Формирование древне русской народности, происхождение восточных славян

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 22:36, реферат

Описание работы

До половины IX в., т. е. до прихода варягов, на обширном пространстве нашей равнины, от Новгорода до Киева по Днепру направо и налево, все было дико и пусто, покрыто мраком: здесь жили люди, но без правления, подобно
зверям и птицам, наполнявшим их леса. В эту обширную пустыню, заселенную бедными, разбросано жившими дикарями, славянами и финнами, начатки гражданственности впервые были занесены пришельцами из Скандинавии, варягами, около половины IX в. Известная картина нравов восточных славян, как ее нарисовал составитель Повести о начале Русской земли, по-видимому, оправдывала этот взгляд. Здесь читаем, что восточные славяне до принятия христианства жили «зверинским образом, скотски» в лесах, как все звери, убивали друг друга, ели все нечистое, жили уединенными, разбросанными и враждебными один другому родами: «живяху кождо с своим родом и на своих местех, владеюще кождо родом своим».

Содержание

Введение …………………………………………………………………………… 3
§ 1 Принятие православного христианства ……………………………………… 6
1.1 Крещение Руси князем Владимиром ………………………………………… 6
§ 2 Значение принятия христианства для русской истории …………………… 14
2.1 География христианства в современном мире ……………………………... 14
2.2 Христианство в России ………………………………………………………. 20
Заключение ………………………………………………………………………. .26
Список литературы ………………………………………………………………. .27

Работа содержит 1 файл

контрольная работа по истории.docx

— 89.08 Кб (Скачать)

Памятником самосознания стала  вся русская культура того времени, с его соборами, монастырями, палатами, соборной живописью. Символом Русской  Церкви становится в это время  Успенский Собор, заменивший в православном сознании вселенскую Святую Софию. "То было в белокаменной Москве, на Святой Руси..." 
История Москвы, по слову старца Филофея,- " Третьего Рима " - история Московского царства XV-XVI веков- это история уникальной христианской цивилизации с уникальной православной культурой, сокрушенной в XVII веке церковным расколом и реформами Петра I Духовная жизнь русскаго Православия продолжела развиваться, прибавляя к собору русских святых новые лики. 
В 1552 году царь Иоанн IV (Грозный) покорил Казанское ханство. Бывшие правители Казанские добровольно приняли Православие. 
В честь покорения Казанского ханства на Крассной площади бал воздвигнут храм Покрова пресвятой Богородицы, увенчанный мавританским, индийским, китайскими куполами. А над ними - купол русский. "Русь должна обьединить разноплеменные народы и быть их водителем к небу" Русь того времени поражала величием, многообразием жизни. Глава Русской Церкви - митрополит Московский Макарий, был советником царя.

В XVI веке в царствование Иоанна Грозного началось промыслительное движение России на Восток.Начал этот поход Ермак тимофеевич со своим войском, но вслед за ними двинулись и другие герои-русские иноки, православные миссионеры, умирая и просвещая мастные языческие племена. Слово Божие и Крест были единственным их оружием. 
Эпоха Иоанна Грозного закончилась мученической кончиной его младшего сына - юного царевича Дмитрия. 
" У тебя, государь, новое ожерельице ?" - с этими словами злодеи "заклаша ножем благородного и безгрешного младенца царевича Дмитрия. Десятилетний царевич , по свидетельству современников, был одарен острым умом и на него возлагали большие надежды. с его гибелью прервалась династия Рюрековичей на московсом престоле. 
Царевич- мученник был причислен к лику святых.

