Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 19:35, реферат
Реформы, проведенные Александром II в ХIХ веке и по сей день актуальны. В связи с этим, целью написания данной работы является изучение и анализ реформ, проведенные великим императором.
Задачи:
- познакомиться с личностью Александра II;
- рассмотреть проблемы отмены крепостного права;
- проанализировать реформы проведенные Александром II;
Введение.
Александр
II Николаевич (17 апреля 1818 - 1 марта 1881) -
старший сын императора Николая
I и его жены императрицы Александры
Федоровны. Вступил на престол после
смерти своего отца императора Николая
I. Император с 19 февраля 1855 года.
Время правления: 1855-1881.
Реформы, проведенные
Александром II в ХIХ веке и по сей день
актуальны. В связи с этим, целью написания
данной работы является изучение и анализ
реформ, проведенные великим императором.
Задачи:
- познакомиться с личностью Александра II;
- рассмотреть проблемы отмены крепостного права;
- проанализировать реформы проведенные Александром II;
В заключение дана оценка последствий
реформ Александра II.
1. Император Александр II
Император Александр II родился в Москве. Он был первым ребенком в семье великого князя Николая Павловича, который в конце 1825 г. стал императором Николаем I. Тогда же особым манифестом его семилетний сын Александр был провозглашен наследником престола.
В 1826 г. началось регулярное обучение цесаревича. По решению Николая I наставником к нему был назначен Василий Андреевич Жуковский — один из образованнейших людей того времени. Он составил для высокородного подопечного особую учебную программу, основополагающий принцип которой Жуковский определил как «образование для добродетели». Задачи обучения и воспитания тесно переплетались. Важнейшую цель наставник-воспитатель видел не только в том, чтобы преподать цесаревичу знания конкретных предметов, но и в том, чтобы сформировать человека возвышенных духовных интересов и нравственных представлений.
Образование Александра Николаевича завершилось в 19 лет. Оно дало ему свободное владение пятью языками (русским, немецким, французским, польским и английским), а также знания по истории, математике, физике, естественной истории, географии, статистике, правоведению, политической экономии и Закону Божьему. Кроме того, он имел хорошие знания по военным наукам и воинским уставам.
К 20 годам Александр Николаевич являлся образованным молодым человеком, имевшим широкий кругозор и изысканные манеры. Это был высокий и красивый юноша, с живым складом характера, незаурядной остротой ума и, по всем представлениям той поры, служил образцом светского человека. Еще одно качество отличало его с ранних пор — доброта характера. Все это вместе создавало образ обаятельного человека, производившего самое благоприятное впечатление на большинство из тех, с кем ему приходилось встречаться и в России, и за границей.
16
апреля 1841 г. в Петербурге состоялось
бракосочетание Александра
Ко
времени вступления на престол Александр
II являлся человеком зрелых лет, обладавшим
обширными знаниями в различных областях,
имевшим достаточные представления о
сложной механике государственного управления.
2. Отмена крепостного права. Основные положения Манифеста 19 февраля 1861 г.
Александр II принял бразды правления в тяжелый исторический момент. Россия вела неудачную войну, положение внутри страны становилось напряженным: финансы были расстроены, денег не хватало. Царило безрадостное настроение. Надлежало как можно быстрее завершить дорогостоящую неудачную войну. В первый год царствования основное внимание было уделено решению именно этой задачи. В марте 1856 г. долгожданный мир был подписан в Париже.
После завершения войны перед царем и его правительством встали проблемы внутреннего порядка. Император убедился, что управлять мо-старому нельзя, что требуется основательная перестройка всего громоздкого государственного здания, что нужны реформы почти повсеместно.
Особое место в этом ряду занимала проблема крепостных отношений. Путь этот оказался непростым и долгим. Лишь через пять лет крепостное право отошло в область истории. За это время была проведена огромная подготовительная работа. Учреждались различные комиссии на государственном и местном уровне, рассматривавшие юридические, финансовые и административные аспекты грядущей социальной перестройки.
