Архитектура Руси в 1-й пол. 19 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 20:56, реферат

Описание работы

Начало 19 в. - это эпоха классицизма в русском зодчестве, наложившая яркий отпечаток на архитектурный облик столиц и других городов.
Первая половина XIX в. Вошла в историю как начало «золотого века» русской художественной культуры.
Художественная культура России становилась разнообразной и многозвучной, возрастало её влияние на миллионы простых людей.

Содержание

1.Введение
2.Архитектура Руси в 1-й пол. 19 в
3.Заключение
4.Библиографический список

Работа содержит 1 файл

архитектура.doc

— 160.50 Кб (Скачать)

Муниципальное  общеобразовательное  учреждение

Гимназия  №12 
 
 
 
 

Реферат по  Истории России

На тему: Архитектура Руси в 1-й пол. 19 в.

Выполнила: ученица 8 А класса

                  Лебедева  Юлианна

Преподаватель:

        Зарубина  Оксана Константиновна

 
 

Белгород 2007

Оглавление

  1. Введение
  2. Архитектура Руси в 1-й пол. 19 в
  3. Заключение
  4. Библиографический список

         

Введение

    Начало 19 в. - это эпоха классицизма в  русском зодчестве, наложившая яркий  отпечаток на архитектурный облик  столиц и других городов

    Первая  половина XIX в. Вошла в историю как начало «золотого века» русской художественной культуры.

    Художественная  культура России  становилась разнообразной  и многозвучной,  возрастало её влияние  на миллионы простых людей. 

    Сегодня , когда  стремительно меняется облик  наших городов и столиц эта тема становится особенно актуальной . 

Архитектура Руси в 1-й пол. 19 в.

В русской  архитектуре в первой половине XIX в. на смену барокко приходит классицизм. Эпоха правления Александра I и  Николая I стала периодом расцвета русского ампира - одной из разновидностей классицизма, использовавшей массивные, подчеркнуто монументальные формы в сочетании с богатым декором, в котором преобладали военные эмблемы и орнаменты. Это особенно проявилось в Петербурге, в котором многие кварталы поражают своим единством и гармоничностью.

В первой трети  девятнадцатого века создаются ни с  чем не сравнимые шедевры архитектуры  высокого классицизма, ансамбли красивейших  площадей Петербурга. При Александре первом господствовал упрощённый, лишённый фантазии стиль. Как и в восемнадцатом веке, в девятнадцатом в основу был взят принцип регулярности застройки. С особой силой проявляется значение Невы как главной артерии и основной композиционной образующей в центре Санкт-Петербурга. Почти всё пространство, занимаемое в настоящее время  Петербургом, в середине девятнадцатого века уже вошло в черту города и было застроено. Были возведены важнейшие здания, сохранившиеся до наших дней с небольшими изменениями. Частных построек было мало. Прокладывались новые улицы, обстраивались площади. Улицы мостились крупным булыжником.

По проекту  А. Д. Захарова было воздвигнуто здание Адмиралтейства. От него разошлись  лучи петербургских проспектов. Стрелку  Васильевского острова украсило здание Биржи и ростральные колонны (архитектор Т. де Томон). Невский проспект приобрел завершенный вид после возведения А. Н. Воронихиным Казанского собора.

По проекту  А.А. Монферрана был создан Исаакиевский собор - самое высокое здание России того времени. Несоответствие Исаакиевского собора парадному облику центральной части Петербурга вызвало необходимость уже в 1809 году объявить конкурс на возведение нового храма.

Александр I  подписал указ о назначении Монферрана «императорским архитектором».

Исаакиевский  собор — выдающийся образец позднего классицизма, в котором уже проявляются новые направления (неоренессанс, византийский стиль, эклектика), а также уникальное архитектурное сооружение и высотная доминанта центральной части города.

