Реформы Александра 2

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 08:48, контрольная работа

Описание работы

К середине XIXв. В России сложилась крайне напряженная обстановка. Поражение России в Крымской войне (1853-1856гг.) особенно ярко показало, что страна отстала от передовых стран Запада, где в полней мере утвердился капитализм как в сельском хозяйстве, так и в промышленности, произошло техническое обновление производства. В России же не было ни одной железной дороги, устаревшее оборудование на заводах и фабриках, отсталая военная техника и оружие, парусный флот в век паровых машин и многое другое.

Работа содержит 1 файл

Контр. история.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

Выплата крестьянами помещику растянулась на 20 лет. Она определила временнообязанное состояние крестьян, которые должны были платить оброк и отрабатывать барщину, пока полностью не выкупят свой надел, т.е. 20% стоимости земли. В первые 9 лет они не могли отказаться от полевого надела и прервать связь с помещиком, уйти в город или другую местность.

При всех недостатках значение отмены крепостного права велико. Более чем 30 млн. крепостных крестьян получили долгожданную свободу. Теперь никто по закону не имел права распоряжаться их личностью. Реформа дала импульс для развития буржуазных отношений как в городе, так и в деревне. В России началось быстрое развитие индустриального общества.

Вместе с тем, реформа была проведена с учетом интересов помещиков, поэтому сохранила целый ряд пережитков феодализма, которые тормозили развитие страны. Это, прежде всего – сохранение помещичьего землевладения и малоземелья крестьян, которое обрекало на нищету огромное число населения страны. Крестьяне по – прежнему экономически зависели от помещиков. Реформой не снят был аграрный вопрос, именно он и становился особенно острым во второй половине XIXв. и в начале XXв. 

2) Земская реформа.

             После отмены крепостного права перед правительством встала новая задача – привести государственный строй и административное управление в соответствие с новой социальной структурой. В России возникли новые реалии: вышли из-под опеки помещиков миллионы крестьян, бурно начали развиваться буржуазные отношения, складываться новые классы – буржуазия и наемные рабочие. Все это требовало изменений в политической системе государства. Дворянство, как правящий класс, не хотел сдавать своих позиций, поэтому нужно было как-то приспособить самодержавие к новым условиям. Именно для этого был проведен ряд реформ. И первой стала реформа местного самоуправления.

Закон о местном самоуправлении был принят в 1864 году. По нему (закону) создавались земские учреждения (земства), а также была определена структура земских учреждений и их компетенция. Выборные органы вводились в уездах и губерниях. Земства имели распорядительные органы – земские собрания, и исполнительные – земские управы. Выборная система – многоступенчатая сословная (по куриям), высокий имущественный ценз обеспечивали преобладание в этих органов помещиков. Уездные собрания избирались землевладельцами, сельскими обществами, городскими избирателями. Губернские собрания избирались на заседаниях уездных из числа гласных, т. е. выбранных населением уездов депутатов.

Земства были лишены политических функций и занимались исключительно хозяйственными вопросами местного значения: устройство и содержание путей сообщения, учреждениями народного образования, больницами, тюрьмами, снабжением населения продовольствием, учреждениями общественного призрения: сиротскими домами, домами престарелых, проявляли заботу о торговле и промышленности. Земства контролировались центральной и местной властью, которая могла приостанавливать любое постановление земского собрания.

Следует отметить, что земские органы, согласно закону, были выбраны лишь в 33 из 50 российских губерний. Главная же их слабость заключалась в том, что они не могли работать в полную силу, так как не располагали достаточными средствами. Бюджет, утвержденный государством, удовлетворял их реальные нужды только на 80%.

В 1870г. была проведена городская реформа. По «Городовому положению» в городах созданы всесословные органы – городские думы. Они так же исполняли лишь хозяйственные дела города. Из-за высокого имущественного ценза руководящая роль городских органах принадлежала крупной буржуазии.

Несмотря на все сложности, земства добились впечатляющих успехов: было построено много дорог и приведены в порядок старые, открыто много новых школ  и больниц, они сыграли особую роль в развитии просвещения и здравоохранения. Кроме того, при всем несовершенстве они были первыми ростками демократии.

3) Судебная реформа.

В конце 1864г. были приняты «Судебные уставы» - закон о новом судоустройстве и судопроизводстве в России. Это была принципиально новая система. Она была представлена судами двух уровней: мировыми и окружными. Мировые суды избирались населением и рассматривали мелкие гражданские, главным образом имущественные, и мелкие уголовные дела. Окружные суды назначались правительством и в них попадали лишь действительно сложные и важные уголовные дела. Особо важные государственные и политические преступления рассматривались в судебной палате. За Сенатом закреплялось значение высшей судебной, а так же кассационной инстанции.

