Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 22:53, доклад
История гештальтподхода к групповой работе во многом связана с биографией его основателя Фрица (Фредерика С.) Перлза. Окончив Берлинский университет по специальности нейропсихиатрия, Перлз вместе с Карен Хорни в 1926 г. обратился к психоанализу и открыл свою собственную практику в соответствии с принципами фрейдизма. В 1933 г., когда к власти пришел Гитлер, Перлз эмигрировал в Южную Африку.
Работа по методике
«двух стульев» позволяет выделить
наиболее слабый компонент этого
конфликта и усилить его до
такой степени, когда оба компонента
могут вступить в диалог на равных.
Например, участник группы, который
всегда опаздывает, начинает вести
диалог между «нападающим» и «защищающимся».
Он садится на первый стул и разговаривает
с позиций «защищающегося» со
своим же воображаемым «нападающим»,
который сидит на другом стуле. «Защищающийся»
может плакать, оправдываться и
объяснять свои постоянные опоздания.
Через минуту участник садится на
второй стул и уже с позиций
«нападающего» начинает поучать
«защищающегося». «Нападающий» спорит,
настаивает, требует. Затем участник
опять меняет место на стульях, и
так продолжается до тех пор, пока
противоположные точки
Следующий диалог по методике «двух стульев» проводит женщина, которая хотела интимных отношений с мужчиной, но как только их отношения стали многообещающими, она сразу же их прекратила.
Защищающийся:
Я очень одинока, мне так хочется, чтобы
меня кто-нибудь ждал дома.
Нападающий: У тебя есть дети, этого
достаточно для тебя.
Защищающийся: Мне хорошо днем, пока
я занята делом, и хорошо ночью, когда я
очень устаю, но…
Нападающий: Не будь ребенком. Ты должна
стать более независимой.
Защищающийся: Но я не хочу быть независимой!
Я хочу иметь рядом мужчину, который бы
заботился обо мне и принимал решения
за меня, и…
Нападающий: Решение, ха! Где ты видела
таких мужчин? Разве они могут принимать
решения? Они все слабаки – ты кончишь
свои дни, ухаживая за ними!
Защищающийся: Но я хочу! Пауль был
прекрасен, он брал ответственность на
себя, и проблемы становились такими простыми…
я любила его, пока…
Нападающий: Да, пока! Пока ты не добилась
того, что он не мог и шагу ступить без
тебя. В тебе нет ничего хорошего для мужчин.
Защищающийся: Но я хочу, чтобы было!
Я ненавижу себя, когда веду себя с мужчинами
подобным образом. Я ненавижу себя, когда
не могу уделить им время.
Нападающий: Забудь их, детка; оставь
их в покое. С ними со всеми что-то не так
(Fantz, 1975, р. 91-92).
Диалог позволяет женщине осознать, что «нападающий» напоминает ей о любимом отце, который умер несколько лет тому назад. Продолжая диалог со своим «отцом», она сможет увидеть, что именно «отец» саботирует все ее отношения с мужчинами. Затем руководитель группы, используя приемы психодрамы, просит другого члена группы сыграть роль ее отца, и женщина, принимая участие в драматическом диалоге, сможет выразить свою любовь к отцу и одновременно «освободиться» от его влияния. Этот эксперимент подтверждает, что две части личности могут быть актуализированы и что интроект может быть обнаружен и обсужден.
Некоторые противоположности
вначале переживаются как конфликт
между своим «Я» и окружающими.
Например, участница, которая переживает
чувство вины, представляя себе,
как она говорит матери о намерении
уйти из дома и жить отдельно, возможно,
проецирует свою амбивалентность на
мать. Поскольку дочь никогда в
действительности не сталкивалась с
матерью по таким вопросам, то ее
чувство вины основывается на фантазии,
будто мать заболеет или очень
огорчится, если она обнаружит свои
намерения. В гештальттеории вина чаще
всего связывается с
Хотя упражнение
по методике «двух стульев» является,
по сути, индивидуальной работой на
«горячем месте», противоположности
могут исследоваться и вместе
с группой – например, когда
между членами группы возникают
межличностные конфликты и
Усиление внимания к чувствам
Одной из целей
упражнений по сознаванию является помощь
членам группы в анализе своих
чувств. Большинство людей прерывают
континуум сознавания сразу же, как
только возникает неприятное переживание.
Это избегание сознавания приводит
к тому, что мы как бы накладываем
на себя путы из незаконченного действия.
Так, женщину, которая постоянно
боится, что ее оставит муж, хотя
она и имеет все доказательства
супружеской верности, может постоянно
тревожить чувство
У. (участник):
Мне бы хотелось понять…
Т. (тренер): Я слышу плачущие нотки
в твоем голосе. Слышишь ли ты их?
У.: Да… Какое-то дрожание.
Т.: Теперь ты – это твой голос.
