Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 18:02, реферат
Тема реформ Александра второго довольно актуальна в наше время, ведь эти события считаются переломным моментом в ходе российской истории, и они оказали огромное влияние на последующие годы и столетия. Таковы оценки, в которых сходятся как сторонники, так и их оппоненты, современники той эпохи в России и за ее пределами, а так же многие исследователи, для которых эта тема всегда представляла, и будет представлять интерес.
Введение:
Тема реформ Александра второго довольно актуальна в наше время, ведь эти события считаются переломным моментом в ходе российской истории, и они оказали огромное влияние на последующие годы и столетия. Таковы оценки, в которых сходятся как сторонники, так и их оппоненты, современники той эпохи в России и за ее пределами, а так же многие исследователи, для которых эта тема всегда представляла, и будет представлять интерес. Ведь в этом теме так много неоднозначного и так много вопросов, а именно: ее хронологические границы, предпосылки реформ, роль Александра II , взаимосвязь между ними и их дальнейшая судьба и последствия.
Действительно
важно изучить и извлечь определенные
уроки из прошлого нашей страны, чтобы
не повторять ошибок в будущем, ведь
согласно цитате Джорджа Галифакса «Наилучший
способ предсказать будущее - вспомнить
прошлое».
Начало царствования.
В 1855 году 19 февраля на престол вступил император Александр II. «Сдаю тебе мою команду, но, к сожалению, не в том порядке, как желал, оставляя тебе много трудов и забот»,- говорил ему, умирая, Николай I. И в правду для России это было тяжелое время, как политическое, так и военное положение можно было характеризовать словом «катастрофическое». Новому государю после смерти отца, досталось тяжелое наследство: социальная напряженность, заметное отставание России от Европы практически по всем параметрам, истощенная казна, отсутствие кредита за границей, падение курса нашей валюты, неоконченная и неудачно проходившая война с Турцией, Англией и Францией. Так наша армия едва держалась в Крыму, обороняя Севастополь, практически отрезанный от остальных областей. Черноморский флот был уничтожен, вооружение армии оказалось много хуже, чем у противника. Россия была измотана, казалось, против нее ополчилась почти вся Европа, которая располагала большими средствами и лучшей экипировкой. Надежды на победу в войне гасли, и ничего не оставалось поделать, как заключить мир, принимая условия противников.
Разобравшись с внешними проблемами, необходимо было преступить к внутренним преобразованиям и истреблением тех недостатков в государственной и общественной жизни, которые сильно проявились в ходе Крымской войны. И надо отдать должное Александру II, ведь, несмотря на свои консервативные взгляды, он встал на путь кардинальных реформ, тем самым отказываясь от политики Николая I. Четко осознавая нависшую над страной опасность, император не стал медлить с решением наболевших вопросов, один из которых был - крепостное право, которое на протяжении многих десятилетий тревожил и будоражил русское общество. «Гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу» - считал он. В силу государственного устройства и особенностей российского уклада движение вперед могло быть только под нажимом императора, только ему было под силу, примерить старые традиции с новыми требованиями, поставленными временем и ситуацией перед страной.
В реформаторской деятельности Александра II отмечают, прежде всего, шесть законодательных актов, а именно отмена крепостного права, учреждение земского управления, гласного и мирового суда, городского самоуправления, отмена телесных наказаний и переустройство армии.
А) Отмена крепостного права:
Причины:
1) Не заинтересованность крестьян в результатах их труда.
2) Национальная напряженность
3)Отставание
от Европы, с их позиции крепостное
право- это рабство, страна
с такой системой
Разработка проектов реформы:
Александр II вынужден был искать поддержки и советчиков в решении такого непростого вопроса, в результате этого 3 января 1857 года он собственноручно открыл заседание Негласного комитета. Члены комитета первоначально должны были изучать материалы, собранные в министерстве внутренних дел, для этого из состава Секретного комитета была выделена комиссия, состоящая из князя Гагарина, барона Корфа и генерала Ростовцева. Так как они не смогли договориться между собой, то каждый из них подготовил свой проект. Но ни один из этих проектов не предлагал нечто новое и определенное, они вращались лишь вокруг темы «ослабление крепостного права», но не решая эту проблему.
