Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:13, реферат
Миллионы лет лик нашей планеты формировался под воздействием ураганов, землетрясений, потоков и ледниковых периодов. Так появились острова, горы, реки и джунгли. Но есть и другие чудеса – гармонично вписанные в природный пейзаж архитектурные памятники: храмовые комплексы, королевские дворцы, святые обители и целые города.
Введение………………………………………………………………………….3
Величественные Микены………………………………………………………..4
Ангкор: город храмов и тайн……………………………………………………8
Теотиуакан: город богов………………………………………………………...14
Копан: королевский город в джунглях…………………………………………23
Мачу – Пикчу: затерянный город инков ………………………………………28
Заключение……………………………………………………………………….34
Список литературы………………………………………………………………35
Женщины могли надевать юбочки, пояса, туники, накидки, на ноги — сандалии. В косы они вплетали ленты; были известны головные уборы в виде тюрбанов, из-под которых выбивались пряди волос. Деталью костюма являлись самые разнообразные украшения — ушные и носовые вставки, нагрудные пластины, ожерелья, браслеты, подвески из зеленого камня, раковины, кости, глины и бирюзы. Лицо и тело разрисовывали или татуировали.
Знание и мировоззрение
Многие аспекты культуры Теотиуакана свидетельствуют о том, что его обитатели в сумме обладали многочисленными знаниями. Они наблюдали за светилами (об этом говорит ориентация всего города и отдельных построек), планировали и исполняли огромные объемы строительных и инженерных работ, прекрасно знали свойства растений и минералов, рассчитывали и осуществляли художественные работы в камне, глине и красках, имели познания в медицине (в частности, известны изображения сцен удаления зубов).
Особенностью такого крупного городского центра было отсутствие разработанной системы письма. В отличие от Монте-Альбана, не говоря уже о городах майя, в Теотиуакане не найдено письменных текстов, хотя, по мнению ряда исследователей, изображение чисел в виде точек и полос, а также глифы предполагаемого майяского происхождения («птичий глаз», «бирюза» и др.) подразумевают знание календаря, нумерации и письменности.
Как и в других областях древней Америки, знание не отделялось от веры, а мировоззрение находило выражение в искусстве — архитектуре, скульптуре, керамике, живописи, мелкой пластике.
Несомненно, обитатели города верили в загробную жизнь. Усопших хоронили под жилищами или во дворах, иногда помещая их на ложе из раскрошенных морских раковин, слое слюды или деревянных помостах. Была распространена кремации тел — трупы заворачивали в циновки или ткани, сжигали. С умершими клали пищу, керамику, личные вещи; их тоже сжигали в случае кремации. В некоторых могилах умерших мужчин сопровождали ягуары и хищные птицы (ястребы или соколы), а также сотни других приношений, включая обсидиановые и из зеленого камня фигурки, обсидиановые лезвия и наконечники, зеркала, раковины и др. В 1980-е гг. под Храмом Пернатого Змея и поблизости от него были найдены захоронения 137 человек, очевидно, принесенных в жертву (их руки были связаны за спиной). У многих из них были ожерелья, составленные из имитаций человеческих челюстей с зубами, вырезанными из раковины. Было найдено более 2000 фрагментов обработанных раковин и многочисленные обсидиановые лезвия, и наконечники, а также сланцевые диски. В центральной могиле среди приношений были найдены фигурки из зеленого камня — разных размеров и форм.
Предполагается, что главным божеством в Теотиуакане был Тлалок, бог дождя, так как его изображения постоянно встречаются на керамике, в живописи, скульптуре и др. Обычно его изображали с маской на лице, с обводами вокруг глаз и выступающими клыками. На одной из теотиуаканских росписей представлена, очевидно, обитель Тлалока Тлалокан. Там нарисованы гора, озеро, из которого вытекают две реки с рыбами. По берегам растут деревья сапоте и какао, а также кукуруза, магуэй и кусты с цветами. На берегу отдыхают люди (вероятно, усопшие), они рвут цветы, играют в мяч, ловят бабочек и стрекоз. Нетрудно предположить, что здесь воссоздана райская жизнь, какой ее себе представляли художник или его заказчик.
