Донское казачество 20 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 06:48, реферат

Описание работы

В начале ХХ века Область войска Донского состояла из 9 округов. Каждый округ делился на станичный юрт. Юрт Раздорской станицы входил в Первый Донской округ. Все лица войскового сословия, проживавшие в юрте, составляли станичное общество. Вся полнота власти в станице и хуторе принадлежала станичному и хуторскому управлению.
Станичное управление в станичном обществе составляли:
- станичный сбор,
- станичный атаман,
- станичное правление,
- станичный суд.

Работа содержит 1 файл

донские казаки!!!.docx

— 1.04 Мб (Скачать)

Мороз, Мороз Васильевич! 
Ходи кутью есть! 
Цепом голову проломлю, 
Метлой очи высеку!

На Смоленщине Мороз наделен  таким отчеством не случайно: кормление  Мороза происходило в Васильев вечер, накануне Нового года (по-старому).

У нас, на Дону в канун  великого праздника, в красном углу, под образами, на чистой скатерти, на пучке сена или соломы стояла чаша с отваренными зернами пшеницы, политой медом и посыпанной изюмом (тоже кутья).

С первой звездочкой на небе (воспоминание о той звезде, что  возвестила волхвам о рождении Христа) после молитвы ели кутью, а  за ней самый скромный ужин.

Один из наиболее популярных символов христианского праздника, посвященного рождению Христа, – звезда (как специально изготовленный обрядовый  предмет и как обобщенный знак Рождества) была включена в уже готовые  формы архаических ритуалов и  поверий, относящихся к святочному периоду.

 

  1.  Необычность этого времени, по народным поверьям, отмечена редкостными явлениями и чудесами природы: В Сочельник якобы получает способность разговаривать домашний скот; вода в бочках, колодцах и источниках превращается в вино; деревья в лесах и садах переходят с места на место или на короткий миг зеленеют и зацветают даже в сильные морозы; со дна озер и морей поднимаются затопленные монастыри и храмы и можно услышать звон с их колоколен и т.п. В связи с широко распространенными у славян представлениями о приходе на землю духов предков (а также Божьего Сына), любой гость, входящий в дом в Рождество или на Новый год, воспринимался как особа священная, могущая повлиять на жизнь человека и его удачливость на ближайший год. Поэтому главным требованием было достойно принять, угостить или одарить посетителя; по первому, вступившему в дом визитеру хозяева гадали о будущем, вынуждали гостя участвовать в домашних магических ритуалах, призванных обеспечить благополучие в хозяйстве.

К рангу таких сакральных гостей и «божьих посланников» причислялись в народной культуре и колядники, которые приносили «благую весть» о наступлении новых времен: о  рождении Христа, обновлении мира, наступающем  благоденствии и процветании  хозяев. Из числа многообразных святочных  обычаев именно колядование (т.е. обряд  посещения домов с магической целью поздравителей, получавших от хозяев ритуальное вознаграждение) в  наибольшей степени восприняло новые  элементы и символы христианского  культа.

У восточных славян исторические свидетельства о колядовании  «со звездой» известны с XVII в., а по этнографическим описаниям XIX–XX вв. такие святочные обходы уже имели  в народной традиции самую широкую  сферу бытования! Терминологически они определялись, как со звездой ходить (в. слав.), Христа славить или христославить (рус), Рождество петь (с. рус).

По сообщениям старожилов из разных русских областей, раньше участниками обходов «со звездой» были в основном церковнослужители: священник, дьяк, псаломщик или певчие; нередко к ним примыкали и  наиболее активные прихожане. В дальнейшем функцию «звездарей» приняли  на себя сами селяне, которые восприняли ритуал как один из видов святочного колядования. Соответственно, постепенно стали меняться некоторые элементы церковного обхода. Прежде всего, в  народной традиции хождения «со звездой» растягивались на весь период святок. В пределах суточного времени  взрослые «славильщики» ходили поздно вечером, а дети и подростки –  ранним утром, т.е. соблюдались наиболее типичные для колядования временные  параметры. Например, (данные собранные  Л.Н. Виноградовой) в Вашкинском районе Белозерского края мальчики – «звездари» ходили по домам, задолго до рассвета: «Дяденька, можно Христа пославить?». В этих местах хозяева делали различие между колядниками и «звездарями»: первые пели песни и произносили  благопожелания под окнами, не входя  в дом, а вторых всегда впускали в  избу и там пришедшие «со звездой», оборотясь лицом к иконам, пели Рождественский тропарь «Рождество твое, Христе Боже наш». А в Смоленской области наоборот, отмечалось вечернее время и «славление» под окнами. На святки взрослые участники обряда ходили по домам с пением «святых» песен.

