Художественно-техническое оформление изданий

Автор: t***********@mail.ru, 24 Ноября 2011 в 23:12, реферат

Описание работы

Формат издания (франц. format, от лат. formo – придаю форму) – размер готового полиграфического издания по высоте и ширине после обрезки и брошюровки, который выражается в миллиметрах или долях листа.

Работа содержит 1 файл

Формат издания.docx

— 22.61 Кб (Скачать)

Белорусский государственный университет

Институт  журналистики 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

по  предмету

«Художественно-техническое  оформление изданий»

на  тему

«Выбор формата издания» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Минск 2010

     Формат  издания (франц. format, от лат. formo – придаю форму) – размер готового полиграфического издания по высоте и ширине после обрезки и брошюровки, который выражается в миллиметрах или долях листа. 
 
 Формат образуется как доля бумажного листа определенного размера (в результате складывания, обрезки, разрезки), и именно так задают его полиграфисты. В среде библиофилов и книговедов распространены латинские обозначения: в половину листа - ин-фолио, в четверть – ин-кварто, в восьмую долю – ин-октаво, в шестнадцатую - седец и другие. Исходные форматы бумаги предписаны международными и национальными стандартами и в некоторых странах наделены собственными именами. Поэтому формат издания не столько вырабатывают, сколько выбирают. Чтобы получить своеобразный формат, нужны нестандартная бумага, необычная фальцовка или чрезмерная обрезка.

     Согласно  стандартам ISO (Международной организации  стандартов), применяемых за границей, установлены следующие основные форматы листа (в мм): A0 - 841х1189, B0 - 1000х1414, C0 - 917х1297. На основе этих основных форматов образуются три серии стандартных форматов.

     Форматы серии А, мм: А0 - 841х1189, А1 - 594х841, А2 - 420х594, А3 - 297х420, А4 - 210х297, А5 - 148х210, А6 - 105х148, А7 - 74х105, А8 - 52х74, А9 - 57х52, А10 - 26х37.

     Форматы серии В, мм: В0 - 1000х1414, В1 - 707х1000, В2 - 500х707, В3 - 353х500, В4 - 250х353, В5 - 176х250, В6 - 125х176, В7 - 88х125, В8 - 62х88, В9 - 44х62, В10 - 31х44.

     Форматы серии С, мм: С0 - 917х1297, С1 - 648х917, С2 - 458х648, С3 - 324х458, С4 - 229х324, С5 - 162х229, С6 - 114х162, С7 - 81х114, С8 - 57х81.

     То  есть каждый следующий формат образуется из предыдущего делением большей  стороны на два. На практике меньший  формат получают при сгибании (фальцовке) основного листа в необходимое  число раз.

     В России стандартными размерами бумажного  листа (по ГОСТ 5773) являются (в см): 60х84, 60х90, 70х90, 70х100, 75х90, 70х108, 84х108. Допустимые форматы изданий определяются, как и в ISO, делением листа на 2 (один сгиб), 4 (два сгиба), 8 (три сгиба), 16 (четыре сгиба), 32 (пять сгибов) и т. д. Обычно, но не обязательно, лист сгибают перпендикулярно длинной стороне. Для обозначения приведенных форматов изданий сначала записывают размер листа, а потом, после дробной черты, долю листа. Например, 60х90/8, 84х108/16, 70х100/16, 70х90/16, 60х90/16, 60х84/16, 84х108/32, 70х100/32, 75х90/32, 70х90/32, 60х84/32.

     Чтобы определить формат издания до обрезки, размеры сторон выбранного листа  следует разделить на соответствующие  сомножители определителя доли. Как  правило, большая сторона делится  на больший сомножитель знаменателя, а меньшая сторона - на меньший. Например - формат печатной бумаги в см - 60х90/8, формат издания до обрезки: ширина 22,5 см (90 см : 4 = 22,5 см), высота 30 см (60 см : 2 = 30 см).

     Формат  издания после обрезки (то есть фактический  формат книги или журнала) получается уменьшением ширины издания на 5 мм, а высоты - на 10 мм (при ширине реза, который необходимо уточнить в типографии, - 5 мм).

   Форматы изданий различаются по величине (площади) в весьма широких пределах: от почтовой марки до плаката. Что  касается пропорций, то они до некоторой  степени сближены и обнаруживают устойчивую тенденцию.

  Форматы, вытянутые по вертикали (по-английски portrait – портрет), преобладают над так называемыми альбомными форматами (landscape – пейзаж). Квадратный формат редок по сравнению с продолговатыми. Исторический выбор прямоугольника с заметно разными сторонами был в какой-то мере предопределен пропорцией шкуры животного, из которой в древности выделывали пергамент.

     Тема  пропорций близка типографам не менее, чем архитекторам. Некоторые ищут и отстаивают гармоничные и потому безусловно предпочтительные соотношения сторон прямоугольника. Так, опираясь на данные исследования старинных манускриптов, Ян Чихольд вывел ряд пропорций, якобы «свободных от произвола». Все они группируются вокруг золотого сечения и «обеспечены» математически, например 1:2, 2:3, 3:4, 5:8, золотое сечение (1:1,618), квадратный корень из трех (1:1,732), квадратный корень из двух (1:1,414) — пропорции форматов серии А. Словацкий типограф Душан Шульц применяет для обозначения рациональных пропорций названия музыкальных интервалов (в точном соответствии с соотношением высот звуков, образующих интервал), и тем самым как бы подчеркивает основательность форматов, поверенных алгеброй.

