Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 18:16, доклад
Вступление Александра на престол 19 февраля 1855 года произошло при весьма тяжелых для России обстоятельствах. Неудачи русских войск в Крыму были удручающими, атмосфера в стране тягостной. Однако поездка в Крым осенью 1855 года и знакомство с реальным состоянием дел в проигравшей войну державе стали настоящим потрясением для Александра. “Адреса” с предложениями реформ по-прежнему поступали в многочисленные петербургские канцелярии. От царя ждали ответа. Александр дал его через несколько месяцев – в марте 1856 года.
БУРЖУАЗНАЯ РЕФОРМА АЛЕКСАНДРА II
Вступление Александра на престол 19 февраля 1855 года произошло при весьма тяжелых для России обстоятельствах. Неудачи русских войск в Крыму были удручающими, атмосфера в стране тягостной. Однако поездка в Крым осенью 1855 года и знакомство с реальным состоянием дел в проигравшей войну державе стали настоящим потрясением для Александра. “Адреса” с предложениями реформ по-прежнему поступали в многочисленные петербургские канцелярии. От царя ждали ответа. Александр дал его через несколько месяцев – в марте 1856 года.
К этому времени накопилось
множество объективных
Во-первых, помещичье хозяйство,
основанное на
Во-вторых, быстрое развитие
В-третьих, страна болезненно
переживала поражение в
В-четвертых, в стране
В январе 1857 года Александр Ⅱ учредил Секретный комитет по крестьянскому делу, состоявший в основном из консервативно настроенных сановников.
Начиная,
с конца 1957 года в России был создан
ряд комитетов и комиссий, основной
задачей которых являлось решение
вопроса освобождения крестьянства
от крепостной зависимости. Проекты, составленные
в губернских комитетах, должны были
подготовить единый проект крестьянской
реформы для всей России. В начале
1859 года для суммирования и обработки
проектов комитетов были созданы
Редакционные комиссии. Значительную
роль в комиссиях играли либерально
настроенные деятели –
19
февраля 1861г., после обсуждения
в Главном комитете и
По этим документам российские крестьяне получали личную свободу и большинство общегражданских прав, вводилось крестьянское самоуправление, в обязанности которого входил сбор податей и ряд судебных полномочий. Однако сохранилась крестьянская община и общинное земледелие; крестьяне по-прежнему должны были платить подушную подать и нести рекрутскую повинность. Как и раньше, по отношению к крестьянам применялись телесные наказания.
Помещики
сохраняли собственность на все
принадлежащие им земли, однако обязаны
были предоставить в пользование
крестьян надел земли. За пользование
надельной землей крестьяне должны
были отбывать барщину или платить
оброк и не имели права отказаться
от нее в течение девяти лет. Крестьянам
предоставлялось по соглашению с
помещиком право выкупа земли, до
осуществления этого они
Срок временно обязанных отношений установлен не был, за пользование землей временно обязанные несли повинности. Помещик являлся "попечителем" сельского общества, получал в нем права вотчинной полиции, мог требовать смены сельских старост и других административных лиц. 28 декабря 1881г. был издан закон об обязательном выкупе наделов временно обязанных крестьян с 1 января 1883 года.
Правительство считало, что нормальное развитие аграрного сектора дает возможность сосуществовать двум типам хозяйств: крупному помещичьему и мелкому крестьянскому. Однако крестьянам досталось земли под наделы на 20% меньше тех участков, которыми они пользовались до освобождения. Это сильно осложнило развитие крестьянского хозяйства, а в ряде случаев свело его на нет. За полученную землю крестьяне должны были выплатить землевладельцам выкуп, превышающий ее стоимость в полтора раза; это было нереально, и поэтому 80% стоимости земли помещикам выплачивало государство. Крестьяне стали должниками государства и должны были выплатить эту сумму в течение 50 лет с процентами. Общая выкупная сумма за крестьянские наделы была определена в 867 млн. рублей. С 1862 по 1907гг. бывшие помещичьи крестьяне выплатили казне 1 540 570 тыс. рублей выкупных платежей и еще оставались ей должны. Выкупные платежи были отменены с 1 января 1907г. в результате событий революции 1905-1907 гг.
