Автор: Артем Молотков, 02 Декабря 2010 в 08:32, реферат
Быт и жилища крестьян и бояр. РУССКАЯ НАРОДНАЯ ОДЕЖДА.
Быт в Киевской
Руси имел существенную разницу в
образе жизни людей различных
районов страны, городов и деревни,
феодальной верхушки и основного
населения. Народы расположенные по
торговым путям, жили значительно лучше,
чем жившие по дреговическим болотам
и на территории Приуралья. Крестьяне
жили в небольших домах. На юге это были
полуземлянки, у которых даже крыши были
земляные. На севере и по лесам строились
срубные наземные постройки, с деревянными
полами. Печи везде были глинобитными
или каменные, но топились по-черному.
Окна были маленькие.
Горожане имели иные жилища . Почти не встречались
полуземлянки. Часто это были двухэтажные
дома, состоящие из нескольких комнат.
Значительно отличались жилые помещения
князей, бояр, дружинников и
священнослужителей. Под усадьбы отводились
и большие площади земли, строились хозяйственные
постройки, срубы для слуг, ремесленников.
Боярские и княжеские хоромы представляли
собой дворцы, иногда каменные
Развлечением
знати были охота и пиры, на которых
решались многие государственные дела.
Столы для знати были уставлены
богатой посудой. Летописец Нестор
сообщает, что из-за посуды у князя
и дружинников даже возникали разногласия:
последние требовали вместо деревянных
ложек серебряные. Более простыми были
общинные пиры (братчины). На пирах обязательно
выступали гусляры.
Христианский календарь на Руси формировался
в тесной связи с земледельческим циклом,
сложившимся за века до крещения. Некоторые
явления, переместившиеся в русский быт
из языческого прошлого - почитание предков,
празднование масленицы, парные бани -
церковью не осуждались. Нормы христианской
морали оказывали огромное влияние на
семейную жизнь, брак, воспитание детей.
У российских народов долгое время бытовало большая семья, объединявшая родственников по прямой и боковым линиям. Отличительными чертами большой крестьянской семьи являлось коллективное хозяйство и потребление, общее владение имуществом двумя и более самостоятельными брачными парами. У городского (посадского) населения семьи были меньше и состояли, обычно, из двух поколений родителей и детей. Семьи феодалов были, как правило, малыми, так сын феодала, достигнув 15 лет, должен был служить государеву службу и мог получить как свой собственный отдельный поместный оклад, так и пожалованную вотчину. Это способствовало ранним бракам и выделению самостоятельных малых семей.
С введением христианства браки стали оформляться через обряд церковного венчания. Но традиционный христианский свадебный обряд ("веселие") сохранялся на Руси еще примерно в течение шести-семи веков. Расторжение брака было весьма затруднительным. Уже в раннем средневековье развод ("распуст") разрешался лишь в исключительных случаях. В позднем средневековье (с 16 века) развод разрешался с условием пострижения в монахи одного из супругов.
Новорожденного ребенка надлежало крестить в церкви на восьмой день после крещения именем святого этого дня. Обряд крещения считался церковью основным, жизненно важным обрядом. Некрещеный не имел никаких прав, даже права на погребение. Следующий обряд - "постриги" - проводился год спустя после крещения. В этот день кум или кума (крестные родители) выстригали у ребенка прядь волос и дарили рубль. После "пострижек" праздновали именины, то есть день того святого, в честь которого был назван человек (позже стал называться "днем ангела").
Все источники
свидетельствуют, что в эпоху
средневековья чрезвычайно
Внутриусадебный семейный быт был долгое время сравнительно замкнутым. Однако простые женщины - крестьянки, посадские - вовсе не вели затворнический образ жизни. Свидетельства иностранцев о теремном затворничестве русских женщин относится, как правило, к быту феодальной знати и именитого купечества. Их редко выпускали даже в церковь.
Сведений о распорядке дня людей в средневековье осталось немного. Трудовой день в семье начинался рано. Обязательных трапез у простых людей было две - обед и ужин. В полдень производственная деятельность прерывалась. После обеда по старой русской привычке следовал длительный отдых, сон (что весьма поражало иностранцев). Затем вновь начиналась работа до ужина. Вместе с окончанием светового дня все отходили ко сну.
