Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 16:00, реферат
Общая характеристика административных реформ Петра. Концептуальные основания преобразований в петровскую эпоху. Преобразования центрального аппарата управления. Территориально-административные преобразования.
Введение. 2
1. Общая характеристика административных реформ Петра I. 4
1.1. Концептуальные основания административных преобразований в эпоху Петра I. 4
1.2. Истоки и исторические предпосылки петровских преобразований в сфере административного управления. 11
2. Преобразования центрального аппарата управления. 15
2.1. Сенат и коллегии. 15
2.2. Создания новой системы государственной службы. Табель о рангах. 21
3. Территориально-административные реформы в петровскую эпоху. 25
3.1. Первый этап областной реформы. 25
3.2. Второй этап губернской реформы. 29
Заключение 34
Список использованной литературы 35
Оглавление
Введение. 2
1. Общая характеристика административных реформ Петра I. 4
1.1. Концептуальные основания административных преобразований в эпоху Петра I. 4
1.2. Истоки и исторические предпосылки петровских преобразований в сфере административного управления. 11
2. Преобразования центрального аппарата управления. 15
2.1. Сенат и коллегии. 15
2.2. Создания новой системы государственной службы. Табель о рангах. 21
3.
Территориально-
3.1. Первый этап областной реформы. 25
3.2. Второй этап губернской реформы. 29
Заключение 34
Список
использованной литературы 35
История
развития российских государственных
институтов - одно из наиболее активно
разрабатываемых научных
В этой связи изучение административно - территориальных реформ Петра I представляет значительный научный интерес, так как именно в первой четверти XVIII в. были заложены основы той системы административно - территориального деления и управления, которая, видоизменяясь по форме, не изменила своей сущности до начала XX в., а отдельные ее элементы актуальны и в наше время. Исследование традиций в практике администрирования территорий позволяет внести существенные дополнения в изучение проблемы взаимодействия власти и общества, федерального центра и регионов, бюрократических институтов и выборных органов власти и управления на местах.
Степень
изученности темы. Для изучения поставленной
проблемы нами была изучена следующая
учебная и научная литература.
Это, прежде всего работы отечественных
дореволюционных историков: Карамзина
Н.М.1, Ключевского В.О.2, Соловьева
С.М.3. В них представлен глубокий
анализ реформ Петра 1, в том числе, и административно-
В советское время было опубликовано большое количество работ по интересующей нас теме. Среди них следует выделить работы Павленко Н.И. Анисимова Е.В. Буганова В.И. Эти труды насыщены богатым историческим материалом. Однако в современном звучании они подвержены некоторым идеологическим штампам. На наш взгляд, в них не уделяется достаточного внимания управленческим аспектам.
Период
перестройки характеризовался появлением
работ, импульсом для которых
служили изменения в
Наибольшую значимость для изучения данной проблемы представляет для нас учебная литература по истории государственного управления России, истории государства и права России, а так же монографические работы по данной проблематике. Здесь следует отметить таких авторов, как Игнатов В.Г.5, Омельченко Н.А.6, Пихои Р.Г.7 и др.
Достоинством данных работ является цельная систематизация административных реформ Петра I, современный научный язык, полнота представленного материала по данной проблеме, дискуссионная постановка вопросов.
В работе использованы также труды крупнейших представителей отечественной истории государства и права, таких как Буганов В.И., , Заичкин И.А., Исаев И.А., Мавродин В.И. и других.
Исторический
характер исследования основывается на
принципах историзма и
Петр
I (1689—1725) был, безусловно, самым ярким
и самым противоречивым правителем
на российском престоле. Одни называли
его великим реформатором, «диссидентом
на троне», другие — беспощадным
тираном. Несмотря на эту полярность
в оценках, все признавали грандиозность
переворота, осуществленного Петром
I, и связывали с его именем
начало новой эпохи в истории
России. Своими реформами Петр I превратил
Россию из полуазиатского государства
в передовую европейскую
Пётр подверг коренной перестройке всё здание государственного управления, администрации. Преобразования, проведенные на грани двух столетий, носили характер первичный, предварительный. Потом, в обстановке нарвской неудачи и последовавшей за ней лихорадочной работы, было не до реформ по внутреннему управлению.