Толчком к продвижению стало обращение В. И. Назимого – губернатора Веленской области к императору, он просил об освобождении крестьян, правда, без земли. Но что более интересно, эта инициатива шла от дворянства той губернии. Для Александр II был очень важен сам факт подачи прошения, и он тут же поручил Министерству внутренних дел, как можно быстрее, подготовить рескрипт с изложением основ, на которых предлагалось отмена крепостного права в северо-западных губерниях. Этот документ был составлен за 48 часов, в нем крестьянам предоставлялась личная свобода, усадьба за выкуп и полевые наделы(за исполнение определенных обязанностей). Рескрипт был одобрен и подписан на имя Назимого, а затем отправлен и в другие губернии. Механизм запущен, действия государя подвергли гласности, в итоге у правительства уже не остается пути к отступлению.
Поскольку после опубликования рескриптов дело об освобождение крестьян получило огласку, Секретный комитет был переименован в “Главный комитет по крестьянскому делу для рассмотрения постановлений и предложений и крепостном состоянии” (20 января 1858г.) Председателем его стал князь А.Ф. Орлов, а несколько позднее император передал управление своему брату– великому князю Константину Николаевичу. 21 апреля 1858 года была утверждена программа Главного комитета по крестьянскому делу на принципах рескрипта Назимову. Основные вопросы об освобождении крестьян сводились к определению размера наделов, повинностей за землю и установлению предела вотчинной власти.
В этой сложной ситуации Министерство внутренних дел предложило создать комиссию: для выработки общего положения реформы и подготовки конкретных условий освобождения крестьян по местности или полосам (в зависимости от плодородности земли).Данная комиссия получила название Редакционные комиссии, во главе нее был назначен Я. И. Ростовцев. Уже в августе 1859 года проект “Положения о крестьянах” был закончен, и в него оставалось внести поправки по замечаниям депутатов от губернских комитетов. Не смотря на смерть главы комиссии, Александр II не собирался сходить с выбранного пути, свои намерения он подтвердил речью 21 февраля 1860 года дворянским депутатам второго созыва.
С осени 1860 года реформа вступает в решающую стадию. Как итог всех собраний и дискуссий 19 февраля 1861 года Александр II подписал первую страницу принятого закона, а его подлинность председатель Государственного Совета граф Блудов, сменивший Орлова, заверил своей подписью. Но, даже после утверждения Положения императором все еще не было ясно, будет ли реализован проект, оставалось дело за Сенатом, в праве которого было приостановить любой царский проект. Но и этот шаг был пройден. Оставалось лишь написать манифест, первоначально это было поручено Ю.Ф. Самарину, но император остался недовольным его вариантом и передал работу митрополиту Филарету.
И вот 19 февраля 1861 года (в шестую годовщину своего вступления на престол) Александр II наконец подписал документы реформы: Манифест и 17 законодательных актов. Данный манифест кратко описывал основные условия освобождения крестьян от крепостной зависимости. Общее положение определяло в основных чертах личные и имущественные права и обязанности, вышедших из крепостной зависимости крестьян, образование и функции сельских и волостных органов крестьянского самоуправления, характер “попечительства” над крестьянами их бывших помещиков на период временнообязанного состояния, а также порядок отбывания казенных, земских и мирских повинностей. С момента подписания манифеста крепостные крестьяне стали считаться лично свободными, теперь крестьянин равно гражданин.
Реформа должна была проводиться постепенно. В течении первых двух лет предполагалось:
А) ввести институт мировых посредников (в их функции входили проверка, утверждение и введение в действие Уставных грамот 1861 рассмотрение жалоб крестьян на помещиков, решение споров между ними)
Б) образовать крестьянское общественное управление
В) составить и ввести Уставные грамоты
В Уставных грамотах закреплялись размеры земельных наделов, выделяемых в пользование крестьянами, и повинности, которые должны были нести крестьяне за пользование землей.
