войн и революций», С. О. Загорского « К социализму или к капитализму?».

Большое значение для  понимания и осмысления сущности органов власти и управления СССР имеют работы современных историков, таких как В. Г. Игнатов, В. В. Амелина, А. И. Аксёнов, Н. Ю. Болотина, А.Ф. Киселёва и других авторов.

В российской историографии  идет мучительная переоценка истории  и значения образования СССР, его отдельных проблем и социализма в целом. Сегодня мы получили возможность обратиться к обширной литературе, выходившей на Западе, освободиться от огульного зачисления ее в разряд фальсификаторской. Эта литература отражает большой спектр мнений, научной добросовестности и политических пристрастий. В рамках настоящего исследования наибольший интерес представляли работы таких историков как Э.Карр, Н.Верт, Д.Боффа. В них содержится немало материалов, документов, которые по тем или иным причинам были недоступны советским историкам или сознательно ими игнорировались. В целом, их можно охарактеризовать как достаточно объективные.

Что касается современной периодической литературы, в которой освещается период того времени, то в своей работе я использовала газеты «Московский Комсомолец» и «Аргументы и Факты», некоторые журналы - международный ежегодник «Политика и экономика», «Деловые люди».

Основными источниками  по теме исследования являются законодательные  и иные нормативные акты, такие как  Договор об образовании СССР, Основной закон (Конституция) СССР, Конституция (Основной закон) РСФСР 1918 года, Конституция (Основной закон) РСФСР 1925 года.

Цель  и задачи курсовой работы. Основная цель, поставленная в курсовой, состоит в рассмотрении и анализе государственной системы управления СССР по Конституции 1924 года. Реализация этой цели потребовала решения комплекса взаимосвязанных задач:

  • изучение особенностей, предпосылок, этапов и значения образования СССР;
  • изучить нормативно-правовые акты, касающиеся темы;
  • дать характеристику органам государственного управления.

Предмет курсового исследования. Предметом исследования являются органы власти и управления по Конституции СССР 1924г.

Объект  исследования. Объектом исследования выступает образование Союза Советских Социалистических Республик.

Хронологические рамки проведения исследования охватывают период развития системы управления государства с 1918г. по 1936г.

 

    1. ОБРАЗОВАНИЕ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

 

Завершившаяся гражданская  война, разгром иностранной интервенции, далее и завершение первой мировой войны способствовали экономическим, социальным и политическим проблемам в стране. Это привело к пониманию смены форм и методов управления страной, основой которых, соответственно, стало изменение систем государственного управления. Принципиальным шагом в развитии советского государственного управления стало образование СССР 30 декабря 1922года. Для объединения республик в единое государство существовали объективные предпосылки, имеющие глубокие исторические, экономические, политические и культурные основания. В частности, образование СССР определялось следующими причинами и предпосылками:

  • Идеологические. Октябрьская революция 1917 года привела к распаду Российской империи. Произошла дезинтеграция бывшего единого государственного пространства, просуществовавшего несколько веков. Однако большевистская идея мировой революции и создания в будущем Всемирной Федеративной Республики Советов форсировала новый объединительный процесс. Активную роль в развертывании объединительного движения сыграла РСФСР, власти которой были заинтересованы в восстановлении унитарного государства на территории бывшей Российской империи.
  • Политические. В связи с победой Советской власти на основной территории бывшей Российской империи возникла еще одна предпосылка объединительного процесса - единый характер политического строя (диктатура пролетариата в форме Советов), сходные черты организации государственной власти и управления. В большинстве республик власть принадлежала национальным коммунистическим партиям. Неустойчивость международного положения молодых советских республик в условиях капиталистического окружения также диктовала потребность в объединении.
  • Экономические и культурные. Потребность к объединению диктовалась также исторической общностью судеб народов многонационального государства, наличием многолетних экономических и культурных связей. Между отдельными районами страны исторически сложилось экономическое разделение труда: промышленность центра снабжала районы юго-востока и севера, получая взамен сырье - хлопок, лес, лен; южные районы выступали основными поставщиками нефти, каменного угля, железной руды и т.д. Значение этого разделения возросло после окончания Гражданской войны, когда встала задача восстановления разрушенного хозяйства и преодоления экономической отсталости советских республик. В национальные республики и области из центральных губерний переводились текстильные и шерстяные фабрики, кожевенные заводы, типографии, посылались врачи, педагоги. Принятый в 1920 г. план ГОЭЛРО (электрификации России) также предусматривал развитие экономики всех районов страны.
  • Национальная политика большевиков. Национальная политика Советского государства способствовала росту доверия к центральной власти. В основу " Декларации прав народов России " (2 ноября 1917 г.) и " Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа " (январь 1918г.) были положены принцип равенства всех наций и народностей и признание права наций на самоопределение, что способствовало объединительным процессам.
  • Стремление к единой внешней безопасности республик. Неустойчивость международного положения молодых советских республик в условиях капиталистического окружения также диктовала потребность в объединении.