Репертуар церковных рождественских песнопений был сравнительно устойчивым элементом обходов «со звездой». Просматривая статью Виноградовой, которая  занималась изучением ритуальных символов восточных славян, я сделала вывод, что такой символ как Рождественская звезда просматривается на северной и центральной территории России. Меня заинтересовал этот факт, и  я решила обратиться к старожилам станицы Раздорской (где я проживаю) с вопросом: «Присутствовал ли в  станице на Рождество во время  колядок такой символ как Рождественская звезда?». Опрос был сделан не только в нашей станице, но и в хуторах  Коныгин, Крымский, Ещеулов. Ссылаясь на рассказы пожилых людей, можно сказать, что в 20–30-е годы прошлого столетия на этих территориях присутствие  такого элемента как Звезда не помнят, скорее всего, в то время он отсутствовал и вовсе. Однако те воспоминания, которыми со мной поделились старожилы –  яркие, эмоциональные, радостные. Рассказывают, что в канун Рождества, активные станичники, организовываясь в небольшие  группки, ходили по дворам «Христа Славить». Как правило, их приглашали в дом и они, повернувшись к «святому углу», пели святые песни:

«Дева Богородица, чистая Мария 
Матерь Предьизбранная, мира красота. 
Кроткая Владычица, сохрани Россию 
Умоли о грешных нас Господа Христа 
О, Пренепорочная, родшая Мессию, 
Истину державшая на Своих руках – 
Умоли же Господа, да спасет Россию 
И помянет грешных нас в горних Небесах!» 
 
Затем, повернувшись к хозяевам дома, пели им: 
 
«Добрый тебе вечер, ласковый хозяин! 
Радуйся, радуйся земля! 
Сын Божий в мир родился! 
Мы к тебе хозяин с добрыми вестями, 
Радуйся, радуйся земля! 
Сын Божий в мир родился!»

В святой вечер не пустить  в дом пришедших считалось  большим грехом. Хозяева, как правило, всегда одаривали гостей, угощали  их кутьей, гостинцами. А вот, что  рассказала мне Макеева Евдокия  Ивановна ( 1930 г.р.) из хутора Ещеулова: «Бывало, как стукнеть двянадцать нощи, мама нас подымать и говорить: «Одевайтеся, болюшки, пора идти христославить!» И всяда с нами отец ходил, потому, как, одним детям негоже без старшего быть, не принято. Придем ко двору и крищим: «Хозяева, пуститя Похристославить!» и они нас у дом зовуть. Как зайдем, так сразу разделяемся – девщата сюда, а ребята чуть дальше, на святой угол перкрестимся и поем хозяевам, «Христославим».

Как спели, так  хозяева подушки принесли и кинули на пол – одну для нас, другую для ребят, мы на энти подушки посадимся  и сидим. Тут та нам гостинцав  и надають». Здесь я спрашиваю: «А зачем на подушки садится?», на что мне Евдокия Ивановна отвечает: Да что б курощки хорошо неслися в новом году, да чтоб птица всякая вутята да гусята не болела, приумножалась».

Хочется сказать, что Рождественские праздники были очень популярны  и желанны не только у взрослых, но как видно из рассказов старожилов, самые яркие и радостные воспоминания именно детские. Поэтому, естественно, наряду со взрослыми народными обрядовыми песнями существовали и детские народные песенки, адаптированные для себя самими детьми. О.И. Капица, изучая русский детский фольклор, на примере детских народных песен выделяет три основные группы:

1) Песни, заимствованные  у взрослых и переработанные  детьми в соответствии со своими  вкусами и интересами;

2) Песни – осколки,  обрывки песен взрослых;

3) Песни, целиком, без  изменения, пришедшие от взрослых  к детям.