Духовное возрастание Русской  Церкви и укрепление Московского  государства привели к идеи зарождения патриаршества. Первым Московским Потриархом стал митрополит Иов (1589). 
В 1989 году Русская Православная Церковь торжественно отмечала это знаменательное событие. Зловещее убийство царевича Дмитрия. потом внезапная смерть царя Бориса Годунова оставили много неясного в той исторической драме. В тревогах начинался XVII век. Как страшные знамения прошли по всей Руси голод и мор. В это смутное время Патриархи стали единственной опорой в госсударстве, гибнувшем без твердой власти. 
Уставшая от долгой смуты и кровопролития, русская земля жаждала мира и созидания. В 1619 году Патриархом Московским и всея Руси был избрам, вернувшийся из десяти летнего пленения митрополит Филарет- отец первого царя из династии Романовых Михаила, всенародно избранного на Земском Соборе в Москве. 
Много святых и подвижников потрудились на християнской ниве, прежде чем возникли замечательные и величественные памятники Пскова и Новгорода, Костромы и Ярославля, Суздаля и Ростова Великого...

Между тем римская Уния, темной тучей взошедшая на Флорентийском  соборе, в конце XVI века нависла над  Православием в южно-русских и западно-русских землях. Начались притеснения а потом и гонения наиболее стойких епископов и православных людей. Гонения иезуитов и униатов, соблазны протестантов кончились в в середине XVII века при царе Алексее Михайловиче, когда он принял под свою руку Малую а потом и Белую Русь. Бывшая в прошлом единая и разделенная трагическими обстоятельствами Русская земля Вновь обрела церковное и госсударственное единство. Этому немало способствовал и Патриарх Никон 1652-1658. 
При Патриархе Никоне во имя единства Вселенского Православия на Руси началось испавление церковных книг по греческим образцам. На старые обряды были наложены клятвы( эти клятвы были сняты 1971 год) Но многие не признавали нововведений Патриарха Никона, подозревая за ним латиномудрствование. 
Патриарх Никон стал жертвой интриг, за его фигурой в истории скрылись те,кто хотел потрясений в Русской Православной Церкви и ослабления Русского царства.

XVIII век характеризуется значительным  ростом внутреннего и внешнего  миссионерства Русской Православной  Церкви. Были учреждены Православные  миссии в Сибири, на Дальнем  Востоке, в Японии, Китае, Корее. 
Святитель Иннокентий (Вениаминов), впоследствии ставший митрополитом Московским крестил десятки тысяч людей, создал алеутско-лисьевский алфавит и грамматику и перевел для новокрещенных на их родной язык Святое Евангелие. С тех пор два века живет Русская церковь в Америке. В 1970 г. ей была дарована Автокефалия. 
И все-таки именно с XVIII века послепетровское, так называемое просвещенное общество, в основном дворянское, все дальше отходило от Церкви. Православие им мыслилось, как чтото отсталое мешающее усвоению западных норм жизни. 
Велик вклад Русской Православной Церкви в победу и над Наполеоном во время отечественной войны 1812 года. Молитва о даровании победы русскому воинству, составленная архиепископом Августином Виноградским и возносившаяся на Бородинском поле, звучала в православных храмах,спустя 150 лет, в годы великой отечественной войны.

Проявление индивидуального, единоличного глубочайшего религиозного чувства  и духа, охватывали души сотен тысяч  православных людей. Но Русская Церковь  как единое целое по-прежнему не имела возможности и свободы  соборного голоса и не могла авторитетно  высказать своего руководящего слова. Высочайший духовный авторитет того времени отец Иоанн Кронштадский, слава которого, как молитвенника и чудотворца , проникла даже за пределы Русской земли, говорил: "Почему мы не удостоились помощи от церкви небесной, от Христа Бога, от Богоматери, от святых в прошлую войну с Японией ? Потомучто что множество Русского народа разрушили союз с небом. 
В конце XIX - начале XX века широкую издательскую деятельность предприняла Троице - Сергиева Лавра. Их примеру следовали другие издательства.

