Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 22:36, реферат
До половины IX в., т. е. до прихода варягов, на обширном пространстве нашей равнины, от Новгорода до Киева по Днепру направо и налево, все было дико и пусто, покрыто мраком: здесь жили люди, но без правления, подобно
зверям и птицам, наполнявшим их леса. В эту обширную пустыню, заселенную бедными, разбросано жившими дикарями, славянами и финнами, начатки гражданственности впервые были занесены пришельцами из Скандинавии, варягами, около половины IX в. Известная картина нравов восточных славян, как ее нарисовал составитель Повести о начале Русской земли, по-видимому, оправдывала этот взгляд. Здесь читаем, что восточные славяне до принятия христианства жили «зверинским образом, скотски» в лесах, как все звери, убивали друг друга, ели все нечистое, жили уединенными, разбросанными и враждебными один другому родами: «живяху кождо с своим родом и на своих местех, владеюще кождо родом своим».
Введение …………………………………………………………………………… 3
§ 1 Принятие православного христианства ……………………………………… 6
1.1 Крещение Руси князем Владимиром ………………………………………… 6
§ 2 Значение принятия христианства для русской истории …………………… 14
2.1 География христианства в современном мире ……………………………... 14
2.2 Христианство в России ………………………………………………………. 20
Заключение ………………………………………………………………………. .26
Список литературы ………………………………………………………………. .27
Протестанты делятся на ряд церквей
и сект. Наибольшее влияние имеют
реформатские церкви. Важнейшая из
них - Христианизация Бельгии проходила
с конца VII в. В настоящее время
подавляющее большинство
Большая часть населения Люксембурга
- католики (96%). Протестантов, главным образом
лютеран, мало (4 тыс., или 1% населения).
Часть жителей Люксембурга во время переписи
или объявили себя атеистами, или отказались
указать свою религиозную принадлежность.
На территорию, на которой в настоящее время расположена Западная Германия, христианство проникло еще в IV в. Реформация расколола немецких христиан на две группы: часть из них остались приверженцами Римской католической церкви, другие восприняли протестантизм в лютеранской или кальвинистской форме. Еще в XIX в. была сделана попытка объединить в отдельных немецких государствах лютеранские и реформатские церкви (при сохранении вероисповедных особенностей каждой входящей в объединение церковной общины). Объединенные церкви стали называться евангелическими.
После образования единого
В Восточной Германии, в отличие от Западной, католицизм не играет значительной роли (его придерживается 8% населения). Среди протестантов преобладают лютеране, но немало и реформатов. Есть в стране также небольшие группы старокатоликов и православных, а также около 5 тыс. иудаистов. Значительная часть населения Восточной Германии не исповедует никакой религии. В Берлине преобладает протестантизм (70% населения). Имеются в городе католики (12%) и иудаисты (5 тыс.).
В Швейцарии Реформация выступила
в своеобразной форме кальвинизма.
Именно в Женеве протекала деятельность
Жана Кальвина. В 1980г. протестанты составляли
44% всего населения страны (включая
иностранцев), католики - 48%. Среди швейцарских
граждан соотношение двух основных
конфессий несколько иное: протестанты
-55%, католики - 43%. Подавляющее большинство
протестантов Швейцарии - реформаты. В
стране функционируют 19 самостоятельных
реформатских церквей, организованных
преимущественно по кантонам.
В Швейцарии имеются также старокатолики
(Христианско-католическая церковь Швейцарии
- 20 тыс. последователей, или 0, 3% населения).
В маленьком княжестве
На территории современной Австрии
христианство стало распространяться
с конца III в. В настоящее время
господствующее направление в стране
- католицизм. Католики составляют 89% населения,
протестанты - 6%. Большинство австрийских
протестантов -лютеране. Лютеране сосредоточены
главным образом на юге Верхней Австрии,
северо-западе Штирии, западе Каринтии
и юге Бургенланда. В Австрии насчитывается
приблизительно 25 тыс. старокатоликов.
В Португалию христианство впервые проникла
в IV в. Сейчас большинство населения страны
(98%) придерживается католицизма. Существует
также ряд протестантских групп.
В Испании христианство существует с IV
в. н. э., однако в период арабского завоевания
позиции этой религии были сильно потеснены.
Подавляющее большинство верующих испанцев
католики (по официальным церковным данным,
они составляют 98% населения страны). В
стране имеются и протестанты: баптисты,
члены Испанской евангелической церкви,
сторонники Испанского евангелического
альянса.
