Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 07:04, реферат
Научно-популярный фильм — жанр (вид) кинодокументалистики, задачей которого является обнародовать научные сведения, факт и результаты исследований, описать на уровне общих понятий (то есть т.н. «популярным языком») научные гипотезы, идеи, открытия, взгляды; может касаться как уже хорошо изученных вопросов, так и находящихся в процессе разработки, «на острие» науки. Таким образом научно-популярные фильмы также популяризируют (пропагандируют) зрителям по сути и сам научный подход для восприятии окружающей действительности.
В научно-популярном фильме могут использоваться данные нескольких наук, однако среди них одна является основной, а остальные — дополняющими (напр. аргументирующими и/или оппонирующими). Предметом фильма может быть также междисциплинарная полемика.
I. Введение стр. 2
II. Основная часть:
Научно – популярное кино
Цели и задачи Н - П кино стр.
Основные тематические
группы Н - П кино стр.
Кризис Н – П кино стр.
Н –П кино в годы ВОВ стр.
Н –П кино в послевоенные годы стр.
III. Заключение стр.
IV. Список использованной литературы
Министерство образования и науки
Университет
«Туран» Академия Кино и ТВ
Реферат
По дисциплине
«Съемки научно-популярного
На тему:
«Научно-популярное кино»
Алматы –
2011
Содержание:
I. Введение стр. 2
II. Основная часть:
Научно – популярное кино
группы Н - П кино стр.
III. Заключение
IV.
Список использованной
литературы
стр.
I Введение.
Научно-популярный
фильм — жанр (вид) кинодокументалистики, задачей которого является
обнародовать научные сведения,
факт и результаты исследований, описать на уровне общих
понятий (то есть т.н. «популярным языком») научные гипотезы, идеи, открытия, взгляды;
может касаться как уже хорошо изученных
вопросов, так и находящихся в процессе
разработки, «на острие» науки. Таким образом
научно-популярные фильмы также популяризируют
(пропагандируют) зрителям по сути и сам научный подход для восприятии окружающей
действительности.
В научно-популярном фильме могут использоваться
данные нескольких наук, однако среди
них одна является основной, а остальные
— дополняющими (напр. аргументирующими
и/или оппонирующими). Предметом фильма
может быть также междисциплинарная полемика.
Научно-популярные фильмы — в отличие,
например от хроникально-документальных
фильмов — сосредотачивают внимание на
научной стороне мышления, на достижениях
наук и вырабатывают научный подход к
жизни.
А объединяет этот вид фильмов со всеми
выше перечисленными — общая для всего
документального кино задача: „рассказать
нам о мире, в котором
мы живём“ (Хью Бэдли).
Научно-популярное кино
Задача научно-популярного кино, как явствует из самого его названия, состоит в том, чтобы в популярной, то есть доступной народу, форме нести научные знания. Наличие общедоступной научной информации является общим признаком всех научно-популярных фильмов. Однако это признак обязательный, но не определяющий.
Популярную научную
информацию содержат многие документальные
фильмы, притом самые различные по
тематике, например историко-документальный
фильм Э. Шуб «Падение династии Романовых»
и документально-
Популярную научную информацию содержат многие художественные фильмы, например фильмы У. Дитерле о Пастере и Эрлихе, фильм С. Эйзенштейна «Александр Невский» и фильм В. Пудовкина «Жуковский».
В некоторых фильмах признаки научно-популярного, художественного и документального кино настолько перемешаны, что определить их видовую принадлежность становится весьма затруднительным.
Основное содержание фильма «Пржевальский» режиссера С. Юткевича по сценарию А. Спешнева и В. Швейцера составляет географический материал. Но образ природы Центральной и Восточной Азии трактован в нем часто живописными средствами, то есть собственно художественными, и фильм поэтому несет в себе прежде всего эмоциональную и эстетическую информацию и лишь затем географическую.
Другой пример — посвященный Дзиге Вертову фильм С. Дробашенко и Л. Махнача «Мир без игры» (1968). Это фильм документальный, поскольку в нем широко документированы время и среда, в которой работал Дзига Вертов. И вместе с тем — научно-популярный, раскрывающий смысл поисков кинематографиста-новатора, дающий зрителю-неспециалисту в доступной для него форме представление об особом вкладе Дзиги Вертова в развитие киноискусства и формирование его языка.
Третий пример:
фильм Ю. Солнцевой «Золотые ворота»,
в котором документальные съемки
А. Довженко, его эстетические высказывания,
фрагменты его классических фильмов,
реконструкции его
Такие же примеры можно привести и из области литературы. «Пупгкин в жизни» В. Вересаева является в одинаковой мере документальной и научно-популярной прозой. А широко известные советским читателям книги М. Булгакова «Мольер» и А. Моруа «Флеминг» — произведениями как художественными, так и научно-популярными.
Далеко не всегда удается четко разграничить произведения художественные, документальные и научно-популярные. Но зато можно и должно определять доминирующие признаки фильмов каждого из этих видов кино. Для первого — это художественно-образное постижение действительности, для второго — публицистическое ее осмысление, для третьего — объяснение добытых наукой данных.
