Гештальт-Группы история и развитие

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 22:53, доклад

Описание работы

История гештальтподхода к групповой работе во многом связана с биографией его основателя Фрица (Фредерика С.) Перлза. Окончив Берлинский университет по специальности нейропсихиатрия, Перлз вместе с Карен Хорни в 1926 г. обратился к психоанализу и открыл свою собственную практику в соответствии с принципами фрейдизма. В 1933 г., когда к власти пришел Гитлер, Перлз эмигрировал в Южную Африку.

Работа содержит 1 файл

Гештальт.docx

— 72.20 Кб (Скачать)

Руководитель  группы отвечает за темп работы группы. Он может начать с серии групповых  упражнений, которые фокусируют внимание на сознавании процессов установления и прекращения контактов, затем  предложить добровольцу занять «горячее место». Доброволец должен придерживаться принципа «здесь и сейчас» и отдавать себе отчет о содержании своего сознания (Fagan, 1971). Руководитель не интерпретирует поведение добровольца и не направляет его на обсуждение конкретных вопросов. Он следует за рассказами добровольца  и таким образом поддерживает его в попытках сознавать чувства  и невербальные контакты. Они вместе, руководитель и доброволец, создают  ситуацию «сознавания настоящего».

Для того чтобы  достичь успеха, руководитель группы должен сам придерживаться принципа «здесь и сейчас», взаимодействовать  с членами группы с позиции  неподдельности, а также уметь  творчески использовать гештальтэксперименты и выбирать те упражнения, которые  наиболее соответствуют в данный момент потребностям членов группы. Каплан (Kaplan, 1978) описал пять направлений проведения группы ее руководителями. Из-за больших  расхождений в стилях руководителей  они применимы не ко всем типам  гештальт-групп.

  • Группа как источник получения поддержки. Новый член гештальт-группы, как и любой другой психокоррекционной группы, чувствует себя отчужденным, неуверенным и ранимым. Вскоре член группы начинает понимать требование роли «работающего», которое заключается в том, чтобы он следовал указаниям руководителя, направленным на расширение самосознания, и принимал участие в поведенческих «экспериментах». Другая роль, которую открывает для себя участник группы, – это роль «наблюдателя», или «свидетеля», требующая внимательного слушания «работающего», сопереживания ему и косвенного включения в работу вместе с ним. Одни руководители гештальт-группы ожидают спонтанного формирования атмосферы сплоченности и поддержки, другие применяют для этого специальные упражнения. Федер (Feder, 1980), например, отмечает, что гештальт-группы недостаточно обеспечивают атмосферу поддержки, и считает, что основной задачей руководителя является создание атмосферы доверия в группе. Он просит членов группы оценить свое ощущение «безопасности» по шкале от нуля до десяти. Если обратная связь, полученная от членов группы, показывает низкий уровень безопасности, то руководитель должен исследовать те факторы, которые тормозят процесс развития группы.
  • Группа как возможность сознавания своего опыта в рамках принципа «здесь и сейчас». Руководитель может работать только с одним пациентом, используя при этом остальных членов группы для актуализации значимого опыта у данного члена группы. Например, он может попросить тех, кто считает, что в достаточной мере сознает себя, описать свое переживание групповой ситуации и состояние других членов группы. Группа становится значимой для индивидуума благодаря тому, что обеспечивает поддержку и помощь в реальных жизненных взаимодействиях.
  • Группа как основа получения переживаний в настоящий момент. В этом случае групповые мероприятия рассматриваются как катализаторы переживаний члена группы в рамках принципа «здесь и сейчас». Например, работа пациента, находящегося на «горячем месте», может стимулировать других членов группы к отождествлению с ним и поставить перед каждым из них вопрос: «Нравится ли мне это?»
  • Группа как драматизирующий фактор в работе с индивидуумом. Членов группы можно стимулировать к работе над своим «Я», вовлекая их в спонтанные или управляемые эксперименты и формируя у них ролевые стереотипы, позволяющие актуализировать мысли, воспоминания, мечты и фантазии по принципу «здесь и сейчас». Хотя участники будут вносить проекции своих проблем в осуществление подобных ролей, у них останется полное право принять или не принять свои выявившиеся особенности в соответствии со своими потребностями.
  • Группа как динамический, всегда имеющий место процесс. Как мы уже говорили, гештальт-группы создают фон для индивидуальной работы. Со временем, когда члены группы начнут фокусировать внимание на своих переживаниях во время занятия, групповые проблемы могут выйти на первый план. Джозеф Зинкер (Zinker, 1977) является одним из тех гештальттерапевтов, кто использует групповые эффекты, постоянно воздействующие на участников. Он считает, что члены группы могут научиться спрашивать друг друга о том, что они хотят или к чему стремятся, получать обратную связь, разрешать межличностные конфликты, а также оказывать поддержку, помощь и заряжать друг друга энергией, не испытывая при этом столь сильную зависимость от руководителя.

