Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 22:53, доклад
История гештальтподхода к групповой работе во многом связана с биографией его основателя Фрица (Фредерика С.) Перлза. Окончив Берлинский университет по специальности нейропсихиатрия, Перлз вместе с Карен Хорни в 1926 г. обратился к психоанализу и открыл свою собственную практику в соответствии с принципами фрейдизма. В 1933 г., когда к власти пришел Гитлер, Перлз эмигрировал в Южную Африку.
Руководитель группы отвечает за темп работы группы. Он может начать с серии групповых упражнений, которые фокусируют внимание на сознавании процессов установления и прекращения контактов, затем предложить добровольцу занять «горячее место». Доброволец должен придерживаться принципа «здесь и сейчас» и отдавать себе отчет о содержании своего сознания (Fagan, 1971). Руководитель не интерпретирует поведение добровольца и не направляет его на обсуждение конкретных вопросов. Он следует за рассказами добровольца и таким образом поддерживает его в попытках сознавать чувства и невербальные контакты. Они вместе, руководитель и доброволец, создают ситуацию «сознавания настоящего».
Для того чтобы достичь успеха, руководитель группы должен сам придерживаться принципа «здесь и сейчас», взаимодействовать с членами группы с позиции неподдельности, а также уметь творчески использовать гештальтэксперименты и выбирать те упражнения, которые наиболее соответствуют в данный момент потребностям членов группы. Каплан (Kaplan, 1978) описал пять направлений проведения группы ее руководителями. Из-за больших расхождений в стилях руководителей они применимы не ко всем типам гештальт-групп.
Приемы, которые
используются в гештальт-группах, можно
разделить на шесть функциональных
категорий. Они направлены на расширение
сознавания, интеграцию противоположностей,
усиление внимания к чувствам, работу
с мечтами, принятие ответственности
за себя и преодоление сопротивления.
Гештальтметодики оказывают большое
влияние на участников, так как
позволяют им за короткий отрезок
времени выявить некоторые
Расширение сознавания
Во время проведения
гештальт-групп широко используются
упражнения, направленные на расширение
сознавания того, что принадлежит
внутренней и внешней зонам. Они
ориентируют участников на настоящее
и формируют у них поведение
по принципу «здесь и сейчас». Руководитель
может дать задание членам групп
закрыть глаза и
Одной из вариаций подобного приема является задание – в течение нескольких минут заканчивать предложение «Я сознаю…» вслух (Enright, 1971). Руководитель группы не дает никаких дополнительных инструкций, но помогает колеблющемуся участнику, задавая вопрос: «Что ты испытываешь именно сейчас?» Существует важное различие между содержанием и течением процесса сознавания. Часто участники на ранних стадиях развития группы не желают актуализировать определенную информацию о самих себе, тем самым показывая, что именно эта информация и находится в фокусе сознания в процессе выполнения данного упражнения. Информация является содержанием процесса сознавания. В гештальттерапии важно работать именно с процессом сознавания. В этом случае участник может сознавать те неотступные мысли, что теснятся на периферии его сознания, или внутренние преграды, мешающие самораскрытию. В гештальт-группах от участника не требуется рассказывать все о самом себе. Вместо этого руководитель группы пытается научить каждого члена группы направлять внимание на свои организмические процессы.
Существует некоторое сходство между медитацией и гештальтупражнениями по сознаванию. Медитаторы являются пассивными наблюдателями мыслей, которые возникают в их сознании, они никогда не прерывают поток сознавания высказыванием отдельных мыслей. В гештальттерапии участники, обращая внимание на ноющую мышцу спины, щекочущие ухо волосы, на тяжесть ноги, лежащей поверх другой ноги, не задерживают его на этих ощущениях для определения, являются ли они приятными или не исчезнут ли они при изменении позы.
На начальном этапе развития гештальт-группы наиболее эффективны упражнения по сознаванию. Участники получают задание разделиться на пары и описать, как они сознают партнера. Выполняя это упражнение, необходимо удерживать себя от интерпретации, осмысления, оценивания. Предложение «Теперь я сознаю твою теплую улыбку» в действительности не отражает процесс сознавания ощущений, так как слово «теплая» является интерпретацией, которая возникла в средней зоне. Сознавание различий между ощущениями внутренней или внешней зон, имеющимися в настоящий момент, и ощущениями средней зоны можно передать двумя предложениями, начав их: «Сейчас я сознаю…», «Я представляю, что…» – и закончив следующим образом: «Я сейчас сознаю твою улыбку. Я представляю, что она говорит о твоем теплом отношении ко мне». Таким образом, практические упражнения по сознаванию помогают членам группы четко различать то, что реально имеет место, и то, что они представляют.
