Реформы Александра 2

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 08:48, контрольная работа

Описание работы

К середине XIXв. В России сложилась крайне напряженная обстановка. Поражение России в Крымской войне (1853-1856гг.) особенно ярко показало, что страна отстала от передовых стран Запада, где в полней мере утвердился капитализм как в сельском хозяйстве, так и в промышленности, произошло техническое обновление производства. В России же не было ни одной железной дороги, устаревшее оборудование на заводах и фабриках, отсталая военная техника и оружие, парусный флот в век паровых машин и многое другое.

Работа содержит 1 файл

Контр. история.doc

— 95.00 Кб (Скачать)


1.Введение.

К середине XIXв. В России сложилась крайне напряженная обстановка. Поражение России в Крымской войне (1853-1856гг.) особенно ярко показало, что страна отстала от передовых стран Запада, где в полней мере утвердился капитализм как в сельском хозяйстве, так и в промышленности, произошло техническое обновление производства. В России же не было ни одной железной дороги, устаревшее оборудование на заводах и фабриках, отсталая военная техника и оружие, парусный флот в век паровых машин и многое другое.

После поражения в Крымской войне упал международный престиж России, и внутри страны нарастало протестное движение, причем в него включался не только народ, но и либерально настроенные дворяне, а особенно разночинцы.

Страна нуждалась в переменах. Поэтому главной целью внутренней политики правительства во 2 половине 19в. было приведение экономической и социально - политической системы России в соответствие с потребностями времени. Однако при этом важной задачей оставалось сохранение самодержавия и господствующего положения дворянства как главной опоры власти.

   В 60 -70е годы 19в. были проведены реформы, которые должны были решить эти задачи.

Анализ этих реформ и их оценка широко освещены в литературе. В каждом учебнике истории описывается проведение этих реформ. Кроме того, издано много монографий, исследований, посвященных внутренней политике России 2 половины 19в.

Особенно ценным для изучения вопроса является учебник «История России» для студентов высших учебных заведений, выпущенный Московским Государственным университетом им. М. В. Ломоносова авторов А.С. Орлова, В.А. Георгиева, Н.Г. Георгиевой, Т.А Сивохиной, излагает как причины

проведения реформ, их содержание, так и значение их для развития экономической и социально- политической сфер страны.

Учебное пособие для абитуриентов Издательство Томского Государственного педагогического университета автора Снегиревой Л. И. сжато и конкретно дает анализ внутренней политики России во 2 половине 19в. В нем особенно четко обоснованы вопросы половинчатости  реформ, их слабые стороны и недостатки.

Ценным материалом для исследования реформ 60 -70х.гг. являются сами документы по крестьянской реформе, по реформе образования, военной, судебной системы, такие, как Манифест «о всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей». И «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».

   Прежде чем приступить к вопросу о проведении реформ, следует рассказать о личности Александра 2, императора – реформатора, как его называют историки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Личность реформатора.

Император Александр II вступил на престол 19 февраля 1855г. после неожиданной кончины отца Николая I в возрасте 36 лет. Александр был старшим сыном, поэтому его готовили как будущего императора с детства. Он получил прекрасное образование, «План учения» составил В.А. Жуковский, он же и занимался воспитанием царевича. Александр II два раза в год сдавал экзамены, которые принимал сам император. По окончании обучения Александр послушал курс лекций по государственному управлению, финансам, дипломатии.

А с 1839 года Александр получал практические навыки управления страной.  Он участвовал в работе Государственного совета, Комитета министров, с юных лет приобщался к военной службе, так что в 26 лет стал «полным генералом».

Александр II много ездил по стране, совершил даже длительную поездку по Сибири, так что не понаслышке знал о положении дел в стране. А путешествие в Европу дало ему представление о том, как живут люди в развитых странах.

Все это: и воспитание его Жуковским в духе гуманизма, и влияние умнейшего человека в эпохи М. Сперанского, и государственная служба в юном возрасте, его знание положения дел в стране - подготовило основу для будущей реформаторской деятельности. Кроме того, Александр обладал ценным умением схватывать проблему на лету, однако же, сталкиваясь с проблемой, которая не поддавалась быстрому решению, он уставал и пытался забыть ее. Привычки к напряженной работе ему выработать так и не удалось.

Как говорил Николай I, Александр II получил «команду не в добром порядке». И действительно, Россия проиграла Крымскую войну, в обществе росло недовольство режимам Николая I, обвиняя в провале военной компании самодержавия. Был недоволен народ, который нес тяготы войны на своих плечах, активно выступали радикально настроенные демократы, либеральное дворянство тоже понимало, что перемены необходимы. Люди с передовыми взглядами осознавали, что тормозом для развития страны является крепостное право, неэффективный подневольный труд, малоземелье крестьян.