Высота собора 101,5 м, длина и ширина — около 100 метров. Наружный диаметр купола — 25,8 м. Здание украшает 112 монолитных гранитных колонн разных размеров. Стены облицованы светло-серым русскеальским мрамором. Интерьеры отделаны мрамором, малахитом, лазуритом, золочёной бронзой и мозаикой. Работы над интерьером начались с 1841, в них приняли участие знаменитые русские художники (Ф. А. Бруни, К. П. Брюллов, В. К. Шебуев) и скульпторы (И. П. Витали, П. К. Клодт). При установке колонн были использованы деревянные конструкции талантливого инженера А. Бетанкура. На фризе одного из портиков можно разглядеть скульптурное изображение самого архитектора (Монферран умер практически сразу после освящения собора, но в желании архитектора быть погребённым в собственном творении было отказано).

К.И. Росси  закончил формирование петербургских  ансамблей зданиями Сената, Синода, Александрийского театра и Михайловского  дворца. Именно в первой половине XIX в. Петербург стал подлинным шедевром мирового зодчества.

Сгоревшая в 1812 г. Москва тоже отстраивалась в  традициях классицизма, но с меньшим  размахом, чем Петербург. О.И. Бове оформил  ансамбль Театральной площади, возведя  здания Малого и Большого театров. Крупным  архитектурным ансамблем стала Манежная площадь со зданиями Университета (перестроенными Д, И. Жилярди), Манежа и Александровского сада (архитектор О. И. Бове).

Грандиозное здание Манежа было построено в честь  пятилетия победы над Наполеоном и для смотра войск, возвращавшихся в 1817 г. из заграничного похода. В дальнейшем это здание использовалось для проведения парадов, для сельскохозяйственных и этнографических выставок, музыкальных концертов.

В 30-х годах  классицизм в архитектуре с его  лаконичностью, строгостью линий и  форм начал сменяться "русско-византийским стилем", К.А. Тон преобразил территорию Кремля, построив Большой Кремлевский дворец и здание Оружейной палаты. По его проекту в 1839 г. был заложен храм Христа Спасителя как символ избавления от нашествия французов в 1812 г. (строительство было завершено лишь в 1883 г.).

Существенные  преобразования затронули лишь центр  старой столицы России. В целом  же ее облик изменился мало, она  оставалась деревянной н архаично застроенной. На Красной площади располагались  многочисленные торговые ряды и лавки, заслонявшие ее красоту. Тверскую улицу обрамляли сады и огороды. За Тверской заставой (в районе нынешнего Белорусского вокзала) простиралось огромное поле, на котором охотники травили зайцев.

Подражая  обеим столицам, преображались и провинциальные города. Там работали талантливые архитекторы Я. Н. Попов, В. П. Стасов и др. По проекту В. П. Стасова в Омске был возведен Никольский казачий собор. В Одессе по проекту А. И. Мельникова создан ансамбль Приморского бульвара с полукруглыми зданиями, обращенными к морю, и в центре с памятником герцогу Ришелье - создателю и первому губернатору Одессы. Ансамбль завершала величественная лестница, ведущая к морю.

 

Заключение

В целом  в первой половине XIX в. Россия добилась впечатляющих успехов в области культуры.

В мировой  фонд навечно вошли произведения многих русских писателей, художников, скульпторов, архитекторов и композиторов.

 Завершился  процесс складывания русского  литературного языка и в целом - формирования национальной культуры.

Традиции, заложенные в первой половине XIX в., развивались и приумножались в последующее время. 
 

 

 

Библиографический список

    1. Бунин А.В., Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. Т.1,2.- М, 1999..
    2.  
       Пилявский В.С., Славина Т.А.,Тиц А.А., Ушаков Ю.С. История русской архитектуры. 2-е изд. СПб, 1995
    3.  
       Реставрация памятников архитектуры. Учебное пособие для студентов архитектурных специальностей вузов.- М, 2001г.
    4.  
       Русское градостроительное искусство. (под ред. Гуляницкого Н.Ф.) ТТ. 1-4.- М, 1995-1999. 

 

Информация о работе Архитектура Руси в 1-й пол. 19 века