Гештальт-Группы история и развитие

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 22:53, доклад

Описание работы

История гештальтподхода к групповой работе во многом связана с биографией его основателя Фрица (Фредерика С.) Перлза. Окончив Берлинский университет по специальности нейропсихиатрия, Перлз вместе с Карен Хорни в 1926 г. обратился к психоанализу и открыл свою собственную практику в соответствии с принципами фрейдизма. В 1933 г., когда к власти пришел Гитлер, Перлз эмигрировал в Южную Африку.

Работа содержит 1 файл

Гештальт.docx

— 72.20 Кб (Скачать)

Руководитель  гештальт-группы должен внимательно  относиться к использованию глаголов, в частности глагола могу, а также к использованию глаголов с некоторыми модальными словами, например надо, должен. Изменяя их на хочу, не хочу, выбираю, члены группы принимают ответственность за свои мысли, действия и связанные с ними чувства, усиливают контроль за своим поведением, а не контролируются им. Руководитель также поощряет членов группы заменять союз «но» на союз «и». Когда две части предложения соединены союзом «но», то первая часть отвергается или определяется через вторую часть. Предложение «Я хочу заниматься этой проблемой, но я боюсь» может быть закончено «следовательно, я не хочу». Предложение «Я хочу заняться этой проблемой, и я боюсь» имеет совсем другое значение, так как в первом предложении союз «но» препятствует говорящему принять ответственность за себя. Руководитель также поощряет членов группы заменять вопросительные предложения на утвердительные для того, чтобы они смогли обнаружить свои собственные ресурсы, а не пытались мобилизовать их у других людей, представляя себя беспомощными.

Принятию ответственности  за себя также способствует осознание  того, на кого мы возлагаем ответственность  за себя, как прерываем себя, как  мешаем себе ощущать все в полной мере. Члены группы часто делают других ответственными за себя, полагая, что их чувства вызываются другими  людьми и что они поэтому являются жертвами чужих воздействий. Член группы, который считает, что его состояние  депрессии вызвано тем, что любимая  девушка «заставила» его испытывать эти чувства, может получить задание  сказать ей в воображении: «Я считаю тебя ответственной за то, что я  испытываю депрессию». Это помогает участнику научиться принимать  ответственность за передачу другим людям своих собственных функций  по возбуждению чувств и контролю за ними. Со временем он сможет мягко  сказать: «Я почувствовал это, когда  ты…», тем самым усиливая свою собственную  ответственность (Passons, 1975).

Тенденция избегать принятия ответственности за самих  себя и делать ответственными других говорит о том, что у человека проявляются такие симптомы, которые  Перлз назвал «дырами в личности». Согласно Перлзу (Perls, 1969a), индивидуум проецирует что-то вовне тогда, когда не может  это мобилизовать в самом себе. Руководители гештальт-группы понимают, что они представляют собой экран  для проекций ограниченных возможностей членов группы. Уделяя членам группы внимание, руководители одновременно фрустрируют  их, отказываясь дать поддержку, и  тем самым заставляют их выискивать ресурсы внутри самих себя и, следовательно, принимать ответственность за свои чувства.

Преодоление сопротивления 

Сопротивление – это общее понятие для  многих школ психотерапии и консультирования. В гештальттеории сопротивление  обозначает, что член группы не выполняет  те упражнения, которые рекомендуются  ему руководителем (Latner, 1973). Руководители гештальт-групп используют возникающее  сопротивление, которое включает нежелание  или ощущение неспособности делать или переживать что-то, для расширения сферы сознавания членами группы самих себя (Latner, 1973). Таким образом, гештальттерапевты не рассматривают  сопротивление в качестве преграды, которую надо «повалить и разрушить».

Сопротивление проявляет себя в том, как члены  группы прерывают себя, избегают сознавания, играют роли. Перлз (Perls, 1973) описывает  невротика как человека, постоянно  прерывающего себя. Сопротивление используется для уменьшения риска переживания  негативных чувств и в конечном счете  ограничивает свободное функционирование. Целью гештальттерапии является преобразование сопротивления в  сознавание себя.

Сопротивление может проявляться и в мышечном напряжении. Руководитель группы привлекает внимание участника к тому, как  его голос прерывается из-за напряжения в голосовых связках, и к тому, как он сидит, сложив руки на груди, обращаясь к участнику с вопросом: «Можешь ли ты прислушаться к своему голосу? Каким он тебе слышится?», или: «Можешь ли ты ощутить, как ты сидишь на стуле?», или: «Можешь ли ты объяснить, что ты делаешь со своими руками?» (Enright, 1971). Когда члены группы имеют  какие-либо телесные ограничения, то они  начинают опираться на прошлый опыт. При осознании своего сопротивления  переживанию, чувствованию или продолжению  работы в группе участники становятся способными преодолеть препятствия  на пути к полному функционированию и подлинности.