Проект отмены крепостного права был составлен особой комиссией, созванной царем в начале 1859 г. В феврале 1861 г. был подписан Манифест, извещавший об отмене крепостного права. Это была великая и благотворная мера. Если бы даже в царствование Александра II больше ничего не случилось, если бы тогда он покинул земные пределы, то все равно бы I) памяти народной, в летописях истории остался бы крупным преобразователем.
Сложность решаемой задачи состояла в том, что земля в большинстве случаев принадлежала помещикам. Принять просто закон о том, что земледельцы с такого-то числа считаются юридически свободными, значило лишить их средств к существованию. Поэтому требовалось не просто дать свободу 25% крестьян (именно такая часть испытывала к тому времени тяготы личной несвободы), но и обеспечить им экономические условия для дальнейшей жизни.
Власть заботило и будущее положение дворянского сословия, представители которого являлись главными владельцами земельных угодий. (Среди землевладельцев имелись и представители иных сословий — купечества, мещанства, крестьянства, но в тот период им принадлежало около 10% всего земельного фонда, находившегося в руках частных лиц.) Благополучие «благородного сословия», дававшего основную часть офицерского корпуса и чиновничества, напрямую было связано с положением крестьянства. Правительство, приступая к выработке преобразовательных мер, стремилось, с одной стороны, предоставить свободу простым («черносошным») крестьянам, обеспечить им необходимый минимум для самостоятельного существования, а с другой — защитить интересы дворянства.
19 февраля 1861 г., в шестую годовщину восшествия на престол, вместе с Манифестом о ликвидации крепостного права монарх утвердил несколько законодательных актов, составивших «Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости». С этого дня крепостное право отменялось, а крестьянам присваивалось звание «свободных сельских обывателей».
Крестьяне получали личную свободу и право свободно распоряжаться своим имуществом. Полицейская власть, до тех пор принадлежавшая помещикам, переходила к органам сельских общин. Судебные полномочия частично передавались избираемым крестьянами волостным судам, а частично — мировым судьям.
Помещики сохраняли право на всю принадлежавшую им землю, однако обязаны были предоставить в постоянное пользование крестьянам «усадебную оседлость» (землю около крестьянского подворья), а также половой надел (сельскохозяйственные угодья за пределами поселений).
За пользование получаемой землей крестьяне должны были или отрабатывать ее стоимость на землях помещика, или платить оброк (деньгами или продуктами). Размеры усадебного и полевого надела определялись особыми «уставными грамотами», для составления которых отводился срок в два года. Крестьянам предоставлялось право выкупа усадьбы и, по соглашению с помещиком, полевого надела. Крестьяне, выкупившие свои наделы, именовались крестьянами-собственниками, а не осуществившие этого — «временнообязанными».
Выходившие
из-под опеки помещиков
Правительство считало, что со временем вся земля, предоставленная согласно реформе крестьянству, должна стать их полной собственностью, Так как большинство крестьян не имело средств, чтобы выплатить помещику всю причитающуюся сумму, деньги за них вносило государство. Эти деньги считались долговыми. Крестьянам предоставлялась возможность погашать земельные долги небольшими ежегодными выплатами, получившими название «выкупных платежей». Предполагалось, что окончательно расчет крестьян за землю завершится в течение 49 лет.
Выкупные платежи платило ежегодно совокупно общество, а крестьянин не мог бросить просто так свой надел и уехать в другое место. На это надо было получить согласие сельского схода. Такое согласие давалось с большим трудом, так как платежи являлись общей повинностью. Это называлось «круговой порукой».
3. Земская, городская, судебная, военная реформы. Изменение системы образования.
Освобождение от крепостной зависимости крестьян совершенно меняло весь характер общественной жизни. В начале 1859 г. Александр II учредил особую комиссию, которой поручил выработать проект устройства новых местных учреждений. Формулируя их задачу, царь писал: «Необходимо предоставить хозяйственному управлению в уезде большее единство, большую самостоятельность и больше доверия».
