Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 22:36, реферат
До половины IX в., т. е. до прихода варягов, на обширном пространстве нашей равнины, от Новгорода до Киева по Днепру направо и налево, все было дико и пусто, покрыто мраком: здесь жили люди, но без правления, подобно
зверям и птицам, наполнявшим их леса. В эту обширную пустыню, заселенную бедными, разбросано жившими дикарями, славянами и финнами, начатки гражданственности впервые были занесены пришельцами из Скандинавии, варягами, около половины IX в. Известная картина нравов восточных славян, как ее нарисовал составитель Повести о начале Русской земли, по-видимому, оправдывала этот взгляд. Здесь читаем, что восточные славяне до принятия христианства жили «зверинским образом, скотски» в лесах, как все звери, убивали друг друга, ели все нечистое, жили уединенными, разбросанными и враждебными один другому родами: «живяху кождо с своим родом и на своих местех, владеюще кождо родом своим».
Введение …………………………………………………………………………… 3
§ 1 Принятие православного христианства ……………………………………… 6
1.1 Крещение Руси князем Владимиром ………………………………………… 6
§ 2 Значение принятия христианства для русской истории …………………… 14
2.1 География христианства в современном мире ……………………………... 14
2.2 Христианство в России ………………………………………………………. 20
Заключение ………………………………………………………………………. .26
Список литературы ………………………………………………………………. .27
Киевляне,
среди которых было много
христианство без явного сопротивления. Владимир рассматривал христианство как государственную религию; отказ от крещения в таких условиях был равнозначен проявлению нелояльности, к чему у киевлян не было серьезных оснований. Столь же спокойно отнеслись к крещению обитатели южных и западных городов Руси, часто общавшиеся с иноверцами и жившие в многоязычной, многоплеменной среде.
Куда большее
сопротивление оказали
Новгородцы взбунтовались против присланного в город епископа Иоакима (991).
Для покорения новгородцев потребовалась военная экспедиция киевлян,
возглавленная Добрыней и Путятой. Жители Мурома отказались впускать в город сына Владимира, князя Глеба, и заявили о своем желании сохранить религию предков. Сходные конфликты возникали и в других городах Новгородской и Ростовской земель. Причиной столь враждебного отношения является приверженность населения традиционным обрядам, именно в этих городах сложились элементы религиозной языческой организации (регулярные и устойчивые ритуалы, обособленная группа жрецов-волхвы, кудесники). В южных, западных городах и сельской местности языческие верования существовали, скорее, как суеверия, чем как оформившаяся религия.
Другой причиной сопротивления ростовчан и новгородцев было
настороженное отношение к распоряжениям, исходившим из Киева. Христианская религия рассматривалась как угроза политической автономии северных и восточных земель, чье подчинение воле князя основывалось на традиции и было безграничным. Владимир, нарушивший эти традиции, хотя и выросший в Новгороде, но поддавшийся чуждым греческим влияниям, считался в глазах насильно обращенных в христианство горожан Севера и Востока отступником, поправшим исконные вольности.
В сельской местности сопротивление христианству было не столь
активным. Земледельцы, охотники, поклонявшиеся духам рек, лесов, полей,
огня, чаще всего совмещали веру в этих духов с элементами христианства.
Киевская
Русь имела давние связи с
христианской Византией,
проникало на Русь восточное Православие. Видимо в целях более успешного
осуществления своих замыслов и надеясь получить из Византии необходимую помощь, особенно в деле организации церковного управления и развития духовной культуры, князь Владимир вступает в родство с византийскими императорами (соправителями) Василием II (976-1025) и Константином (976- 1028) в Херсонесе (Корсуни) на их сестре Анне. Возвратившись в Киев с супругой-гречанкой, греческим духовенством, привезя в свой стольный град различную церковную утварь и святыни – кресты, иконы, мощи, князь Владимир приступил к официальному введению христианства на Руси.
Язычество
не было религией в
хаотическая совокупность различных верований, культов, но не учение. Это
соединение религиозных обрядов и целого вороха объектов религиозного
почитания. Поэтому объединение людей разных племен, в чем так нуждались
восточные славяне в Х-ХII веках, не могло быть осуществлено язычеством.
Между тем стремление вырваться из-под угнетающего воздействия одиночества среди редконаселенных лесов, болот и степей, боязнь грозных явлений природы заставляли людей искать объединения.