Сознавание очень
важно при работе на «горячем месте».
Пациент, начинающий взаимодействовать
с руководителем, получает задание
попробовать сознавать
Терапевт: Что
ты делаешь со своей рукой?
Участник (слегка удивлен): А-а, сотворяю
крест.
Терапевт: Крест?
Участник: Да. (Пауза.)
Терапевт: Что ты будешь делать с крестом?
Участник: Ну, я просто распну себя
на нем в этот уик-энд, разве нет? (Enright,
1975, р. 16)
На занятиях теперь можно обсуждать отношение этого члена группы к страданию (мученичеству) и влияние этого отношения на создавшуюся у него ситуацию.
Когда невербальное
поведение затрагивает какого-
Джозеф (терапевт):
Сейди, что ты скажешь, если я попрошу тебя
пройтись по комнате, изображая чувственную
женщину?
Сейди: Я не хочу делать этого. Я ощущаю
дрожь в голосе, даже говоря с тобой об
этом.
Джозеф (про себя): Парень, ты действительно
нащупал то, что нужно. По ее голосу можно
судить, что мое предложение ей приятно.
Джозеф: Каким сейчас тебе слышится
твой голос?
Сейди: Он высокий и нервный. (Пауза).
Я могу петь, как ребенок. Обычно мне нравится
мой голос.
Джозеф: (про себя): Сейчас я буду продолжать
работать с ее голосом, а с сексуальными
чувствами начну работать позже.
Джозеф: Может, ты хочешь поэкспериментировать
с голосом?
Сейди: Да.
Джозеф: Ну, хорошо, – что ты чувствуешь
в своем голосе в данный момент? (Про
себя): Надо начать с того места, на котором
она остановилась.
Сейди: Он менее нервный сейчас. Мне
кажется, что, когда я разговариваю с тобой,
мой голос становится глубже.
Джозеф: Он звучит сейчас совсем по-другому,
даже как-то хрипло.
Член группы: Сейди, ты краснеешь до
ушей, когда разговариваешь с Джозефом.
Ты становишься хорошенькой, когда краснеешь.
Сейди: Действительно?
Джозеф: Сейди, ты ощущаешь свое лицо?
Сейди (обращаясь к
группе): Я ощущаю стыд и возбуждение
одновременно.
Джозеф: Я чувствую, что в твоем голосе
сейчас есть некоторая чувственность.
Сейди: Да, я чувствую это же.
Джозеф: Можешь ли ты продолжать разговаривать
с нами столь же чувственно?
Сейди: Да, могу. (После
паузы поворачивается
к другому члену группы.) Ты знаешь, Джон,
я всегда находила, что ты выглядишь замечательно.
(Все смеются. В комнате
чувствуется волнение.) (Zinker, 1977, р. 133-135).
Интеграция противоположностей
Формирование
и завершение гештальтов зависит
от способности индивидуума четко
определять свои потребности и вступать
в контакт с окружением, для
того чтобы их удовлетворить. Контакт
определяется действием двух различных
феноменов. Первый заключается в
способности четко
Работа по методике
«двух стульев» – это упражнение
с использованием «горячего места»,
которое большей частью довольно
эффективно исследует функции контакта.
Между работой по методике «двух
стульев» в гештальттерапии и
использованием «вспомогательных Я» в
психодраме есть определенное сходство.
Однако, в то время как в психодраме
это упражнение позволяет повторно
пережить болезненное событие, гештальтметодики
направляют участника на воссоздание
обеих сторон конфликта и на установление
диалога между ними. Таким образом,
участник полностью переживает оба
компонента своего «Я», включая и
тот, что обычно отрицается или не
сознается из-за его неприятного
характера. Как только обе стороны
противоположности сознаются, становится
проще интегрировать их в своей
личности. Многие люди, например, интернализуют
внутренний конфликт между пассивностью,
слабохарактерностью и
Невротические механизмы – это дефектные взаимодействия со средой, при которых особенности человеческой личности могут либо «опутываться», как при патологическом слиянии и интроекции, либо «рассыпаться на фрагменты и отрицаться», как при проекции и ретрофлексии. Как уже указывалось выше, наиболее часто разбираемым в гештальт-группах примером противоположности является конфликт между «нападающим» и «защищающимся». «Нападающий» интроецирует родительские поучения и ожидания, которые диктуют ему, что он должен делать. «Защищающийся» постоянно саботирует эти манипуляции со стороны «нападающего», говоря: «Я стараюсь изо всех сил. Я ничем не могу помочь». Когда доминирует «нападающий», то член группы может быть недоволен чувством, заставляющим его достигать совершенства почти во всех делах. Когда же доминирует «защищающийся», то создается впечатление, что человек никогда не сможет закончить ни одного дела.