Прогнозирование численности населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 17:22, курсовая работа

Описание работы

Население Земли размещено по её территории чрезвычайно неравномерно. Средняя плотность населения (число жителей на квадратный километр) стран различается в десятки и даже сотни раз; велики эти различия и внутри стран — от полного безлюдья до многих сотен человек на квадратный километр. Наиболее плотно населены Западная Европа, Южная и Восточная Азия, слабо — полярные области Северного полушария, пустыни, высокогорья, тропические леса.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (7).doc

— 401.50 Кб (Скачать)

г) финансирование мер должно осуществляться как из федерального, так и из региональных бюджетов и других внебюджетных источников в зависимости от финансового состояния субъектов Федерации. На федеральном уровне должны быть определены те минимальные нормы вводимых мер, меньше которых они не могут быть ни в одном из субъектов Федерации. 

3.3 Программа по улучшению  демографической  ситуации в РФ 

Следует отметить, что за последние годы федеральными органами государственной власти были определены концептуальные подходы  в области регулирования демографических  процессов в стране. Приняты Концепция  демографического развития Российской Федерации до 2015 года, ряд законодательных актов по социальной защите материнства и детства, укреплению семьи. Разрабатывались и реализовывались меры демографической и семейной политики в субъектах Российской Федерации.

Определенные  проблемы имеются не только в области разработки государственной идеологии и практических мер демографической политики, но и в вопросах ее институционального, финансового, организационного, научного, статистического, информационного, пропагандистского, методологического и кадрового обеспечения.

Это существенно  осложняет разработку стратегии  и мер демографической политики на уровне субъектов Российской Федерации. Отмечая необходимость мер комплексного законодательного обеспечения разработки и реализации государственной демографической  политики в Российской Федерации, содержащихся в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, на всех уровнях власти, а также с целью повышения роли законодательных (представительных) органов государственной власти в получении конечных результатов, необходимо выполнять следующее:

1. Рекомендовать  законодательным (представительным) органам государственной власти  субъектов Российской Федерации:

- при выработке  основных направлений региональной  демографической политики учитывать системную взаимосвязь посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2008, 2009 и 2010 годы;

- объединить  усилия по реализации указанных  посланий Президента Российской  Федерации Федеральному Собранию  Российской Федерации в части решения демографических проблем и приоритетных национальных проектов «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», «Здоровье», «Образование»;

2. Рекомендовать  законодательным (представительным) органам государственной власти  субъектов Российской Федерации ежегодно:

- подводить итоги  своей деятельности по правовому  обеспечению демографической и  семейной политики в форме  ежегодного доклада о состоянии  законодательства в указанной  сфере;

- направлять  основные результаты анализа  своей деятельности по правовому обеспечению демографической и семейной политики в Совет Федерации для использования при подготовке предложений по развитию федерального законодательства в указанной сфере.

3. Обратиться  к Президенту Российской Федерации с просьбами:

- рассмотреть  вопрос о введении специальных  государственных наград – орденов  и медалей за родительство  и присуждать их не только  многодетным матерям, но и отцам,  опекунам, усыновителям, приемным родителям  за воспитание достойных граждан  России;

- взять под свой личный контроль вопросы ускорения разработки и реализации Концепции и Программы демографической и семейной политики в Российской Федерации.

4. Рекомендовать  Совету Федерации, учитывая опыт  Межпарламентской ассамблеи государств  – участников Содружества Независимых Государств, рассмотреть возможность разработки рамочных законов по развитию демографической и семейной политики для субъектов Российской Федерации.

5. Рекомендовать  соответствующим комитетам и  комиссиям Совета Федерации провести  анализ перечней первоочередных нормативных правовых актов федерального уровня, необходимых для разработки и реализации региональной демографической политики, отсутствие которых сдерживает принятие нормативных правовых актов регионального уровня.

6. Предложить  Правительству Российской Федерации:

- разработать  проект рамочного федерального  закона «О государственной поддержке  семей в Российской Федерации», предусмотрев в нем, в частности,  дополнительные меры поддержки многодетных семей;

- ускорить разработку  Концепции демографического развития Российской Федерации и Программы демографического развития Российской Федерации на длительную перспективу;

- ускорить разработку  Концепции и Программы миграционной  политики, включая вопросы регулирования  временной трудовой миграции и селективного отбора и закрепления иммигрантов, а также преодоления мигрантофобии, с учетом долговременных перспектив демографического развития страны, ее геополитических интересов и потребностей отраслей и регионов в трудовых ресурсах;

- разработать  меры по усилению мотивации к рождению детей в российских семьях и обеспечению более благоприятных условий для их воспитания, образования, физического и духовного развития, предусмотрев периодическое наращивание этих мер с целью постоянного подкрепления их стимулирующего воздействия;

- обеспечить  проведение на регулярной основе  информационно-пропагандистских мероприятий,  направленных на повышение информированности  органов власти и населения  о демографической ситуации в  стране, ее последствиях, о значении  укрепления семьи и формирования здорового образа жизни;

- подготавливать  ежегодный доклад о демографической  ситуации и демографической политике  в Российской Федерации;

- существенно  укрепить институциональные механизмы  разработки и реализации демографической,  семейной политики и миграционной политики в Российской Федерации;

- ускорить решение  вопроса о создании национального  института демографии, который мог  бы участвовать в разработке  стратегии демографической политики  и оценке ее эффективности,  обеспечивать проведение демографической экспертизы всего законодательного поля, разрабатывать методики составления федеральной и региональных программ демографической политики, обобщать опыт зарубежных стран и субъектов Российской Федерации;

- развивать в  Российской Федерации систему подготовки и переподготовки кадров специалистов-демографов с учетом потребности в них субъектов Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Что касается демографического роста, то в обозримой перспективе  население Земли, согласно тенденциям его развития, всего лишь удвоится, т.е. достигнет за пределами XXI века 10-12 млрд и на этом стабилизируется (так называемый нулевой рост). Грубо говоря, прокормить такое население даже при нынешней технической оснащенности реально, а ведь в будущем появятся новые возможности.

