Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:13, реферат
Миллионы лет лик нашей планеты формировался под воздействием ураганов, землетрясений, потоков и ледниковых периодов. Так появились острова, горы, реки и джунгли. Но есть и другие чудеса – гармонично вписанные в природный пейзаж архитектурные памятники: храмовые комплексы, королевские дворцы, святые обители и целые города.
Введение………………………………………………………………………….3
Величественные Микены………………………………………………………..4
Ангкор: город храмов и тайн……………………………………………………8
Теотиуакан: город богов………………………………………………………...14
Копан: королевский город в джунглях…………………………………………23
Мачу – Пикчу: затерянный город инков ………………………………………28
Заключение……………………………………………………………………….34
Список литературы………………………………………………………………35
Национальный исследовательский
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Геолого-географический факультет
Кафедра минералогии и геохимии
ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ
Научный руководитель
Доцент кафедры минералогии и геохимии
__________С.И. Коноваленко
« » _______2011 г.
РЕФЕРАТ
По дисциплине «Камень в культуре народов мира»
На тему «Затерянные города»
Выполнил
студент 02902 группы
________ М. С. Александренко
« » ________ 2011 г.
Томск 2011г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Величественные Микены………………………………………………………..4
Ангкор: город храмов и тайн……………………………………………………8
Теотиуакан: город богов………………………………………………………...
Копан: королевский город в джунглях…………………………………………23
Мачу – Пикчу: затерянный город инков ………………………………………28
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Миллионы лет лик нашей планеты формировался под воздействием ураганов, землетрясений, потоков и ледниковых периодов. Так появились острова, горы, реки и джунгли. Но есть и другие чудеса – гармонично вписанные в природный пейзаж архитектурные памятники: храмовые комплексы, королевские дворцы, святые обители и целые города.
С тех пор как наши далекие предки впервые сплели две ветки, чтобы соорудить убежище, архитекторами и строителями было возведено бесчисленное количество зданий. Многие тысячи строений дожили до наших дней. Зачастую это были культовые сооружения. Их строительство всегда было сопряжено с исключительной духовной и эмоциональной самоотдачей архитекторов и мастеров, их творения удачно вырисовывались на фоне живописных ландшафтов.
ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЕ МИКЕНЫ
На вершине холма на полуострове Пелопоннес лежат развалины поселения. Это Микены - древнейший город Греции, цитадель Агамемнона. Микены – старейший город материковой части Греции. (Рис. 1). Древнее лишь Кносс, центр минойской цивилизации на Крите. Первые раскопки в Микенах производились еще в 1840-х годах, но самые интересные находки были сделаны Генрихом Шлиманом, который приступил к работе в 1874 году.
Рис. 1 Первый город
Одно их самых сенсационных событий в истории археологии произошло 6 декабря 1876 года, когда немецкий предприниматель и археолог-любитель Генрих Шлиман в поисках легендарной Трои открыл в Микенах первый из пяти наполненных сокровищами древних шахтных могильников, располагавшихся на участке земли, известным теперь под названием «Могильный круг А». При раскопках были обнаружены останки 19 человек. Рядом с ними лежали золотые украшения, инкрустированное золотом и серебром бронзовое оружие, золотые нагрудные пластины золотые и серебряные кубки. Самой великолепной находкой Шлимана, в Шахтном могильнике V, оказалась роскошная золотая маска, которая, по его убеждению, была посмертной маской Агамемнона. По словам греческого поэта Гомера, жившего в VIII веке до н. э., Агамемнон был царем Ахеи (тождество которой с Микенами установлено)
и предводителем греческого войска в Троянской войне. Шлиман незамедлительно отправил греческому королю восторженную телеграмму: «Я видел лицо Агамемнона». (Рис. 2) [2, 3]
В ходе раскопок Шлиман обнаружил множество дорогих и необыкновенно красивых украшений. Эти находки свидетельствуют о том, что микенская аристократия владела огромными богатствами. Архитектура города подтверждает выводы ученых: микенская культура была исключительно развитой.
