Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 06:48, реферат
В начале ХХ века Область войска Донского состояла из 9 округов. Каждый округ делился на станичный юрт. Юрт Раздорской станицы входил в Первый Донской округ. Все лица войскового сословия, проживавшие в юрте, составляли станичное общество. Вся полнота власти в станице и хуторе принадлежала станичному и хуторскому управлению.
Станичное управление в станичном обществе составляли:
- станичный сбор,
- станичный атаман,
- станичное правление,
- станичный суд.
Этот обряд «рыцарского» периода истории донского казачества (XVI-XVII вв.) описан едва ли не каждым историком или краеведом: «... Жених и невеста, согласившиеся вступить в супружество, являлись вместе на местную площадь во время народного собрания (т.е. на казачий Круг. – Б.П.). Здесь, помолившись Богу и кланяясь на все стороны, жених называл свою невесту по имени и говорил ей: "Будь ты мне жена", и невеста же, поклонившись жениху в ноги и назвав его по имени, говорила ему: "А ты будь мне мужем". После этого брачившиеся целовали друг друга и принимали от собрания поздравления с вступлением в законный брак, затем торжество оканчивалось пиршеством»[19]. Здесь, в этой редуцированной свадьбе XVI—XVII вв., уже заложены существеннейшие черты донского свадебного обряда. Это, во-первых, общественный характер обряда, особенно ярко подчеркиваемый впоследствии так называемым «свадебным колдуном» (см. об этом ниже). Свадьба совершалась на казачьем Кругу, и им же выносился окончательный, не подлежащий обжалованию приговор. Во-вторых, патронажная роль мужа-казака, берущего под свою защиту новобрачную. Наглядным доказательством этой роли служит укрытие полою одежды женщины, переходящей от одного мужа к другому: «Прикрытие полою казаки почитали очень важным символом: оно значило снять с отказанной жены бесчестье развода»[20]. Трогательно патронажную роль казака-мужа подчеркивает его фуражка в красном углу вдовьего дома: и после смерти казак заботится о той, с которой получил благословение общины. Наконец, минимальная сакрализация обряда, в котором православие явлено лишь обязательной перед любым делом молитвой. Конечно, в то время церквей на Дону практически не было, а батюшка избирался самими казаками на Кругу из своих же собратьев на определенный срок, после которого он, так сказать, возвращался в строй. Но следует, видимо, согласиться с тем, что благословение брака Кругом было выше Божьего благословения. Дело дошло до того, что в своё время грозный атаман Степан Разин выгнал с Дона попов и велел играть свадьбы «у вербовых дерев»[21], т.е. вернул донскую свадьбу едва ли не к языческой («умыкание невесты у воды») традиции. Религиозное своеволие донских казаков оказалось настолько устойчивым, что главным «ангелом-хранителем» свадебной церемонии даже в конце XVIII – начале XIX в. на Дону считался находящийся перед или подле жениха ведун (сбережатый), которого «дружко обязан был приискать заблаговременно и который не отлучался от жениха до окончания брака, наблюдая, чтобы на порогах и притолках, где ему надлежало проходить, не было чародейства и чтобы в пищу и питьё не примешал кто порчи»[22]. С установлением церковной составляющей свадебного обряда (икона в храбром поезде, венчание-благословение молодых иконой при встрече в доме жениха) ведун стушевался и постепенно трансформировался в свадебного колдуна. Но обычай оберегания жениха и невесты не только не утратился, но приобрёл самые разнообразные формы: и одевание рыбачьей сети под платье невесты (сейчас этого уже нет), и уголки крестиком на венчальном наряде невесты, и пшено в сапоге жениха, и мак вместе с зерном и хмелем во время обсыпания молодых, и т.д. В этом же ряду и белый платок, за который держатся новобрачные при входе в дом: «Друшко за платощик маладых – фсигда шоп диржались – видеть. Шоп за прыталку аци ни прислонились рукою, а то эти кылдуны, фcе ведьмы – ани фcё загаваривають: на пярилах, на энтих (притолоках. – Б.Н.). Он как видеть – а мы ш иё аппёрли – знащить, фсё: уже ты или жыть ни будиш, или сохнуть будиш»[23].
[1] Сухоруков В.Д. Общежитие донских
казаков в XVII и XVIII столетиях // Русская
старина: Карманная книжка для любителей
отечественного, изданная А.Корниловичем.
СПб., 1824.
[2] Листопадов A. M. Старинная казачья
свадьба на Дону. Ростов н/Д, 1947.
[3] Броневский В. История Донского
войска. СПб., 1834. Ч. III.
[4] Краснов Н.И. Военное обозрение
Земли Войска Донского// Материалы для
военной географии и военной статистики
России, собранные офицерами Генштаба:
В 6 т. СПб., 1864. Т. IV.
