Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 22:36, реферат
До половины IX в., т. е. до прихода варягов, на обширном пространстве нашей равнины, от Новгорода до Киева по Днепру направо и налево, все было дико и пусто, покрыто мраком: здесь жили люди, но без правления, подобно
зверям и птицам, наполнявшим их леса. В эту обширную пустыню, заселенную бедными, разбросано жившими дикарями, славянами и финнами, начатки гражданственности впервые были занесены пришельцами из Скандинавии, варягами, около половины IX в. Известная картина нравов восточных славян, как ее нарисовал составитель Повести о начале Русской земли, по-видимому, оправдывала этот взгляд. Здесь читаем, что восточные славяне до принятия христианства жили «зверинским образом, скотски» в лесах, как все звери, убивали друг друга, ели все нечистое, жили уединенными, разбросанными и враждебными один другому родами: «живяху кождо с своим родом и на своих местех, владеюще кождо родом своим».
Введение …………………………………………………………………………… 3
§ 1 Принятие православного христианства ……………………………………… 6
1.1 Крещение Руси князем Владимиром ………………………………………… 6
§ 2 Значение принятия христианства для русской истории …………………… 14
2.1 География христианства в современном мире ……………………………... 14
2.2 Христианство в России ………………………………………………………. 20
Заключение ………………………………………………………………………. .26
Список литературы ………………………………………………………………. .27
В особенности восставало духовенство против грубых форм рабства на
Руси. В поучениях и проповедях, в беседах и разговорах представители
духовенства деятельно учили господ быть милосердными с рабами и помнить, что раб – такой же человек и христианин, как и сам его господин. В поучениях запрещалось не только убивать, но и истязать раба. В некоторых
случаях церковь прямо требовала у господ отпуска рабов и рабынь на свободу.
Получая рабов в дар, церковь давала им права свободных людей и селила их на
своих землях; по примеру церкви иногда тоже делали и светские
землевладельцы. Хотя такие примеры были и редки, хотя увещания
благочестивых поучений и не искореняли рабства, однако изменялся и
смягчался самый взгляд на раба, дурное обращение с рабами стало почитаться
«грехом». Оно еще не каралось законом, но уже осуждалось церковью и
становилось предосудительным.
В то время, как княжеская власть на Руси была еще слаба и
киевские князья, когда их становилось много, сами стремились к разделению
государства, - церковь была едина и власть митрополита простиралась
одинаково на всю Русскую землю. Настоящее единовластие на Руси явилось,
прежде всего, в церкви, и это сообщало церковному влиянию внутреннее
единство и силу.
Рядом с воздействием церкви на гражданский быт Руси мы видим и
просветительную деятельность церкви. Она была многообразна. Прежде всего, просветительное значение имели те практические примеры новой христианской жизни, которые давали русским людям отдельные подвижники и целые общины подвижников - монастыри. Затем просветительное влияние оказывала письменность, как переводная греческая, так и оригинальная русская.
Наконец, просветительное значение имели те предметы и памятники искусства, которые церковь создала на Руси с помощью греческих художников.
Истинный создатель огромной империи Руси - князь Владимир I
Святославович в 980 году делает первую попытку объединения язычества на
всей территории от восточных склонов Карпат до Оки и Волги, от Балтийского моря до Черного. После создания пантеона богов в Киеве он послал своего дядю Добрыню в Новгород, и тот «постави кумира над Волхвом». Однако интересы страны звали Русь к религии более развитой и более вселенской. Последняя должна была служить своеобразным приобщением Руси к мировой культуре. И не случайно этот выход на мировую арену органически соединялся с появлением на Руси высокоорганизованного литературного языка, который это приобщение закрепил бы в текстах, прежде всего переводных. Письменность
давала возможность общения не только с современными культурами, но и с
культурами прошлыми. Она делала возможным написание собственной истории, философского обобщения своего национального опыта, литературы.
Принятие
христианства из Византии
языческой Азии, сблизив ее с христианской Европой. Болгарская письменность сразу позволила Руси не начинать литературу, а продолжать ее и создавать в первый же век христианства произведения, которыми мы вправе гордиться. Сама по себе культура не знает начальной даты. Но если говорить об условной дате начала русской культуры, то самой обоснованной 988 год.
