Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 22:36, реферат
До половины IX в., т. е. до прихода варягов, на обширном пространстве нашей равнины, от Новгорода до Киева по Днепру направо и налево, все было дико и пусто, покрыто мраком: здесь жили люди, но без правления, подобно
зверям и птицам, наполнявшим их леса. В эту обширную пустыню, заселенную бедными, разбросано жившими дикарями, славянами и финнами, начатки гражданственности впервые были занесены пришельцами из Скандинавии, варягами, около половины IX в. Известная картина нравов восточных славян, как ее нарисовал составитель Повести о начале Русской земли, по-видимому, оправдывала этот взгляд. Здесь читаем, что восточные славяне до принятия христианства жили «зверинским образом, скотски» в лесах, как все звери, убивали друг друга, ели все нечистое, жили уединенными, разбросанными и враждебными один другому родами: «живяху кождо с своим родом и на своих местех, владеюще кождо родом своим».
Введение …………………………………………………………………………… 3
§ 1 Принятие православного христианства ……………………………………… 6
1.1 Крещение Руси князем Владимиром ………………………………………… 6
§ 2 Значение принятия христианства для русской истории …………………… 14
2.1 География христианства в современном мире ……………………………... 14
2.2 Христианство в России ………………………………………………………. 20
Заключение ………………………………………………………………………. .26
Список литературы ………………………………………………………………. .27
Федеральное агентство по образованию
государственный университет
Кафедра «Истории»
Контрольная работа № 3
На тему: «Происхождение восточных славян и их прародина. Формирование древнерусской народности»
Выполнил: ***
Проверил:***
г. Тольятти
2011 год
Содержание
Введение ………………………………………………………
§ 1 Принятие православного христианства ……………………………………… 6
§ 2 Значение принятия христианства для русской истории …………………… 14
2.1 География христианства
в современном мире ……………………………
2.2 Христианство в России ………………………………………………………. 20
Заключение …………………………………………………
Список литературы ………………………………………………………………. .27
Введение
До половины IX в., т. е. до прихода варягов, на обширном пространстве
нашей равнины, от Новгорода до Киева по Днепру направо и налево, все было
дико и пусто, покрыто мраком: здесь жили люди, но без правления, подобно
зверям и птицам, наполнявшим их леса. В эту обширную пустыню, заселенную бедными, разбросано жившими дикарями, славянами и финнами, начатки гражданственности впервые были занесены пришельцами из Скандинавии, варягами, около половины IX в. Известная картина нравов восточных славян, как ее нарисовал составитель Повести о начале Русской земли, по-видимому, оправдывала этот взгляд. Здесь читаем, что восточные славяне до принятия христианства жили «зверинским образом, скотски» в лесах, как все звери, убивали друг друга, ели все нечистое, жили уединенными, разбросанными и враждебными один другому родами: «живяху кождо с своим родом и на своих местех, владеюще кождо родом своим».
Задолго до нашего летоисчисления знаменитый грек, которого зовут
«отцом истории», посетил северные берега Черного моря; верным взглядом
посмотрел он на страну, на племена, в ней живущие, и записал в своей
бессмертной книге, что племена эти ведут образ жизни, какой указала им
природа страны. Прошло много веков, несколько раз племена сменялись одно другим, образовалось могущественное государство, но явление замеченное Геродотом остается в силе: ход событий постоянно подчиняется природным условиям.
Природа страны имеет важное значение в истории по тому влиянию, какое
оказывает она на народный характер. Об этом говорил С. М. Соловьев в
своих сочинениях. Он считал, что «Природа роскошная с лихвою
вознаграждающая и слабый труд человека, усыпляет деятельность последнего, как телесную, так и умственную. . . Природа более скудная на свои дары. . . держит человека всегда в возбужденном состоянии: его деятельность не порывиста, но постоянная; постоянно работает он умом, неуклонно стремится он к своей цели; понятно, что народонаселение с таким характером в высшей степени способно положить среди себя крепкие основы государственного быта, подчинить своему влиянию племена с характером противоречивым». С другой стороны, щедрая природа развивает в народе чувство красоты, здесь господствует стремление к искусству, в таком народе женщина не может быть исключена из общества мужчин. Но среди природы относительно не богатой, чувство изящного не может развиваться с успехом; при таких обстоятельствах характер народа является более суровым, склонным более к полезному, чем к приятному. Все это приводит к исключению женщины из общества мужчин, что, разумеется, приводит к еще большей суровости нравов. Все сказанное прилагается в известной мере к историческому различию в характере южного и северного народонаселения Руси.