Итак, на основе современных представлений о  научных, технических, экономических  возможностях и о способах производства можно заключить, что ресурсов, имеющихся  на нашей планете, вполне достаточно для того, чтобы удовлетворить потребности в питании десятков миллиардов человек. Хотя на самом деле, по прогнозам демографов, землян будет не более 15 млрд. Для этого потребовалось бы применить и распространить во всем мире уже существующие в настоящее время методы передового сельхозпроизводства, не говоря уже о других возможностях. Это повлекло бы развитие производства удобрений, техники, увеличение в десятки раз объема некоторых сфер промышленности, следовательно, использование большого количества материалов и энергии.

Для того чтобы предотвратить дальнейшую угрозу недоедания и голода и добиться самообеспеченности продовольствием, надо в течение демографической длины одного поколения увеличить уровень производства в развивающихся странах примерно вдвое. Выбор пути решения продовольственных проблем, как и прогресс человечества, по-прежнему определяются не столько природными, сколько социальными и политическими факторами. Нет совершенства в социальном устройстве, какую бы экономику ни применяли: рыночную или плановую.

Перспективы демографического развития Российской Федерации относятся к числу важнейших вопросов, определяющих будущее страны на ближайшие десятилетия.

Особенностями демографических процессов России на протяжении двадцатого века было сохранение низкой продолжительности жизни населения, общие негативные тенденции изменения рождаемости и смертности населения.

Начавшаяся с 1992 года естественная убыль населения  России приобрела устойчивый и долговременный характер. Сохраняется крайне низкая продолжительность жизни населения, которая существенно меньше, чем в странах Европейского Союза: в среднем на 16 лет у мужчин и на 9 лет у женщин. С начала XXI века внешняя миграция компенсирует только незначительную часть естественной убыли населения.

Усилились долговременные тенденции ухудшения здоровья, роста инвалидизации и смертности населения. Из-за высокой преждевременной смертности страна несет огромные людские потери, которые в значительной мере определяют сокращение численности населения.

После небольшого структурного роста с 2000 года, продолжилось снижение рождаемости, ухудшился половозрастной состав населения и его размещение по территории страны.

Согласно прогнозу Росстата, при сохранении сложившихся  тенденций, численность постоянного  населения Российской Федерации  сократится со

141,9 млн. человек  в 2010 году до 138 млн. человек  в 2015 году.

Дальнейшее развитие России как жизнеспособного общества и государства невозможно без  выработки и реализации стратегического  и государственного плана преодоления  демографического кризиса на основе комплексного решения вопросов семьи и рождаемости, здоровья и продолжительности жизни, миграции и расселения.

В завершении отмечу: проблему низкой рождаемости невозможно решить без изменения отношения всего общества к семье и ее ценностям. 
 
 

Список использованных источников: 

1. Дронов В.П. Экономическая и социальная география: Справ. материалы/В.П. Дронов и др.– М.: Просвещение, 2010.

2.[Электронный ресурс]-http://www.demoscope.ru.

3. Звонкова Т.В. Географическое прогнозирование: Учебное пособие для географ. спец. вузов. – М.: Высшая школа, 2010.

4. Коренкова С.Ю. Социально-экономическая география/С.Ю. Коренкова, С.П. Семенов. – СПб: Питер, 2009.

5. Родионова И.А. Страны мира: экономико-географическая характеристика: Пособие для поступающих в вузы. – М.: Московский лицей, 2010.

6. Страны мира: Справочник. – М.: Республика, 2010.

7. Тойн П. Методы географических исследований. 1-й выпуск. экономическая география/П. Тойн, П. Ньюби / Пер. с англ. Липеца Ю.Г., Чижова Н.Н. – М.: Прогресс, 2009.

8. Хорев Б.С. Население страны: географические и демографические аспекты. – М.: Знания, 2009.

9. Шишов С.С. Экономическая география и регионалистика: Учебное пособие / Под ред. Морозовой Т.Г. – М.: Финстатинформ, 2009.

     10. Прогноз Организации Объединенных Наций. World Population to 2300.  Unated Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division.    

     11. Капица С.П., Феноменологическая теория роста населения Земли, "Успехи физических наук", т.166, N1, 63-80, 2009.

     12. Капица С.П., Общая теория роста населения Земли. "Наука", М. 2009.

     13. Lutz W., ed. With a foreword by N. Keyfitz. The future population of the world. What can we assume today? IIASA, Earthscan, London, 2010.

     14. Cohen J., How many people can the Earth support? New York, Norton, 2010.

     15. Сови А., Общая теория населения. Тт.1 и 2., М. "Прогресс", 2009.

     16. Хрисанфова Е.Н. и Перевозчиков И.В., Антропология. Изд-во МГУ, 2008.

     17. Хакен Г., Синергетика. Пер. с англ. М. "Мир",2009.

   18. Chesnais J.-C., The demographic transition. Oxford, 2008.

   19. Дьяконов И.М., Пути истории. От дервнейшего человека до наших дней. М., Изд-во "Восточная литература", 2008 .

   20. Конрад Н., Запад и Восток. Изд. 2-е., М., 2010.

   21. Кинг А. и Шнейдер А., Первая глобальная революция. Пер. с англ., М., "Прогресс", 2008.

   22. Яковец Ю.В., Предвидимое будущее. Парадигмы циклов. М., 2010.

   23. Капица С.П., Модель развития человечества и проблемы экономики.

Информация о работе Прогнозирование численности населения