Административные реформы Петра I

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 16:00, реферат

Описание работы

Общая характеристика административных реформ Петра. Концептуальные основания преобразований в петровскую эпоху. Преобразования центрального аппарата управления. Территориально-административные преобразования.

Содержание

Введение. 2
1. Общая характеристика административных реформ Петра I. 4
1.1. Концептуальные основания административных преобразований в эпоху Петра I. 4
1.2. Истоки и исторические предпосылки петровских преобразований в сфере административного управления. 11
2. Преобразования центрального аппарата управления. 15
2.1. Сенат и коллегии. 15
2.2. Создания новой системы государственной службы. Табель о рангах. 21
3. Территориально-административные реформы в петровскую эпоху. 25
3.1. Первый этап областной реформы. 25
3.2. Второй этап губернской реформы. 29
Заключение 34
Список использованной литературы 35

Работа содержит 1 файл

Админ. реформа Петра 1.docx

— 69.67 Кб (Скачать)

     Табель  о рангах уравнивала военную службу с гражданской: чины и звания присваивались  в обеих сферах, принципы продвижения  по службе были аналогичными. Практика выработала способ прохождения лестницы служебных чинов ускоренным образом (в основном это касалось только дворян): уже после рождения дети дворян-аристократов записывались в  должность и по достижении ими 15-летнего  возраста имели достаточно важный чин. Такая юридическая фикция была обусловлена  пережитками старых принципов службы и основывалась на фактическом господстве в аппарате дворянской аристократии.

     Подготовка  кадров для нового государственного аппарата стала осуществляться в  специальных школах и академиях  в России и за рубежом. Степень  квалификации определялась не только чином, но и образованием, специальной  подготовкой. Обучение дворянских недорослей часто осуществлялось в принудительном порядке (за уклонение от учебы налагались взыскания). Дети дворян по разнарядке направлялись на учение, от уровня их подготовки зависели многие личные права (например, право на вступление в брак).

     Преобразование системы государственных органов изменило характер государственной службы и бюрократии. С упразднением Разрядного приказа в 1712 г. последний раз были составлены списки думных чинов, стряпчих и других чинов.

     Новый принцип назначения на должности  и продвижения по службе открывал доступ к высшим должностям в государстве  более широким слоям населения, в первую очередь представителям мелкого и среднего дворянства. При  Петре I дворянство (именовавшееся теперь шляхетством) становится основным сословием, из которого черпались кадры для  государственной гражданской службы. По Табели о рангах дворяне как  наиболее образованный слой русского общества получали преимущественное право  на государственную службу. Если на государственную должность назначался недворянин, он приобретал права дворянства. Петр I самым жестким образом требовал от дворян отбывания государственной  службы как их прямой сословной обязанности: все дворяне должны были служить  либо в армии, либо на флоте, либо в  государственных учреждениях.

     Центральная власть стремилась поставить чиновников под жесткий контроль государства. С этой целью был утвержден  фиксированный размер оклада государственных  чиновников в соответствии с занимаемой должностью, сурово каралось использование  должностного положения с целью  получения личной выгоды («взяткобрательство»  и «взяткодательство»). Вся масса  служилых дворян была поставлена в  прямое подчинение Сенату (ранее они  находились в ведении Разрядного приказа), который осуществлял все  назначения по гражданской службе (за исключением первых пяти высших классов). Учет годных к службе дворян и кадровое обеспечение государственной службы были возложены на находившегося  при Сенате герольдмейстера, который  должен был вести списки дворян и  предоставлять Сенату необходимые  сведения по кандидатурам на вакантные государственные должности, строго следить, чтобы дворяне не уклонялись от службы, а также по возможности организовывать профессиональную подготовку чиновников.

     Табель  о рангах устанавливала 14 классных чинов (рангов), дающих право занимать ту или иную классную должность. Занятие  классных должностей, соответствующих  чинам с XIV по V, происходило в порядке  продвижения по службе (карьерного роста), начиная с низшего; высшие чины (с I по V) присваивались по воле императора за особые заслуги перед  отечеством и монархом (см. табл. 1)13.

     Следует указать на одну важную особенность  петровской Табели о рангах, которая  отличала ее от аналогичных актов  европейских государств. Она заключалось  в том, что присвоение чинов в  Табели о рангах тесно увязывалось  с конкретной службой тех или  иных лиц. Для тех, кто не находился  на государственной службе, классные чины не предусматривались. Важно, что  в основу продвижения по должности  был положен не принцип заслуг, а принцип выслуги (необходимо было начинать службу с самого нижнего  чина и служить в каждом из чинов  установленное количество лет).

