Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 23:51, дипломная работа
Актуальность темы определяется также необходимостью изучения истоков формирования политических идеалов российской интеллигенции в целом и отдельных ее представителей, так как именно либеральные идеи стали той системой ценностей, которые определяли мировоззрение не просто значительной части русской интеллигенции, а, скажем прямо, ее интеллектуальной элиты. Немало самых блестящих представителей русской интеллигенции всей душой разделяли слова Б.Н. Чичерина, высказанные им в одном из знаменитых сборников "Голоса из России": "Либерализм! Это лозунг всякого образованного и здравомыслящего человека в России. Это знамя, которое может соединить около себя людей всех сфер, всех сословий, всех направлений. Это слово, которое способно образовать могущественное общественное мнение, если мы только стряхнем с себя губящую нас лень и равнодушие к общему делу. Это слово, которое излечит глубоко проникнувшие язвы, которое изгонит из нас всю внутреннюю порчу, которое даст нам возможность стать наряду с другими народами и с обновленными силами идти по тому великому пути, которого залог лежит в великих доблестях русского народа.
Введение ………………………………………………. с. 3.
Глава I. Формирование жизненных и политических принципов Д.И. Шаховского………………………………………. с. 12.
Глава II. Д.И. Шаховской – лидер земского либерализма и конституционно-демократической партии ………… с. 26
Глава III. Деятельность Д.И. Шаховского после Октябрьского переворота 1917 года…………………………………… с. 44.
Заключение……………………………………………… с. 59.
Список источников и литературы…………………… с. 63.
На лето родители вывозили
детей в Россию, в родовое имение
кн. Щербатовых в Рождественно-
В 1880 г. 18-летний Дмитрий окончил 6-ю Варшавскую гимназию, где большое влияние на его воспитание и оформление взглядов оказал учитель М.С. Громеко (1852-1883), познакомивший его с Л.Н.Толстым. Не случайным был и выбор историко-филологического факультета Московского университета, где Дмитрий с восхищением слушал блестящие лекции профессоров В.О.Ключевского, С.А.Муромцева, а под руководством профессора Н.С.Тихонравова начал работать над своим первым студенческим сочинением о «Домострое». Широко эрудированный юноша, обладающий пылким темпераментом, был восторженно принят в студенческой среде. Он сразу же вошел в студенческий кружок, в котором обсуждались рефераты по научным и философским вопросам, а «политики, - вспоминал Шаховской, - насколько помню, почти не касались»15. Однако после цареубийства 1 марта 1881 г. ситуация в Московском университете стала меняться. Начались студенческие сходки, столкновения с начальством споры с профессорами. «Все это приняло другой, более серьезный и роковой характер... В настроении студенчества последовал раскол»16. Даже студенты, предпочитавшие быть «вне политики», после 1 марта 1881 г. стали принимать участие в общеинститутских сходках и демонстрациях. На одной из таких сходок был арестован и Шаховской, вынужденный провести одну ночь в Бутырской тюрьме.
В 1882 г. Дмитрий перевелся в Петербургский университет, где училось много его друзей и знакомых по варшавской гимназии. Он сразу же вошел в «ольденбурговский кружок», ставший несколько позднее ядром «Братства». На первых порах кружок, в который входили Ф.Ф. и С.Ф. Ольденбурги, В.И. Вернадский, И.М. Гревс и А.А. Корнилов, сознательно сторонился политической деятельности и ставил перед собой задачу «объединить идеалистическое студенчество около научной работы», противопоставить ее, с одной стороны, карьеризму, а с другой – «преждевременному политиканству и революционерству»17. Члены кружка вошли в состав научно-литературного общества Петербургского университета, которым руководил профессор О.Ф. Миллер. В рамках кружка стала разрабатываться модная тогда идея «Братства», члены которого должны объединиться на конкретном общем деле. Таким делом на первых порах стало совместное участие в научно-литературном обществе. В мае 1884 г. по инициативе Дмитрия Шаховского и А.Н.Краснова (1862-1914) начал действовать кружок народной литературы, члены которого занимались: во-первых, переработкой литературных произведений (например, «Мучеников» Шатобриана, «Айвенго» В.Скотта), стремясь сделать их общедоступными малограмотному народу, а, во-вторых, закупали популярные книги и брошюры и рассылали их по деревням. Уезжая летом на каникулы, члены кружка везли с собой небольшие библиотечки для распространения среди крестьянского населения. В начале 1885 года кружок установил связи с толстовским издательством «Посредник», а на следующий год его члены вошли в Петербургский комитет грамотности при Вольном экономическом обществе, значительно оживи его деятельность. По инициативе кружка в конце 1887 г. в Петербурге была открыта первая бесплатная народная читальня. Кроме того, члены кружка занимались составлением каталогов «библиотек для народа». В этой работе непосредственное участие принимал Дмитрий Шаховской, опубликовавший по этому вопросу специальную статью18.