Александр II понимал всю сложность сложившейся ситуации в стране. Кроме того, проигранная война привела Россию к международной изоляции, финансовая система страны была близка к распаду. А государство, раньше игравшее ключевую роль в международной политике, утрачивало статус великой державы.

Все это и подталкивало Александра II к проведению реформ, хотя по натуре он не был реформатором, он осторожно относился к нововведениям, он хотел бы провести эти реформы так, чтобы они меньше затрагивали основы существующего строя, прежние традиции и порядки. И вместе с тем, освободив крестьян от крепостной неволи, он стал в сознании многих, по выражению А.Г. Герцена, «царем – освободителем».

В первые месяцы правления императору было не до реформ: нужно было закончить войну. В марте 1856г. в Париже был заключен мирный договор, по которому Россия не понесла территориальных потерь, но лишилась права иметь в Черном море военный флот, а также военные базы на побережье.

Заключение мирного договора развязало руки императору. Он начал подготовку крестьянской реформы.  

 

 

 

 

 

 

 

             

 

 

 

 

 

 

3.Реформы 60 – 70х годов XIXв.

1)Крестьянская реформа 1861г.

а) Подготовка крестьянской реформы.

Александр II понимал, что реформаторскую деятельность надо начинать с ключевого вопроса – крестьянской  реформы. Отнестись к этому нужно серьезно, т.к. реформа затрагивала интересы большинства населения России. Подготовка реформы поэтому начиналась осторожно.

Уже в 1856г., выступая перед председателями местного дворянства в Москве, император только обозначил проблему. Он сказал, что в принципе против отмены крепостного права и перемен в стране, но ждать, когда разразится крестьянский бунт, нельзя. Его знаменитая фраза о том, что «лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться до того времени, когда оно само собой начнет отменяться снизу», показала, что император, его окружение осознали необходимость реформирования государства. Александра II поддерживали члены императорской фамилии: его тетка великая княгиня Елена Павловна, младший брат великий князь Константин Николаевич. Среди высших чиновников и видных общественных деятелей тоже были сторонники реформ: это министр внутренних дел С.С. Ланской, товарищ министра внутренних дел Н.А. Милютин, граф Я.И. Ростовцев, В.А. Черкасский, Ю.Ф. Самарин и другие.

В 1857г. был создан Секретный (с 1858г.-Главный) комитет по крестьянскому вопросу. Назначенные в него сановники только тянули время, работа тянулась медленно. К тому же тайное обсуждение крестьянского вопроса порождало слухи и вызывало недовольство дворян. Александр II решил   работу над проектом реформы построить иначе. Решено было дело представить так, будто бы дворяне с мест обратились к императору с просьбой о создании комиссий по разработке этого проекта. По поручению Александра II его друг великий  генерал- губернатор В.И. Назимов от имени лифляндского дворянства обратился к нему с просьбой о создании комиссий по разработке проекта реформы. В ответ на это обращение император подписал на имя Назимова рескрипт (указ) о создании губернских  комитетов «по улучшению быта помещичьих крестьян». Немного позже такие указы получили и другие губернаторы.

В 1858г. Секретный комитет преобразован в Главный комитет и стал работать открыто. Комитету была поставлена задача – выработать общую правительственную позицию по освобождению крестьян. Началось открытое обсуждение крестьянского вопроса в обществе, в том числе и дворянами. И это было мудрым решением, т.к. дворяне хотели этого или нет, вынуждены были заняться этим вопросом, а заодно - самим удовлетворить свои интересы. Крестьяне в обсуждении не участвовали.

В марте 1859г. по предложению Н.А. Милютина при Главном комитете были созданы редакционные комиссии во главе с Я. И. Ростовцевым. Комиссии должны были изучить и обобщить все проекты, разработанные губернаторскими комитетами.

Губернаторские комитеты предлагали установить земельный надел для крестьян в зависимости от плодородия почвы, т.к. в районах с чернозёмными почвами помещики хотели сохранить собственность на землю и крестьянам её не давать, а если и дать, то не большие участки и по высокой цене за десятину. В нечернозёмной полосе, где земля такой ценности не имела, дать крестьянам большие участки и за большой выкуп.

В октябре 1860г. обобщённые проекты поступили в Главный комитет. Комитет ещё больше сократил наделы, а повинности увеличил. 17 февраля 1861г. проект реформы был утвержден Государственным советом, а 19 февраля утвердил император. Это был Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей…» В «Положениях» о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, давались практические рекомендации освобождения крестьян.

б) Основные положения крестьянской реформы.

В Манифесте и «Положениях» было представлено три аспекта: личное освобождение крестьян, наделение их землей и выкупная сделка.

