Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 12:07, реферат
Либерализм ( от лат. liberalis - свободный) - идеология, отстаивающая жизненно необходимый минимум прав личности, непременно включающий в себя право на жизнь, свободу, справедливое судебное разбирательство и частную собственность. История либерализма в России во многом противоречива.[ Влиятельная часть общества полагала, что для решения внутриполитических проблем и преодоления экономического отставания от западных стран необходимо перенимать их опыт и проводить реформы.
Введение. 3
Обоснование выбора темы 3
Понятие либерализма 5
Зарождение либерализма в России. 6
Либерализм в эпоху Александра I. 10
Курс реформ Александра I. 10
Реформы М.М. Сперанского. 13
Проблемы реформ Александра I. 14
Течения общественной мысли при Николае I. 15
Либеральные концепции Б.Н. Чичерина. 16
Заключение. 20
5 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19 стр.
Министерство сельского хозяйства РФ
Департамент научно-технологической политики и образования
ФГБОУ ВПО «Волгоградская
государственная
НА ТЕМУ: «Русский либерализм 19 века»
Волгоград 2012
Содержание
5 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19 стр.
Либерализм ( от
лат. liberalis - свободный) - идеология, отстаивающая
жизненно необходимый минимум прав
личности, непременно включающий в
себя право на жизнь, свободу, справедливое
судебное разбирательство и частную собственность. История либерализма в России во многом противоречива.[ Влиятельная часть общества
полагала, что для решения внутриполитических
проблем и преодоления экономического
отставания от западных стран необходимо
перенимать их опыт и проводить реформы.
В силу этих обстоятельств в различные
периоды либеральную инициативу проявляли
главы государства, аристократия и ин
Вся история России состоит из чередования периодов либеральных реформ и последующей реакции. Споры о том, необходимы ли либеральные реформы, или лучше авторитарная власть в стране, не угасают и сегодня. Для того чтобы разобраться в этом, необходимо обратиться к истории российской общественной мысли, т. к. либерализм - одна из важнейших ее составляющих. Поэтому я считаю, что тема моего реферата представляет интерес не только с точки зрения истории, но и с точки зрения сегодняшнего дня. Опыт российского либерализма XIX в. трудно переоценить, ведь многие проблемы, стоявшие перед Россией, существуют и сейчас. Это необходимость реформы судопроизводства, взаимоотношений правоохранительных органов и гражданина, весь комплекс проблем, связанных с обеспечением прав человека. Отдельно стоит подчеркнуть проблему экономических свобод человека, оптимального сочетания экономических интересов личности и государства.
В нашей стране как философская и политическая доктрина либерализм начал оформляться во время правления Петра I, когда он развернул Россию к Западу. В этой ситуации элита была вынуждена овладевать достижениями Европы. Через несколько лет после кончины Петра Великого влиятельная часть высшего слоя могла цитировать Бодена, Гоббса, Гроция и, конечно, Локка, переводя с европейских языков (это случилось во время кризиса власти 1730г.), а несколько трудов юриста, предствителя школы естественного права Пуфендорфа, которого отличал Петр, были переведены решением высшей власти и ею же изданы в России, например «О должности человека и гражданина», СПб., 1726г.
Однако, явления в политической жизни страны, составляющие конкуренцию самодержавию, появились вместе с последним. Отдельные люди и группы сопротивлялись стремлению власти к абсолютному и неограниченному способу правления. Все серьёзные кризисы в стране осложнялись конфликтом между абсолютизмом и либерализмом как в сфере идей, так и в сфере реальной жизни.
