Художественно – техническое оформление научно - популярного журнала «Pets»

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:08, дипломная работа

Описание работы

В течении учебного процесса изучение программ версткок меня заинтересовала область научно – популярных изданий. Возможность верстки различных собственных изданий. Изучая возможности программы Adobe InDesign на лекциях, читая различные учебники и практикуясь, пробовала свои силы в разработке научно – популярного издания. Создавая различные макеты издания и со временем усложняя задачи я многому научилас и эта область заинтересовала меня еще больше.

Содержание

I. Вступление
II. Замысел оформления
III. Проект оформления
IV. Показатели проекта оформления
V. Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Пояснительная записка к курсовому проекту.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

          Размещение

Связь между полосами газетного номера подчеркивается единством  стиля их оформления. Это проявляется, например, в общем формате всех полос, в постоянном, стандартном для данной газеты, количестве текстовых колонок на полосе, в общих для всех полос особенностях технического оформления.

Разумеется, связь между  полосами номера не исключает возможности резкого выделения какой-либо из них, если такая необходимость диктуется содержанием материалов. Это может быть выделение в форме тематической полосы или страницы плаката и т.п. В целях выделения может быть использовано и изменение формата какой-либо из полос номера. Так, в небольшой газете, выходящей в формате A3 на четырех полосах, возможна замена двух внутренних смежных полос одной большой полосой формата А2. Эта полоса будет верстаться как бы «повернутой на бок». Подобный прием укрупнения формата применяется в тех случаях, когда необходимо более подробно осветить какую-либо важную тему. Но возможно и уменьшение стандартного формата полосы, например с A3 до А4. Этим пользуются по большей части при оформлении «газеты в газете» или спец выпусков. Например, таким образом оформляют какой-либо из разделов, помещая на каждой странице вместо одной полосы стандартного формата A3 по две полосы формата А4, располагающиеся вместе со средником, который их разделяет, горизонтально, вдоль поперечной оси всего номера.

Разрабатывая композицию номера, можно в целях выделения  какой-либо полосы изменять количество текстовых колонок на ней. Например, в газете, верстающейся на пять стандартных  колонок, при необходимости выделяют одну из полос, размещая на ней шесть  узких колонок. Иногда такое изменение числа текстовых колонок связано с характером постоянно помещаемых на полосе материалов. Так, если на последней полосе газеты публикуются мелкие информационные сообщения, то ее можно постоянно верстать на шесть колонок, что открывает более широкие возможности для верстки и оформления материалов. Композиция номера во многом определяется его объемом, зависящим от формата и количества полос. Чем больше полос в номере, тем легче разместить на них материалы основных разделов газеты, закрепив важнейшие тематические рубрики за определенными полосами. Поэтому для того, чтобы сделать композицию номера более четкой, облегчить группировку материалов и рационально распределить газетную площадь, формат периодического издания иногда уменьшают, увеличивая за счет этого количество страниц и полос. Компонуя номер, верстальщик должен иметь в своем распоряжении большой выбор различных по размерам материалов. Крупные статьи послужат основой, фундаментом для построения каждой полосы. Но строить номер, используя только объемные материалы, можно лишь в исключительных случаях, поскольку он будет трудночитаемым. Наряду с большими статьями на страницах должны быть помещены и средние по размерам заметки, и разнообразные мелкие сообщения. Переход от крупных проблемных статей к мелким заметкам облегчает восприятие всего номера.

Особенности композиции специальных номеров журнала

Особенности содержания специального номера журнала — целевого, выпускаемого к празднику, юбилею, знаменательной дате, или тематического, все материалы которого посвящены какой-либо одной теме, — определяют и особенности его композиции и оформления. Для того чтобы оформление спец выпуска не было однообразным, необходимо разносторонне подать избранную тему с использованием различных газетных жанров и форм подачи материалов. Возможно более разнообразной, необычной должна быть и композиция такого номера, определяющая яркую верстку и оформление. Тематический номер нужно надлежащим образом иллюстрировать, в его оформлении очень часто используют дополнительный цвет.

Особый вид целевого номера представляет так называемый объединенный номер. Он выпускается  редакциями нескольких газет и посвящается  теме, представляющей общий интерес  для читателей всех этих изданий. В номере, независимо от места его издания, помещают одни и те же материалы, подготовленные по единому плану журналистским коллективом из представителей всех газет. Редакции выпускают номер по заранее разработанному макету. На первой его странице обычно воспроизводят названия и логотипы всех газет, принимавших участие в подготовке номера. Здесь же помещается и вводная часть, сообщающая о целях выпуска объединенного номера и о его участниках. 