Часто встречаются изображения бога огня в образе старика с жаровней на голове. Богу — Пернатому Змею был посвящен целый храм. Можно предположить, что помимо этих, условно говоря, городских или государственных богов, каждый человек имел своих покровителей, образы которых воплощались в различных фигурках, подвесках, серьгах и др. изделиях, которые археологи объединяют под термином «украшения».
За время своего существования Теотиуакан оказал сильное воздействие на культуру обитателей многих районов древней Мезоамерики, оно прослеживается вплоть до Гватемалы и Сальвадора. Для ацтеков он стал обителью богов, где было положено начало целого периода времени — создано Пятое Солнце.[8]
КОПАН: КОРОЛЕВСКИЙ ГОРОД В ДЖУНГЛЯХ.
После того как в X веке Копан был покинут жителями, о нем забыли на 500 лет. Он стал добычей наступающих джунглей. Некогда прекрасный город, даже в руинах; считается вершиной достижений майя (Рис. 17).
Рис. 17 Копанское поле для игры в мяч находится в обрядовом центре города. Здесь состязались команды, игроки которых бедрами, коленями и головами (без участия рук и ступней) стремились попасть мячом по одной из выступающих голов попугаев ара. [1]
В дождливую зиму 1839 года американский путешественник Джон Ллойд Стивенс и английский художник Фредерик Катервуд добрались до просвета в густом тропическом лесу, где их взору предстал древний город майя Копан. Разросшиеся джунгли поглотили многие здания и стерли очертания уцелевших. Подземные толчки и причуды погоды не пожалели город. Его постепенно удушали ползучие растения и разрушали корни деревьев. Кроме того, на протяжении 1000 лет размывала река Копан.[6]
Грандиозные развалины этого королевского города находятся в центральной части долины реки Копан в Гондурасе, в нескольких километрах от гватемальской границы. На протяжении классического периода майя, приблизительно с 250 по 900 год н.э., здесь была резиденция 16 правителей, приходивших на смену друг другу. Вместе с придворными жрецами и знатью они управляли многочисленным народом, состоявшим из художников, торговцев, ремесленников и крестьян.[4]
Стивенс и Катервуд были первыми путешественниками, которых заинтересовал Копан. В XVI веке, через пять с лишним веков после того, как город обезлюдел, испанские колонисты упоминают о нем в своих записях. А в 1834 году гватемальское правительство выделило деньги на изучение древних развалин. Однако труд именно этих двух людей привлек к древнему городу внимание на Западе. Они купили этот участок земли у владевшего им фермера за 50 долларов и начали исследовать и описывать свои находки. Стоя по щиколотку в грязи и надев на руки перчатки, защищающее от вездесущих москитов, Катервуд дни напролет рисовал развалины.
В пору своего расцвета это был богатый город, его жители активно вели торговлю на всей территории майя. Пирамиды, храмы, дворцы и другие сооружения главного комплекса сгруппированы вокруг четырех больших площадей, вымощенных некогда ровными, белыми гипсовыми плитами. Здания, выстроенные из андезита, зеленоватого вулканического камня, часто были украшены расписанными лепными рельефами (Рис. 18). Следы краски на стенах и скульптурах указывают на то, что все основные строения на площадях и
Рис. 18 Эффектная скульптура
Вокруг четырех главных площадей возвышаются ступенчатые, пирамидальные формы дворцы и храмы (Рис. 19).
Рис. 19 План Копана [1]
Длинные крутые лестницы поднимаются к храмам, стоящим на вершинах пирамид. Самая большая лестница, называемая Иероглифической, состояла первоначально из 72 ступеней. Ширина каждой из них была 16 м, а высота – 45 см. Тонкая резьба на подступнях всех ступеней повествует о жизни правителей Копана, от первых императоров- воинов до создателя лестницы, известного под именем Дымчатый Панцирь, который взошел на трон в 749 году н.э. Эта непрерывная надпись, состоящая приблизительно из 1250 тщательно вырезанных на камне пиктограмм или глифов, - самая длинная из когда-либо найденных на развалинах поселений майя в Центральной Америке. В XIX веке Иероглифическая лестница почти полностью обрушилась. Время пощадило лишь 30 ступеней, они остались на своих местах, большая же часть находиться в реставрации.[6]
Ученым удалось расшифровать имена и время правления императоров Копана благодаря скрупулезному анализу резных изображений на главной лестнице, стенах и алтарях. Был обнаружен ключ к дальнейшим разгадкам тайны напоминающих столбы колонн со скульптурными изображениями, которые императоры Копана воздвигали в собственную честь. Они представляют собой скульптурные портреты правителей, превышающие натуральную величину (Рис. 20). Фигуры облачены в парадные одежды и украшены символами власти. Семь колонн, каждая высотой в 3,4 м, первоначально стояли на главной площади.