О быте восточных славянских племен летописец оставил нам следующее
известие: «Каждый жил своим родом, отдельно, на своих местах, каждый владел родом своим». И ещё: «У них недоступные жилища в лесах, при реках, озерах, болота; в домах своих они устраивают многие выходы, на всякий опасный случай; необходимые вещи скрывают под землею, не имея ничего лишнего снаружи, но живя, как разбойники». Славяне жили в деревянных избах, находящихся на далеком расстоянии друг от друга, и часто переменяли место жительства. Такая непрочность и частая перемена жилищ были следствиями беспрерывной опасности, которая грозила славянам и от своих родовых усобиц, и от нашествия чуждых народов.
Языческие
верования наших предков
арийцы, русские славяне поклонялись силам видимой природы и почитали
предков. Племенные, языческие верования были, как правило, основаны на непонимании воздействия на человека каких-то малоприятных, неведомых сил.
Представления об этих силах соотносились с родоплеменным бытом, с
особенностями местности, со специфическими занятиями населения, Поэтому серьезные изменения в быте ставили под сомнение различные элементы верования, порождали религиозный кризис (так, поклонявшиеся духам гор племена не могли сохранить своих представлений о них, переселившись на равнину). Не удивительно, что наибольшую восприимчивость к перемене религии показывала самая активная часть общества: воины и купцы. Крещение отдельных влиятельных людей способствовало знакомству всего населения с христианством. Часто побуждением перехода в другую религию была победа христианского народа над язычниками.
К концу IX века область России вследствие природного влияния
разделилась главным образом на две части: племена, жившие на юго-востоке,
находились в подчиненности от азиатского племени, стоявшего лагерем на Дону и Волге; племена, жившие на северо-западе, должны были подчиняться знаменитым морским королям, предводителям европейских дружин, вышедшим с берегов Скандинавии. Около 862 года, как говорит летописец, племена, платившие дань варягам, изгнали последних за море.
В Х-ом веке продолжалось постепенное формирование русской
государственности. С одной стороны необходимо было решать вопросы,
связанные с расширением влияния киевских князей "внутри" Руси, приводя к
покорности еще разрозненные славянские племена, с другой стороны
перманентная внешняя угроза требовала большого напряжения только начавшего складываться молодого феодального государства.
В этой
связи вся стремительная
(отца Владимира) по отношению к Руси не была невниманием к ее интересам, или неосознанным стремлением пренебречь ею (как об этом говорится в некоторых местах летописи). Наоборот - все было рассчитано на решение больших государственных задач. Важнейшая из них, состоявшая в обеспечении безопасности со стороны Хазарского каганата, была решена вполне успешно (он перестал существовать после волжско-хазарского похода). Вторая задача - создание мирного торгового плацдарма на западном побережье Русского (Черного) моря (в содружестве с Болгарией) - выполнена не была, т. к. здесь Руси противостояли две значительные силы: Византия и печенеги.
Борьба с печенегами стала в Х в. насущной потребностью Руси.
Поэтому оборона от печенегов была не только государственным, но и общенародным делом, понятным и близким всем слоям общества. И естественно, что князь, сумевший возглавить эту оборону, должен был стать народным героем, действия которого воспевались в былинах. Таким князем оказался побочный сын Святослава - Владимир.
В г. Любече, охранявшем подступы к Киевской земле с севера, жил в
середине Х в. некий Малко Любечанин. Дочь его Малуша была ключницей княгини Ольги (матери Святослава), а сын Добрыня, очевидно, служил князю. Во всяком случае, в былинах сохранилась память о том, что он был при княжеском дворе "конюхом да приворотчиком", а позже стал придворным - " стольничал-чашничал девять лет".
Малуша Любечанка стала одной из наложниц Святослава, и у нее родился
сын Владимир (год рождения неизвестен), которого долго потом корили его
происхождением, называя "робичичем" и "холопищем". Воспитателем при нем и стал родной дядя Добрыня.
Неизвестно, как сложилась бы дальнейшая судьба Владимира, но перед
очередным и как потом окажется трагическим походом 970 г., Святослав решил посадить своих малолетних детей на княжение. Ярополку был оставлен Киев, а Олегу - Древлянская земля. В то же время Новгородцы, недовольные, может быть, властью княжеских наместников, прислали сказать Святославу, чтобы он дал им сына своего в правители.
Ни Ярополк,
ни Олег не согласились
предложил Новгородцам просить в князья Владимира. Так юный "робичич" стал князем-наместником в Новгороде.