Изменилась система предварительного следствия. До реформы его вела полиция, теперь расследование вели специальные судебные следователи.

Суд в первые в русской истории стал бессословным для всех сословий, однако лишь крестьяне подлежали своему сословному суду. Для политических процессов было создано особое  присутствие, заседания которого имели закрытый характер.

Важным принципом судебной системы стало независимость и несменяемость судей. Они получали высокое жалование. Материальная независимость дополнялась административной: лишить судью занимаемой должности мог лишь суд за совершённые злоупотребления.

Суд становился гласным, на его заседаниях присутствовала публика. Гласность судопроизводства гарантировала его от грубых нарушений и могла снизить вероятность вынесения не справедливых приговоров.

Большое значение имело внедрение принципов состязательности судопроизводства. В зале суда присутствовал и участвовал обвинитель – прокурор и защитник – адвокат. Их речи должны были доказать виновность или не виновность обвиняемого. Адвокатам не раз удавалось добиться оправдания подзащитного.

Но наиболее значимым и прогрессивным явлением в судопроизводстве стало введение суда присяжных заседателей. Они во многом и определяли судьбу обвиняемого.

Судебная реформа считается самой последовательной и радикальной из всех преобразований александровского царствования. Созданная судебная система отражала самые прогрессивные тенденции в мировой судебной практике. К сожалению, она, как и земская, стала объектом многих нападок, искажений, уточнений. Правительство, проводя реформу, оставило множество лазеек для вмешательства в судопроизводство. А некоторые принципы лишь декларировались. Тем не менее, русский пореформенный суд обрёл известность в мире и снискал в целом симпатии общества.

4)Военная реформа

Одним из наиболее последовательных и важных преобразований александровского царствования стала военная реформа. Необходимость преобразований было очевидной. Поражение в Крымской войне показало, что армия нуждается в коренной реорганизации. Обострение классовых противоречий в стране, сложность международной обстановки, рост армии в других государствах, а так же новые условия ведения войны и новая техника заставили правительство пойти на коренную реформу комплектования армии. К тому же, в западноевропейских странах - во Франции, Германии – уже давно была введена всеобщая воинская повинность, которая позволяла обучить военному делу всё мужское население. Отмена крепостного права создала условия для создания более многочисленной, массовой армии.  До отмены крепостного права армия создавалась на основе рекрутских наборов, которые охватывали лишь не значительную часть мужского населения. После долго службы солдаты выходили в отставку, как правило, с подорванным здоровьем. Обученного военному делу запаса фактически не было.

Начало военной реформы относится к 1860-1861г.г., завершение – 1874г. Реформа продолжалась 12-13 лет. Успеху этой реформы способствовало то, что руководил ее подготовкой и проведением Д.А. Милютин, человек государственного ума, незаурядный политик.

Ему удалось сделать необыкновенно много: изменить структуру армии, перевооружить ее, обновить и качественно улучшить офицерский состав, облегчить положение солдат, внедрить новые принципы набора в армию.

Наиболее значительной была реформа 1874г., согласно которой была введена всеобщая повинность. Закон о переходе к всеобщей воинской повинности был утвержден Александром II 1 января 1874г. Согласно ему мужчины в возрасте 20 лет подлежали призыву на воинскую службу. В пехоте срок службы был установлен в 6 лет с последующим зачислением в запас на 9 лет. Во флоте служба продолжалась 7 лет и 3 года в запасе. Это давало возможность при минимальных затратах разворачивать в военное время значительные воинские силы за счет подготовленных резервистов. Сроки действительной службы в зависимости от образовательного ценза. Лица, имевшие высшее образование служили всего полгода, среднее полтора года. С 1875г. Д.А. Милютин ввёл в войсках обязательное обучение солдат грамоте и счету.

В 60х годах началось перевооружение армии: замена гладкоствольного оружия нарезным, введение системы стальных артиллерийских орудий, улучшение конного парка. Особое значение имело ускоренное развитие военного парового флота.

Для подготовки офицеров создавались военные гимназии, специализированные юнкерские училища и академии - Генерального флота, Артиллерийская, Инженерная и др. Улучшилась система управления вооруженными силами.