Вокняжевшись в Киеве, Владимир произвел своего рода языческую реформу, стремясь, очевидно, поднять древние народные верования до уровня государственной религии. Но попытка превращения язычества в государственную религию с культом Перуна во главе, судя по всему, не удовлетворила Владимира, хотя киевляне охотно поддерживали самые крайние проявления кровавого культа воинственного бога.
Христианство, если можно так выразиться, было следующим после
язычества этапом развития религии. Оно отличалось от язычества не столько
своей религиозной сущностью, сколько той классовой идеологией, которая
наслоилась за тысячу лет на примитивные верования, уходящие корнями в такую же первобытность, как и верования древних славян. Христианские миссионеры не приносили с собой ничего принципиально нового; они несли лишь новые имена для старых богов, несколько иную обрядность и значительно более отточенную идею божественного происхождения власти и необходимости покорности ее представителям.
По преданию, первым проповедником христианства был Андрей Первозванный
- один из двенадцати апостолов, брат апостола Петра, первым призванный
Иисусом Христом. Он проповедовал христианство балканским и причерноморским народам и был распят по распоряжению римского магистрата на кресте, имевшем форму буквы «Х» (Андреевский крест). Уже в «Повести временных лет» рассказано, что Андрей Первозванный из Корсуни дошел в своей миссионерской деятельности до мест, где в будущем предстояло возникнуть Киеву и Новгороду и благословил эти места (а заодно имел возможность подивиться русскому обычаю хлестать себя в бане вениками). В последствии Киевская Русь (и Россия в дальнейшем) превратила Андрея Первозванного в покровителя русской государственности.
Двоеверие, существовавшее в селах на протяжении десятилетий и даже
веков, лишь постепенно преодолевалось усилиями многих поколений
священнослужителей. Элементы языческого сознания обладают большой
устойчивостью (в виде различных суеверий). Так многие распоряжения
Владимира призванные укрепить новую веру, были проникнуты языческим духом.
Владимир столь сильно уверовал, что пытался воплотить христианский
идеал: на первых порах отказался от применения уголовных наказаний, прощая разбойников; раздавал питание неимущим. Принятие христианства способствовало широкому распространению на Руси грамотности, наслаждению просвещения, появлению богатой, переведенной с
греческого языка литературы, возникновению собственной русской литературы, развитию церковного зодчества и иконописи. Появившиеся со времен Владимира Святого и Ярослава Мудрого школы и библиотеки стали важнейшим средством распространения просвещения на Руси. Кроме Софийской библиотеки Ярослава Мудрого, в Киеве и других городах возникают новые библиотеки, в том числе монастырские и частные.
Большие библиотеки имели князь Черниговский Святослав Ярославич,
который «разными драгоценными священными книгами наполнил свои клети», князь Ростовский Константин Всеволодович снабжавший «книгами церкви Божии»; «богат был. . . книгами» епископ Ростовский Кирилл I (XIII век). Рукописные книги были очень дороги, приобретать их в большом количестве могли только состоятельные люди (князья, епископы) и монастыри. Содержание русских книг было преимущественно духовным. Это объясняется влиянием переводной литературы и живым интересом новопросвещенного русского общества к вопросам христианской веры, нравственности и тем, что русскими писателями в то время были в основном лица духовные.
С Крещением Киевской Руси еще более расширились и углубились ее
государственные и культурные связи не только с Византией, но и с
Балканскими странами и другими государствами Европы. Вступив в Брак с
греческой царевной Анной, князь Владимир породнился и с немецким
императором Оттоном II, который ранее женился (в 971 году) на сестре Анны -
Феофании. Летописец отмечает (под 996 год): святой Владимир «жил в мире с
окрестными князьями – с Болеславом Польским, и со Стефаном Венгерским, и с Андрихом Чешским. И были между ними мир и любовь».
Еще более оживились связи Киевской Руси с европейскими странами при
Ярославе Мудром. В значительной степени их укрепляли династические браки.
Так, дочь Ярослава Мудрого Анна была замужем за французским королем
Генрихом I, Анастасия – за венгерским королем Андреем I, Елизавета - за
Геральдом Норвежским, а затем за Свеном Датским; польский король Казимир был женат на Добронеге, сестре Ярослава Мудрого. Русская церковь, благословившая эти браки, широко простирала и свое влияние в мире.
В языческое время на Руси было лишь одно общественное различие: люди
делились на свободных и несвободных, или рабов. Свободные назывались
мужами; рабы носили название «челядь» (в единственном числе холоп, роба).