 

 

  1. Не принять христославов считалось грехом – нарушение Божьих заповедей – для хозяина и обидой для тех, кто славил Христа. Как пишет исследователь О. Муравьева, этот обычай назывался колядованием в честь языческого бога пиршеств и мира Коляды, а песни – колядками (что подтверждает смешение народных языческих обрядов с христианскими праздниками):

Коляда, Коляда! 
Пришла Коляда 
Накануне Рождества 
Мы ходили мы искали 
Коляду святую 
По всем по дворам, по проулочкам.

А в Сибири, например, был  теперь уже забытый обычай ходить с двухъярусным ящиком – вертепом. В нем с помощью разных деревянных фигурок изображались сцены, относящиеся  к Рождеству Христову. На Руси этот обычай развился в театрализованные кукольные представления, которые  назывались «вертепные». Эти представления  пользовались необычайной популярностью  у детей и взрослых.

В нашей станице до сих  пор на Рождество, 7 января, маленькие  казачата ранним утром ходят по дворам «Христославят». Конечно, многие дети не знают текстов целиком, многое уже придумывают сами, но сам процесс  обряда им интересен и значим. Есть такие дети, которые интересуются обрядовыми песнями и обычаями, которые  существовали во времена их бабушек, прабабушек. Зачастую они помогают научным сотрудникам музея воспроизводить некоторые моменты в исследованиях  Раздорских обычаев, ведь во многих детских  песнях и играх воспроизводятся  время и события, давно потерянных памятью народа.

Одну их христославных  детских песенок поведала мне  юная станичница, девочка 12 лет Аксинья  Попова, которую научила ее старенькая бабушка Прасковья Михайловна Попова 1915 г.р.:

«Рождество Твое, Христе Боже наш! 
Возсия мирови свет разума 
В нем бо звездам, служащим звездою учахуся 
Тебе кланятися Солнцу правды и тебе ведети с высоты Востока. 
Господи, Слава Тебе! 
Дева дни присущному рождается и земле и вертепе премощному 
Приносят ангелы с послами слово словят, 
А волхвы со звездою путешествуют. 
Нами Бог ради родился от рачи ладом предвещий Бог! 
Здорово ночевали, с праздничком, с Рождеством Христовым!» 
 
После пропетой песенки, какой ребенок побойчее добавляет: 
 
«Христос рождается, а бабушка догадается 
Залезет в сундущек, достанет пятащек!»

Здесь сразу видно, что  христославная песенка, целиком, без  изменения пришедшая от взрослых к детям, передававшаяся ранее от детей одного поколения к детям  другого поколения. Поэтому, некоторые  слова, им непонятные, произносятся невнятно, механически.

Вот, что пишет Г. Астапенко  в своей книге о Рождестве  на Дону: «Ночью, с первым ударом к заутрени, вставала вся казачья семья. Хозяйки топили печь, и все спешили в церковь на службу. Но еще раньше уходили из дома дети славить Христа. Обычно этим занимались мальчики от пяти до четырнадцати лет, хотя в XVIII веке, как отмечал историк В.Д. Сухоруков, «христославить» ходили и старики, разными компаниями ходили из дома в дом Христа славить, начиная обыкновенно с войскового атамана. Сам атаман приставал к компании старшин и вместе с ними ходил по всем жителям города. Во всяком доме они пели «Христос рождается», за что хозяин должен был заплатить. Если «христославили» мальчики 4-5 лет, то они говорили:

«Я маленький хлопчик 
Принесу Богу снопчик. 
В дудочку играю, Христа забавляю. 
А вы люди знайте, копеечку дайте 
И курочку, петушка и пшенички два мешка».