В первые годы своего правления князь Владимир, получивший языческое
воспитание в Новгороде, куда его в восьмилетнем возрасте направил княжить
Святослав (в 970 году), показал себя усердным язычником. "И стал Владимир
княжить в Киеве один, - говорит летопись, - и поставил кумиры на холме за
теремным двором: деревянного Перуна с серебренной головой и золотыми усами, затем Хорса, Даждьбога, Стирбога, Симаргла и Мокоша. И приносили им жертвы, называя их богами. . . И осквернилась кровью земля Русская и холм тот" (под 980 г.).
В благодарность богам за победу, одержанную над ятвягами (983 год)
решено было принести человеческую жертву. Жребий пал на юношу из
христианской семьи. Его отец обличил ничтожество языческих богов, и
разъяренная толпа язычников убила их обоих. Но верно сказано: кровь
мучеников - семя христиан. Погибли на Руси двое христиан - Феодор и Иоанн,
а вскоре обратились ко Христу вместе с князем Владимиром тысячи.
Понять
превосходство христианства
князю Владимиру было тем легче, что он, по слову Митрополита Иллариона,
обладал "добрым смыслом и острым умом" и имел возможность ознакомиться с христианством у себя в Киеве, где давно уже существовали христианские храмы и совершались богослужения на славянском языке.
§ 1. Принятие православного христианства
Относительно вопроса о времени и месте Крещения князя Владимира есть
несколько версий. Согласно общепринятому мнению, князь Владимир принял крещение в 998 году в Корсуни (греческий Херсонес « Крыму).
Цепь событий,
непосредственно
Наконец безымянный греческий Философ, опровергнув в немногих словах другие веры, рассказал Владимиру все содержание библии. . . и в заключение показал ему картину Страшного Суда, с изображением праведных, идущих в рай, и грешных, осужденных на вечную муку. Пораженный Владимир вздохнул и сказал: «Благо добродетельным и горе злым!» «Крестись, - ответствовал Философ - и будешь в раю с первыми».
Далее князь Владимир послал своих послов по разным странам, что бы те
узнали, как там все обстоит на деле. Послы, вернувшись, с презрением
отозвались обо всех религиях, кроме греческой. Про католицизм они сказали,
что религия их надменная, чопорная. А о греческой вере говорили: ”Мы не
помнили, где мы находились на земле или на небе”.
Решив крестится, Владимир спрашивал лишь у бояр, где принять крещение,
на что получил ответ: ”Где тебе любо”. Тогда князь, собрав войско, пошел на
Херсонес. Осушив городские колодцы, он заставил сдаться город. Заняв его,
Владимир послал послов к Василию и Константину с предложением отдать их сестру, Анну, ему в жены, угрожая в противном случае подступить к
Константинополю. Цари ответили, что если князь крестится, то Анну за него
отдадут. Владимир согласился. Цари, упросив сестру дать согласие, послали
ее вместе со священниками к русскому царю. В это время, по преданию,
Владимир внезапно ослеп. Царевна сказала ему, если он крестится, то
вылечится от слепоты. Херсонесский епископ совершил обряд крещения и дал ему имя Василия. По окончании крещения Владимир тотчас же вылечился от слепоты.
Киевскому князю было лестно породниться с могущественным императорским домом, но Владимир понимал и государственное значение этого брака. Если бы он рассматривал его просто как династический союз, вряд ли он затеял бы такое сложное дело как крещение Руси, к которому его никто не принуждал.
Во всяком случае, Владимир выполнил свои обязательства и помог Василию II сохранить трон, однако император не торопился отдавать сестру замуж за северного варвара. Владимир решил принудить к выполнению соглашения и, захватив в Крыму греческий город Херсонес, совершил бракосочетание с Анной, многие знатные воины, подражая своему князю, перешли в христианство.
Спустя два года после собственного крещения, Владимир (в крещении
Василий) решился приступить к крещению народа, «обратить всю Землю в
христианство». Великого князя Владимира побуждало к этому не только
религиозное воодушевление. Он руководствовался, конечно, и государственными соображениями, ибо для русского народа христианизация означала приобщение к высокой культуре христианских народов и более успешное развитие своей культурной и государственной жизни. Прежде чем делать это, он решился войти в сношения с греками, так как для будущей русской церкви нужна была иерархия. Для сей цели надлежало отправить посольство с просьбой. Но он поступил иначе: отправился войной на греческий город и только в качестве победителя завязал с греками сношения. По возвращении в Киев Владимир приступил к крещению столичных жителей, а затем и других своих подданных.
Информация о работе Формирование древне русской народности, происхождение восточных славян