Гештальт-Группы история и развитие

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 22:53, доклад

Описание работы

История гештальтподхода к групповой работе во многом связана с биографией его основателя Фрица (Фредерика С.) Перлза. Окончив Берлинский университет по специальности нейропсихиатрия, Перлз вместе с Карен Хорни в 1926 г. обратился к психоанализу и открыл свою собственную практику в соответствии с принципами фрейдизма. В 1933 г., когда к власти пришел Гитлер, Перлз эмигрировал в Южную Африку.

Работа содержит 1 файл

Гештальт.docx

— 72.20 Кб (Скачать)

4. ГЕШТАЛЬТ-ГРУППЫ

ИСТОРИЯ И РАЗВИТИЕ

История гештальтподхода  к групповой работе во многом связана  с биографией его основателя Фрица (Фредерика С.) Перлза. Окончив Берлинский университет по специальности нейропсихиатрия, Перлз вместе с Карен Хорни  в 1926 г. обратился к психоанализу и открыл свою собственную практику в соответствии с принципами фрейдизма. В 1933 г., когда к власти пришел Гитлер, Перлз эмигрировал в Южную  Африку. В дальнейшем на него оказали  заметное влияние философия экзистенциализма, гештальтпсихология и теория Вильгельма Райха о физиологических проявлениях  психологических проблем.

Экзистенциализм, явившись в какой-то мере реакцией на разочарование, вызванное двумя  мировыми войнами, суровой экономической  депрессией и процессом дегуманизации, ввел в психологию представление  о свободе человека и его ответственности  за формирование собственного внутреннего  мира (Cohen & Smith, 1976). Экзистенциальная философия помогла Перлзу отойти от психоаналитического подхода, согласно которому основное внимание уделяется  истории индивидуального развития. Вместо того чтобы искать корни проблем  в прошлом своих пациентов, Перлз  начал всматриваться в настоящее, в то, как они приспосабливаются  и живут в своем мире. При  таком подходе терапия перестает  быть системой извлечения значимой информации из памяти. Перлз считал, что информация, необходимая для терапевтического изменения, содержится в непосредственном поведении пациента; как тот вступает во взаимодействие с терапевтом и  проявляет себя в этом взаимодействии.

Гештальтпсихология  помогла Перлзу понять важность феноменологии  текущего опыта. Он стал осторожен в  интерпретации бессознательного, фокусируя  внимание на видимых проявлениях  проблем пациентов (Perls, 1969a). В то время как экзистенциализм пытается объяснить, как люди переживают свое существование в данный момент, академическая гештальтпсихология пытается ответить на вопрос, как они воспринимают свое существование (Kempler, 1973). Основатели гештальтпсихологии Келер (Kohler, 1947), Коффка (Koffka, 1935) и Вертгеймер (Wertheimer, 1945) подчеркивали активность воспринимающего, который структурирует дискретные события и придает им смысл. Свою теорию они противопоставили ранним теориям восприятия, сводившим психические процессы к простой сумме составляющих их компонентов и рассматривавшим воспринимающего как пассивного реципиента сенсорных качеств формы. Один из учителей Перлза, Курт Гольдштейн, применил положения гештальттеории в области мотивации человеческого поведения. Сам Перлз распространил положения гельштальттеории восприятия на изучение личности, использовав понятие «отношение фигуры и фона» для объяснения восприятия чувств, эмоций и телесных ощущений. Современник Перлза Курт Левин, эксперименты которого положили начало движению Т-групп, позаимствовал принцип целостности Гольдштейна для объяснения взаимодействия человека с его социальным окружением, а также социально обусловленных изменений личности.

Вильгельм Райх оказал влияние на представление  Перлза о сопротивлении в терапии. Сопротивление – это термин, который используется для описания переживания внутренней преграды, возникающего у людей по отношению к возможным изменениям в поведении или при сознавании значимых переживаний. Сопротивление также можно рассматривать как защиту от стресса, обусловленного развитием и изменением личности. Райх, ученик Фрейда, выдвинул предположение, что сопротивление является частью так называемого «мышечного панциря», то есть физического выражения психологической защиты. Он верил, что сопротивление изменениям можно преодолеть путем использования методик прямого телесного контакта. Перлз заимствовал идею Райха о том, что сопротивление проявляется в невербальном поведении, или языке тела. Более полное описание терапии Райха будет дано в 6-й главе.

После переезда в 1946 г. в Соединенные Штаты Перлз  разработал большинство своих оригинальных и продуктивных теорий личностного  развития и терапевтического изменения. В 1952 г. он основал Институт гештальттерапии  в Нью-Йорке. Это положило начало новому мощному психотерапевтическому  движению. В 1964-1969 гг. Перлз жил в  Институте Эсалена в г. Биг-Суре, штат Калифорния, где проводил семинары, терапевтические группы и курсы  обучения гештальттерапии. В 1969 г. он переехал в Канаду для создания Института  гештальттерапии. Зимой 1970 г. его не стало.