Все это позволило сократить численность армии в мирное время и вместе с тем поднять ее боеспособность. Уже первое испытание – русско-турецкая война 1877-1878г.г. показала высокий уровень боевой подготовки армии.

5)Реформы в сфере образования и печати.

Реформы управления, суда и армии потребовали изменения системы образования. К тому же годы, предшествовавшие реформе 1861 года, были годами студенческих волнений. Ограничения, наложенные университетским уставом Николая I, лишение университетов автономии были главными причинами протестов студенчества.

Некоторые министры предлагали Александру II сечь студентов, отдавать их в солдаты. Но император рассудил иначе. По его распоряжению министр народного просвещения А.В. Головин начал разработку нового университетского устава. Уже в 1864г. были изданы «Устав гимназии» и «Положение народных училищах», Которые регламентировали начальное и среднее образование. Достоинство новых документов заключалось в том, что фактически было введено доступное всесословное образование. Наряду с государственными возникли и земские, церковно- приходские, воскресные и частные школы. Гимназии были разделены на классические и реальные. В них принимались дети всех сословий, способных внести плату за обучение.

Новый университетский устав был утвержден 18 июня 1863г. он восстанавливал автономию университетов. Ни войска, ни полиция не могли теперь вступить на территорию университета без разрешения его ректора. Делами университетов теперь снова руководили ученые советы из профессоров, преподавателей и сотрудников. Они избирали ректоров, утверждали учебные планы, замещали вакансии (свободные должности) на кафедрах. Теперь ни один государственный чиновник не мог вмешаться в учебный процесс, как раньше при Николае I.

1865 году Александр II утвердил разработанные Министерством внутренних дел «Временные права» о цензуре. Они распространялись только на печатную продукцию Петербурга и Москвы. Они отменили предварительную цензуру ряда печатных изданий и книг, рассчитанных на образованную и состоятельную часть общества, а так же центральных периодических изданий в особых случаях. В провинции действовали старые цензурные организации, цензуре подлежала и массовая литература для народа.

Согласно «Временным правилам» отменялась предварительная, т.е. на стадии после сдачи рукописи, цензура крупных по объему произведений. Правительственные и научные издания цензурному контролю не подлежали. Министр внутренних дел под крупный залог мог освободить от предварительной цензуры центральные периодические издания.

Цензурная реформа в целом оказалась само робкой из всех преобразований 60-70х г.г. Александр II не доверял пишущей братии, не доверял и обществу, с которым пока вступать в диалог власть была не готова.

 

 

 

 

4.Заключение. Значение реформ

Эпитетом «великие» наградили реформы, проведенные в царствование Александра II, их современники. И действительно, по задачам, содержанию, по конкретным действиям они вышли за пределы обычных, время от времени осуществляемых изменений. Они преобразовали практически все сферы жизни русского общества, изменяли основополагающие принципы традиционного строя. Реформы закладывали основу для эволюционного пути развития страны. Россия в какой-то степени приблизилась к более совершенной для того времени европейской социально-политической модели, это был шаг к демократическим свободам и превращению России в буржуазную монархию.

Но процесс преобразования страны имел ограниченный характер в силу некоторых особенностей. Так российская буржуазия ещё только «встала на ноги», была ещё малочисленна и слаба, а народ был еще политически инертным. Выступление же революционеров – демократов пугали либералов и правительство, и поэтому активизировали консервативные силы. Все реформы были проведены «сверху»,правящим классом во главе с императором. Они, конечно, не хотели радикальных перемен, которые бы привели к нарушению спокойствия и стабильности в стране. Кроме того, разработкой реформ занимались одни, ярые сторонники реформ, а их проведение в жизнь – другие, по сути дела, противники преобразований. Поэтому все преобразования имели противоречивый характер.

Так крестьянская реформа высвободила творческую энергию десятков миллионов крепостных, дела мощный толчок развитию рыночных отношений, позволила совершить экономический рывок, превратила крестьян- рабов в граждан Российской империи. Но она сохранила при этом помещичье землевладение и землепользование, которые тормозили предпринимательскую инициативу крестьян и промышленников.

Не были реализованы и все возможности земской реформы. Земства не стали всесословными органами самоуправления. Крестьяне в них заседали, но в целом земства оставались дворянскими органами. Земства много сделала в области образования, медицины, решили некоторые социальные проблемы, но, к сожалению, выполнить  в полной мере возложенные на них функции не могли: правительство не отпускало даже тех денег, которые им были положены. Земствам не нашлось места государственных органов.

Информация о работе Реформы Александра 2