Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 15:50, контрольная работа
Каждая эпоха нуждается в своем осмыслении истории Отечества в тесной связи с мировой историей. И происходит это вовсе не потому, как это кажется некоторым, что на смену одной идеологической конъюнктуре приходит другая, хотя и это нельзя не учитывать, а просто потому, что меняется сам мир, вместе с миром меняемся мы – поколение за поколением, и смена идеологических стереотипов является в конечном итоге лишь отражением исторического развития, как всей мировой цивилизации, так и нашего Отечества.
1. Введение
2. Внутриполитическое положение Руси и социально – экономическое развитие народов Прибалтики в XII-XIIIвв. Связи народов Прибалтики с русским народом.
3. Начало и развитие наступления немецких феодалов на земли Прибалтики. Роль папской курии в организации этих походов.
4. Решающие победы русского народа над шведскими и немецкими захватчиками.
5. Заключение
6. Приложения
7. Список используемой литературы.
Оглавление:
1. Введение
2. Внутриполитическое положение Руси и социально – экономическое развитие народов Прибалтики в XII-XIIIвв. Связи народов Прибалтики с русским народом.
3. Начало и развитие наступления немецких феодалов на земли Прибалтики. Роль папской курии в организации этих походов.
4. Решающие победы русского народа над шведскими и немецкими захватчиками.
5. Заключение
6. Приложения
7. Список
используемой литературы.
1.
Введение.
Каждая эпоха нуждается в своем осмыслении истории Отечества в тесной связи с мировой историей. И происходит это вовсе не потому, как это кажется некоторым, что на смену одной идеологической конъюнктуре приходит другая, хотя и это нельзя не учитывать, а просто потому, что меняется сам мир, вместе с миром меняемся мы – поколение за поколением, и смена идеологических стереотипов является в конечном итоге лишь отражением исторического развития, как всей мировой цивилизации, так и нашего Отечества.
В
XIII в. народам России пришлось вынести
тяжелую борьбу с иноземными захватчиками.
С востока на Русь обрушились полчища
татаро-монгольских завоевателей. С запада
русские земли подвергались агрессии
немецких, шведских и датских рыцарей
– крестоносцев. Исход героической борьбы
с захватчиками надолго определил исторические
судьбы народов нашей страны, оказал огромное
влияние на их дальнейшее экономическое
и государственно-политическое развитие,
привел к значительным изменениям в этнической
и политической карте Восточной Европы
и Средней Азии.
2.
Внутриполитическое
положение Руси
и социально –
экономическое развитие
народов Прибалтики
в XII-XIIIвв. Связи
народов Прибалтики
с русским народом.
Политическое единство Киевской Руси было относительным и держалось главным образом на военной силе киевских князей. Колоссальные же размеры государства затрудняли и без того слабые связи малонаселенных земель. После смерти в 1132 г. великого князя киевского Мстислава окончательно наступил период политической раздробленности.
Количество княжеств, на которые распалась Киевская Русь, все время увеличивалось: от 10—15 в XII в. до 50 в начале XIII в.
Раздробленность получила название феодальной, поскольку в основе распада шаткого единства Киевской Руси лежало формирование феодального способа производства. Основой экономического могущества князей и их знатных дружинников становилось уже не полюдье и далекие военно-торговые экспедиции, а эксплуатация феодально-зависимого населения внутри вотчин. Бояре-вотчинники не видели необходимости делиться доходами с киевским князем и активно поддерживали в борьбе за экономическую и политическую самостоятельность властителей отдельных княжеств.
Система натурального хозяйствования превращала боярские вотчины во вполне самостоятельные производственные единицы, экономические связи которых ограничивались ближайшей округой. Торговые и ремесленные потребности могли удовлетворяться в местных хозяйственных и политических центрах — городах. Наряду с древними городами Новгород, Полоцк, Смоленск и др. росло значение новых — Галича, Владимира-на-Клязьме и др., которые становились для местных князей средством усиления их самостоятельности и политического влияния, а также источником финансовых доходов. Городское население начинает тяготиться необходимостью выплаты дани и защиты интересов далекого ему киевского князя. В то же время защиту от набегов кочевников и соседей, могли обеспечить уже силы местных княжеских дружин.
В
процессе распада относительно единой
империи Рюриковичей
Таким образом, в целом о Руси второй половины XII — первой половины XIII в. можно говорить как о конфедерации (но не федерации) земель и княжеств, в которой киевский стол чисто номинально продолжал считаться старейшим.
Крупнейшими
политическими объединениями
Вместе с тем утрата
С Русью издавна были тесно связаны многочисленные неславянские земли: земли эстонцев, латышей, литовцев, а также карел и финнов, земли народов Севера — ненцев, коми и югры, Поволжья — болгар, мордвы, мари, Северного Кавказа — осетин, черкесов, Причерноморья — части половцев и молдаван. Изучение исконных связей прибалтийских земель с Русью помогает понять освободительную борьбу против иноземных захватчиков, которую великий русский народ вёл в XIII в. совместно с этими народами.
Юго-восточное побережье
Уровень общественного развития этих народов был различен, но все они уже миновали стадию первобытнообщинного строя и вступили в период феодализма. У них появилась частная собственность на землю, из среды крестьян-общинников выделилась знать, которая имела земельные владения, но жила ещё в основном за счёт сбора дани с подвластного населения и добычей от войн с соседями. Для поддержания своего господства над. крестьянством и для защиты своих богатств от внешних врагов знать создавала военные дружины.