Главная цель, которая стоит перед научно-популярной кинематографией, заключается в показе и объяснении уже исследованных наукой закономерностей, представляющих широкий интерес для массы зрителей. В этом смысле творчество популяризаторов вторично, предопределено выработанными наукой данными.
«Я бы сравнил ученых и популяризаторов науки,— писал академик П. Ребиндер,— с двумя разными видами промышленности: с добывающей и перерабатывающей. Ученые добывают научные сведения, делают открытия, изобретения, внедряют их в жизнь, в производство. Популяризаторы науки перерабатывают эту научную информацию, делают ее удобоваримой для массового читателя и зрителя, готовят из «сырья» продукцию для потребителей разного возраста, разных вкусов, разных специальностей...
Научно-популярное кино, владея всеми средствами отображения действительности, которыми располагают другие виды кинематографии, обладает также и особой «технологией» и особыми «станками», позволяющими применять кино для пропаганды научных знаний. Особенные средства популяризации науки, которыми она обладает, это прежде всего научная документация и моделирование.
Художественная кинематография прибегает к документации, чтобы прикрепить к определенной конкретно-исторической действительности тот «казус», который составляет сюжет фильма.
Публицистические жанры фиксируют неповторимое своеобразие данного явления или события, для того чтобы информировать о нем зрителя (кинорепортаж) или истолковать его социальный смысл (образно-публицистические фильмы).
Научно-популярное кино этим не ограничивается. Оно документирует на пленке явления или процессы, чтобы подвести зрителей к определенным научным выводам. Для этого оно располагает собственными, специфичными для него средствами: изменением масштабов времени и пространства (ускоренная и замедленная «цейтраферная» съемка, макро- и микросъемка), съемкой в рентгеновских и ультрафиолетовых лучах и т. п.
Полностью специфичны
для научно-популярного кино (и
близких ему по выразительным
возможностям научно-исследовательского
и учебного кино) методы кинематографического
моделирования процессов и
Этих методов — два.
Первый из них
— метод вещественного
Другой вид моделирования, собственно кинематографический, также был впервые применен В. Старевичем в том же 1911 году для фильма «Распространение электромагнитных волн вибратором Герца». Вот что вспоминает о фильме пионер русской научно-популярной кинематографии Н. Баклин: «Задача этого фильма состояла в изображении динамической схемы возникновения электрического поля у вибратора, образования силовых линий, отшнуровывания их от вибратора и ухода в пространство. Решили мы эту задачу с помощью рисованной мультипликации. Студентом С. Ржевкиным, впоследствии профессором МГУ, были вычислены по уравнению Максвелла точки кривых для ста перекладок (мультипликационных фаз движения.— С. Г.). Мы же изготовили первый в России мультипликационный станок и засняли фильм. На кадрах счетчик отмечал '/4, '/2, '/4 и целый период колебательного разряда и перезарядку вибратора»*.
Осенью того же года фильм «Распространение электромагнитных волн вибратором Герца» был показан участникам первого сольвеевского конгресса физиков в Брюсселе и получил положительную оценку.
В настоящее время графическое мультипликационное моделирование, обладающее гораздо большим диапазоном возможностей, чем объемно-мультипликационное, применяется чрезвычайно широко. В зависимости от задач, которые ставятся в каждом конкретном случае, оно делится на изобразительное и собственно знаковое. Возможности знаковой мультипликации использованы еще недостаточно. Не исключено, что она станет новым «искусственным языком» науки, способным описывать процессы, развивающиеся во взаимодействии многих переменных факторов и не доступные описанию на существующих «искусственных языках».
Но пока что знаковая мультипликация является только одним из средств научно-популярного кино, которое используется в тех случаях, когда объект не может быть визуально отображен. И даже в этом качестве она используется еще недостаточно. Впрочем, все богатство собственных выразительных средств научно-популярного кино далеко еще не освоено. Успехи научно-популярного кино сдерживаются отнюдь не тем, что мало талантливых кинопопуляризаторов, а трудностями продвижения таких фильмов к зрителям.
Развитие научно-популярного кино определяется рядом факторов, из которых важнейшие — общий уровень развития кинематографии в целом, характер общекультурных запросов зрителей, состояние науки и существующие условия продвижения научно-популярных фильмов к зрителям.
Как это ни парадоксально, наиболее благоприятные условия продвижения научно-популярных фильмов к зрителям существовали в начале века, то есть на заре кинематографии, когда она была еще аттракционным зрелищем. В то время программа сеанса состояла из пяти-шести короткометражных картин разнообразного содержания, обязательно включала хроникальные и научно-популярные ленты и составлялась в расчете на массовую, не имеющую достаточной общеобразовательной подготовки аудиторию. Уровень игровых картин был очень низок, и они в ту пору никак не могли претендовать на удовлетворение эстетических запросов даже самых неразвитых зрителей.