     Очевидно, таким путем Петр I намеревался  решить одновременно две задачи:

     1) заставить дворян поступать на  государственную службу;

     2) привлечь к государственной службе  выходцев из других сословий, для которых оказаться на государственной  службе означало единственную  возможность получения дворянства, сначала личного, а в перспективе  и потомственного (по достижении VIII классного чина).

     Однако  установленный Табелью о рангах принцип выслуги как основы карьерного роста имел своим следствием развитие ряда негативных явлений в государственной  службе, нашедших выражение в распространении  в чиновничьей среде психологии чинопочитания. Почитание чина, а не службы, со временем ставшее образом жизни русского чиновничества, разъедало бюрократический аппарат, заставляло служащих государственных учреждений, чтобы продвинуться по служебной лестнице, служить не делу, а начальству.

     Таким образом, потребности развития и  международного положения страны требовали  дальнейшей централизации управления. Учреждение Сената и преобразование приказов в коллегии явилось важным этапом в формировании абсолютной монархии в России. Коллегиальная система  управления, построенная по западноевропейским образцам, решила проблему недостающего звена между государственными и  местными правительственными учреждениями.

     Введенная в 1722 году Табель о рангах ввела новый  порядок прохождения службы. Отныне не знатность и не происхождение  должны были стать главным критерием  для служебной карьеры, а личные способности и профессиональные навыки служащего.

     3. Территориально-административные реформы в петровскую эпоху.

     3.1. Первый этап областной реформы.

     Первой  административной реформой стало создание в 1699 г. особого ведомства городов. Указами вводилось самоуправление для городского купечества, а также  для населения поморских городов. Отменялась власть воевод, отныне судом  и сбором налогов ведали выборные бурмистры. Во главе новых органов  была поставлена Московская ратуша, выбираемая купцами Москвы. В ведении Ратуши находились главные поступления  государственных доходов с городов, а также общий надзор за действиями органов самоуправления. Во главе  Ратуши стоял обер-инспектор ратушного  правления. Первым человеком, занявшим эту должность, был бывший дворецкий Шереметева Алексей Курбатов.

     Но  с ростом государственных расходов Петр постепенно утрачивает доверие  к финансовым возможностям Ратуши. Царь приходит к решению перенести  основную массу управления на места, так как «человеку трудно за очи все разуметь и править». Такая организация управления обеспечивала более высокую степень удовлетворения финансовых нужд государства, а после окончания Северной войны должна была упростить процесс размещения и обеспечения регулярных войск.

     Губернская  реформа 17 декабря 1708 г. является важной составной частью преобразований Петра I в России, которая получила различные  оценки в исторической литературе. Они касаются не только определения  целей и задач Петра I в сфере  государственного управления, но и  проблем ее практического осуществления  и результатов. При этом исследователи  уделяют особое внимание военно-административной и фискальной характеристикам губернской реформы, прямолинейно привязывая ее к  условиям военного времени (русско-шведская война). Губернская реформа 17 декабря 1708 г. является важной составной частью преобразований Петра I в России, которая  получила различные оценки в исторической литературе. Они касаются не только определения целей и задач  Петра I в сфере государственного управления, но и проблем ее практического  осуществления и результатов. При  этом исследователи уделяют особое внимание военно-административной и  фискальной характеристикам губернской реформы, прямолинейно привязывая ее к  условиям военного времени (русско-шведская война).

     Основными целями реформы были: создание крупных  военно-административных округов и  увеличение налоговых поступлений  в казну.

     Данную  реформу можно охарактеризовать следующим образом: в 1708 году, чуя  хронический дефицит и не полагаясь  на устарелое приказное управление, Петр искал выход в децентрализации  и переместил казенные палаты из центра в губернии, но малая удача нового порядка (прежде всего, плохая собираемость налогов) заставила его думать о повороте назад к центру.

     Областная реформа Петра I проводилась одновременно с устройством коллегий. Осуществление  этой реформы диктовалось необходимостью совершенствования системы административного  деления, которое во многом устарело к началу XVIII века.

     В XVII веке территория Московского государства  делилась на уезды — округа, имевшие  с городом тесные хозяйственные  связи. Во главе уезда стоял воевода, присланный из Москвы. Уезды по своему размеру были чрезвычайно неравномерны — иногда очень крупные, иногда очень  маленькие. В 1625 году число уездов составляло 146, помимо которых существовали волости  в качестве самоуправляющихся единиц. К XVIII веку отношения между центром  и провинцией стали крайне сложными и запутанными, а само управление уездами из центра — крайне громоздким. Другой важной причиной проведения областной  реформы Петра I была необходимость  создания новой системы финансирования и продовольственно-материального  обеспечения армии и флота  для успешного ведения Северной войны 1700—1721 гг.

