Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 18:41, реферат
«Занимаясь и разрабатывая новые в России научные отрасли, Дмитрий Николаевич отнюдь не был в них пионером или новатором, творцом новых систем или автором открытий». Эта, довольно сдержанная, оценка теоретического вклада Д.Н.Анучина в науку представляется тем более заслуживающей внимания, что, во-первых, принадлежит перу его ученика в области антропологии В.В.Бунака, во-вторых, позаимствована из мемориальной статьи, написанной к первой годовщине кончины ученого, а для этого жанра, как известно, характерно преувеличение достоинств и заслуг усопших.
В
1918 году начала осуществляться еще
одна давнишняя задумка Анучина:
при кафедре географии была создана
комиссия по вопросу «об учреждении
в России географического института».
Институт открылся по окончании гражданской
войны, в 1922 году, и его первым директором
стал Анучин. Правда, институт этот находился
в составе Московского
Анучин возглавил Московское археологическое общество, географическое отделение Коммунального музея Москвы (ныне Музей истории и реконструкции Москвы) и комиссию по созданию Центрального этнографического музея в Москве. С 1919 года он сотрудничал с Российской академией истории материальной культуры (РАИМК), которая летом 1920 года снарядила по его проекту экспедицию в район среднего течения Оки.
В
1921 году Анучин выступил одним из членов-учредителей
Всероссийской научной
Значительным
было участие Анучина в развитии
системы высшего и среднего образования.
Он вошел в учредительную комиссию
по созданию высших учебных заведений,
где разрабатывал структуру и
подбирал кадры для Ташкентского
и Уральского (в Екатеринбурге) университетов.
В Центральном естественно-
Работоспособность
и научную форму он сохранял буквально
до последних дней жизни. Еще 24 апреля
1923 г. Анучин председательствовал на
152-м заседании
Парадокс Анучина заключался в том, что, посвятив практически всю свою жизнь институционализации научных дисциплин, то есть их выделению и обособлению из нерасчлененного конгломерата гуманитарных и естественнонаучных знаний, он одновременно старался сохранить взаимопроницаемость этих наук, объединенных общим, по его мнению, объектом исследования. Сегодняшним языком мы охарактеризовали бы Анучина как сторонника междисциплинарных исследований. Его универсализм не был лишь инерционным следствием прежнего научного синкретизма, характеризующегося неопределенностью (а потому и взаимоналожением) предметных полей, но последовательной методологической позицией: определяя предметные поля выделяющихся наук, проводя границы между ними, не превращать эти границы в китайскую стену, а добиваться междисциплинарного синтеза. Но это уже был синтез на основе дифференциации, а не прежний синкретизм. В своей научной деятельности Анучину удалось воплотить искомую модель развития науки, что было следствием счастливого сочетания двух факторов: во-первых, в конце XIX века оформляющиеся научные дисциплины еще не достигли столь высокого уровня специализации, который существенно затруднил бы сотрудничество между ними, во-вторых, феноменальная память и высокая работоспособность ученого позволили ему свободно оперировать материалами, проблематикой и категориями одновременно нескольких наук.
Дмитрий Николаевич олицетворял переходный характер науки, сочетая, с одной стороны, свойственные предшествующей эпохе универсализм и энциклопедизм, с другой – стремление к дифференциации и институциализации наук. Последнее - дифференциация и институциализация – было магистральным направлением развития научного знания во второй половине XIX века, но решающая роль Анучина в формировании современного облика ряда научных дисциплин заставляет с особым тщанием всматриваться в биографию ученого, пытаясь обнаружить в индивидуальных мотивах и действиях проявление более широких закономерностей, влияние интеллектуального и духовного климата эпохи. Судьба Д.Н.Анучина испещрена знаками времени, но, отмечая их, нельзя одновременно не указать и на его инаковость, отличие от коллег по университетской корпорации.
Со
своей принципиальной внепартийностью
и подчеркнутой лояльностью по отношению
к власти как таковой - не важно,
императорской или
Однако
остался главный итог научной
жизни Анучина – три вставших
на крыло дисциплины: антропология,
география, этнография, которые
как самостоятельные науки
Информация о работе Роль Дмитрия Николаевича Анучина в развитие географии