Всего в городе и вокруг него их 38, некоторые установлены в соответствии с расположением Рис. 20 Выразительный идол. Скульптурное звезд. Майя считали,
что вся жизнь подчиняется законам движения планет. Сложная и изощренная календарная система частично основывалась на циклах Венеры, что позволило с абсолютной точностью установить годы, месяцы и дни событий, запечатленных на пиктограммах. Числа в этой календарной системе изображались в виде горизонтальных черточек, точек и ракушек.
МАЧУ-ПИКЧУ: ЗАТЕРЯННЫЙ ГОРОД ИНКОВ
Расположенный высоко в перуанских Андах на скалистой, круто обрывающейся вниз горе, Мачу-Пикчу кажется парящим в тумане (Рис. 21).
Этот укрепленный город был обнаружен лишь в XX веке, через 400 лет после того, как в нем замерла жизнь.
Рис. 21 Город-крепость. Вершина Уайана-Пикчу возвышается над руинами Мачу-Пикчу, построенного высокого в Андах. [1]
Сегодня всего за несколько часов на поезде и автобусе путешественник может преодолеть сотню километров от Куско до Мачу-Пикчу. В 1911 году американский историк и археолог Хайрем Бингем пять дней шел вдоль русла реки Урубамба, прежде чем достиг ставших ныне знаменитыми развалин. Он полагал, что обнаружил Вилькабамбу, город-крепость, разрушенный в 1572 году испанцами в ходе покорения империи инков. «Это было похоже на невероятный сон», - написал позднее Бингем, пытаясь хоть отчасти передать охватившее его изумление.
Рис. 21 Американский исследователь. Хайрем Бингем верил, что найденный им в Андах город – это Вилькабамба, где согласно легенде, нашел последнее убежище правитель завоеванной испанцами империи инков. [1]
В наши дни ученые считают, что на самом деле Бингем наткнулся не на Вилькабамбу, а на Мачу-Пикчу.
Прекрасная сохранность Мачу-Пикчу говорит о том, что там вряд ли побывали конкистадоры, которые подвергали разграблению любое встреченное ими поселение. Более того, этот город даже не упоминается в подробных хрониках завоевателей.
Отряд Бингема обнаружил Мачу-Пикчу во многом благодаря счастливому случаю. Остановившись на привал в речном каньоне, археологи повстречали местного крестьянина, рассказавшего про развалины древнего города на одной из окрестных гор – местные жители называли ее Мачу-Пикчу («Старая вершина»). Бингем отнесся к услышанному скептически, но на следующий день все-таки попросил крестьянина отвести его на эту гору. Вслед за проводником Бингем и его люди карабкались по склону сквозь заросли джунглей, пока, наконец, почти у самого гребня, на высоте 600 м над долиной Урубамбы, они не увидели вымощенную камнем террасу длиной в несколько сотен метров. Дальше шли сложенные из блоков белого гранита стены, которые, хотя и были покрыты густой растительностью, все равно поражали удивительным мастерством их строителей. Позднее Бингем писал: «Уже тогда я смутно осознавал, что эта стена полукруглый храм над пещерой ни в чем не уступают лучшим в мире каменным сооружениям». Мачу-Пикчу оказался во всех отношениях исключительным памятником: его строители не имели ни железных орудий, ни тяглового скота. Не знали они даже колеса.[8]
Через год, вернувшись в Мачу-Пикчу, чтобы расчистить заросли и произвести раскопки, Бингем обнаружил многоярусный комплекс площадей, водораспределительных каналов, бань, дворов, жилых домов, дворцов и храмов. Здания были сложены из огромных гранитных склонов, не скрепленных раствором – умело обработанные камни были плотно пригнаны друг к другу таким образом, что между ними нельзя было просунуть даже лезвие ножа (Рис. 22). Каждый блок обтачивался под разными углами. Заняв свое место, он точно сопрягался с соседними, как кусочек картинки-головоломки. Такая кладка Рис. 22 Хитроумная кладка. Стены зданий