Крестьянская
реформа 1861 года – буржуазная реформа,
которая способствовала превращению
России в буржуазную монархию. Однако
она не разрешила социально-
Наиболее радикальной и последовательной была судебная реформа, среди авторов которой были прогрессивные юристы – С.И.Зарудный, Д.А.Ровинский, Н.А.Буцковский. Она проводилась на основе судебных уставов, принятых 20 ноября 1864г. В них был отражен ряд буржуазных принципов судоустройства и судопроизводства: отделение суда от администрации, несменяемость судей и следователей, создание суда присяжных, учреждение адвокатуры, провозглашение гласности и состязательности процесса, выборность некоторых судебных органов. Председатели и члены окружных судов и судебные следователи должны были иметь высшее юридическое образование. Председатели и члены окружных судов и судебных палат утверждались императором, а мировые судьи – Сенатом. Вместе с тем судебная реформа сохранила ряд элементов прежнего сословного суда: участие в процессе сословных представителей, особая подсудность дел высших должностных лиц, сохранение крестьянских, "инородческих" и духовных судов и др.
Судебная
реформа имела прогрессивное
значение, так как новая система
заменила собой очень раздробленную
систему судов (судов по сословиям,
по роду дел, с множеством инстанций,
при закрытых дверях и т.д.). Эта
реформа была подвергнута коренному
пересмотру (контрреформы 1870-х годов)
ранее других реформ 60-х годов.
Потребности
капиталистического развития страны и
расстройство финансов в годы Крымской
войны требовали упорядочивания
всего финансового дела. Подготовка
и проведение крестьянской реформы
1861г. вызвали необходимость
Армия традиционно играла важную роль в общественно-политической жизни России. Поражение в Крымской кампании обнажило многие слабые стороны русской армии, ее техническую и тактическую отсталость. Европейские державы быстро увеличивали свой военный потенциал, что в условиях складывающихся военно-политических союзов не могло не представлять угрозу безопасности России. Под военными реформами 1860-70-х годов понимают преобразование вооруженных сил России под руководством военного министра Д.А.Милютина. Россия была разделена на пятнадцать военных округов. Видоизменялись военные учебные заведения и военно-полевой суд (был принят новый военно-судебный устав). В армии отменялись телесные наказания. Реформа внесла много нового в подготовку офицерства: создавались юнкерские училища для подготовки младших офицеров, военные академии для среднего и высшего командного состава.
С
1874 г. вместо рекрутских наборов вводилась
всеобщая воинская повинность. В армии
была введена система льгот в
зависимости от образования, что
в свою очередь должно было его
стимулировать. Одной из целей военной
реформы было создание обученного резерва
– запаса, а также образование
военно-окружной системы управления,
перевооружение армии нарезным стрелковым
оружием и артиллерией и др.
Реформы безусловно отвечали основным тенденциям развития ведущих мировых держав. Они значительно продвинули Россию по пути экономической и политической модернизации. Однако Россия по-прежнему оставалась самодержавной монархией.
Реформы носили характер компромисса. Поэтому они одновременно вызывали критику, а в ряде случаев полное неприятие как со стороны радикалов, так и со стороны консерваторов.
Большинство историков полагает, что с середины 60-х гг. в деятельности правительства начинают доминировать консервативно-охранительные тенденции, а реформаторский потенциал оказывается почти исчерпанным.
Уступки , сделанные прежде всего в интересах крупной буржуазии нисколько не нарушали дворянских привилегий. Новые органы местного управления, школа и печать были подчинены царской администрации . В политике Александра Ⅱ сочетаются и реформаторские и реакционные тенденции. Последние замедляли ход реформ. Проводя реформы самодержавие вместе с тем применяло старые административно – полицейские методы управления, поддерживающие сословность во всех сферах общественно – политической жизни страны.