Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 16:00, реферат
Общая характеристика административных реформ Петра. Концептуальные основания преобразований в петровскую эпоху. Преобразования центрального аппарата управления. Территориально-административные преобразования.
Введение. 2
1. Общая характеристика административных реформ Петра I. 4
1.1. Концептуальные основания административных преобразований в эпоху Петра I. 4
1.2. Истоки и исторические предпосылки петровских преобразований в сфере административного управления. 11
2. Преобразования центрального аппарата управления. 15
2.1. Сенат и коллегии. 15
2.2. Создания новой системы государственной службы. Табель о рангах. 21
3. Территориально-административные реформы в петровскую эпоху. 25
3.1. Первый этап областной реформы. 25
3.2. Второй этап губернской реформы. 29
Заключение 34
Список использованной литературы 35
Хотя проводимые Петром I реформы государственного управления не отличались систематичностью и строгой последовательностью, при внимательном их рассмотрении нетрудно заметить две задачи, которые оставались для него всегда приоритетными и неоспоримыми, а именно9: 1) унификация органов государственного управления и всей системы администрации; 2) проведение через всю администрацию коллегиального начала, которое вместе с системой гласного (прокурорского) и тайного (системы фискалитета) контроля должно было, по убеждению царя, обеспечить законность в управлении.
Петр
I был захвачен идеей создания в
России государства совершенной
регулярности, в котором каждый человек
имел бы точно обозначенное место
и строго подчинялся регламенту. Его
модель идеального (регулярного, правомерного)
государства строилась на убеждении,
что государство может
С точки зрения практической реализации модель регулярного государства нашла свое воплощение в законодательном регулировании всех сторон общественной жизни, активном государственном вмешательстве в общественные отношения, государственном протекционизме (активной государственной поддержке приоритетных отраслей народного хозяйства) вплоть до введения государственной монополии в ряде отраслей тогда еще молодой национальной промышленности. С этим же связано стремление Петра I создать действенную систему борьбы против коррупции и приказной волокиты.
Основным
принципом государственной
Главной задачей государственных реформ Петра I являлась радикальная перестройка государственного аппарата, так как сформировавшиеся в московский период традиционно организованная власть и управление не могли обеспечить мобилизацию всех ресурсов — экономических, военных, технологических в условиях начавшейся модернизации общества. Модернизация государственного аппарата предполагала совершенно новые принципы его построения. В качестве основных из них обычно выделяют10:
1)
институционализацию
2)
повышение эффективности
3)
изменение принципов
Одной из особенностей петровской государственной реформы стало внедрение в практику государственного управления принципов западноевропейского камерализма — нового для России явления. Получившая широкое распространение в Европе в XVI—XVII вв. камералистика (от позднелат. camera — казна, учреждение) и связанное с ней развитие камеральных наук означали выделение административного управления в самостоятельную сферу, отделение ее от судопроизводства, что не было характерно для традиционной бюрократии. Как принцип и практика административного управления камерализм заключал в себе новые подходы к деятельности аппарата государственных учреждений, наиболее важными из которых являются11:
1) функциональность в управлении учреждений;
2)
специализация учреждений
3)
регламентация обязанностей
4) унификация штатов и жалованья чиновников.
На
исходе XVII века отчетливо определились
те черты исторического развития
России, с которыми связаны последующие
прогрессивные явления в
Россия в XVII столетии значительно окрепла не только в экономическом, но и в военном отношении. Ей удалось глубоко в степи отодвинуть свою южную границу, пресекая агрессивные поползновения Крымского ханства и Турции. Большое историческое значение имело воссоединение Украины с Россией, возвращение в состав государства старинных городов Киева и Смоленска. Несколько повысилась роль России в международных отношениях.