Перлз занимался  такими различными вопросами, как теория поля Курта Левина, театр психодрамы, биоэнергетика и метод Александера. Из каждой области он извлекал то, что  могло оказаться значимым для  развития его собственной терапевтической  модели. Подобно Левину, Перлз отказался  от каузального подхода, поиска в  поведении ответа на вопрос «почему?», при котором человек рассматривается  как «пассивная пешка», управляемая  силами среды, и сосредоточился на изучении взаимодействия активной личности и  среды, поиске в поведении ответов  на вопросы «что?» и «как?». Из психодрамы, биоэнергетики и метода Александера Перлз заимствовал  упражнения и методики, видоизменив  их в соответствии со своими теоретическими представлениями.

Хотя гештальттерапия  формировалась как метод индивидуальной психотерапии, групповая ее форма  стала наиболее распространенной. В  середине 60-х гг. Перлз объявил  о своем намерении оставить индивидуальные занятия и перейти к групповым  формам работы (Perls, 1967). Однако обычная  гештальт-группа сильно отличается от групп других видов. Если Т-группы и  инкаунтер-группы вовлекают в работу всех членов группы и поощряют взаимодействие между ними, гештальттерапия, как  ее описывал Перлз и как ее практиковали многие его ученики (Simkin, 1968), представляет собой договорное общение группового лидера и отдельного участника, который  добровольно решается стать пациентом, сев на так называемое эмоционально «горячее место», то есть на стул рядом  со стулом терапевта. Остальные члены  группы без комментариев наблюдают  за терапевтическим процессом, взаимодействием  терапевта и клиента. Хотя в некоторых  упражнениях гештальттерапии могут  участвовать все члены группы, чаще всего им отводится роль молчаливых зрителей и выразителей групповой  поддержки. Ценность групповой работы Перлз (Stevens, 1977) видел в том, что  члены группы, наблюдая за поведением работающего пациента, начинают лучше  понимать себя и собственные проблемы. Члены группы могут отождествиться с пациентом, находящимся на «горячем месте». Кроме того, по принципу цепной реакции при возникновении сильного эмоционального переживания у одного члена группы аналогичные переживания  могут возникнуть и у остальных. Таким образом, предполагается, что  наблюдение само по себе способствует изменению.

Некоторые гештальттерапевты  используют групповое взаимодействие и поддержку в большей степени. В частности, в центрах личностного  роста на Востоке терапевтическая  работа не ограничивается общением руководителя группы с одним членом группы, в  терапевтический процесс вовлекаются  другие члены группы. «Горячее место» превращается в «блуждающее горячее  место», на котором оказывается то один, то другой член группы (Polster & Polster, 1973). И хотя в течение определенного  времени в работе задействован один член группы, другие, если захотят, могут  спонтанно вмешаться в разговор. Возрастает понимание того, что все происходящее в группе в любой момент имеет какое-то отношение ко всем членам группы и обсуждаемым проблемам. Таким образом, члены группы непосредственно вовлекаются в групповой процесс и попадают под воздействие индивидуальной терапии.

В последнее  время растет понимание того, что  гештальттерапия вполне совместима с изучением группового процесса и групповой динамики. В тех  гештальт-группах, которые признают важность групповых процессов, ярко проявляется социальная взаимодействующая  природа индивидуально-личностной работы (Zinker, 1977). Если какой-то член группы просит о помощи, то наверняка найдутся и члены группы, которые негативно  отнесутся к его просьбе, и  члены группы, которые окажут помощь и поддержку. В такой модели все  межличностные действия и попытки  общения индивидуумов признаются необходимыми и поощряются. В настоящее время  на переднем крае изучения внутриличностных, межличностных и групповых уровней  деятельности находятся группы Гештальтинститута  в Кливленде (Kepner, 1980). Если женщина  злится на мужчину – члена той  же группы, – руководитель может  начать работать с ее чувством злости по отношению к мужчинам в целом  или исследовать ее взрыв ярости как отражение групповых проблем (как, например, это происходит в  тэвистокских группах).

Гештальтметод предполагает, что группу ведет сильный, активный руководитель, который поощряет проявление независимости у участника. В тех группах, которые основываются не на принципах гештальта, руководитель может поощрять спонтанное взаимодействие, используя модель инкаунтер-группы или Т-группы и применяя гештальтметод  тогда, когда он наиболее подходящ и  продуктивен. Начиная с 60-х годов, когда гештальт-группы стали достаточно популярными, они вошли в число  основных видов консультирования и  терапии.

ОСНОВНЫЕ  ПОНЯТИЯ

Хотя Перлз (Perls, 1969a) отрицал теорию, а любое теоретизирование, в особенности философско-психологического рода, называл «слоновьим дерьмом», его терапевтический подход основывался  на пяти ключевых теоретических понятиях: отношение фигуры и фона, сознавание и сосредоточенность на настоящем, противоположности, функции защиты, зрелость и ответственность.

Фигура  и фон 

Первым из этих основополагающих понятий является понятие отношение фигуры и фона. Исследователи восприятия в русле гештальттеории обнаружили: люди организуют поступающую информацию таким образом, что важные и значимые события занимают центральное место в сознании, а менее важная информация отступает на задний план. Перлз применил это положение к описанию функционирования личности и предположил наличие ритмической смены процессов формирования и завершения фигуры, когда в качестве фигуры выступает потребность, например, получить поддержку или выразить гнев.