На Мальте Римская католическая
церковь является государственной
и пользуется огромным влиянием. К
католицизму относится
Италия - одна из первых европейских стран,
на территории которой широко распространилось
христианство. Католики составляют подавляющее
большинство населения страны. Функционирует
в Италии также греко-католическая церковь,
ведущая работу среди проживающих в Италии
греков и албанцев. Имеются и православные.
Протестантов в стране около 100 тыс., (больше
всего в Пьемонте). Это последователи пятидесятнических
Ассамблей бога (55 тыс.), лютеране (6 тыс.),
адвентисты седьмого дня (5 тыс.), баптисты
(5 тыс.), методисты (4 тыс.), сторонники Армии
спасения и др.
Греция подобно Италии, очень рано восприняла
христианство. Общины христиан появились
на ее территории уже в I в. н.э., а во II-III
вв. новая религия распространилась по
всей стране. В XI в., после раскола христианской
церкви, Греция стала одним из оплотов
ее восточной ветви - православия. Сейчас
Греческая православная церковь является
в Греции государственной. Она объединяет
97% населения страны. Католицизм не получил
в Греции широкого распространения. В
Югославии (христианство было внедрено
на современной территории этой страны
в IX в.) в настоящее время наблюдается значительная
религиозная пестрота. Православие исповедуют
41% населения, католицизм -32%, протестантизм
- около 1%, ислам - более 12%.
Протестанты представлены в Югославии прежде всего лютеранами и реформатами. Помимо лютеран и реформатов в стране встречаются адвентисты, пятидесятники, баптисты, методисты. В Албании распространены христианство и ислам. Христианство стало распространяться в этой стране еще со II-III вв. н. э., ислам же стал внедряться с XVII в., после турецкого завоевания. Мусульманами являются большинство верующих страны. Христианство представлено православной церковью, последователями которой считают себя более 20% албанских верующих, и Римской католической церковью, к которой относится около 10% всего верующего населения.
Болгария, куда христианства проникло
в IX в., в раннем средневековье стала
одним из оплотов православия. И
сейчас 85% верующих страны относится
к Болгарской православной церкви,
3% верующих, главным образом на юге
и востоке страны, исповедует ислам.
Небольшое число жителей страны
(50 тыс.) - католики. Имеются также
протестантские общины (16 тыс. членов).
Это баптисты, адвентисты седьмого
дня и адвентисты-реформисты, методисты,
пятидесятники, реформаты, конгрегационалисты.
Проникновение христианства в Румынию
относят к IV в. В настоящее время примерно
85% верующих - православные. Основная масса
их объединена Румынской православной
церковью. К православным примыкает небольшая
группа старообрядцев (потомки выходцев
из России). Довольно значительное число
и верующих (1,2 млн.) придерживается католицизма.
Это прежде всего часть живущих в Румынии
венгров и немцев и небольшое число румын.
Среди протестантов наиболее многочисленны
реформаты.
Венгры были обращены в христианство
в XI в. В XVI в. большая часть венгров
приняла протестантизм, однако в XVII
в., в период контрреформации, католицизм
опять восторжествовал и сейчас
около двух третей венгерских верующих
- католики. В восточных районах
страны живет группа греко-католиков.
Большая часть остальных верующих - протестанты.
Самую крупную группу из них образуют
реформаты (2 млн.). Значительно и число
лютеран (500 тыс.), Численность последователей
других протестантских исповеданий невелика.
назаряне.
В Чехии и Словакии христианство утвердилось
в IX в., хотя есть основания предполагать,
что в некоторые районы оно проникло несколько
ранее. Основная часть верующих придерживается
в настоящее время католицизма. Из протестантских
течений наиболее сильные позиции занимает
лютеранство. Словацкая лютеранская церковь
объединяет часть верующих словаков.
В Польше (христианство утвердилось в этой стране в Х в.) подавляющие большинство верующих католики. Есть в стране сравнительно небольшая группа греко-католиков. В Польше имеется ряд церквей, по тем или иным причинам отделившихся от Римской католической церкви. Протестантизм представлен рядом своих течений и сект
2.2 Христианство в России
Свет Христовой Истины и новой
жизни во Христе возсиял для русского
народа тысячу лет назад. Десять веков
Русская Православная Церковь соборно
славит Творца, совершает из рода в род
спасительную проповедь Божественного
учения.
Перенесемся мыслью на века назад и увидим,
как наши праотцы принимали во сердце
Христа. Вот как повествуют об этом древнерусские
летописи: " Киевский князь Владимир
возгорелся духом, чтобы быть христианином.
И вошел в святую купель, и возродился
от Духа и воды, во Христе крестившись...