«Чем же вы берете?» –  спрашивали хозяева. «Чем Бог послал!»  – отвечали ребята. Их наделяли пряниками, пирогами, колбасой, салом, конфетами, деньгами. Их принимали только до восхода  солнца. Взойдет солнце, вернуться  люди от заутрени, христовщикам говорят: «Скоро колядовать будут, а вы все  еще христославите!» Колядовали всего один вечер – в первый день праздника, распевая при этом следующую  песню: «Да радуйтесь земли, веселитесь люди – Сын Божий народился!» 8 января на Руси – праздник повивальных  бабок и рожениц, так называемые «Бабьи каши». «Во многих местах, после  празднования Рождества Христова, крестьяне, имеющие детей, с женами вечером  ходят к повивальной бабке  и приносят ей водку, харч, блюда пирогов или блинов и всякой всячины» – так поясняет автор А.Ф. Некрылова, составитель русского земледельческого календаря «Круглый год». По поводу праздника «Бабьей каши» жительница нашей станицы Давыдыч А.А. (1935 г.р.) сообщила, что повитуха – женщина, помогающая при родах, была в станице лицом совершенно особым. В ней нуждались. Скольким людям она помогла появиться на свет, скольких женщин спасла. Какая она была? Что в ней было особенного? Почему женщина становилась повитухой? Сама она была, как правило, бездетной. Или овдовела рано, или по другой какой причине. Каждый год на второй день Рождества у нее собирались женщины, родившие в прошлом году и те, кто был ранее, чтобы потолковать о своих «бабьих делах». Гостьи идут со своей «кашей» – так называют угощенье и небольшой подарок для повитухи. Забот-то у женщин всегда невпроворот, зато этот день был их: женщины гуляли и напивались до такой степени, что пришедшие за ними мужья буквально растаскивали их по домам.

Самое веселое время –  Святки. Они наступают после Рождества  Христова и длятся – до Крещения. Не было ни одного праздника на Руси, который был бы связан с такими красивыми и интересными обычаями, обрядами, приметами, зимними играми и развлечениями. С древних времен на Святках переплелись языческие обычаи с христианскими обрядами. Хотя само название этих дней – «Святки» – говорят о святости этого радостного для христиан события. Существовало поверье, всю Рождественскую неделю нечистая сила выходит из своих убежищ. Черти и ведьмы в тоске скитаются по земле, рыскают по улицам, пугают прохожих. Оттого наряду с христианским обычаем – ходить под Рождество (со звездой) славить Христа – осталась и языческая традиция рядиться в шкуры животных, маски и костюмы колдунов и ведьм. Мужчины и женщины, стар и млад, представали в мерзком обличье, дабы своим видом отпугнуть, удалить от себя нечистую силу. Считалось, что эти маски оскверняют людей. Поэтому те, кто рядился на Рождественские вечера, должны были, очистится купанием в реке в день Крещения Иисуса Христа.

К Святкам люди готовились загодя. Шили нарядные платья, мастерили  костюмы ряженых, маски. Не забывали, и повеселиться от души. Играни в  разные игры, пели песни и частушки.

 

 

  1. Накануне «Старого Нового года», тринадцатого января – щедрый вечер. В этот вечер варили вареники и ходили щедровать. Вареники чаще всего делали с творогом или картошкой, но несколько штук делали с мукой, солью, монетой, а также оставляли несколько пустых вареников. Если вареник достанется с мукой – жизнь будет богатой, но тяжелой, с солью – горькая, пустой вареник – пустая жизнь, а с монетой – счастливая и долгая. Обычай щедровать по сей день сохранился в донских станицах. До сих пор на сельских улицах в святочные дни можно встретить компании молодых людей, наряженных в костюмы и маски – это и есть щедровщики. В этот вечер они ходят от дома к дому, поздравляя станичников. Описанные щедровки Г. Астапенко в своей книге «Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII–XX веков» на примере станицы Старочеркасской во многом схожи с Раздорскими щедровками:

Во леску, леску, на желтом песку, 
Святой вечер, добрый вечер, 
Добрым людям на свят вечер 
Блудили блудцы, семьсот молодцов 
Святой вечер, добрый вечер 
Добрым людям на свят вечер 
Ты дядюшка пан, а ты выйди к нам 
 
(после каждой новой строчки – повторение «Святой вечер...») 
 
Вынеси скамеечку, на нашу семеечку 
Вареников блюдку да маслица глудку 
А муж хвалится вороным конем, перед королем 
А жена хвалится лисьей шубою, перед Любою 
А сын хвалится луком стрелками, перед девками. 
А дочь хвалится золотым кольцом, перед молодцом.

Информация о работе Донское казачество 20 века