Общеправославными усилиями в России возрадилась и укрепилась идея о созыве Поместного Собора и восстановления Патриаршества в Русской Церкви. Среди духовенства идея Патриаршества своим оживлением обязанна была митрополиту Антонию. Его единомышленниками стали архимандрит Михаил (Грибановский) и митрополит Антоний (Храповицкий). В середине царствования Николая II 22 марта 1905 Синод единогласно постановил представить доклад государю о восстановлении Патриаршества в России и созыве для этого Всеросийского Церковного Собора. 
Предсоборное Совещание 1912 года было следующим шагом к практическому разрешению этого вопроса. Внезапно разразившаяся война отодвинула его, как и многие другие задачи русской жизн, на второй план. Россия вступала в самую трагическую пору своего тысячелетнего существования.

Временное правительство пошло  навстречу их желанию созвать  всероссийский собор, давно подготовленный. 15 августа 1917 года Собор открылся торжественным  богослужением в Успенском Соборе Кремля. 
31 октября 1917 года явилось новой знаменательной датой в истории Церкви. В этот день прекратил свое существование Сенодальный строй, и на престол Иова Иермогена были избраны три кондидата : Архиепископ Харьковский Антоний, Архиепископ Новгородский Арсений и митрополит Московский Ксений. Миссия предстоявшая новому Патриарху, была столь тяжела и ответственна, что для осуществления ее, казалось, недостаточно бвло никаких естесственных сил и талантов. Патриархом был назначен Тихом митрополит Московский. 
В 20-30 годы были закрыты все монастыри и на всю Россию оставалось только несколько действующих храмов из десятка тысяч существовавших до революции. Не прекращались гонения на верующих. Большая часть епископата была уничтожена, многие были арестованны и отправленны в ссылку, тюрьмы и лыгеря. Церковь оказалась в тяжелейшем положении.

После смерти Патриарха Тихона Русскую  Православнею Церковь возглавил Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Сергий. Все его усилия были направленны на то, что бы сохранить Церковь, уберечь Ее от полного разгрома. А впереди было тяжелейшее всенародное испытание, Великая Отечественная война, когда Церковь отдавала все свои духовные и матерьяльные силы в помощь земному Отечеству своей паствы. 
Тысячелетняя Русская Церковь достойно выдержала все испытания. И сегодня она по-прежнему крепка своей верой, живет любовью к миру и надеждой, что Господь и Матерь Божия и в будущем не оставят Ее Своей милостью, Своей благодатью. Она верит и надеется6 что "...явлено будет великое чудо Божие ... И все щепки и обломки, волею Божией и силой Его соберутся и соединятся , и воссоздастся корабль своей красе, и пойдет своим путем, Богом предназначенным...". Она помнит пророчество своего Небесного Основателя и Спасителя Христа: "Созижду Церковь мою и врата ада не одолеют Ея..."(Мф. 16,18).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

Что же практически получила Русь от принятия христианства? Прежде всего, её население получило принципиально  новую идеологию, с помощью которой  правящий класс мог заставить  подчиняться себе народные массы.

Замена язычества христианством  была обусловлена тем качественным скачком, который сделал восточное  славянство, перейдя от строя военной  демократии к феодализму.

Христианство смогло принять  форму национальной религии –  русского православия, так как полностью  использовало социокультурные основания, ценности материальной и духовной культуры, успехи социально-политического развития народа. «Крещение» Руси не было единовременным актом и не являлось результатом  воздействия «божественного промысла». Это была политическая реформа, которая  должна была укрепить феодальные отношения, а потому носила характер политической борьбы. Проникновение и распространение  христианства – многовековой идеологический процесс, в котором инициатива всегда принадлежала феодальной знати Киевской Руси.

Откровенное вмешательство  церкви в дела государства создавало  видимость единства церкви и народа, хотя церковь не играла абсолютно  никакой роли в борьбе за социальную справедливость. Никогда она не выражала интересы народных масс. Лишь отдельные  деятели церкви занимали прогрессивные  позиции в решении некоторых  политических, социальных и научных  проблем.