 

Верстка

Верстка непосредственно  связана с композицией номера, которая во многом определяет ее особенности. Но, несмотря на общую основу, у этих двух процессов своя специфика, которая определяется различием задач, стоящих в каждом случае перед дизайнером и верстальщиком, а также разницей в количестве и характере материалов.

Разрабатывая композицию номера, приходится иметь дело с множеством различных статей и заметок (со всем, что отобрано для публикации) и распределять их по полосам, компоновать в разделы, рубрики, определяя место каждого материала. При верстке полосы решаются в принципе те же задачи, но в ином масштабе. Характер материалов, которые должны быть здесь напечатаны, уже в основном определен; теперь необходимо организовать и разместить их на ограниченном пространстве полосы, а также выделить важнейшие. Причем речь идет не только о распределении материалов на полосе, но и о размещении каждой статьи и заметки в отдельности, о ее конфигурации, постановке ее текста на различное количество колонок и т.д. Эта задача связана с остальными элементами технического оформления — с выбором шрифтов для набора текста и заголовка, с определением формата набора и т.п.

В процессе верстки необходимо так расположить и оформить материалы  газеты, чтобы читатель смог быстро разобраться в ее содержании, найти  то, что его интересует; кроме  того, верстка должна помочь обратить внимание читателя на главные материалы номера и побудить его прочитать их. Степень соответствия верстки этим требованиям — главный критерий оценки ее качества. Верстка хороша, если она помогает читателю, упорядочивает собранные и подготовленные для публикации материалы, организует их в единое целое — номер. Если же верстка не облегчает, а затрудняет восприятие материалов — значит, она выполнена некачественно.

 

Закономерности верстки

Рассмотрим некоторые  закономерности верстки, знание которых  поможет в решении практических вопросов, связанных с оформлением газеты.

Общим для всех газет  принципом верстки является ее зависимость  от содержания материалов номера. Значимость этих материалов, их тематическая направленность, особенности содержания определяют особенности их размещения в номере и на каждой полосе, ту или иную степень их выделения, приемы их технического оформления.

Выделение достигается  с помощью различных средств  верстки и технического оформления, прежде всего — выдвижением важнейших  материалов номера вперед. Не случайно в газетной практике бытует термин «первополосный материал»: он означает, что содержание какой-либо статьи или заметки настолько важно, что она достойна помещения на первой полосе, с которой читатель начинает ознакомление с номером. Несмотря на оправданное желание «закрепить» материалы основных разделов и рубрик газеты на относительно постоянных, привычных для читателей местах, при необходимости следует менять их расположение в номере, выдвигая важнейшие на данный момент разделы вперед.

Кроме общих для всех газет основ верстки, существуют особенности, характерные для каждого  из изданий. Это и понятно: ведь верстка  как один из главных компонентов  внешней формы газеты в значительной мере определяет ее лицо. Как и другие элементы газетной формы, верстка, конечно, зависит прежде всего от характера и направления материалов газеты, а также от ее типа, формата и объема. Ее особенности связаны и с запросами, и с требованиями читателей данного издания.

 

Этапы верстки

Приступать к верстке книги нужно после того, как обдуманы ее общий вид и все основные элементы. Верстальщик должен хотя бы примерно представлять, что получится в результате его работы. Редко верстальщику приходит абсолютно продуманный макет, не требующий решения локальных задач верстки. Чаще книга до верстки выглядит как файл Word и разложенные по папкам фотографии (если повезет!). В этом случае при разработке макета стоит полагаться на опыт и собственное чувство гармонии. Ведь нужно создать такой макет для верстки книги, который не только соответствовал бы правилам верстки, но и удовлетворял бы требованиям заказчика.

Помимо работы с текстом, верстальщик (дизайнер-верстальщик) принимает  решения о расположении каждой иллюстрации  в тексте, причем находит единственно  верное для данной верстки. Цель – сделать издание, во-первых, удобочитаемым, во-вторых, стилистически грамотным, в-третьих, необходимо соблюсти все требования правил верстки, которые и направлены на логическую завершенность всех элементов книги, из чего, собственно, и складывается та самая удобочитаемость. В процессе верстки приходится дорабатывать и адаптировать макет под свои нужды. Однако на печати книга должна быть грамотно сверстана, независимо от удобства для верстальщика.