В первое
время христианская
Книги, принесенные на Русь вместе с крещением, представляли собою
болгарские переводы Библии, богослужебных книг, поучений, исторических
книг, Кормчей книги и т. П. Под влиянием этой болгарской письменности
создалась и собственная русская письменность, в которой главное место
занимали летописи и жития святых, поучения и молитвы. Эта письменность, за немногими исключениями, не отличалась ни ученостью, ни литературным искусством. Первые киевские писатели были просто грамотными людьми, обладавшими некоторой начитанностью. Они подражали переводным образцам так, как умели, без школьной учености и риторического искусства. Тем не менее, их произведения оказывали заметное влияние на духовную жизнь наших предков и содействовали смягчению нравов на Руси.
Благодаря
болгарской письменности
в виде высокоорганизованной религии с высокой культурой. Та церковная
письменность, которая была передана нам Болгарией, - это самое важное, что
дало Руси крещение. Христианство в целом способствовало возникновению
сознания единства человечества.
Наконец, христианская вера на Руси совершила переворот в области
пластического искусства. Языческая Русь не имела храмов и довольствовалась
изваяниями идолов. Христианство повело к созданию громадных каменных храмов в главнейших городах. Киевский храм Успения Богоматери, получивший название Десятинной церкви потому, что Владимир уделил на его содержание «десятину» (то есть десятую часть) княжеских доходов, был древнейшим каменным храмом в Киеве. Каменные храмы в Киеве, Новгороде и в других главнейших городах Руси были созданы вслед за Десятинною церковью. Они строились по византийским образцам и украшались богатейшими мозаиками и фресками. Архитектурное дело и живопись под влиянием церковного строительства достигли в Киеве значительного развития. А с ними вместе развились прочие искусства и художественные ремесла, в особенности же ювелирное дело и производство эмали. Первыми мастерами во всех отраслях художественного производства были, конечно, греки. Позднее под их руководством появились и русские мастера. Развилось, таким образом, национальное искусство. Но оно в
Киевской Руси отличалось резко выраженным византийским характером и поэтому известно в науке под именем русско-византийского.
Дело о крещении Владимира обыкновенно представляется так, что,
решившись принять христианство и, крестившись сам, он тотчас же приступил к крещению своего народа. В действительности это не могло быть так.
Переменить веру для народа не шутка. Игорь и Ольга не отважились на это.
Крестившись сам, Владимир мог находить благоразумным подготовить народ к перемене веры. Владимир не вступал в сношения с греками потому, что его собственное крещение было делом частным.
Приняв веру истинную, Владимир должен был воодушевляться желанием дать ту же веру и своему народу. Но в этом решении принимали участие и мотивы государственные, он действовал и как великий государь.
Русские
принадлежали к семейству
нем, так сказать, уродом. Все другие европейские народы были уже
христианскими и начали жить тою новою гражданскою жизнью, которую получили вместе с христианством и которая отделяла их от народов языческих как особый нравственный мир. Чтобы войти в этот мир, и нам ничего не оставалось более сделать, как последовать примеру других.
Владимир понял настоявшую Россию необходимость стать страною
христианскою, чтобы сделаться страною вполне европейскою. Крестившись от папы, Владимир вступил бы в многочисленный сонм окружавших его государей. Но он был бы в нем младшим, сделался бы весьма ограниченным в своей свободе его членом. Напротив, крестившись от греков, Владимир сохранял свободу, не подвергал себя опасности быть в мальчиках и на
послугах у других.
§ 2. Значение принятия христианства для русской истории
2.1 География христианства в современном мире
Христианская религия проникла в Европу вскоре после своего возникновения. Однако на первых порах влияние этой религии было невелико, причем распространение ее ограничивалось районами Средиземноморья. В центральноевропейские страны христианство внедрилось несколько позже, а на север и восток Европы - лишь в VII-XII вв.
С разделением христианства в XI в.
на западную и восточную ветви
страны Юго-Западной, Западной, Центральной
и Северной Европы последовали за
Римом, Восток и Юго-Восток - за Константинополем.
Реформационное движение, развернувшееся
в Европе в первой половине XVI в.,
еще более осложнило
С той поры география различных
религиозных направлений в
В странах Юго-Западной Европы ( Италии,
Испании, Португалии, Мальте ), а также
в некоторых странах Западной ( Ирландия,
Франция, Бельгия, Люксембург), Центральной
( Австрия ) и Восточной Европы ( Польша,
Чехия, Словакия, Венгрия ) большинство
верующих - католики. Православие преобладает
среди верующих Юго-Восточной Европы (Румыния,
Болгария, Греция), а так же Россия. В Югославии
помимо православных много католиков.
Христианство проникло в Финляндию в XII
в. В эпоху Реформации в этой стране распространилось
лютеранство, которое исповедуют 90,5% населения.