Сам город Микены был центром этой великой цивилизации, которая просуществовала около 500 лет, с 1600 по 1100 год до н. э. Она пришла на смену минойской культуре на Крите и господствовала в государствах Эгейского моря и за его пределами. Микенские гончарные изделия были найдены очень далеко от города, например в Южной Италии, на Кипре, в Египте, Сирии Палестине.[3]
Уверенность Шлимана в том, что он обнаружил могилу Агамемнона, вероятно, основывалась на трудах греческого географа Павсания, жившего
Рис. 2 Золотая чеканная маска во II веке н.э. Он утверждал, что Агамемнон был похоронен в самом городе, а его убийцы Клитемнестра и Эгисф погребены за городскими стенами – такого рода захоронения археологи ныне называют толосовыми. Для них характерен ульеобразный ложный свод. Шахтовые гробницы из «Могильного круга А» действительно находятся внутри городских стен, под рыночной площадью, однако современные методы исследования относят их примерно к 1600 году до н.э. Этим временем датируется и «маска Агамемнона», которая оказалась лишь одной из нескольких золотых масок, обнаруженных позднее. Троянская война велась около 1200 года до н.э., примерно через 400 лет после того, как в шахтных могилах Микен были захоронены найденные останки и сокровища.[2]
Микенская крепость занимала очень выгодное положение, она возвышалась над равниной Аргос и контролировала все горные проходы к северу, до самого Коринфа. Главный вход в город украшали Львиные ворота, сооруженные около 1260 года до н.э. Над ними были высечены два больших каменных льва. Все сооружения венчала крыша, длина которой составляла 5м, высота – 90 см, а ширина – 2,4 м.
От ворот шла дорога к цапкому дворцу. Его стены украшали фрески, наподобие критских росписей. Таким образом, жители Микен имели представления о минойской культуре. Вокруг теснились дома менее высокопоставленных горожан. Один из таких, так называемый Дом с колоннами, был трехэтажным.
Вне крепостных стен находится «Могильный круг В», система толосовых захоронений, возраст которых не столь почтенен, как возраст шахт в «Могильном круге А». Толосовый могильник может состоять из 35 рядов круговой кладки. Огромные камни лежат один на другом, причем каждое следующее каменное кольцо уже предыдущего. В древности таким же способом строили пчелиные ульи. Могилы этого типа сооружались на протяжении примерно 200 лет, с 1400 по 1200 год до н.э. Обычно они выкопаны в склоне холма. Огромный проем в конце длинного туннеля служил входом в могильник. После каждого захоронения проход замуровывался, и тоннель засыпали землей. Наиболее интересными толосовыми захоронениями Микен являются так называемые сокровища царя Атрея (отца Агамемнона) и могила Клитемнестры. Но хотя они и относятся к «нужному» периоду, нет никаких реальных доказательств того, что это действительно их могилы.
Около 1150 года до н.э. микенская цивилизация внезапно прекратила свое существование. Город был либо разрушен, либо покинут по другой причине. Это была последняя из ранних греческих культур, и с ее исчезновением страна погрузилась в эпоху под названием «темной».[3]
Золотой город Микены
«Хорошо построенные», «с широкими улицами», «Золотые» Микены были воспеты Гомером. Город включал в себя и царский дворец, и дома для царских подданных, и кладбища, и крепость, стоящую на вершине холма. Микены были обнесены толстыми, непроницаемыми стенами и контролировали обширный район на полуострове Пелопоннес. Сам царский дворец был возведен на вершине холма, он господствовал над менее высокими постройками, которые его окружали (Рис. 3).
Рис. 3 План города [1]
АНГКОР: ГОРОД ХРАМОВ И ТАЙН.
Величайшее культурное достояние человечества – столица средневековой кхмерской империи Ангкор, - было на протяжении веков затеряно в глубине джунглей.
Рис. 4 Бессмертная красота. Прекрасно сохранившиеся центральные башни Ангкор- Вата, имеющие форму бутонов лотоса, грациозно возвышаются над чащей джунглей. Храм занимает большую территорию, чем римский Ватикан. Он посвящен индуистскому богу Вишну. Отделенный от близлежащих зданий и окружающей местности рвом 200 метровой ширины, храм олицетворяет собой кхмерскую традицию возведения культовых сооружений в стороне от мирской суеты.[1]
В 1850 году, прорубая догу через густые камбоджийские джунгли, французский миссионер Шарль Эмиль Буйво наткнулся на развалины большого древнего города. Среди них возвышались руины Ангкор-Вата, одной из величайших в мире религиозных святынь. Буйво писал: «Я обнаружил величественные развалины – все, что осталось, по словам местных жителей, от королевского дворца. На стенах покрытых резьбой снизу доверху, я увидел изображения батальных сцен. (Рис. 5) В сражении участвовали люди верхом на слонах, одни войны были вооружены дубинками и копьями, другие стреляли из луков сразу тремя стрелами».[7]
Десять лет спустя французский натуралист Анри Муо прошел по маршруту Буйво и был в не меньшей степени поражен тем, что открылось ему на прогалине среди джунглей. Он увидел больше сотни ватов, или храмов, самые древние из которых относились к IX веку,
Рис. 5 История в камне. Кхмерская история записана на а самые поздние – к
каменных барельефах постройки в центре Ангкора, XIII.
