Александра II

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 18:02, реферат

Описание работы

Тема реформ Александра второго довольно актуальна в наше время, ведь эти события считаются переломным моментом в ходе российской истории, и они оказали огромное влияние на последующие годы и столетия. Таковы оценки, в которых сходятся как сторонники, так и их оппоненты, современники той эпохи в России и за ее пределами, а так же многие исследователи, для которых эта тема всегда представляла, и будет представлять интерес.

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 31.19 Кб (Скачать)

7)Бурное развитие промышленности (темпы сравнимы только с американскими)

Мелкая кустарная  промышленность и мануфактуры исчезают, на их место приходят фабричные предприятия.

Государство содействовало  созданию новых отраслей: машиностроение, металлургическая, сталелитейная.

Значительный  рост наблюдался в перерабатывающей и пищевой промышленности.

8)Появление общины

Плюсы: община с ее уравнительным землепользованием сдерживала разорение крестьян, помогая удержаться на плаву слабым хозяйствам.

Минусы: крестьянин не стремился хорошо обрабатывать землю, зная, что его надел может в следующем переделе его соседу.

Мнения  историков о реформе 1861 года:

К. Смирнов считает, что в целом реформа 1861 года была для России самой важной из реформ за всю ее историю. Она стала переходом от феодализма к капитализму.И хоть по мнению К.Смирнов реформа 1861 года и не стала причиной ускорения экономического развития, но все же факты говорят об обратном.

Л.Г. Захарова пишет, что отмена крепостного права стало главным делом царствования Александра II и именно это дало основание современникам назвать его Царем-Освободителем, и считает, что методы Александра II были гуманны и хорошо продуманы для его времени

В феврале 1858 г. А. И. Герцен писал в "Колоколе": "Имя Александра II принадлежит истории; если бы его царствование завтра же окончилось - все равно начало освобождения сделано им, грядущие поколения этого не забудут". Н. Г. Чернышевский тоже видел в то время в царе величайшего политического деятеля. "Император начал дело, - писал он в статье "О новых условиях сельского быта", - с которым по своему величию и благотворности может быть сравнена только реформа, совершенная Петром Великим".

Б) Реформа Земского управления

«Положением о  земских учреждениях» (1864, 1 янв.) имелось  ввиду заменить господствовавшую до тех пор в областных учреждениях систему бюрократического управления, в царствование имп. Николая I получившую особенно широкое применение. Опыт показал полную непригодность руководства областной жизнью по директивам из центра (из столицы). Потребности местной жизни чрезвычайно разнообразны и, сравнительно, мелочны, у каждой местности эти потребности, а равно и средства для их удовлетворения зачастую столь отличны от потребностей и средств других областей, что разобраться в них могут только местные люди, близко знакомые с ними. Русская империя разбросалась на необъятном пространстве, включила в свои пределы десятки губерний и областей с разнообразным климатом, населением, и с большого расстояния эти местные особенности стушевывались; из министерского окошка, очень от них удаленного, зачастую их совсем даже не было видно, и потому распоряжения, посылавшиеся оттуда, при всем добром желании исполнительных органов, сплошь и рядом оказывались непрактичными или ошибочными, несоответствующими ни целям, ни средствам, а кроме того еще и запоздалыми. Условия местной жизни могут хорошо знать только постоянные жители края; между тем чиновник, посылаемый в провинцию (губернатор, исправник), в лучшем случае только временный гость, несвободный в своих действиях, заинтересованный, прежде всего, в точном исполнении отданных ему предписаний; ему, наконец, прямо не усмотреть за всем. Вот почему новое Положение было построено на том, чтобы выделить дела исключительно областного характера, земские, от государственных, и передать их в ведение местных людей: лучше с ними знакомые, непосредственно заинтересованные в благополучии своего края, они, предполагалось, легче найдут средства и изыщут способы для удовлетворения его нужд.

В самом деле, центральные государственные учреждения (сенат, государственный совет, министерства) дают общие директивы, указывают  направление, по какому должна идти жизнь  государства во всем его целом; они  дают, так сказать, политический камертон народной жизни; поэтому меры, принимаемые  центральным правительством, всегда будут мерами общими, одинаковыми  для всех частей государства.

Организация земского дела

В каждом уезде: уездное земское собрание и уездная земская управа; в  каждой губернии: губернское земское  собрание и губернская земская управа — те и другие выборные, на началах  бессословности. Правом выбора в уездные  собрания пользуются:

а) местные  землевладельцы не из крестьян;\

б) местные  крестьяне;

в) жители данного уездного города.

Уездная управа состоит из 6 человек, выбираемых в  своей среде земским собранием. Собрание созывается один раз в году (за исключением экстренных случаев, например, для принятия мер против голода); управа заседает постоянно. Собрание отдает распоряжения, контролирует, управа приводит в действие постановления  собраний. Собрание есть своего рода власть законодательная, управа — исполнительная. Губернские земское собрание и управа построены на тех же началах, что и уездные. Уездные ведают дела своего уезда, губернские — дела, касающиеся одинаково всех уездов вместе. Председателем уездного собрания — уездный, а губернского — губернский предводитель дворянства. Правительственный контроль над действиями земских собраний и управ сосредоточен в руках местного губернатора. Первоначально земские учреждения были открыты в 33 центральных губерниях; позже они были распространены на окраины: на западные губернии, на Ставропольскую, Астраханскую и Оренбургскую. 
 
 

Информация о работе Александра II