     Во  главе губерний были поставлены губернаторы, люди преимущественно военные. Губернаторы  командовали расположенными в губернии войсками и в то же время были главными начальниками гражданского управления. Губернаторы других губерний не всегда были военными, например, в Казанской  и Нижегородской губернии. Никаких  задач по устройству местного благосостояния на губернаторов не возлагалось. Они  должны были: собирать казённые сборы, блюсти за тем, чтобы все повинности, падавшие на губернию, были исполнены, чтобы определённое с губернии количество рекрутов и работных людей было доставлено в срок. Если губернатор доставлял  денег, запасов, рекрутов сверх назначенного числа, то его ожидало царское  благоволение. Если был недобор, то губернатору грозил штраф за каждого недостающего человека вплоть до конфискации в пользу государства его имения.

     С 1712 года при губернаторах учреждались  особые советы ландратов. Указом 20 января 1714 года ландратов полагалось избирать в городах или провинциях из числа  дворян. Но эта мера осуществлена не была: окончательное утверждение  ландратов было передано Сенату. В 1716 году Сенату было предписано назначать  в ландраты офицеров, уволенных со службы вследствие ран или старости и не имеющих деревень. Ландратовое  жалование являлось как бы пенсией  этим отставным. Таким образом, ландраты могли быть назначены сенаторами не из среды местного дворянства. По указу 24 апреля 1713 года ландраты составляли совет при губернаторе, причём губернатор выполнял роль президента. Дела в этом совете ландратов при губернаторе  решались большинством голосом. По закону ландраты не подчинялись губернатору, а были его товарищами. Но на самом  деле совет ландратов оказался в  большой зависимости от губернатора, который смотрел на них как  на помощников.

     С 1715 года губерния разделялась на доли по 5536 дворов в каждой, и каждая доля находилась в ведении особого  ландрата, который в пределах своей  доли управлял всякими долями и земскими делами. В 1715 году ландратам было приказано  жить в пределах своей доли в определённом городе, а уездные воеводы были отменены. При губернаторе постоянно  находились два ландрата, а ландраты, управлявшие долями, должны были съезжаться в губернском городе раз в год. В этой роли ландраты из советников очень скоро перешли в положение  исполнителей губернаторских поручений  и под руководством губернаторов ведали разнообразными делами по губернскому  управлению — собирали провиант для  армии, налоги, рабочих для строительства  и земляных работ на острове Котлин и в Санкт-Петербурге, высылали в  столицу ямщиков, кузнецов, плотников, составляли различные отчётные ведомости, принимали участие в распределении  сборов в губерниях, в переписке  и освидетельствовании количества дворов и т. д.р 

     Ещё с 1699 года прежние уезды стали  именоваться провинциями. Во главе  провинций остались прежние воеводы; в 1710 году они были переименованы  в комендантов. Воеводы крупных  городов стали называться обер-комендантами, а подчинённые обер-коменданту воеводы  мелких городов — просто комендантами. С 1715 года обер-комендантов и комендантов  в городах, где не было гарнизонов, заменили ландрихтеры. Провинцией называли такие округа, которые были очень  удалены от губернского города и  сами по себе составляли определённый хозяйственный и административный округ. Так, приписанные к Петербургской  губернии верхневолжские города, с  Ярославлем во главе, составляли особую Ярославскую провинцию, и это  была единственная провинция Петербургской  губернии. Таким образом, правильного  разделения петровских губерний на провинции  в описываемое время сделано  не было: административным делением до 1715 года была доля. В Архангелогородской губернии были две провинции —  Галицкая и Устюжская, в Московской губернии — восемь провинций, в Киевской — ни одной, потому что Малороссия делилась на полки. 

     3.2. Второй этап губернской реформы.

     Строительство новой бюрократической машины государственнго  управления шло отнюдь не гладко. Первая губернская реформа очень скоро  выявила свою неэффективность. Трёхуровневое  управление оказалось излишне сложным. Поэтому уже с 1719 г. стала проводиться  вторая губернская реформа. Губернии делятся на провинции, сначала на 45, а потом на 50 вместо старых 8, позже 11 губерний.

Информация о работе Административные реформы Петра I