Россия
располагала громадными природными
ресурсами, ее народ был трудолюбивым,
талантливым и мужественным. И, тем
не менее, из-за господства феодалов-крепостников
и вследствие неблагоприятно сложившихся
внешних обстоятельств (отсутствие
выходов к Балтийскому и
Как
известно, в конце XVI века произошла
буржуазная революция в Нидерландах,
в середине XVII века буржуазная революция
победила в Англии. Позиции феодализма
на международной арене заметно
пошатнулись. Используя преимущества
более передовых для той эпохи
капиталистических отношений, Нидерланды
и Англия успешно развивали крупную
мануфактурную промышленность, развернули
морскую торговлю мирового масштаба,
в разных районах земного шара
захватывали колонии, жестоко притесняя
и эксплуатируя их население. Эти
страны намного обогнали другие европейские
государства в своем
Сказывалась слабость вооруженных сил России той поры. Основу войска по-прежнему составляло дворянское конное ополчение, мало организованное, плохо обученное. Поэтому вопрос о регулярной армии оставался первостепенным.
Все
это крайне затрудняло решение жизненно
необходимых для развития страны
экономических и
Нуждался
в перестройке и
Высший
совещательный орган при царе
— Боярская дума — тоже порядком
устарел. Прекратив созыв Земских
соборов, царское правительство
в своем стремлении к безраздельной
власти постепенно ограничивало и деятельность
Боярской думы. К этому же побуждало
усилившееся дворянство, которое
видело в укреплении самодержавия надежную
опору своих классовых
Таким
образом, Россия, несмотря на некоторые
положительные сдвиги в развитии,
в целом оставалась отсталой страной.
Эта отсталость представляла собой
серьёзную опасность для
На рубеже XVII —XVIII столетий в России созрели внутренние предпосылки для решительных перемен. Такие перемены принесли реформы Петра I, которые были подготовлены общественным развитием России в предшествовавший период.
Говоря
о преобразованиях Петра I, необходимо
помнить, что их корни находились
в уходящем XVII веке. Во второй половине
XVII в., особенно на грани XVII—XVIII вв., в
системе центральных
Первый опыт реформы местных органов власти относится к 1699 г., когда была учреждена Ратуша в Москве и земские избы на местах. Эта реформа отражала намерение опереться на выборные органы власти. Такое намерение подтвердил и указ от 10 марта 1702 г. о введении выборных воеводских товарищей из провинциальных дворян. Единоличная власть назначаемого правительством воеводы должна была сочетаться с управлением «добрых и знатных людей», избранных местным дворянским обществом. Через три года выборы были отменены, и воевода сам назначал себе товарищей. Восторжествовало, таким образом, бюрократическое начало.
Создание
Бурмистрской палаты (с 1 сентября 1699 г.
она стала называться Ратушей) и
придание ей функций центрального финансового
учреждения привело к окончательной
ликвидации областных финансовых органов
(четвертей) и изъятию финансовых
операций из сферы действия нового
объединенного Посольского
Надо отметить, что изменения в центральных органах до 1712—1715 гг. носили спонтанный характер и далеко не всегда давали необходимый результат. Это объясняется тем, что все силы и внимание самодержца занимала тяжелейшая война. Так, созданный для управления потешными полками Преображенский приказ лишь постепенно, под влиянием событий, превратился в главный орган политического сыска. Так или иначе, в связи с войной появились Адмиралтейский и Военный приказы, Приказ рудокопных дел, Приказ артиллерии и т.д.
В области государственного управления в конце XVII в. важнейшей и первоочередной мерой стала реформа суда и налогообложения городского населения. Это была попытка введения своеобразного городского самоуправления. Петр I решил изъять города из-под воеводского и приказного управления в собственное, царское, подчинение, рассчитывая при этом получить от налогов в бюджет больше денег, чем раньше. И это была главная задача. 30 января 1699 г. Петр издал указ о самоуправлении городов и выборах бурмистров. Избранники образовывали собой бурмистрские палаты или ратуши, отныне ведавшие сбором доходов и управлением в городах. Главная Бурмистрская палата (Ратуша) в Москве ведала всеми выборными людьми в городах России, а ее члены с докладом, прежде всего, о денежных поступлениях входили прямо к государю.