Студенческие годы стали
Однако, находясь под обаянием
морально нравственных
В контексте этой
В 1885 г. в Петербурге на квартире
К.Д.Кавелина состоялась
Шаховской принял предложение
Родичева и три с половиной
года работал его помощником
по училищной части во
Согласившись работать в
Купив небольшую усадьбу в селе Малашкино в 12 верстах от г.Красный Холм, Шаховской рассчитывал со временем превратить ее в «Приютино», где могли бы собираться члены «Братства». Эта усадьба представляла собой «довольно большую деревянную дачу с мезонином, почти без всяких хозяйственных пристроек и с небольшим клочком земли при ней... Жизнь была налажена возможно проще. Обедали, ужинали и чай пили за небольшим некрашенным столом без скатерти, сидели на скамейках». Приезжавшие на летние месяцы члены «Братства», сами вели хозяйство: косили и убирали сено, пахали землю28. Члены «Братства» регулярно встречались с тверскими земцами А.А. и А.И.Бакуниными, И.И. и М.И.Пеирункевичами, Ф.И. и Д.И.Родичевыми, с которыми установились самые близкие и дружеские отношения, выдержавшие испытание временем. Несмотря на определенные расхождения в оценке толстовства (тверские земцы, отрицательно относясь к аполитизму Толстого, заявляли себя сторонниками активной политической борьбы с правительством), Шаховской высоко оценивал подвижническую земскую деятельность своих новых друзей, активно впитывал в себя их опыт общения с «третьим земским элементом», а впоследствии и использовал их обширные личные и общественные связи.
Летом 1886 г. Дмитрий Иванович
женился на дочери московского
купца Анне Николаевне
В 1889 г., после смерти управляющего имениями отца, Д.И.Шаховской вынужден был переехать в Ярославскую губернию, где ему «пришлось взять на себя распоряжение двумя большими имениями с совершенно запутанными делами и без малейших признаков рационального хозяйства»30. Однако вскоре он решил продать свои имения, оставив себе в пределах Михайловского 367 десятин земли, необходимых для избирательного земского ценза. Немалую роль в деле продажи имения сыграл нравственный фактор: «Дмитрий Иванович не хотел, чтобы его дети выросли «барчуками» и «впитали» в себя «вредный помещичий дух»31. В одном из писем своему другу Ф.Ф.Ольденбургу Дмитрий Иванович писал: «Высшая моя мечта – чтоб сын мог сказать рабочим, народу: я такой же работник, как и вы, - и чтобы они его поняли и согласились с ним и признали его своим...»32. Морально-этическая толстовская установка последовательно проводилась Шаховским в жизнь. Вспоминая о Дмитрии Ивановиче в его ярославский период деятельности, А.В.Тыркова отмечала усвоенное им у толстовства «опрощение, пренебрежение к внешним 33удобствам и благам жизни, аскетизм».
В 1889-1890 гг. Д.И. Шаховской в
письмах друзьям четко и
В письме к В.И. Вернадскому от 14 октября 1890 г. он указывал на необходимость разработки конкретной программы деятельности. Заявляя, что «терроризм – путь не для нас», Шаховской настаивал на активном участии: во-первых, в земской работе, а, во-вторых, в политической деятельности. По его мнению, следует поддерживать и пропагандировать идею созыва Земского собора, разделения властей и провозглашение «прав всякого гражданина, и прав не только политических, но и социальных». В отличие от сторонников политического либерализма, Шаховской подчеркивал, что «всякий имеет право на труд и только на продукт своего труда, всякий имеет равное с другим право в пользовании продуктами, не являющимися результатами труда, всякий немощный имеет право общественного призрения, всякий имеет право на школу». Основываясь на этих исходных посылках, Шаховской считал себя, с одной стороны, последовательным противником индивидуализма и капитализма, а с другой – социалистом. Признавая социализм «как теорию, признающую мерилом ценности труд», он подчеркивал «тесную зависимость личности от общества как чувство необходимости единения с другими людьми и воспитания навыков совместной жизни, и как живое сознание этого единства»35.
Информация о работе Политическая деятельность Д.И. Шаховского