У.: Я слабый, жалобный голос, голос
ребенка, который не выполнил какое-то
требование. Он боится…
Т.: Я…
У.: Я маленький ребенок, я боюсь попросить
чего-нибудь; я могу попросить то, что я
хочу, только выразив все свое отчаяние,
тогда мама пожалеет меня и позаботится
обо мне…
Т.: Можешь ли ты теперь стать своей
мамой? (Naranjo, 1975, р. 39).
Разыгрывание ролей своего голоса и голоса матери приводит к налаживанию диалога между ними, что позволяет участнику, изображая беспомощного ребенка, осознать свое манипулирование другими. Работа по этой методике стимулирует участника к проигрыванию незнакомых типов поведения для выявления в них новых источников энергии. Например, участник жалуется, что никто не слушает его. Руководитель группы, играя роль глухого, создает ситуацию, при которой участник вынужден будет опробовать новые способы поведения. Он может стать агрессивным и злым, умиротворенным и печальным, оценивающим или самоуверенным. Согласно гештальттеории, каждый тип поведения, который участник выбирает для разрешения своей дилеммы, отражает реальный аспект его «Я», ранее отвергаемый.
Методика «разыгрывания ролей» помогает членам группы обнаружить проекции в своем «Я». Например, участник, который считает членов группы добрыми, а себя очень злым, может попробовать актуализировать значение слова «доброта» и, возможно, таким образом найти новые источники доброты внутри себя. Разыгрывания часто заключаются в намеренных несоответствиях, преувеличениях: робкий, застенчивый участник может получить задание встать на стул и начать отдавать команды авторитарным, громким голосом.
Усилению внимания
к чувствам способствует задание
по утрированному выражению
Работа с мечтами
Один из наиболее удивительных видов работы на «горячем месте» является разгадывание участником значения своих мечтаний (фантазий). Перлз считал (Perls, 1973), что мечты представляют собой наиболее спонтанную продукцию в нашем опыте, те фрагменты нашего «Я», которые подавляются или от которых мы отказываемся, и, таким образом, они несут уникальную информацию для того, кто их создает. В гештальттерапии фигуры и объекты в мечтах не анализируются и не интерпретируются руководителем группы, поскольку мечты здесь не имеют того универсального значения, которое они имеют в психоанализе, где, например, оружие, пуля или башня, а также любой длинный объект интерпретируется как образ мужской сексуальности. Вместо этого работа с мечтами в гештальттерапии включает в себя два процесса: перенос мечты на реальную почву и повторное присвоение отчужденных фрагментов личности.
Перенос мечты
на реальную почву становится возможным,
когда член группы получает задание
описывать свою мечту в настоящем
времени. Описание мечты в прошедшем
времени («Я представлял, как кто-то
преследует меня в долине, зажатой
между двумя высокими заснеженными
горами») как бы объективирует мечту
и приводит участника к необходимости
интерпретации и
Каждый объект
или фигура мечты представляет собой
отчужденный фрагмент личности. В
приведенном примере
По мере того
как участник по очереди становится
каждым объектом своей мечты, он выявляет
те аспекты своей личности, которые
никогда раньше полностью не сознавал.
Он может почувствовать
Другим вариантом
этого упражнения является описание
мечты с точки зрения каждого
объекта мечты. Перлз считал, что
в гештальттерапии нет
Если центральным моментом мечты является обсуждение или спор, то для интеграции противоположностей используется методика «двух стульев». Участник разыгрывает диалог между двумя основными «действующими лицами» мечты, исследуя все крайние точки противоположности, для того чтобы потом интегрировать их в единое целое. Он может также выбирать других членов группы для демонстрации объектов мечты. В отличие от психодрамы, где члены группы получают разрешение отвечать работающему участнику, в гештальт-группе члены группы изображают пространственные отношения, позы и, возможно, воспроизводят некоторые фразы, содержащиеся в мечте. Работа с мечтами дает возможность участнику изучить гештальт своей мечты и увеличивает потенциальные возможности, позволяющие раскрыть значение своей мечты.
Принятие ответственности за самих себя
Причиной любого
невротического механизма является
неспособность индивидуума
В гештальгруппе поощряется непосредственное обращение к другому человеку в первом лице, а не разговор о нем в третьем лице. Сплетни и советы, интеллектуализирование и психологизирование, а также нарушение границ «Я» других людей не одобряются. Руководитель группы помогает членам группы ощутить то, как они используют местоимения и глаголы. Например, участник говорит: «Это ужасно – бить своих детей». Руководитель просит его указывать, к кому обращено это высказывание, или хотя бы использовать местоимение «я». Когда предложение изменено на «Это ужасно, что я бью своих детей», участник принимает ответственность как за свои чувства, так и за свои действия. Таким образом, посредством персонификации местоимений неопределенность, составляющая сущность патологического слияния, и нарушенное функционирование при проекции и интроекции изменяются и способствуют адекватному контакту.