Приемы, которые  используются в гештальт-группах, можно  разделить на шесть функциональных категорий. Они направлены на расширение сознавания, интеграцию противоположностей, усиление внимания к чувствам, работу с мечтами, принятие ответственности  за себя и преодоление сопротивления. Гештальтметодики оказывают большое  влияние на участников, так как  позволяют им за короткий отрезок  времени выявить некоторые удивительные, но пугающие особенности своего «Я». Следовательно, руководитель группы должен быть опытным терапевтом. Хотя это  требование имеет отношение ко всем формам групповой работы, оно особенно важно для гештальт-групп, так  как в этих группах необходимо тщательно сочетать фрустрацию и  поддержку.

Расширение  сознавания

Во время проведения гештальт-групп широко используются упражнения, направленные на расширение сознавания того, что принадлежит  внутренней и внешней зонам. Они  ориентируют участников на настоящее  и формируют у них поведение  по принципу «здесь и сейчас». Руководитель может дать задание членам групп  закрыть глаза и сконцентрироваться на внутренней зоне. Сознавание внутренней зоны члены группы начинают словами: «Сейчас я сознаю…» – и заканчивают  сообщением об ощущениях, возникающих  в коже, суставах, мышцах, желудке, гениталиях и т.д. (Stevens, 1971). Затем они получают задание открыть глаза и направить  свое внимание на внешнюю зону. Сознавание внешней зоны также начинается словами: «Сейчас я сознаю…» – и заканчивается  сообщением об сознавании ощущений, таких, как звуки, запахи и т.д., возникающих  в результате воздействия внешнего мира. Членов групп можно попросить  чередовать направление своего внимания то на внутреннюю, то на внешнюю зоны, для попеременного сознавания ощущений, возникающих в каждой зоне. Вначале  эти упражнения могут показаться некоторым членам группы искусственными или нелепыми, но они очень эффективны, поскольку дают возможность приобрести и усвоить новый опыт (Polster, 1975). Через некоторое время члены группы начинают открыто, без сопротивления работать со своими эмоциональными переживаниями, оставшимися незавершенными в прошлом.

Одной из вариаций подобного приема является задание  – в течение нескольких минут  заканчивать предложение «Я сознаю…» вслух (Enright, 1971). Руководитель группы не дает никаких дополнительных инструкций, но помогает колеблющемуся участнику, задавая вопрос: «Что ты испытываешь  именно сейчас?» Существует важное различие между содержанием и  течением процесса сознавания. Часто  участники на ранних стадиях развития группы не желают актуализировать определенную информацию о самих себе, тем самым  показывая, что именно эта информация и находится в фокусе сознания в процессе выполнения данного упражнения. Информация является содержанием процесса сознавания. В гештальттерапии важно  работать именно с процессом сознавания. В этом случае участник может сознавать  те неотступные мысли, что теснятся на периферии его сознания, или  внутренние преграды, мешающие самораскрытию. В гештальт-группах от участника  не требуется рассказывать все о  самом себе. Вместо этого руководитель группы пытается научить каждого  члена группы направлять внимание на свои организмические процессы.

Существует некоторое  сходство между медитацией и гештальтупражнениями по сознаванию. Медитаторы являются пассивными наблюдателями мыслей, которые возникают  в их сознании, они никогда не прерывают поток сознавания высказыванием  отдельных мыслей. В гештальттерапии  участники, обращая внимание на ноющую мышцу спины, щекочущие ухо волосы, на тяжесть ноги, лежащей поверх другой ноги, не задерживают его  на этих ощущениях для определения, являются ли они приятными или  не исчезнут ли они при изменении  позы.