[5] Номикосов С. Статистическое
описание Области Войска Донского. В 5
т. Новочеркасск, 1884. Т. I.
[6] Савельев A. M. Донские песни.
Новочеркасск, 1867.
[7] Савельев Е.П. История казачества
(Историческое исследование). Новочеркасск,
1916. Ч. III.
[8] Свадебные обряды. Неоконченная
рукопись Х.И. Попова // ГАРО, ф. 55, оп. 1, Д.
44.
[9] Свадебные обряды станицы Нижне-Кундрюченской
// ГАРО, ф. 55, оп. 1, д. 43.
[10] Анашкина С. Свадебная обрядность
донецких казаков // Традиционное и современное
народное музыкальное искусство. М., 1976.
[11] Миртов А.В. Казачья свадьба
на хуторах Митякинской станицы // Педагогическая
мысль. Ростов н/Д, 1918. № 8.
[12] Поляков. Старинная донская
свадьба // Донские областные ведомости.
1875. №22.
[13] Ребров Я. Старочеркасские свадебные
обряды // Донская газета. 1875. № 30.
[14] Критска-Иванова Е.Ф. Свадебный
обряд и свадебный фольклор донских казаков:
Автореф. дис. канд. филол. наук. Л., 1978.
[15] См: Новак Л., Фрадкина Н. Как
у нас-то было на Тихом Дону: Историко-этнографический
очерк. Ростов н/Д: Ростиздат, 1985; и др.
[16] Именно так ведут себя в предсвадебье
шолоховские героини: Аксинье Степан «понравился»,
а потому и стала возможной их свадьба;
Наталья угрожает родным уходом в Усть-Медведицкий
монастырь, если они не отдадут её Григорию;
Дуняша упрямо преодолевает застарелую
ненависть Ильиничны к Мишке Кошевому
и, по существу, женит его на себе, играя
главную роль в обряде.
[17] Назарова Вера Игнатьевна, 1915
г. р., урож. х. Вертячий Мешковской станицы
(магнитофонная запись из архива автора,
далее – Архив Б.П.).
[18] Свадебные обряды... Л. 2-2 об. Состав
кладки мог варьироваться в зависимости
от достатка казака и даже места жительства
(на богатом Нижнем Дону в кладку могли
входить табун лошадей или отара овец,
а бедноватые верхнедонцы обходились
всего лишь несколькими предметами), но
непременной составляющей этого донского
калыма была донская шуба, которой обычно
и открывался список жениховых даров.
[19] Донская епархия и десятилетие
управления ею архиепископа Платона //
Донские епархиальные ведомости. 1887. №
5. С. 157. Таким же простым был и развод: «Муж,
введя свою жену в собрание народа, говорил:
"Атаманы-молодцы, она была мне услужливая
и верная, теперь она мне не жена, а я ей
не муж". Освобожденную таким образом
женщину мог взять в замужество кто-либо
другой и здесь же, причем таковый обыкновенно
прикрывал ее полою своего платья, а затем
говорил... слова брачного сочетания (остаток
этих форм брачного сочетания и развода
можно видеть и в наши дни у некоторых
донских старообрядцев)» (Там же. С. 157-158).
Брак и развод XVI—XVII вв., на наш взгляд,
служат замечательным указанием на донской
этногенез, проходивший в этот период
в условиях разрыва культурной традиции,
что потребовало формирования новой, маскулинной
по сути (казак в то время – воин) духовной
культуры, разительно отличающейся от
традиционной славянской земледельческой
свадьбы и других обрядов и обычаев славян.
[20] Броневский В. Указ. соч. С. 124.
Старые дончаки рассказывают, что, возвращаясь
домой со службы или войны, казаки запасались
большими белыми платками, которыми покрывали
головы жён, согрешивших во время разлуки
и прильнувших к сапогам сидящих на конях
мужей в ожидании справедливого суда:
этот жест означал, что грех «потоптан
и забыт» (есть такая формула в донское
словаре), и отныне всякий, кто о нём помянет,
будет иметь дело с мужем.
[21] Так записано в допросных листах
Фрола Минаева после разгрома восстания.
См.; Ригельман А. История, или повествование,
о донских казаках. М., 1848. С. 61.
[22] Сухоруков В.Д. Указ. соч. С. 325.
В. Броневский добавляет к этому, что ведун
«избирался из так называемых колдунов...
В должность сию старались сыскать упыря,
рожденного от ведьмы, которого простой
народ по суеверию своему почитает добрым
гением; пред мудростью которого все волшебницы
и колдуны смиряются и в присутствии коего
никакого зла сделать не могут» (Броневский
В. Указ. соч. С. 207).
[23]Чумаков Н.И., 1909 г. р., ст. Владимирская
(Архив Б.П.).