Нарастание забот по «гражданскому правлению» показывает «Полное собрание законов Российской империи», изданное в 1830 г. За первое десятилетие 18 века в него вошло 500 законодательных актов, за второе – 1238, за последнее пятилетие (1720-1725) – почти столько же.
Конечно были и непоследовательность, и отдельные импровизации в его законодательной деятельности. Порой его пером водили чувства гнева и державной вседозволенности. Недаром Пушкин скажет столетие спустя, что некоторые указы Петра написаны кнутом.
Бессистемность и спешка часто приводили к путанице: установления, приказы сменялись одно другим, часто прямо противоположным, или сводились на нет бесконечными переменами в государственных учреждениях, иногда учреждения дублировали друг друга по своим функциям. Многие должности, военные и гражданские, поменяли лишь старорусские названия на европейские, по сути своей оставшись прежними.
Уже в первые годы царствования Петра изменились стиль и методы управления: вместо Боярской думы (которую Петр обрек просто на физическое вымирание, своим указом прекратив пополнение думы новыми членами) решения стала принимать своеобразная «команда», составленная из ближайших сподвижников царя. На первых этапах главным советником Петра был князь Федор Ромодановский, по словам современника, «злой тиран, пьяный по вся дни».
Создание
в России современной системы
государственного управления Петр I связывал
с европеизацией России — сознательным
заимствованием европейских ценностей
и адаптацией их к российским условиям.
Однако европейские ценности использовались
властью по преимуществу утилитарно.
Государство нуждалось в
В
ходе петровских преобразований государственная
власть в России приобрела характер
абсолютной монархии, опиравшейся на
развитый, полностью зависимый от
монарха бюрократический
При Петре I была предпринята первая серьезная попытка создания правовой базы российской государственности, впервые верховная власть монарха получила юридическое закрепление в светских законах, основу которого составляли западно-европейская государственно-правовая традиция и понятия естественного права.
Характерно, что в составленном в 1716 г. при личном участии царя 20-м артикуле Воинского устава, законодательно оформившем принцип абсолютной власти монарха, новое определение верховной власти было целиком заимствовано Петром I из западных законодательных источников (шведского права): «Его Величество есть самовластный Монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен; но силу и власть имеет свои Государства и земли, яко Христианский Государь, по своей воле и благонамерению управлять»8 . 11 октября 1721 г. Петр I принял новый титул императора и стал именоваться Великим. В подготовленном незадолго до этого идеологом петровской реформации Феофаном Прокоповичем Духовном регламенте подчеркивалось: «Монархов власть есть самодержавная, которой повиноваться сам Бог за совесть повелевает».
Осуществляя
модернизацию «вдогонку», власть была
вынуждена делать ставку на активное
использование мощи и рычагов
государства, являвшегося в условиях
России основным орудием всех проводимых
преобразований. При Петре I был создан
настоящий культ
При Петре I усиливается личное начало в управлении. Как никто из его предшественников, царь стремился вникать во все мелочи административной работы, вмешивался во все дела лично. Он хотел управлять государством через систему личных поручений, используя для этого созданный в 1704 г. специальный Кабинет — личную канцелярию царя, являвшуюся на протяжении всего его царствования своеобразным штабом по оперативному управлению государственными делами. В значительной мере этой же цели было подчинено создание Петром I лично подчиненного ему Сената — высшего государственного учреждения во главе с генерал-прокурором. Таким образом, стремясь рационализировать систему государственного управления, перенеся с этой целью западную модель государственного устройства на русскую почву, Петр I, в сущности, ничего не изменил в характере и принципах управления, которые продолжали оставаться патримониальными в своей основе . Отличительной чертой петровской модели управления являлось то, что она изначально строилась на преобладании неформальных отношений в структурах власти. В такой системе приказания правителя всегда имеют приоритет перед любыми формальными правилами, которые могут произвольно нарушаться или вообще игнорироваться.