С принятием христианства официальными праздниками стали особо чтимые дни церковного календаря: Рождество, Пасха, Благовещение, Троица и другие, а также седьмой день недели - воскресенье. По церковным правилам праздничные дни следовало посвящать благочестивым делам и религиозным обрядам. Работать в праздничные дни считалось грехом. Однако беднота работала и по праздникам.
Относительная замкнутость домашнего быта разнообразилась приемами гостей, а также праздничными церемониями, которые устраивались преимущественно во время церковных праздников. Праздники, как правило, сопровождались общественными пирами - братчинами. Однако расхожие представления о якобы беспробудном пьянстве русских явно преувеличены. Только во время 5-6 наиболее крупных церковных праздников населению разрешалось варить пиво.
17 век - это бесконечная цепь волнений и бунтов. И корни волнений находились по всей видимости, в социально-психологической сфере. На протяжении всего века шла ломка общественного сознания, привычного быта и обихода, страна подталкивалась к смене типа цивилизации.
Подлинным пособием для дворянина стало так называемое "Юности честное зерцало" (1717г.) . Это сочинение неизвестного автора формирует новый стереотип поведения светского человека, избегающего дурных компаний, мотовства, пьянства, грубости придерживающегося европейских манер. Основная мораль данного произведения: молодость - подготовка к службе, а счастье - следствие прилежной службы.
Перемены в быте и нравах высших кругов проявлялись в возникновении новых форм развлечений. Специальным указом 1718 г. были введены ассамблеи, которые становились обязательными для дворян в городах и сочетали в себе отдых и деловое общение.
Указами от 19 и 20 декабря 1699 г. вводилось новое летоисчисление: не от сотворения мира, а от Рождества Христова; новолетие началось не с 1 сентября, а с 1 января, как во многих европейских странах. Празднование нового года должно было происходить с 1 по 7 января.
В быту населения России второй четверти 18 века продолжались те процессы, начало которым дали петровские реформы. Если жизнь российской деревни практически осталась без изменений, то в городе перемены были значительны. Здесь привилегированное положение стало занимать дворянство. Дворяне строили в городе особые усадьбы, содержали многочисленную дворню, обслуживающую хозяйство. Дома и дворовые постройки были деревянными. Построить каменный дом мог позволить себе лишь богатый вельможа. Редкий дом обычного горожанина превышал два этажа. Почти не встречаются в это время в городах комнаты с курными печами. Печи усовершенствовались, количество их в доме увеличилось, что позволило строить дома с большими окнами. Время слюдяных оконцев уходило навсегда - на смену пришло стекло. Лавки и полати еще сохранялись у небогатых горожан, но мода уже властно вторгалась в жизнь города: появились разного рода стулья, кресла, столы и столики, кровати, ширмы, зеркала. Помещения освещали люстры со свечами. Даже у рядовых горожан стены стали обклеиваться обоями – шпалерами.
Питание горожан изменилось по сравнению с 18 веком мало: по-прежнему около 200 дней в году были постными, традиционным оставалось и количество ежедневных трапез: ели четырежды в день. Обедали обычно в полдень, а ужинали не раньше восьми часов вечера. У зажиточного горожанина стол был обильный: пироги с говядиной и яйцами, студень, огурцы, щи с говядиной и сметаной, жареный поросенок, жареный гусь, масло, молоко с медом. Картофель все еще оставался новшеством. В постные дни - щи, холодная щука с уксусом и хреном, севрюга, налимья уха, жареная рыба, отварные грибы, сухари с квасом. Городская знать в 18 веке познакомилась с лучшими образцами французской кухни. В аристократических домах были обычны кофе и чай, привозившийся из Китая, хотя обычай чаепития был заимствован у Западной Европы. В 18 веке трапезы становятся совместными: в них принимали участие и мужчины и женщины. В городской среде отживает обычай есть из общей миски - теперь у каждого появляются отдельная тарелка, ложка, вилка и нож. Стало принятым ходить в гости. Зажиточный горожанин бывал в гостях не реже одного раза в две недели, а дворянская молодежь ездила в гости едва ли не каждый день. В богатых простонародных семьях было принято через слуг приглашать на званый ужин. При этом соглашаться с первого раза считалось неприличным. После ужина гости нередко пели песни. К традиционным развлечениям (играм, гуляньям) добавились карнавалы. Особую роль в жизни города стал играть театр, появляются даже музеи ("кунсткамеры"). Люди приучались одеваться по-новому. Наблюдалась, например, дальнейшая европеизация дворянского костюма.