Несколько лет шла подготовка новых законов, а 1 января 1864 г. царь утвердил Положение о земских учреждениях. Согласно этому Положению лицам всех сословий, владевшим в пределах уездов землей или иной недвижимой собственностью, а также сельским крестьянским обществам предоставлялось право участия в делах хозяйственного управления через выборных-гласных, составлявших уездные и губернские земские собрания. Эти собрания устраивались несколько раз в году. Для повседневной деятельности избирались уездные и губернские земские управы.
Земства решали теперь все местные вопросы: о строительстве и поддержании в порядке дорог, продовольственном обеспечении населения, об образовании, о медицинской помощи. Для осуществления этого необходимы были средства, и органы местного самоуправления получили право устанавливать местные налоги («земские сборы»).
Земское самоуправление вводилось постепенно. Первое земство было учреждено в начале 1865 г. в Самарской губернии. До конца того года подобные учреждения были введены еще в 17 губерниях. К 1881 г. земство уже существовало в 33 губерниях европейской России.
Через несколько лет после учреждения земств право широкого самоуправления получили и города. В 1870 г. Александр II утвердил Городовое понижение, в силу которого городские думы, образованные из выборных гласных от городских сословий, и избранные этими думами городские управы стали ведать в городах теми же делами, которыми занимались земства к сельской местности. Участие в выборе гласных городских дум предоставлялось представителям всех сословий, имеющим в данном городе недвижимое имущество (дом, землю) или занимавшимся каким-либо торговым целом. Органы городского самоуправления получили право вводить местные налоги («городские сборы»).
Еще одной важной реформой Александра II стало преобразование судопроизводства. Старый суд был негласным, дела в нем вершились канцелярским способом, обвиняемые часто даже не призывались в суд, расследование проводилось часто неумело и небеспристрастно. Дела тянулись долго, а судебная волокита вызывала всеобщее недовольство. 20 ноября 1X64 г. царь утвердил новые «Судебные уставы», призванные создать суд скорый, правый, равный и открытый. Новое судебное устройство соответствовало самым современным мировым нормам. Вводился суд присяжных и институт присяжных поверенных (адвокатов).
Царствование Александра II ознаменовалось
проведением и еще одной важнейшей реформы
— военной. 1 января 1874 г. был подписан
указ о введении всеобщей воинской повинности.
Более 100 лет высшие сословия в России
были освобождены от обязательной воинской
службы. Вся тяжесть лежала главным образом
на крестьянстве, среди которого и проводились
ежегодные рекрутские наборы. «Забритые»,
как тогда называли рекрутов, отрывались
от семьи на многие годы и возвращались
в свою деревню уже в преклонных летах
(срок службы равнялся 25 годам).
В Манифесте о введении всеобщей воинской повинности говорилось, что «дело защиты отечества есть общее дело народа и священная обязанность каждого русского подданного». К отбыванию воинской повинности с 1874 г. стали призываться все молодые люди, достигшие 21 года. Предусматривались и льготы. Освобождались от службы по семейному положению (единственный сын в семье). Срок службы для лиц с высшим образованием был сокращен, а некоторые категории, например, учителя, вообще освобождались от призыва. Срок службы составлял теперь в армии 6 лет, во флоте — 7 лет.
В период царствования Александра II произошли большие изменения и в сфере образования. Были открыты два новых университета в Одессе и Варшаве, два историко-филологических университета, археологический и сельскохозяйственный институты, Высший лицей в Москве («Катковский»). В 1863 г. был утвержден Университетский устав, предоставлявший высшим учебным заведениям широкую автономию. Все вопросы внутреннего управления переходили теперь от чиновника-попечителя к совету, избиравшемуся из среды преподавателей. Не только изменения текущего преподавания, но вся внутренняя организация университетской жизни сосредотачивалась теперь в руках самого университета во главе с избираемым ректором. Были сняты ограничения для студентов: отменено обязательное ношение формы, все административные проступки студентов стали рассматриваться студенческим судом.