Большинство лютеран - члены Финской евангелическо-лютеранской
церкви. Имеются так же последователи
Шведской Лютеранской церкви. Второй по
числу последователей церковной организацией
в стране является Финская православная
церковь.
В Швеции христианство было введено в IX в. Со времени Реформации в стране всецело господствует лютеранство ( лютеране составляют примерно 95% населения) .Несмотря на провозглашение свободы вероисповедания , лютеранской церкви в Швеции придан государственный характер.
Норвегия Была обращена в христианство в IX в. С XVI в. в стране безраздельно господствует лютеранская Норвежская церковь, которая считается государственной (по официальным данным, к этой церкви принадлежит 94% населения). В 1877 г. от государственной церкви ответвилась Евангелическо-лютеранская свободная церковь в Норвегии, но число ее последователей невелико. Еще малочисленнее независимая Евангелическо-лютеранская церковная конгрегация. Сравнительно небольшое число членов имеют и другие протестантские церковные организации и секты, католиков всего 15 тыс.
Довольно рано, в самом начале
VIII в., христианство утвердилось в
Дании. После Реформации официальным
вероисповеданием страны стало лютеранство.
К государственной
Христианизация населения в этой стране
произошла в начале XI в. После Реформации
большинство верующих стали лютеранами.
Евангелическая лютеранская церковь находится
в стране на положении государственной.
К ней относится 97% населения Исландии.
Большинство остальных верующих - последователи
двух независимых протестантских группировок:
Свободной церкви и Независимой конгрегации
Свободной церкви.
Уже в III в., т. е. еще до вторжения
англосаксов, Британия была христианской
страной. В первой половине XVI в. церковь
Англии объявила себя независимой от
Рима. Тем не менее часть верующих сохранила
верность католицизму. В разное время
от англиканской церкви отделилось много
различных церковных группировок и сект.
В Шотландии в эпоху Реформации утвердился
кальвинизм (в форме пресвитерианства),
который и стал основной религией страны.
В настоящее время в Великобритании действуют
две государственные церкви: Церковь Англии
(англиканская) и Церковь Шотландии (пресвитерианская).
Церковь Англии насчитывает в настоящее
время 27 млн. последователей (не считая
англикан в Уэльсе, где англиканская церковь
не является государственной). Церковь
Шотландии имеет 953 тыс. взрослых членов.
Кроме государственных в Великобритании
есть еще так называемые свободные церкви.
Наибольшее число последователей имеют
методистские церковные организации.
В Великобритании живет довольно большое
число католиков. Их насчитывается
в Соединенном Королевстве
Ирландия приняла христианство
в V в. Она всегда считалась одним
из бастионов католицизма. Римские
католики составляют 94% всего населения
страны. Из протестантов наиболее многочисленны
англикане (98 тыс.), за ними следуют пресвитериане
(16 тыс.) и методисты (6 тыс.). Во Францию
христианство проникло в начале новой
эры. Обычно считается, что подавляющее
большинство населения страны (около
90%) придерживается католицизма Во Франции
имеется более 800 тыс. протестантов. Большинство
из них реформаты. Они объединены в три
церкви: Реформатскую церковь Франции
(400 тыс.), Реформатскую церковь Эльзаса
и Лотарингии (42 тыс.) и Независимую евангелическую
реформатскую церковь (10 тыс.). Лютеране
во Франции образуют две церкви: Церковь
аугсбургского исповедания Эльзаса и
Лотарингии (230 тыс.) и Евангелическую лютеранскую
церковь Франции (45 тыс.). Реформатов больше
всего в Париже, Нормандии и близ Марселя,
лютеран - в Эльзасе и Лотарингии. Другие
группы протестантов невелики.
В стране имеются также армяно-григориане
(180 тыс.), православные (150 тыс., преимущественно
русские и греки), мормоны (15 тыс.), старокатолики
(3 тыс.).
В небольшом княжестве Монако, расположенном
на средиземноморском побережье, 90%
населения придерживается католицизма.
Имеются также англикане и
другие протестанты.
На территории современных Нидерландов
христианство начало распространяться
с конца VII в. После Реформации большая
часть населения приняла протестантизм,
однако на юге сохранился католицизм.
Протестанты составляют в Нидерландах
34% населения, католики - 40%. Католики особенно
многочисленны на юге страны, где в провинциях
Северный Брабант и Лимбург они составляют
90-95% населения. Немало их так же в провинциях
Северная Голландия, Оверэйссел и Гелдерланд.
Информация о работе Формирование древне русской народности, происхождение восточных славян