Вторая половина 18 в. - время становления русского помещичьего быта. После освобождения дворян от обязательной государственной службы поместья становятся местом их постоянного обитания. За несколько десятилетий была создана довольно густая сеть загородных усадеб, расположенных, как правило, вдали от обеих столиц. В этих усадьбах сложилась особая "бытовая культура". По по ироничному замечанию В.О. Ключевского проще всех в усадьбах устраивались те, которые, располагая большими средствами и некоторым вкусом, старались искусством прикрыть неправильность своего житейского положения.
Заметные изменения происходили в первой половине 19 века в быту населения России, в особенности горожан. Улицы городов стали быстро застраиваться большими каменными домами. Начало одеваться камнем и купеческое Замоскворечье. К середине 19 века каменные жилые дома имелись в большинстве городов. Получает распространение (преимущественно в городах) новый тип жилища - доходный дом, включавший обычно много сходных квартир в несколько комнат с отдельными входами - их сдавали в наем. Уменьшается в городах число индивидуальных хозяйственных построек: хлевов, сараев, бань, снопосушилен и пр., что было связано с развитием транспорта, торговли, городского хозяйства.
Деревня в большей степени проявляла приверженность традициям, но новые влияния проникали и в нее. Корреспонденты Географического общества сообщали из разных мест страны, что "сколько-нибудь зажиточные крестьяне стараются во всем подражать горожанам". В частности под влиянием горожан среди деревенских жителей получает в первой половине 19 века широкое распространение чаепитие. В городах в это время чаепитие развивалось в различных формах: питья чая в трактирах, домашнего угощения для гостей и , наконец, излюбленной семейной трапезы, без которой не начинали дня и не ложились спать. Сама процедура чаепития складывалась в России по западноевропейскому, а не по восточному образцу. Чай пили из самоваров и чашек за обычным обеденным столом, преимущественно черный, а не зеленый, без разного рода добавок, столь характерных для восточных народов.
В некоторых местах приобретает популярность и кофе. Новым явлением в быту россиян стало широкое потребление картофеля. К середине 19 века он занял видное место среди других повседневных продуктов питания. В быт проникает и утварь европейского образца, в частности фарфоровая и фаянсовая посуда. Деревянные ложки в городах в значительной степени вытесняются металлическими, причем в обиходе различали ложки разных размеров и назначений: чайные, десертные, столовые. Появились специальные столовые ножи, а также вилки. Правда, вилка даже в середине 19 века предметом не очень привычным и отчасти аристократическим.
Во второй
половине 19 века происходили значительные
изменения в быту. Развивалось
городское коммунальное хозяйство.
Мостились улицы (обычно булыжником),
улучшалось их освещение - керосиновые,
газовые, затем электрические фонари,
устраивался водопровод. В начале 80-х годов
в городах России появился телефон, к концу
19 века почти все значительные города
имели телефонные линии.
Отходила в прошлое полусельская жизнь
больших городских дворянских усадеб.
Европеизировался быт купечества.
Трудовое население, жившее в маленьких домиках, все больше стало скучиваться в каменных громадах, доходных домах, снимая там каморки и койки у хозяев квартир. А в нечерноземной полосе по-прежнему преобладали небольшие деревни с деревянными избами, вытянутыми вдоль сельской улицы. Как и прежде, чем дальше на север, тем мельче были поселения. Расслоение деревни сказывалось на изменении быта. В деревне распространялось керосиновое освещение. Обложенный акцизами керосин был дорог, поэтому избы освещались маленькими лампами, дававшими мало света. В глухих углах продолжали еще жечь лучину.. В целом жизненный уровень населения России, во многом обуславливаемый бытовыми условиями, был низок.