Крестьяне жили сельскими общинами, значительные группы которых составляли территориально-политические единицы (земли-области); верховная власть в таких областях фактически находилась в руках советов, старейшин, созданных знатью. Феодальные отношения несколько быстрее развивались в Литве, Эстонии и Восточной Латвии, более удалённых от грабительских набегов скандинавов и теснее связанных с соседней Русью.
На эстонской, а также латвийской территориях ещё не сложились условия для объединения всех земель знати, дружинников и свободных общин под властью более сильного представителя крупных землевладельцев — князя. Но в Литве эти условия уже имелись: страной управляла группа князей во главе с более сильными — «старейшими». Постепенно к середине XIII в. в связи с развитием феодальных отношений, а также с необходимостью противостоять внешней угрозе со стороны немецких рыцарей в Литве образовалось относительно единое раннефеодальное государство.
Исторические
судьбы Руси издавна были связаны с судьбами
народов Восточной Прибалтики. По сведениям
летописи, ещё в IX в. эсты совместно
с новгородскими словенами и кривичами
боролись с набегами норманнов. Автор
знаменитого русского летописного свода
начала XII в. — «Повести временных лет»
знал, что отношения Руси с прибалтийскими
народами возникли давно; они продолжали
существовать и в его время. Среди народов,
«иже дань дают Руси», он упоминает и литовцев,
и эстонцев, и латышей (земгалов,
куршей, ливов), и финнов (емь).
Разнообразные
источники свидетельствуют о
тесной связи Руси с Литвой. Археологи
говорят о наличии значительных славянских
элементов в литовской материальной культуре,
литовская денежная система была тесно
связана с русской, литовские народные
сказки обнаруживают большую близость
с древнерусскими. Летописи упоминают
о походах киевских князей X — начала XII
в. в литовские земли.
Русские былины знают «хоробру Литву» того времени. Илья Муромец с гордостью говорит:
«Жил я в хороброй Литвы
В пору расчленения Древнерусского государства на землях между Неманом и Двиной начало складываться самостоятельное Литовское княжество. Набеги литовских войск стали угрожать Полоцку, Пинску, Берестью. Если в XII в. полоцкие и минские князья ещё не раз использовали литовские войска в феодальных войнах на Руси, то в дальнейшем такие факты уже не наблюдаются. Лишь часть литовской земли (область ятвягов) ещё некоторое время оставалась под властью галицко-волынских князей.
Иначе сложились отношения Руси с другими народами Восточной Прибалтики. Киевские князья освоили эти земли прочнее, чем литовские; здесь имелись русские крепости и погосты, а население было обложено регулярной податью.
Отношения с эстами у Руси установились очень давно. «Из летописи узнаём, что эсты признавали власть первых древнерусских князей и в качестве подданных принимали участие в походах Олега; эстонские дружинники были, видимо, в числе послов Руси, заключавших при Игоре мир с Византией (944); и позднее выходцы из эстов служили в дружине киевских великих князей.
Князья стремились сохранить свою власть над землёй эстов: в 1030 г. князь Ярослав Мудрый организовал поход в Прибалтику и основал город Юрьев (Тарту) на месте старинного эстонского укрепления. Новый город стал главным центром управления землёй эстов, здесь находился русский гарнизон, и жили дружинники, владевшие сёлами близ города. Освоение этих земель продолжалось и позднее.
После установления самостоятельности Новгородской республики (30-е годы XII в.) отношения с землёй эстов перешли, видимо, целиком в ведение новгородского боярства.
Древние связи Руси с землёй эстов отразились в наших былинах. В былине о Соловье Будимировиче говорится:
«Матушка Нева широко прошла;
Устьем выпадала и сине
море во Виранское».
...»[1;97 ]
Вторжение немецких крестоносцев, захват ими лучших эстонских земель, превращение эстонского крестьянства в зависимое от немецких светских и духовных феодалов, массовое истребление населения во время неоднократных походов — всё это привело к повсеместному восстанию эстов, искавших помощи у Руси. Героическая борьба с немецкими крестоносцами — тяжёлое, по славное время в истории эстонского парода, который заставил немецких колонизаторов дорого заплатить за захват эстонской земли.
Отношения Руси с ливами и латгалами значительно слабее освещены в наших летописях. В договоре 944г. упомянут киевский дружинник из «Либи», т. е. из ливов. Русский летописец начала XII в. среди народов, плативших дань киевским князьям, также называет «Либь». Преемниками власти киевских князей над землёй ливов явились полоцкие князья. Об этом свидетельствует и хронист Арнольд Любекский: «Король Руссии из Полоцка имел обыкновение время от времени собирать дань с этих ливов», - пишет он. Гибелью полоцких летописей объясняется скудность наших сведений об этих землях.
Давние отношения существовали
у Руси с карельскими и
финскими землями. Карелы
Пашенное и подсечное земледелие, различные ремёсла, развитые пушной и рыбный промыслы, торговые связи с Русью, Прибалтикой, финнами характеризуют экономику Карелии. Карелы, как и народы Восточной Прибалтики, находились в стадии формирования феодальных отношений.