Буржуазная реформа Александра 2

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 18:16, доклад

Описание работы

Вступление Александра на престол 19 февраля 1855 года произошло при весьма тяжелых для России обстоятельствах. Неудачи русских войск в Крыму были удручающими, атмосфера в стране тягостной. Однако поездка в Крым осенью 1855 года и знакомство с реальным состоянием дел в проигравшей войну державе стали настоящим потрясением для Александра. “Адреса” с предложениями реформ по-прежнему поступали в многочисленные петербургские канцелярии. От царя ждали ответа. Александр дал его через несколько месяцев – в марте 1856 года.

Работа содержит 1 файл

Буржуазная реформа Александра II.docx

— 21.56 Кб (Скачать)

  БУРЖУАЗНАЯ  РЕФОРМА АЛЕКСАНДРА II

  1. Причины реформ

  Вступление  Александра на престол 19 февраля 1855 года произошло при весьма тяжелых  для России обстоятельствах. Неудачи  русских войск в Крыму были удручающими, атмосфера в стране тягостной. Однако поездка в Крым осенью 1855 года и знакомство с реальным состоянием дел в проигравшей войну державе стали настоящим потрясением для Александра. “Адреса” с предложениями реформ по-прежнему поступали в многочисленные петербургские канцелярии. От царя ждали ответа. Александр дал его через несколько месяцев – в марте 1856 года.

    К этому времени накопилось  множество объективных предпосылок  для проведения коренной аграрной  реформы.

    Во-первых, помещичье хозяйство,  основанное на внеэкономическом  принуждении крестьян к труду,  все заметнее переживало кризисное  состояние, эффективность хозяйств  снижалась, остро стоял вопрос  о переходе от натурального к рыночному хозяйству.

    Во-вторых, быстрое развитие промышленности  входило в противоречие с феодальными  отношениями в сельском хозяйстве.  Для промышленности явно не  хватало рынка сбыта своих  товаров вследствие низкой покупательской  способности подавляющей части  населения-крестьян. Промышленность  испытывала острую нехватку свободной  рабочей силы, поскольку крепостные  крестьяне, составляющие большую  часть населения, не обладали  правом на свободное перемещение  из деревни в город, на промышленные  предприятия.

    В-третьих, страна болезненно  переживала поражение в Крымской  войне, которое явилось результатом  военного и технического отставания  от передовых стран мира.

    В-четвертых, в стране фиксировалось  все большее количество крестьянских  антифеодальных выступлений, что  не могло не волновать.30 марта  1856 года, выступая перед московским  губернским и уездными предводителями  дворянства, Александр произнес  знаменитые слова : “…гораздо лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собой начнет отменяться снизу…”. Именно этот день принято считать днем начала Великих реформ. 

  
  1. Реформы
 
  
  • Крестьянская  реформа.

  В январе 1857 года Александр  учредил Секретный комитет по крестьянскому делу, состоявший в основном из консервативно настроенных сановников.

  Начиная, с конца 1957 года в России был создан ряд комитетов и комиссий, основной задачей которых являлось решение  вопроса освобождения крестьянства от крепостной зависимости. Проекты, составленные в губернских комитетах, должны были подготовить единый проект крестьянской реформы для всей России. В начале 1859 года для суммирования и обработки  проектов комитетов были созданы  Редакционные комиссии. Значительную роль в комиссиях играли либерально настроенные деятели – Ростовцев, Милютин, представители дворянства Самарин, Черкасский. Выработанный ими проект был передан в государственные органы. 16 февраля 1858 г. Секретный комитет был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу.

  19 февраля  1861г., после обсуждения  в Главном комитете и Государственном  совете, Александр  издал манифест "О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния сельских обывателей", а также "Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости".

  По  этим документам российские крестьяне  получали личную свободу и большинство  общегражданских прав, вводилось  крестьянское самоуправление, в обязанности  которого входил сбор податей и ряд  судебных полномочий. Однако сохранилась  крестьянская община и общинное земледелие; крестьяне по-прежнему должны были платить подушную подать и нести  рекрутскую повинность. Как и раньше, по отношению к крестьянам применялись  телесные наказания.

  Помещики  сохраняли собственность на все  принадлежащие им земли, однако обязаны  были предоставить в пользование  крестьян надел земли. За пользование  надельной землей крестьяне должны были отбывать барщину или платить  оброк и не имели права отказаться от нее в течение девяти лет. Крестьянам предоставлялось по соглашению с  помещиком право выкупа земли, до осуществления этого они именовались  временно обязанными крестьянами.

  Срок  временно обязанных отношений установлен не был, за пользование землей временно обязанные несли повинности. Помещик  являлся "попечителем" сельского  общества, получал в нем права  вотчинной полиции, мог требовать  смены сельских старост и других административных лиц. 28 декабря 1881г. был  издан закон об обязательном выкупе наделов временно обязанных крестьян с 1 января 1883 года.