Члены группы иногда защищают себя тем, что перестают  ощущать сигналы от органов чувств в полной мере, то есть они могут  не слышать, что они говорят, не видеть, что они делают, или не сознавать  свои собственные чувства. По мере осознания  подобного сопротивления формируется  способность принимать ответственность  за свое нежелание видеть или слышать. Нежелание переживать чувства, особенно болезненные, также проявляется  физиологически, например в поверхностном  дыхании или в попытке задержать  дыхание. Внимательный руководитель должен поощрить члена группы к глубокому  дыханию, которое позволит ему (члену  группы) выразить и пережить все  свои чувства.

Физиологические проявления сопротивления могут  быть преодолены при помощи методики «двух стульев». Член группы получает задание «построить диалог» с  той частью тела, которая находится  в напряжении. Например, представить  на пустом стуле свои руки и спросить их, что они делают. Иногда напряжение выражается в том, что две части тела как бы «ведут борьбу». В то время как член группы рассказывает о своей работе, руководитель замечает, что его правая рука сжимает и тискает левую. Эта «борьба» между правой и левой руками означает наличие конфликта, который исследуется посредством диалога между руками. Левая рука, например, может «сказать»: «Ох, прекрати так сжимать меня!»« а правая рука может «ответить»: «Я не хотела причинить тебе боль, но есть другие вещи, которые могут причинить нам большую боль, и я просто стараюсь обезопасить нас от них».

Таким образом, в гештальттерапии не делается акцент на разрушение чьего-либо сопротивления. Пациенту необходимо осознать наличие  у себя сопротивления и понять, что на самом деле есть то, что он старается избегать сознавать. Осознание стимулирует члена группы на дальнейшее продвижение и на риск пережить заблокированные чувства. Со временем сознавание сопротивления поможет участникам преодолеть его.

ОЦЕНКА

Гештальттерапия была разработана Ф. Перлзом и  является оригинальным методом психотерапии и роста личности. Перлз был  терапевтом с уникальной интуицией  и чувствительностью, его яркая, незаурядная личность, а также  вызывающий стиль в глазах многих людей носили отпечаток большой  самонадеянности. В настоящее время  руководители групп, занимаются ли они  только гештальттерапией или заимствуют некоторые ее приемы, принимают те теоретические понятия гештальттерапии  и используют те ее техники, которые  в наибольшей степени соответствуют  их стилю.

Один из вкладов  Перлза в гештальттеорию состоит  в создании молитвы гештальтиста:

Я делаю свое, а ты делаешь свое.  
Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.  
А ты живешь в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим.  
Ты это ты, а я это я.  
И если нам случится найти друг друга – это прекрасно.  
Если нет, этому нельзя помочь.

Философский смысл  молитвы отражает понимание Перлзом  проблем ответственности за себя и сознавания себя. Она прямо говорит  о нежелании брать ответственность  за чью-то жизнь при достижении своих  собственных личностных целей, даже зная, кто этот другой человек. Заложенное в молитве представление об «опоре на себя», «саморегуляции» предполагает относительную свободу от социальных ограничений. Это как бы ответ  на давление общества и семьи, направленное на то, чтобы человек подчинялся условностям и соответствовал ожиданиям  значимых других. К сожалению, молитва  гештальтиста очень часто искажается как руководителями, так и членами  группы. Утверждение «Я делаю свое, а ты делаешь свое» используется для обоснования отсутствия восприимчивости  к чувствам и желаниям других. Перекладывая ответственность за боль и развитие на плечи членов группы, эгоцентричный  руководитель как бы оправдывает  себя за недостаток внимания к проблемам  других. В некотором смысле эта  молитва является антигештальтистской; она фокусирует наше внимание на независимости  без оценки нашей же зависимости, которая необходима для удовлетворения наших желаний и обеспечения  нашего личностного роста. Суммируя данные об эффекте гештальт-групп, Гринвальд (Greenwald, 1976) отметил, что некоторые  гештальт-группы «становятся токсичными»  из-за их чрезмерного давления на участников, переоценки сильных эмоциональных  переживаний и опыта катарсиса. Заботливый руководитель группы может  обеспечить более высокий уровень сознавания себя и более высокую готовность к принятию рискованных решений, чем неприступный и автократический руководитель.