Размер крестьянского надела был специально определен так, чтобы в большинстве случаев помещичьи крестьяне не могли с него прокормиться, обычно он составлял около 3-10 десятин на мужское лицо, так как на женщин земля не выплачивалась. Величина земельного надела варьировалась в зависимости от полосы, в которой проживал крестьянин. Из положенной нормы надела ¼ была предоставлена бесплатно и называлась дарственная. Однако выкупать свой полевой надел они могли только с согласия помещиков.
И даже если помещик разрешал и крестьянин мог выкупить землю, то он не получал землю по ее рыночной стоимости, так как размер выкупного платежа специально определялся таким образом, что по сути он только избавлялся от повинностей, которые поступали помещику. Кроме того, до этого крестьянин должен был выкупиться у помещика, и государство платило 80% от выкупного платежа, с остальными 20% крестьянин должен был разобраться сами. Если говорить о величине платежа, то за основу ее исчисления был взят оброк, и по закону она в случае положения ее в банк под 6% давала бы привычный доход помещику. Так большинство крестьян так и не могли выйти из состояния временно обязанных, а в этом случае на плечи крестьянина ложился не только оброк или барщина, но и долг государству, который он вынужден был выплатить в течение 49 лет. Но даже после выкупа земля передавалась не лично крестьянину, а крестьянской общине.
Несколько по-особому освобождались дворовые слуги, которых было тогда 1,5 млн, которые составляли на тот период 6.5% из всех зависимых крестьян. Эта особенность заключалась в том, что они освобождались только через два года без какого-либо вознаграждения, зато без выкупа. Негодные, старые и больнее крестьяне оказывались на улице, и у них не было ничего кроме свободы, с которой они не знали, что делать.
Для удельных крестьян:
(Удельные крестьяне - категория феодально-зависимого сельского населения России конца XVIII — середины XIX вв., образованная в 1797 из дворцовых крестьян, на основании «Учреждения об Императорской фамилии». К удельным крестьянам относились крестьяне, проживавшие на удельных землях и принадлежавшие императорской семье. )
Они выкупали свою землю на тех же условиях, что и крестьяне помещичьи; только удельные были переведены на обязательный выкуп не через 20 лет, как помещичьи, а через 2 года, а их отрезки были около 4.8 на ревизскую душу.
А 24 июня 1866г. по положения от 19 февраля были распространены на государственных крестьян (они считались лично свободными, но платили в казну феодальную ренту). Они могли либо как прежде платить оброчную подать государству, сохраняя за собой землю, находящуюся в их пользовании, либо могли совершить выкупную сделку, по которой они делали единовременную выплату, процент с которой равен сумме оброчной подати. Надел для государственных крестьян составил по 5.9 десятин на душу.
Реформа отмены крепостного права все же не прошла гладко, об этом говорят вспыхнувшие восстания, так, например, в Казанской губернии и в селе Кандеевка Пензенской губернии дело дошло до открытого неповиновения, так они прогнали всех государственных служащих и установили свою «правильную» власть. В этих селах произошли кровавые столкновениями между крестьянами и войсками, погибло несколько десятков человек.
Итоги:
1)Крестьянское землевладение сократилось на 20%.
По уставным грамотам помещики «отрезали» у крестьян 5,3 миллионов земли, причем лучшей.
2)Чересполосица
Это стало
действительно большой
3)Увеличение казны (с 544 миллионов рублей до 867 миллионов рублей)
4)Фискальный гнет
Тяжесть платежей, возложенных на крестьянство особо ощутима, если сравнивать их с обложением помещиков. Так у крестьян в 70-е гг. за 1 десятину земли приходился 1 рубль 86 копеек, у помещиков- 1 копейка. А кроме поземельного налога и подушной подати крестьяне платили земские и мирские сборы.
Рост недоимок сильно подскочил к 70-ым годам, показывая тем самым, что платежные способности деревни исчерпаны.
5)Упадок помещичьего хозяйства, основанного на «отработачной» системе
После того как помещики лишились бесплатной рабочей силы, большинство из них не смогли перестроиться на интенсивный путь развития.
6)Наращивание производительности труда
Сельское хозяйство становилось товарным, ориентируясь на рынок. Вывоз хлеба в 70-е года превысил в 3 раза, чем в 60-е года. В зерновом производстве на долю крестьянских наделов приходилось 73%, в посевах картофеля-71%.