Итак, из всего выше сказанного, можно понять, что причин для образования единого государства было достаточно.

С точки зрения организации  системы управления важно было определиться, на каких основаниях советские республики должны объединиться в единое государство. В среде высших партийных и  советских руководителей высказывались две точки зрения по данному вопросу.

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.1 – Схема точек зрения организации системы управления1

После непродолжительной  дискуссии возобладала ленинская  позиция. ЦК РКП(б) утвердил ленинские  принципы национального государственного устройства. В октябре – декабре 1922г. состоялись съезды Советов объединявшихся республик, где были приняты решения об образовании СССР. Завершился этот процесс на Первом Общесоюзном съезде Советов 30 декабря 1922г. Съезд принял Декларацию и Договор об образовании СССР. (Рисунок 1.1)

«Только в лагере Советов, только в условиях диктатуры пролетариата, сплотившей вокруг себя большинство  населения, оказалось возможным  уничтожить в корне национальный гнет, создать обстановку взаимного  доверия и заложить основы братского сотрудничества народов. Только благодаря этим обстоятельствам удалось советским республикам отбить нападение империалистов всего мира, внутренних и внешних; только благодаря этим обстоятельствам удалось им успешно ликвидировать гражданскую войну, обеспечить свое существование и приступить к мирному хозяйственному строительству».2

По Декларации РСФСР  вошла добровольно на равных основаниях с БССР, ЗСФСР, УССР в единый Союз Советских Социалистических республик. Особенности государственного управления теперь обусловлены тем, что новый (союзный) тип советского федерализма воплотил интеграционный многолетний процесс, поражение национального сепаратизма, обеспечил государственный суверенитет объединившихся субъектов, сохранивших право свободного выхода из Союза, свои Конституции, органы власти и управления, бюджеты, право приостанавливать на своей территории распоряжения СНК СССР, опротестовывать, не приостанавливая действия, декреты и постановления союзного правительства, печатать не только республиканские, но и союзные документы на общеупотребительных в республиках языках.

Договор определил вопросы, подлежавшие ведению центральных (союзных) властей. Это представительство  в международных делах (включая  вопросы войны и мира, заключения внешних займов, ведения внешней торговли и т.д.), общее планирование народного хозяйства, организация вооруженных сил, транспорта и связи, денежной, кредитной, налоговой систем. Договор предусматривал установление единого законодательства (гражданского и уголовного), общих начал в просвещении, здравоохранении, законах о труде и т.д. Все важнейшие вопросы жизнедеятельности народов определялись верховными органами Союза ССР. Договор определил структуру этих органов, порядок их выборов и работы. В документе были перечислены наркоматы, образовавшие Совнарком СССР. Его декреты и постановления, так же как распоряжения Всесоюзного ЦИК, печатались на языках, общедоступных в союзных республиках, и были обязательны для исполнения всеми союзными республиками на всей территории Союза. Установилось единое союзное гражданство, вводились атрибуты нового государства – флаг, герб, печать.

Информация о работе Государственная система управления СССР по конституции 1924 года в схемах и таблицах