Во многом антиинтеллектуальная позиция Перлза, отражаемая в утверждении  типа «забудь о своем уме и  доверься чувствам», так же довольно часто искажается и упрощается. Среди  руководителей гештальт-групп существует тенденция игнорировать рациональное мышление и интеллектуальные способности  членов групп. Намерение же Перлза заключалось  в смещении равновесия от чрезмерного  преувеличения роли сознания к возвращению  значения роли телесных ощущений и  чувств. Однако преувеличение роли тела при недооценивании роли интеллекта не может привести к созданию оптимального терапевтического подхода.

Хотя Перлз  был основателем гештальттерапии  и авторитетным специалистом, многие из современных руководителей гештальт-групп  пошли гораздо дальше своего учителя. Развитие гештальттеории привело к  созданию множества упражнений и  экспериментальных приемов, начиная  от методики «двух стульев» и кончая воображаемыми диалогами с объектами  мечты, которые вполне применимы  и в рамках других терапевтических  подходов. Однако гештальтподход не является тем теоретическим подходом, который  предоставляет уже готовый набор  методик для проведения групп. Многие практики ответственны за некритическое  использование методик без рассмотрения теории и принятия во внимание индивидуальных желаний каждого члена группы. Наиболее успешными руководителями гештальт-группы являются те, кто постоянно  экспериментирует с методиками, создает  новые приемы для решения индивидуальных проблем и в определенный момент интуитивно находит нужные ответы на требования каждого члена группы. Гештальт-метод может слишком  сильно воздействовать на членов группы, поэтому руководитель должен опираться  на знание и понимание теоретических  положений, а также обладать опытом в гештальт- и групповых процессах.

Исследований  по гештальтподходу явно недостаточно. Прохазка (Prochaska, 1979) в своем обзоре по гештальт-группам указывает на противоречивость исследовательских  результатов. Одни исследования отмечают у членов групп значительный личностный рост после участия в гештальт-группах, другие – минимальный эффект. Обследование 60 студентов университета показало, что опыт гештальттерапии во время  семинарских занятий способствовал  самоактуализации при измерении  их поведения с помощью опросника  личностной ориентации (Foulds & Hannigan, 1977). Последние исследования обращают внимание на то, что гештальтметодики ведут  к расширению сознавания себя (Greenberg & Clarke, 1979), усиливают эмпатию, чувство  понимания себя другими, автономность, а также увеличивают глубину  переживаний и способность к  контакту и уменьшают отчужденность  между членами группы (Anderson, 1978).

Для развития этого  популярного, обладающего большими потенциальными возможностями подхода  требуется гораздо больше, чем  в настоящее время, эмпирических исследований его эффективности. Гештальттерапия  оказывает воздействие на практику многих психотерапевтов – руководителей  групп и остается оригинальным методом  исследования личности и обеспечения  ее роста.

РЕЗЮМЕ

Гештальттерапия была разработана Фрицем Перлзом  на основе его раннего опыта в  психоанализе и последующего изучения экзистенциальной философии, гештальтпсихологии и теории Вильгельма Райха о физиологических  корнях сопротивления психологическому изменению. В настоящее время гештальт-группы известны своими сильными руководителями и ориентацией на развитие автономности и ответственности среди участников.

Основными понятиями  этого подхода являются: отношение фигуры и фона, сознавание и сосредоточенность на настоящем, противоположности, функции защиты и зрелость. Исследования в области восприятия показали, что важные и значимые события занимают центральное место в сознании, образуют фигуру, а менее важная информация отступает на задний план. Построение и завершение гештальтов является естественным ритмом жизнедеятельности организма и происходит под воздействием процесса организмической саморегуляции. Невротическое функционирование возникает, когда между нашими внешней и внутренней зонами сознавания вклинивается средняя зона фантазии. Понятие «противоположности», ярким примером которого является конфликт между «нападающим» и «защищающимся», описывает борьбу между двумя противоположными сторонами нашего «Я», которые должны сосуществовать вместе. Функции защиты представляют собой неэффективные способы избавления от угрозы или стресса и включают в себя патологическое слияние, ретрофлексию, интроекцию и проекцию. Зрелость описывается как способность найти свои собственные ресурсы поддержки и принять ответственность за себя.

Целью гештальттерапии  является пробуждение организмических  процессов участников путем поощрения  расширения сознавания и продвижения  по направлению достижения зрелости. Руководитель группы обычно работает с одним «добровольцем», который  находится на эмоционально «горячем месте». Членам группы разрешается оказывать поддержку этому участнику, они могут отождествляться с ним. В последнее время гештальттерапевты стали в большей степени использовать групповое взаимодействие и поддержку. Методики и упражнения гештальттерапии направлены на расширение сознавания, интеграцию противоположностей, усиление внимания к чувствам, работу с мечтами, принятие ответственности за самих себя и преодоление сопротивления.

Информация о работе Гештальт-Группы история и развитие