На начальном  этапе развития гештальт-группы наиболее эффективны упражнения по сознаванию. Участники получают задание разделиться  на пары и описать, как они сознают  партнера. Выполняя это упражнение, необходимо удерживать себя от интерпретации, осмысления, оценивания. Предложение  «Теперь я сознаю твою теплую улыбку»  в действительности не отражает процесс  сознавания ощущений, так как слово  «теплая» является интерпретацией, которая  возникла в средней зоне. Сознавание различий между ощущениями внутренней или внешней зон, имеющимися в  настоящий момент, и ощущениями средней  зоны можно передать двумя предложениями, начав их: «Сейчас я сознаю…», «Я представляю, что…» – и закончив следующим образом: «Я сейчас сознаю твою улыбку. Я представляю, что она  говорит о твоем теплом отношении  ко мне». Таким образом, практические упражнения по сознаванию помогают членам группы четко различать то, что  реально имеет место, и то, что  они представляют.

Сознавание очень  важно при работе на «горячем месте». Пациент, начинающий взаимодействовать  с руководителем, получает задание  попробовать сознавать ощущения, возникающие во время дыхания, движения, при определенной позе и т.п. Это  задание заставляет его действовать  по принципу «здесь и сейчас», уменьшая воздействие средней зоны до такой  степени, что работа принимает спонтанный характер и направляется только на переживания, происходящие в настоящий  момент. Сосредоточившись на внутренней зоне, участник начинает сознавать  ощущения напряжения в желудке, челюстях и т.п. Руководитель группы может  обратить внимание части группы на различные важные невербальные поведенческие  компоненты (такие, как улыбка, поза или интонация голоса), задавая  вопросы: «Знаешь ли ты, что улыбаешься? Можешь ли ты осознать, в какой позе находишься? Как твой голос слышится тебе самому?» Диалог показывает, как член группы отвечает на вопросы такого рода.

Терапевт: Что ты делаешь со своей рукой?  
Участник (слегка удивлен): А-а, сотворяю крест.  
Терапевт: Крест?  
Участник: Да. (Пауза.)  
Терапевт: Что ты будешь делать с крестом?  
Участник: Ну, я просто распну себя на нем в этот уик-энд, разве нет? (Enright, 1975, р. 16)

На занятиях теперь можно обсуждать отношение  этого члена группы к страданию (мученичеству) и влияние этого  отношения на создавшуюся у него ситуацию.

Когда невербальное поведение затрагивает какого-нибудь члена группы, то участник получает задание обращаться к этому члену  группы напрямую. Например, участник говорит  вслух о своих теплых чувствах к партнеру, одновременно отодвигаясь  от него. Сознавание телесной позы партнера может привести к появлению сложного комплекса чувств страха и влечения. В этот момент руководитель группы привлекает внимание участника к  блокирующим механизмам, расширяя сознавание им того, как он сам препятствует своему росту. Целью расширения сознавания является, по Перлзу, возрастание степени  понимания себя (Perls, 1973). Теперь посмотрим, как работает руководитель группы с 35-летней женщиной, которая, по ее собственному признанию, сильно скована в выражении  чувств и поэтому ощущает себя неуютно среди людей, пробуждающих ее чувственность (Zinker, 1977). Терапевт как  бы раскрывает ход своих мыслей в  процессе поиска максимально эффективного экспериментального приема. По мере развития группы, анализа ситуаций общения  с Сейди начал определяться спектр экспериментов, которые могли бы оказаться полезными для исследования ее социополового поведения. Я подумал, что надо попросить Сейди пройтись по комнате и продемонстрировать свою чувственность. Я представил множество  людей, гуляющих по аллее. Некоторые  из них, говорил я самому себе, действительно  наслаждаются телом во время прогулки. Сейди же выглядела скованной  и «деревянной». Было бы хорошо не давать ей «погружаться в пучину слов», а  заставить сделать что-либо конкретное.