украшающих внешние террасы Байона – храма на главной
площади города. Пешие войны сражаются на слонах. [1]
Их архитектура менялась вместе с религией, от индуизма к буддизму. Перед взором француза оживали сюжеты из индуистской мифологи. Статуи, рельефы и резные украшения изображали танцующих девушек, императора верхом на слоне, ведущего в бой свои войска, и бесконечные ряды невозмутимых Будд. Взволнованные сообщения Муо вызвали множество вопросов: кто построил этот великолепный город, какова была история его расцвета и упадка?
Самые ранние упоминания об Ангкоре в камбоджийских летописях относятся лишь к XV веку. После открытия Муо началось изучение неизвестной ранее древней цивилизации.
Развалины Ангкора лежат приблизительно в 240 км к северу-западу от столицы Камбоджи (бывшей Кампучии), Пномпеня, неподалеку от большого озера Тонлесап. В 1000 году, в период наивысшего расцвета, город занимал территорию в 190 км2 , а это означало, что он был крупнейшим городом средневекового мира. На обширном пространстве его улиц, площадей, террас и храмов трудилось 600 000 человек, а в окрестностях города проживало еще не менее миллиона (Рис. 7, 8, 9, 10, 11).
Жителями Ангкора были кхмеры, исповедовавшие одно из направлений индуизма, принесенного в Юго-Восточную Азию индийскими купцами в I веке н.э. Ученые до сих пор недоумевают по поводу отсутствия каких-либо доказательств существования городов или поселков на этой территории вплоть до VII века н.э., хотя к 1000 году до н.э. она уже была густо заселена и технически развита. После этой даты наступает настоящий расцвет кхмерской цивилизации. Ангкор – это высшее проявление гения народа, оставившего потомкам изумительные произведения искусства и архитектуры, которыми будут восхищаться еще многие поколения людей.[7]
Кхмерские документы были написаны на недолговечных материалах – на пальмовых листьях и коже животных, поэтому со временем они рассыпались в прах. Вот почему, чтобы собрать сведения об истории города, археологи обратили внимание на высеченные в камне надписи, их насчитывается более тысячи. Большинство из них сделаны на кхмерском языке на санскрите. Именно из этих надписей удалось узнать, что основоположником кхмерской государственности был Джайяварман II, освободивший свой народ от власти яванцев в начале IX века. Он поклонялся Шиве и основал культ правителя-бога. Благодаря этому его земная власть была подкреплена созидательной энергией Шивы.
Город Ангкор («ангкор» по-кхмерски и означает «город») стал гигантским мегаполисом, размером с современный Манхэттэн. Зданием, намного превосходящим красотой другие был Ангкор-Ват, построенный Сурьяварманом II в начале XI века (Рис. 4, 6). Ангкор-Ват представлял собой и храм, и усыпальницу и был посвящен индустриальному богу Вишну. Он занимал территорию около 2,5 км2 и, очевидно, был крупнейшей из когда-либо построенных религиозных святынь. Башни храма высоко поднимались над зарослями джунглей.[7]
Рис. 6 Архитектурное сокровище. Храм Ангкор-Ват был построен в то же время, что и знаменитые соборы в Шартре и Кентербери. Европейские архитекторы ценили внутреннее пространство, а кхмерские строители никгда не создавали арки – основы подобных сооружений.[1]
Ангкор был процветающим городом. Плодородная почва давала три урожая риса в год, озеро Тонлесап изобиловало рыбой, а густые леса – тиковой и другой древесины, необходимой для настила полов в храмах и строительства галерей. Столь большие запасы пищи и строительных материалов делают еще более непонятными причины упадка Ангкора. Почему этот некогда великолепный город превратился в заброшенные развалины?
Для объяснения этого феномена были выдвинуты две теории. Согласно первой, после разграбления Ангкора, учиненного в 1171 году воинственными соседями кхмеров чамами, Джайяварман VII потерял веру в защитную силу индуистских богов. Кхмеры стали исповедовать одну из форм буддизма, отрицающую пацифистские принципы. Смена религии привела к тому, что напавшие на Ангкор войско в 1431 году встретило слабое сопротивление.