Принятие христианства укрепляло  государственную власть и территориальное  единство Киевской Руси. Оно имело  большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно  расширились. Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее  и античной культуры.

Принятие христианства –  крупнейшее событие в истории  Древней Руси.

Историческое значение принятия христианства можно свести к следующему.

1) Утверждение христианской  веры завершило процесс формирования  древнерусской народности. Былая  племенная рознь уходила в  прошлое. Единство веры, языка,  культуры вытесняло прошлые различия. Понятие общности народа, его  прошлого, настоящего и будущего  нашло отражение в летописи.

2) Христианская религия  являлась важнейшим фактором  упрочения Киевского государства.  С принятием христианства установилось  централизованное церковное управление  во главе с митрополитом, которого  сначала присылали из Константинополя.  Затем константинопольский патриарх  стал назначать на эту должность  местного священнослужителя. Создавшиеся  на местах церкви и монастыри  подчинялись епископу, а епископ  – митрополиту. Строго организованная  церковная иерархия способствовала  централизации светской власти. При Владимире Святославовиче  из Византии пришел сборник  законов – Кормчая книга, по  которой совершался церковный  суд. Это ускорило кодификацию гражданского права и создание в первой половине XI века гражданского кодекса «Русской правды».

Установление единой веры, единого законодательства, единой власти киевского князя – таков итог развития Древнерусского государства  в конце X – начале XI вв.

3) Христианская религия  придала новый статус княжеской  власти. Церковь внесла убеждение  в божественном происхождении  и божественном предназначении  светской власти. Это повысило  авторитет князя, а также его  ответственность. Свои действия  он должен был сообразовывать  с положением помазанника божьего.  Митрополиты вмешивались во взаимоотношения  князей, когда они принимали форму  вражды и кровопролитных усобиц.

4) Крещение Руси стало  поворотным этапом развития культуры. Болгарские монахи Кирилл и  Мефодий разработали славянский  алфавит (кириллица), начали перевод  церковных книг на славянский  язык. Стали развиваться книжное  просвещение, литература, появились  исторические повествования (летопись). Переписка книг стала на Руси, как и в других христианских  странах, важнейшим делом монастырей. Монастыри становились центрами  книжности и просвещения. Строительство  церквей и монастырей способствовало  развитию архитектуры, строительного  искусства, живописи.

Христианство пришло на Русь из Византии. Опираясь на достигнутый  уровень развития культуры Византии, в Древней Руси развивались самобытная литература, искусство, архитектура. Внедрение  славянской письменности и славянского  языка в церковный обиход имело  двоякое значение. С одной стороны, это привело к отрыву от греческого языка, от создания на этом языке древнегреческой  литературы, философии, истории.

5) Церковь оказывала влияние  на развитие социальных отношений.  Утвердившийся идеологический стереотип  о том, что принятие христианства  способствовало усилению эксплуатации  и упрочению власти феодалов, исторически неверен. Христианская  мораль, не признающая неравенство  между людьми, осуждала рабство  (на Руси – холопство). Церковь  осуждала грубое отношение к холопам, убийство холопа. Холопы, становясь церковными людьми, получали свободу.

6) С крещением Руси  в жизни людей утверждались  морально-этические нормы христианской  религии. Церковь провозглашала  благотворительность и милосердие  среди верующих, заботу о нищих  и беззащитных. При монастырях  устраивались приюты для бездомных  и престарелых (богадельни), оказывалась  помощь больным. Церковь брала  под свою защиту вдов и сирот,  если они оказывались без посторонней  помощи. Христианская мораль и  вмешательство церкви серьезно  влияли на семейные отношения  – заключение брака, неодобрение  развода, запрет многоженства, взаимоотношения  супругов и всех членов семьи.  Под влиянием христианства постепенно  была отменена кровная месть,  смягчены жесткие нравы, присущие  язычеству. 

Информация о работе Формирование древне русской народности, происхождение восточных славян