Гештальттеория  утверждает, что человек функционирует  на основе принципа саморегуляции. Он поддерживает свой динамический баланс, или гомеостазис, при помощи постоянного  сознавания тех потребностей, которые  возникают в нем самом и  вызываются средой, и удовлетворения потребностей по мере их возникновения, в то время как все остальные, не связанные с этим процессом  объекты или события отступают  на задний план.

Отношение между  фигурой и фоном есть одно из важнейших  понятий гештальттеории. Процесс  саморегуляции организма приводит к формированию фигуры, или гештальта. Основное значение слова «гештальт» можно определить как рисунок  или конфигурацию – специфическую  организацию частей, составляющих определенное целое, которую нельзя изменить без  ее разрушения (Latner, 1973). Гештальтобразования  возникают только на каком-то фоне или  с определенным задним планом. Мы выбираем из фона то, что важно или значимо  для нас, и это важное или интересное нам становится гештальтом. В перцептивной ситуации, изображенной на рис. 4, фигурой  могут быть либо ваза, либо два профиля. В группах фигурой обычно является то чувство, которое преобладает  над всеми остальными чувствами  и мыслями. Например, чувства гнева, разочарования, страха, радости, сексуального желания или любви легко могут  стать фигурами, в то время как  остальные компоненты нашего опыта  отступают на задний план.

Рис. 4

Это перцептивное упражнение позволяет нам видеть то вазу, то два профиля.

 
Как только потребность удовлетворена, гештальт завершается, то есть теряет свою значимость. Он отступает на задний план, освобождая место для формирования нового гештальта. Этот ритм формирования и завершения гештальтов является естественным ритмом жизнедеятельности организма.

Иногда потребность  нельзя удовлетворить, и гештальт остается незавершенным. Например, если члены  группы испытывают злость по отношению  к руководителю, но им не удается  выразить это чувство, то потребность  отреагировать не становится четкой фигурой и поэтому не может  быть удовлетворена; гештальт останется  незавершенным. Такое неотреагированное  или невыраженное чувство становится причиной многих неразрешимых проблем  и через некоторое время оказывает  воздействие на текущие психические  процессы. Например, те члены группы, которые не смогли выразить свой гнев и злость, начинают сопротивляться работе с руководителем или выражают эти чувства более скрытым  способом. Причиной того, что некоторые  женщины испытывают трудности в  отношениях с мужчинами в группе, может быть наличие неотреагированных  чувств по отношению к значимым мужчинам в прошлом. Гештальтприемы позволяют  члену группы сделать фигуру более  четкой с тем, чтобы неотреагированные  чувства в конце концов нашли  свое выражение. Таким образом, травмирующий индивидуума гештальт завершается, и возникает возможность перейти к работе над другими скрытыми проблемами.

Сознавание  и сосредоточенность  на настоящем 

Для того чтобы  быть способным формировать и  завершать гештальты, человек должен полностью сознавать себя в настоящий  момент. Сознавание и сосредоточенность на настоящем являются ключевыми понятиями гештальттеории. Для удовлетворения своих потребностей нам необходимо постоянно быть в контакте с зонами своего внутреннего и внешнего мира. Внутренняя зона сознавания включает те процессы и события, которые происходят в нашем теле. Мы отвечаем на свои внутренние потребности, когда надеваем свитер, ощутив холод, или когда ложимся спать, испытав сильную усталость. Внешняя зона представляет собой совокупность внешних событий, которые поступают в наше сознание в качестве сенсорных сигналов. Информация, поступающая от внутренней и внешней зон, почти не оценивается и не интерпретируется.

Кроме внутренней и внешней зон, существует еще  и средняя зона, которую Перлз  назвал зоной фантазии. Ее составляют мысли, фантазии, верования, отношения  и другие интеллектуальные или мыслительные процессы. Перлз (Perls, 1969a) полагал, что  неврозы возникают в результате тенденции к сосредоточению на средней  зоне за счет исключения из сознания событий  внутренней и внешней зон. Эта  тенденция вступает в конфликт с  естественным ритмом организмических  процессов. Как правило, большая  часть нашего опыта, социального  и культурного, возникает при  совершенствовании процессов средней  зоны: мы учимся обосновывать наши мысли, аргументировать наши убеждения, защищать наши отношения и оценивать других. Однако Перлз утверждал, что корни  патологических состояний лежат  в нашей тенденции фантазировать  и интеллектуализировать при  интерпретации того, что мы сознаем. Когда мы находимся в средней  зоне, то главным образом работаем с нашим прошлым и будущим: вспоминаем, строим планы, отчаиваемся  и надеемся. Мы не живем в настоящем  и постоянно не обращаем внимания на необходимость сознавания процессов  внешней и внутренней зон. Саморегуляция  организма зависит от сознавания настоящего и от способности жить в полной мере по принципу «здесь и сейчас».

Информация о работе Гештальт-Группы история и развитие