став сыном нетления..." Это совершилось
в 988 году в Корсуни, первом городе нашей
земли, принявшем крещение еще в апостольские
времена.
" И сошлось людей без числа: вошли в
воду и стояли одни по шею, другие по грудь..,
малых держа на руках. Священники же стояли,
творя молитвы... Владимир же рад был, когда
познал Бога сам и люди его, и воззрев на
небо изрек: "Боже, сотворивший небо
и землю ! Прими этих новых людей ..."
Днепр стал крестильную купелью для нашего
народа. Так сбылось пророческое предсказание
апостола Андрея Первозванного, еще на
заре христианства провидевшего будущее
Киевской земли: " Видите ли горы эти
? " На этих горах возсияет благодать
Божия и встанет великий город, и церкви
многие воздвигнет Бог ".
В той сложной иерархии государств,
которую представлял собой
Первые века становления христианства
на Руси были временем рождения отечественных
форм его понимания, выраженного
в красках, в камне, в слове.
В отличие от западного образования, получившего
еще до христианства целую систему культурных
и филосовских начал от времен языческог
Рима, наша отечественная образованность,
кроме самобытных народных взглядов, имела
единственным источеиком Священное Писание
, окруженными многими богодухновенными
трудами Отцов Вселенной Православной
Церкви. Богослужения и книги Священного
Писания, в отличие от Запада, Русь, благодаря
подвигу славянских первоучителей святых
Кирилла и Мефодия, изначально получила
на родном, понятном языке, переведенным
с греческого.
Книги священного писания и толкования
к ним святых Отцов Церкви Православной
и стали основой христианског
мировозрения , просвещения умственного
и нравственного воспитания народа. С
той древней поры и на столетия сохранилась
в русском народе доверчивое и благоговейное
отношение к книгам.
Татаро-монголиское нашествие огненным
смерчем пронеслось над христианской
Русью. Русские княжества, молодые русские
города, разбросанные на огромных пространствах,
стали жертвой и добычей жестоких завоевателей.
Героическое сопротивление всего русского
народа не спасло его от порабощения, но
именно Русь в его Батыевом нашествии
1237 году приняла на себя всю сокрушительную
мощь татаро-монгольского нашествия и
стала заслоном на пути дальнейшего пути
Орды в Европу. Русь была разгромленна,
но не погибла. Что же помогло народу выжить
? Терпение, вера и горячая молитва Спасителю,
Богоматери и Святым. И осознание своей
вины перед Богом. И всенародное покаяние
принесло свои плоды. В Москве - малом городе
Руси, который получил в наследство младший
сын святого благогверного князя Александра
Невского (в свое время сохранившего и
укрепившего северо-западную Русь) князь
Даниил в раскаянии и добромыслии зародилось
великое дело собирание разрозненных
русских земель.
Свержение татаро-монгольского ига вызвало
национальное и культурное возрождение
Руси. Русская Православная Церковь приняла
в этом самое деятельное участие.
В XIV-XV веках на русский язык были
переведены творения виднейших святых
отцов и учителей Восточно христианской
Церкви : Василия Великого , Григория Богослова
, Иоанна Лествичника, Иссаака Сирина,
и других.
Достигло расцвета и творчество генияльных
иконописцев: Даниила Черного, Феофана
Грека, преподобного Андрея Рублева. В
древней Руси христианское отношение
художника к творчеству создавало особый
тип иконописца, для которого иконопись
была средством выражения личного духовного
опыта . Иконописание особенно широко
было распостранено среди монахов. Иконописец
становился как бы проповедником воли
Божией, которая приобщает нас Горнему
миру через красоту Святого Образа. Написание
иконы - есть Богослужение, которое сопровождаестя
строгим постом и непристанной молитвой.
Когда в древнем монастыре писалась икона
молилась вся братия монастыря. Только
так могли явиться миру Троица и Спас Звенигородский
преподобного Андрея Рублева.
В середине XV века над Вселенской Православной
Церковью навис призрак римской унии.
Под давлением обстоятельств восточные
иерархи подписали Флорентийскую унию
на условиях продиктованных папским Римом.
Русская церковь свято храня чистоту своей
Православной веры, отвергла ее 15 декабря
1448 года. Собор русских епископов впервые
независимо от Констатинополя избрал
метрополитом Московским и всея Руси епископа
Рязанского и Муромского Иону. После падения
Византийской империи и после захвата
ее турками Константинополя Русская православная
Церковь, будучи самой большой и значительной
среди Православных Церквей, стала естественным
оплотом Вселенского Православия.
Информация о работе Формирование древне русской народности, происхождение восточных славян