Реформа отменяла крепостную зависимость крестьян. Они получали личную свободу и гражданские права. Крестьяне освобождались от личной опеки помещика: без разрешения его менять место жительства, поступать в учебные заведения и службу, вступать в брак и даже переходить в сословия купцов и мещан. Теперь крестьянин мог владеть движимым и недвижимым имуществом, от своего лица заключать сделки, выступать как юридическое лицо.

Однако реформа, проведенная крестьянами, была половинчатой. Личная свобода была ограниченной, неполной. Во-первых, самодержавие сохранило общину, а значит, в деревне по-прежнему сохранялась общинная собственность на землю, а вместе с этим – переделы земли, круговая порука. Так что государственные налоги и другие повинности государству снова платили сообща, более зажиточные хозяйства за бедняков. Это тормозило развитие буржуазных отношений в деревне.

Кроме того, только крестьяне платили подушную подать, другие сословия от нее были освобождены. Из их же набирали рекрутов в армию, и только крестьяне подвергались унизительным телесным наказаниям.

Хуже обстояло дело наделения крестьян землей. И в этом вопросе самодержавие, прежде всего, выражало интересы помещиков. Как и предлагали комиссии по подготовке реформы с мест, территория страны была разделена на три зоны: черноземную, нечерноземную и степную. Размеры наделов зависели от плодородия почвы. В каждой из этих зон был установлен высший и низший размер полевого размера для каждого хозяйства. Ниже этого предела помещик не имел право дать, а выше – крестьянин не мог потребовать. Между помещиком и крестьянской общиной заключалась добровольная сделка по передаче земли, она закреплялась документом – уставной грамотой. На составление уставных грамот отводилось два года. Для урегулирования спорных вопросов при разделе земли привлекали мировых посредников, чаще всего из числа дворян.

Раздел земли не был справедливым, т.к. крестьянские наделы, которыми крестьяне пользовались до реформы, были значительно урезаны. Отчуждались так называемые излишки земли: если у крестьянина до реформы был участок больше высшего предела для этой зоны, то этот «излишек» отрезался в пользу помещика. В результате в черноземной полосе отрезали от 26 до 40% земли, А в нечерноземной – 10%. Таким образом, по стране крестьяне получили на 20% меньше земли, чем пользовались раньше. Проблема малоземелья крестьянских хозяйств была не только не решена, но еще больше усугубилась. Так образовались отрезки, которые крестьяне традиционно считали своими, и борьба за их возврат создавала напряженность в обществе вплоть до революции 1917г.

При переделе земли помещики сделали так, что их земли вклинивались в крестьянские наделы. Часто, чтобы вывести урожай или приехать для работы на свой участок, крестьянин вынужден был огибать поле помещика. Это было очень неудобно и затратно и заставляло крестьян арендовать этот клин помещичьей земли, выплачивая ее стоимость деньгами или полевыми работами – отработками.

В итоге можно сказать, что реформа по-настоящему не решила земельный вопрос. Оставшись до конца не решенным, он был одной из причин революций начала XXв.

Размеры земельных наделов, а также платежей и повинностей определялись «местными положениями». Если на участках, выделенных крестьянами, обнаруживались залежи полезных ископаемых, помещики имели право обменять эти участки на другие, равные по размеру.

Пахотные наделы крестьяне должны были выкупать у помещиков. Определяя сумму выкупа, правительство исходило не из реальной стоимости земли, а из того среднего дохода, который приносил крестьянин помещику до реформы. Другими словами, выкуп должен быть равен такой сумме, которая, будучи положенной в банк, давала бы в виде процентов ее стоимость прежнего оброка с крестьянина. Рыночная цена земли, переданной крестьянам, реально составляла 544млн. рублей. Но разработанная правительством формула расчета стоимости земли повысила ее цену до 867млн. рублей, т.е. больше в полтора раза. Как видим, все было сделано в интересах помещиков, получалось, что фактически крестьяне платили и за личное освобождение.

Понятно, что таких денег крестьянину взять было неоткуда, он и 10 рублей в год не собирал. Поэтому, согласно закону, крестьяне должны были уплатить помещику 20% от всей суммы, а 80% помещик получал от государства. При этом в течение 49 лет крестьянин возвращал эту ссуду государству с начислением 6% годовых. В результате десятина земли, которая в 1861г. стоила, например, 38 -40 рублей, обходилась в несколько раз дороже. К 1906году, когда крестьяне в упорной борьбе добились отмены выкупных платежей, они уже выплатили государству около 2 млрд. рублей, т.е. в 4 раза больше реальной рыночной стоимости земли в 1861 году.

Информация о работе Реформы Александра 2