Так, основатель Московского царства Иван III стремился отнять у Православной церкви её земли, составлявшие тогда треть всей пашни в стране. Внутри Церкви против существования монастырских земель выступали сторонники Нила Сорского, им противостояли соратники Иосифа Волоцкого. Это получило известность в истории как спор о церковном землевладении. Наличие собственности, а земельная тогда была наиважнейшей, является необходимым условием свободы в стране. Такие люди из первой группы как Нил Сорский и Максим Грек бывали за границей и знали иностранные языки, а их оппоненты, иосифляне, включая их главу, не имели такого знания и не стремились к нему. Споры велись не только о том, быть ли землям в собственности монастырей, но и о концепции самых начал и пределов христианской жизни и делания. После уничтожения на кострах в 1504 г. некоторых конкурентов-еретиков (очерняя их называли жидовствующими) с помощью государственной власти окрылёный этим Волоцкий снова прибег к помощи великого князя. Она была нужна ему для осуществления ещё одной заветной цели: сохранения церковного землевладения. В бытность на троне Василия III (с 1505 г.) этот настоятель Волоколамского монастыря распространил в стране учение о божественном происхождении верховной власти князей. Византийская традиция о взаимодействии самостоятельных в своих сферах духовной и светской власти была отринута. В скором времени при поддержке великого князя на всех церковных должностях стали доминировать иосифляне. Так при помощи мирской власти они избавились от своих конкурентов в идеологической сфере, но в результате их близорукой политики именно эта власть встала выше мнения Церкви. Постепенно самодержцы сначала оставили её без земельной собственности, для начала налагая ограничения на приобретение земли (процесс её захвата закончился при Петре I в 1721г.). При нём же она не только лишилась института патриаршества, но и попала в подчинение государству, когда последним во главе Церкви был поставлен Синод.
Второй кризис, известный как Смута, наступил после смерти Ивана IV. Аристократия, находясь под впечатлениями ужасов правления Грозного, предприняла две попытки поставить границы произволу верховной власти. При избрании царя в 1606г. высшие слои знати вынудили вступающего на престол Василия Шуйского подписать документ, согласно которому новый царь клялся никого не казнить без суда и согласия бояр, не лишать собственности семей осужденных преступников, не принимать во внимание словесные обвинения без проведения расследования и не применять насилие при дознании, а также преследовать за ложные доносы. Избранный монарх правил только четыре года: под давлением аристократии, которая обвиняла Шуйского в разрастании смуты, он вынужден был оставить престол. Его обещания не успели стать традицией, наступил перерыв, после него два года в России не было царя. Вскоре после ухода Шуйского часть бояр, главенство в которой возлагают на Михаила Салтыкова, вступила в переговоры с польским королем Сигизмундом III, который предложил на российский престол своего сына Владислава. Российская сторона выдвинула 18 условий, который Владислав подписал. Они имели национальный характер, защищали целостность России и православную веру, а также налагали другие границы на произвол главы государства. Так в этот документ входили обязательства избранного монарха: перейти в православие, не конфисковывать частные вотчины, воздерживаться от вмешательства в церковные дела и от строительства католических храмов, уважать статус боярства, укрепить правосудие в соответствии с русским законодательством, отдавать земли бездетных владельцев их ближайшим родственникам, а не брать в пользу короны, не вводить новые налоги без боярского одобрения и не разрешать передвигаться крестьянам между Польшей и Россией, а также и внутри страны. Не только эти условия избавляли Россию от произвола: чужеземец на троне не мог получить полную поддержку своего любого, в том числе самодержавного образа правления, а также можно было расчитывать на более свободную политическую культуру выходца из Речи Посполитой. Однако Владислав так и не приехал в Россию, а гнев населения против засилья поляков в стране стал так силен, что все иностранные войска были выдворены из страны ополчением под руководством Минина и Пожарского. Так усилия части высших слоев оказались невостребованными. Григорий Котошихин, русский дипломат, бежавший в 1664г. в Швецию, оставил достоверное описание Московии. В нем он отметил, что Михаил Романов при вступлении на трон в 1613 г. тоже подписал документ, в котором поклялся не делать ничего без совета с боярами: «Как прежние цари после Ивана Васильевича обираны [ т.е. избраны ] на царство, и на них были иманы письма <…> царь Михаил Федорович хотя самодержцем писался, однако без боярского совету не мог делати ничего». Эти сведения повторялись в нескольких источниках современниками мемуариста, а также иностранцами и русскими из следующего XVIII века. Однако, описываемый документ не был обнаружен, и эти сообщения, как правило, не принимаются в расчет.