  Правительство считало, что нормальное развитие аграрного  сектора дает возможность сосуществовать двум типам хозяйств: крупному помещичьему  и мелкому крестьянскому. Однако крестьянам досталось земли под  наделы на 20% меньше тех участков, которыми они пользовались до освобождения. Это сильно осложнило развитие крестьянского  хозяйства, а в ряде случаев свело  его на нет. За полученную землю крестьяне должны были выплатить землевладельцам выкуп, превышающий ее стоимость в полтора раза; это было нереально, и поэтому 80% стоимости земли помещикам выплачивало государство. Крестьяне стали должниками государства и должны были выплатить эту сумму в течение 50 лет с процентами. Общая выкупная сумма за крестьянские наделы была определена в 867 млн. рублей. С 1862 по 1907гг. бывшие помещичьи крестьяне выплатили казне 1 540 570 тыс. рублей выкупных платежей и еще оставались ей должны. Выкупные платежи были отменены с 1 января 1907г. в результате событий революции 1905-1907 гг.

  Крестьянская  реформа 1861 года – буржуазная реформа, которая способствовала превращению  России в буржуазную монархию. Однако она не разрешила социально-экономических  противоречий в России, сохранила  помещичье землевладение и ряд  других феодально-крепостнических  пережитков. 

  
  • Судебная 
 

  Наиболее  радикальной и последовательной была судебная реформа, среди авторов  которой были прогрессивные юристы – С.И.Зарудный, Д.А.Ровинский, Н.А.Буцковский. Она проводилась на основе судебных уставов, принятых 20 ноября 1864г. В них был отражен ряд буржуазных принципов судоустройства и судопроизводства: отделение суда от администрации, несменяемость судей и следователей, создание суда присяжных, учреждение адвокатуры, провозглашение гласности и состязательности процесса, выборность некоторых судебных органов. Председатели и члены окружных судов и судебные следователи должны были иметь высшее юридическое образование. Председатели и члены окружных судов и судебных палат утверждались императором, а мировые судьи – Сенатом. Вместе с тем судебная реформа сохранила ряд элементов прежнего сословного суда: участие в процессе сословных представителей, особая подсудность дел высших должностных лиц, сохранение крестьянских, "инородческих" и духовных судов и др.

  Судебная  реформа имела прогрессивное  значение, так как новая система  заменила собой очень раздробленную  систему судов (судов по сословиям, по роду дел, с множеством инстанций, при закрытых дверях и т.д.). Эта  реформа была подвергнута коренному  пересмотру (контрреформы 1870-х годов) ранее других реформ 60-х годов. 

  
  • Финансовая 

  Потребности капиталистического развития страны и  расстройство финансов в годы Крымской войны требовали упорядочивания всего финансового дела. Подготовка и проведение крестьянской реформы 1861г. вызвали необходимость учреждения Госбанка и образования в министерстве финансов Главного выкупного учреждения для проведения выкупных операций. Все ведомства должны были ежегодно составлять сметы по установленной  форме  с подробными указаниями расходов. Общая роспись бюджета государства  составлялась министерством финансов, затем утверждалась Государственным  советом и императором, после  чего становилась законом. В 1864-68гг. все государственные доходы были сосредоточены в кассах Государственного казначейства министерства финансов. Из них в соответствии с бюджетными сметами производились расходы. Финансовые реформы 1860-х годов были непоследовательными. В системе  прямых налогов сохранился основной налог русского феодального государства  – подушная подать, не была реализована  денежная реформа 1862г. и т.д.

  • Военная

  Армия традиционно играла важную роль в  общественно-политической жизни России. Поражение в Крымской кампании обнажило многие слабые стороны русской армии, ее техническую и тактическую  отсталость. Европейские державы  быстро увеличивали свой военный  потенциал, что в условиях складывающихся военно-политических союзов не могло  не представлять угрозу безопасности России. Под военными реформами 1860-70-х  годов понимают преобразование вооруженных  сил России под руководством военного министра Д.А.Милютина. Россия была разделена  на пятнадцать военных округов. Видоизменялись военные учебные заведения и  военно-полевой суд (был принят новый  военно-судебный устав). В армии отменялись телесные наказания. Реформа внесла много нового в подготовку офицерства: создавались юнкерские училища  для подготовки младших офицеров, военные академии для среднего и  высшего командного состава.

  С 1874 г. вместо рекрутских наборов вводилась  всеобщая воинская повинность. В армии  была введена система льгот в  зависимости от образования, что  в свою очередь должно было его  стимулировать. Одной из целей военной  реформы было создание обученного резерва  – запаса, а также образование  военно-окружной системы управления, перевооружение армии нарезным стрелковым оружием и артиллерией и др. 

  
  1. Итоги реформ

  Реформы безусловно отвечали основным тенденциям развития ведущих мировых держав. Они значительно продвинули Россию по пути экономической и политической модернизации. Однако Россия по-прежнему оставалась самодержавной монархией.

  Реформы носили характер компромисса. Поэтому  они одновременно вызывали критику, а в ряде случаев полное неприятие как со стороны радикалов, так и со стороны консерваторов.

  Большинство историков полагает, что с середины 60-х гг. в деятельности правительства  начинают доминировать консервативно-охранительные  тенденции, а реформаторский потенциал  оказывается почти исчерпанным.

  Уступки , сделанные прежде всего в интересах крупной буржуазии нисколько не нарушали дворянских привилегий. Новые органы местного управления, школа и печать были подчинены царской администрации . В политике Александра  сочетаются и реформаторские  и реакционные тенденции. Последние замедляли ход реформ. Проводя реформы самодержавие вместе с тем применяло старые административно – полицейские методы управления, поддерживающие сословность во всех сферах общественно – политической жизни страны.

Информация о работе Буржуазная реформа Александра 2