     «Между  тем, – скептически замечает Ю. Герчук, – в эстетизации «правильных» математических отношений, будь то золотое сечение или же какие-либо иные излюбленные теоретиками построения, легко усмотреть своеобразную геометрическую мистику. Дело в том, что последовательность этих обычно предлагаемых «правильных» пропорций создает ряд достаточно тесный. Отличимость в нем математически точных построений от промежуточных, неизбежно весьма близких к своим соседям с обеих сторон, представляется сомнительной».

     Можно добавить, что в печати успешно используются форматы, радикально отличающиеся от идеальных. Листы пейзажного формата давно уже уравнены в правах с портретными. Сверхузкие форматы зачастую служат поводом для типографических откровений. Квадрат – эпизоды его появления ныне и в старину поздний Чихольд отмечал не без досады – стал знаменем модернистской типографики и, как подобает знамени, выносится не слишком часто. Эта чистая, нейтральная форма хороша хотя бы тем, что не подыгрывает иллюстрациям какой-то одной пропорции. В иных квадратных книгах (в издании таковых не случайно преуспели швейцарцы) формат выступает как знак трехъязычия (три колонки). Стоит также заметить, что книга стройной пропорции отличается нестройной пропорцией разворота, и наоборот.

     «Безобразный  формат, – писал Чихольд, – порождает безобразную книгу». Однако нет такого формата, который не мог бы оказаться наилучшим применительно к какой-то конкретной типографической задаче. Более того, нет такой задачи, которую нельзя убедительно решить в любом произвольно заданном формате, если принимать во внимание все компоновочные возможности, такие, например, как свободное распределение полей, набор выводов, зонирование, нестандартные приемы верстки, включая многоколонную, поперечную и распашную верстку. Бывают замечательные портреты в пейзажном формате и проникновенные пейзажи в портретном. Перефразируя Чихольда и не вступая с ним в серьезное противоречие, можно сказать: прекрасно оформленная книга порождает прекрасный формат.

     Необходимо выбирать формат будущего издания, исходя из художественного замысла, жанра, актуальной направленности книги, возраста читателя и т. п., а также собственного субъективного восприятия. При этом на полосе должны размещаться в удобочитаемом виде все элементы издания (текст, таблицы, формулы, рисунки, фотографии, диаграммы и т. д.). Формат издания зависит от характера и объема текста и иллюстраций, представления о его удобстве, а также от технологических и экономических обстоятельств. Любой фактор, в том числе и последний, может стать решающим. Неудобный формат газеты естествен для этой, образно говоря, книги дня. Зазывная афиша не должна быть размером с этикетку, хотя объем текста это позволяет. Карманная книга – синоним малоформатной. Однотомная энциклопедия была бы слишком толста в небольшом формате. Буклет, приложенный к грампластинке, желательно оформить в квадратном формате конверта. Текст из нескольких параллельных рядов просится в широкий формат. Кстати, для сугубо текстовой книги особое значение имеет горизонтальный размер, как сопряженный с физиологически обусловленным форматом строки.

     Вот что пишет Ян Чихольд в «Облике книги»: «Две постоянные величины правят пропорциями хорошо сделанной книги: рука и глаз. Здоровый глаз всегда удален от книжной страницы на две пяди, и все люди одинаково берут книгу в руки». Это ясное утверждение означает, что и удобство и красота вовсе не случайные явления, а определяются человеческой анатомией и физиологией.

     К большинству изданий мы предъявляем  требования мобильности: берем книги  и журналы с собой, читаем в  поездке, часто в неудобном положении. Отсюда и требования к формату: не слишком большой, с полями, позволяющими свободно держать книгу рукой без помех чтению, со страницами, не отвисающими вниз.

     Исключение  составляют специальные издания: подарочные, коллекционные, юбилейные и другие книги, предназначенные для чтения только за столом. Такие книги вполне могут быть большими и широким и иметь более узкие поля.

     Большая книга может оказаться громоздкой для ребенка, а слишком маленькая — дорогим и неудобным недоразумением. Слишком большие книги могут не помещаться на стандартные книжные полки, а маленькие художественные альбомы не удовлетворять запросы эстетов.

     Таки  образом, размер книги должен соответствовать  ее назначению и способствовать удобству чтения. Учтите, что определив формат, вы уже не сможете вольно определяться с размером шрифта, интерлиньяжем  и полосой набора — вся дальнейшая верстка будет продиктована выбранным  форматом, весь облик книги будет  напрямую зависеть от него.

     Определив удобочитаемый размер элементов  издания, необходимо определить примерные размеры полосы (страницы) издания в см. Однако решение об окончательных размерах необходимо принимать с учетом возможности оборудования установленного в типографии. Оборудование настроено на печать только определенных стандартных форматов. Поэтому, прежде чем остановиться на каких-то, даже стандартных размерах издания, необходимо проверить, а сможет ли типография выполнить заказ точно.  

Источники:

  1. http://www.aboutfonts.ru/2009/02/format-izdaniya/
  2. http://verstka.otrok.ru/help/formizd.html
  3. http://www.reo-print.ru/Format-izdaniya
  4. http://makepage.ru/wordpress/archives/70

Информация о работе Художественно-техническое оформление изданий