Верстка представляет собой  процесс размещения текстовых и графических материалов на страницах или полосах издания заданного формата, отвечающий определенным композиционным, гигиеническим и стилевым требованиям:

• Композиционные требования обеспечивают единство технической  и информационной совместимости — соподчиненность компонентов, постоянство форматов страниц и полос набора; приводность всех полос издания, т.е. строки текста должны точно совпадать с соответствующими строками на обороте. Все части текста, набранные другим кеглем или по иным правилам (заголовки, дополнительные тексты, сноски, формулы, таблицы), а также иллюстрации с подписями должны быть приведены с помощью отбивок к высоте, кратной кеглю основного текста. В газетных изданиях выполнение этого правила не обязательно.

• Гигиенические требования направлены на обеспечение удобочитаемости текста с целью предупреждения отрицательного воздействия процесса чтения на здоровье (зрение) людей: шрифтовое оформление, интерлиньяж, размеры полей и пр.

• Требования единства стиля  придает изданию художественную завершенность: единообразие структурных элементов, основного и дополнительного текстов, иллюстраций и подписей к ним.

В процессе верстки издания  должно достигаться выполнение всех указанных требований.

 

Классификация верстки

Условно верстку можно классифицировать по следующим признакам:

По виду издания:

книжно-журнальная верстка. Верстка некоторых журналов, особенно содержащих большое число иллюстраций, имеет отдельные характерные особенности, но в целом выполняется по тем же правилам, что и книжная.

газетная верстка. Верстка газет значительно отличается от книжно-журнальной. Газетной верстке присущи более свободные правила переносов и расположения текстового и иллюстративного материала.

акцидентная верстка (акцидентный или мелочный набор). Акцидентной версткой называют верстку мелких самостоятельных заказов, например, пригласительных билетов, бланков, афиш, рекламных модулей. Также к акцидентной верстке относится верстка отдельных элементов книг и журналов: наборные обложки и суперобложки, титульные листы (титулы), шмуцтитулы, шапки, инициалы, наборные рамки и колон линейки, книжные объявления, в журнальных изданиях титульный, газетно-журнальные объявления, реклама. При такой верстке в одной форме сочетаются различные шрифты и графические материалы.

Все виды акцидентных работ обычно делят на три группы: издательская акцидентная продукция, в том  числе книжно-журнальная акциденция и особые виды изданий - проспекты, буклеты, каталоги и другие; афишно-плакатная  продукция и акцидентная продукция  малых форм - пригласительные билеты, бланки, товаросопроводительная документация, визитные карточки и многие другие виды "мелочей".

По конфигурации материалов:

прямая (каждый материал – прямоугольник, колонки одинаковы по высоте). Такая верстка выглядит строго и используется чаще всего в верстке литературно-художественных изданий, учебников, некоторых видах газет и журналов. Прямая верстка спокойнее и проще ломаной в восприятии читателями, имеет сдержанный характер.

ломаная (преобладают материалы ступенчатой формы, колонки разновелики по высоте). Этот вид верстки более сложный в исполнении, но таким образом достигается динамика публикации. Используется в основном в газетах, на страницах модных журналов и т.д.

  • По расположению материалов относительно центра полосы - вертикальной или горизонтальной линии, делящей полосу на 2 равные части.

Верстка бывает симметричной и асимметричной. Симметричная верстка, если она не формальна, графически уравновешивая  противоположные части полосы, уравнивает и их содержательную значимость. Асимметрия, благодаря своему динамизму, ярко подчеркивает главное на полосе.

  • По ширине колонок материала: постоянная (одинаковое количество колонок одного размера) и переменная.
  • По расположению текстового и иллюстративного материала:

открытая – изображения размещаются вверху или внизу каждой полосы.

закрытая – изображения размещаются  внутри текста и соприкасаются с  текстом двумя или тремя сторонами.

глухая – изображения в многоколонном  макете размещаются внутри текста и  соприкасаются с ним всеми  четырьмя сторонами.

вразрез – текст, потом фото, потом  опять текст, т.е. фото делит текст  на части)

в оборку – иллюстрация в углу, которую с двух сторон огибает  текст.

на полях – небольшие изображения  располагаются на полях.

 

Концепция верстки

Верстка является не только сборочным процессом, но и оказывает  существенное влияние на создание определенной формы издания. Поэтому стиль  оформления, наряду с текстом и  иллюстрациями, следует рассматривать  в качестве исходного компонента верстки.

Информация о работе Художественно – техническое оформление научно - популярного журнала «Pets»