Таким образом,
в языческом обществе
и значения, какое имеет государственная власть теперь. Общество делилось на
самостоятельные союзы, которые одни лишь своими силами охраняли и защищали своих членов. Вышедший из своего союза человек оказывался бесправным и беззащитным изгоем. Семья, при обычае многоженства, умычки и покупки невест, имела грубый языческий характер. Рабство было очень распространено.
Грубая сила господствовала в обществе и человеческая личность сама по себе
в нем не имела никакого значения.
Под влиянием
христианства языческие
смягчаться.
Христианская церковь, основанная на Руси князем Владимиром, не могла
примириться с таким порядком. Вместе с Христовым учением о любви и милости церковь принесла на Русь и начала византийской культуры. Уча язычников вере, она стремилась улучшить их житейские порядки. Под влиянием христианства отдельные лица из языческой среды изменяли к лучшему свои взгляды и нравы. О самом князе Владимире предание говорит, что он смягчился под влиянием новой веры, стал милостив и ласков. Среди дружины из земских людей появилось много благочестивых христиан, почитавших церковь, любивших книги и иногда уходивших от мирских соблазнов в монастыри и в пустынное житье. Через свою иерархию и примером ревнителей новой веры церковь действовала на нравы и учреждения Руси. Проповедью и церковною практикой она показывала, как надо жить и действовать в делах личных и общественных.
Церковь
старалась поднять значение
как они должны управлять: «воспрещать злым и казнить разбойников». «Ты
поставлен от Бога на казнь злым, а добрым на милованье», - говорила
духовенство князю Владимиру, указывая ему, что князь не может остаться
безучастным к насилию и злу в своей земле, что он должен блюсти в ней
порядок. Такой взгляд духовенство основывало на убеждении, что княжеская
власть, как и всякая земная власть, учинена от Бога и должна творить Божью
волю. Но так как «всяка власть от Бога» и так как князь «есть Божий слуга»,
то ему надлежит повиноваться и его надлежит чтить. Церковь требовала от
подданных князя, чтобы они «имели приязнь» к князю, не мыслили на него зла
и смотрели на него, как на избранника Божия. Когда князья сами роняли свое
достоинство в грубых ссорах и междоусобиях («которах» и «коромолах»),
духовенство старалось мирить их и учить, чтобы они «чтили старейших» и «не
переступали чужого предела». Так духовенство проводило в жизнь идеи
правильного государственного порядка, имея перед собою пример Византии, где царская власть стояла очень высоко.
Найдя на
Руси ряд союзов, родовых и
племенных, дружинных и
церковь образовала собою особый союз - церковное общество; в состав его
вошло духовенство, затем люди, которых церковь опекала и питала, и,
наконец, люди, которые служили церкви и от нее зависели. Церковь опекала и
питала тех, кто не мог сам себя кормить: нищих, больных, убогих. Церковь
давала приют и покровительство всем изгоям, потерявшим защиту мирских
обществ и союзов. Церковь получала в свое владение села, населенные рабами.
И изгои, и рабы становились под защиту церкви и делались ее работниками.
Всех своих людей одинаково церковь судила и рядила по своему закону (по
Кормчей книге) и по церковным обычаям; все эти люди выходили из подчинения князю и становились подданными церкви. И как бы ни был слаб или ничтожен церковный человек, церковь смотрела на него по-христиански - как на свободного человека. В церкви не существовало рабство: рабы, подаренные церкви, обращались в людей лично свободных; они были только прикреплены к церковной земле, жили на ней и работали на пользу церкви. Таким образом, церковь давала светскому обществу пример нового, более совершенного и гуманного устройства, в котором могли найти себе защиту и помощь все немощные и беззащитные.
Церковь затем влияла на улучшение семейных отношений и вообще
нравственности в русском обществе. На основании греческого церковного
закона, принятого и подтвержденного первыми русскими князьями в их
«церковных уставах», все проступки и преступления против веры и
нравственности подлежали суду не княжескому, а церковному. Церковные судьи, во-первых, судили за святотатство, еретичество, волшебство, языческие моления. Церковные судьи, во-вторых, ведали все семейные дела, возникавшие между мужьями и женами, родителями и детьми. Церковь старалась искоренить языческие обычаи и нравы в семейном быту: ногоженство, умыкание и покупку жен, изгнание жены мужем, жестокости над женами и детьми и т. П. Применяя в своих судах византийские законы, более развитые, чем грубые юридические обычаи языческого общества, духовенство воспитывало лучшие нравы на Руси, насаждало лучшие порядки.
Информация о работе Формирование древне русской народности, происхождение восточных славян