Джозеф (терапевт): Сейди, что ты скажешь, если я попрошу тебя пройтись по комнате, изображая чувственную женщину?  
Сейди: Я не хочу делать этого. Я ощущаю дрожь в голосе, даже говоря с тобой об этом.  
Джозеф (про себя): Парень, ты действительно нащупал то, что нужно. По ее голосу можно судить, что мое предложение ей приятно.  
Джозеф: Каким сейчас тебе слышится твой голос?  
Сейди: Он высокий и нервный. (Пауза). Я могу петь, как ребенок. Обычно мне нравится мой голос.  
Джозеф: (про себя): Сейчас я буду продолжать работать с ее голосом, а с сексуальными чувствами начну работать позже.  
Джозеф: Может, ты хочешь поэкспериментировать с голосом?  
Сейди: Да.  
Джозеф: Ну, хорошо, – что ты чувствуешь в своем голосе в данный момент? (Про себя): Надо начать с того места, на котором она остановилась.  
Сейди: Он менее нервный сейчас. Мне кажется, что, когда я разговариваю с тобой, мой голос становится глубже.  
Джозеф: Он звучит сейчас совсем по-другому, даже как-то хрипло.  
Член группы: Сейди, ты краснеешь до ушей, когда разговариваешь с Джозефом. Ты становишься хорошенькой, когда краснеешь.  
Сейди: Действительно?  
Джозеф: Сейди, ты ощущаешь свое лицо?  
Сейди (обращаясь к группе): Я ощущаю стыд и возбуждение одновременно.  
Джозеф: Я чувствую, что в твоем голосе сейчас есть некоторая чувственность.  
Сейди: Да, я чувствую это же.  
Джозеф: Можешь ли ты продолжать разговаривать с нами столь же чувственно?  
Сейди: Да, могу. (После паузы поворачивается к другому члену группы.) Ты знаешь, Джон, я всегда находила, что ты выглядишь замечательно. (Все смеются. В комнате чувствуется волнение.) (Zinker, 1977, р. 133-135).

Интеграция  противоположностей

Формирование  и завершение гештальтов зависит  от способности индивидуума четко  определять свои потребности и вступать в контакт с окружением, для  того чтобы их удовлетворить. Контакт  определяется действием двух различных  феноменов. Первый заключается в  способности четко разграничивать окружение и свое «Я». Второй феномен  состоит в способности четко  разграничивать и описывать различные  аспекты своего «Я». Наше окружение  и мы сами являемся противоположностями. Иногда крайние точки этих противоположностей сосуществуют вполне мирно, иногда же между ними идет борьба за доминирование. Согласно гештальттеории, эта борьба между нами самими и другими обычно отражает подобный же конфликт внутри нас самих.

Работа по методике «двух стульев» – это упражнение с использованием «горячего места», которое большей частью довольно эффективно исследует функции контакта. Между работой по методике «двух  стульев» в гештальттерапии и  использованием «вспомогательных Я» в  психодраме есть определенное сходство. Однако, в то время как в психодраме это упражнение позволяет повторно пережить болезненное событие, гештальтметодики направляют участника на воссоздание  обеих сторон конфликта и на установление диалога между ними. Таким образом, участник полностью переживает оба  компонента своего «Я», включая и  тот, что обычно отрицается или не сознается из-за его неприятного  характера. Как только обе стороны  противоположности сознаются, становится проще интегрировать их в своей  личности. Многие люди, например, интернализуют  внутренний конфликт между пассивностью, слабохарактерностью и стремлением  казаться агрессивными, всепреодолевающими. Адаптивная интеграция этой противоположности  может заключаться в уверенной, но сохраняющей эмоциональность  позиции или в совмещении этих крайностей в конкретных ситуациях. Другими распространенными противоположностями  являются зависимость/отчужденность, рациональность/эмоциональность, эгоистичность/бескорыстие.

Невротические механизмы – это дефектные  взаимодействия со средой, при которых  особенности человеческой личности могут либо «опутываться», как при  патологическом слиянии и интроекции, либо «рассыпаться на фрагменты и  отрицаться», как при проекции и  ретрофлексии. Как уже указывалось  выше, наиболее часто разбираемым  в гештальт-группах примером противоположности  является конфликт между «нападающим» и «защищающимся». «Нападающий» интроецирует родительские поучения и ожидания, которые диктуют ему, что он должен делать. «Защищающийся» постоянно саботирует эти манипуляции со стороны «нападающего», говоря: «Я стараюсь изо всех сил. Я  ничем не могу помочь». Когда доминирует «нападающий», то член группы может  быть недоволен чувством, заставляющим его достигать совершенства почти  во всех делах. Когда же доминирует «защищающийся», то создается впечатление, что человек никогда не сможет закончить ни одного дела.

Информация о работе Гештальт-Группы история и развитие