Прогнозирование численности населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 17:22, курсовая работа

Описание работы

Население Земли размещено по её территории чрезвычайно неравномерно. Средняя плотность населения (число жителей на квадратный километр) стран различается в десятки и даже сотни раз; велики эти различия и внутри стран — от полного безлюдья до многих сотен человек на квадратный километр. Наиболее плотно населены Западная Европа, Южная и Восточная Азия, слабо — полярные области Северного полушария, пустыни, высокогорья, тропические леса.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (7).doc

— 401.50 Кб (Скачать)

Продолжится процесс  демографического старения населения, то есть увеличения в его структуре лиц старших возрастных групп. В этих условиях для выработки мер социально-экономической политики, позволяющих уменьшить негативные последствия изменений в численности и возрастном составе населения, перспективы демографического развития России требуют особенно глубокого и систематического изучения.

Расчеты перспективной  численности населения являются важнейшей задачей демографической  статистики. В настоящее время  они достаточно регулярно проводятся Федеральной службой государственной  статистики и отдельными научно-исследовательскими институтами. Как правило, их результаты представляются в среднем варианте расчета, рассматриваемом как наиболее вероятный исход. Для отображения альтернативных предположений об ожидаемых уровнях рождаемости, смертности и миграции к нему добавляются высокий и низкий варианты.

В последние  годы был разработан другой путь прогнозирования  населения. Его основная идея заключается  в том, чтобы учесть главные источники  неопределенности и оценить вероятность  того, что фактическая численность населения не выйдет за установленные прогнозируемые пределы. Это - так называемые вероятностные подходы к прогнозированию населения3.

Применение вероятностных  подходов при построении прогноза населения  России представляется вполне оправданным. Демографическая ситуация в России остается достаточно неопределенной. Эта неопределенность усиливается принятием с 2007 года новых мер демографической политики. Остается неясной реакция населения на новые меры по стимулированию рождаемости: будет ли действительное повышение уровня рождаемости или произойдет сдвиг календаря рождений, что наблюдалось в середине 1980-х годов.

Неопределенной  остается и ситуация со смертностью  населения. В 2006 году произошло ее существенное сокращение (на 5,6%), показатель ожидаемой продолжительности жизни населения увеличился почти на год. Является ли это началом долговременной тенденции или оказывают влияние какие-то краткосрочные факторы, пока неясно. Национальный проект «Здоровье» направлен в большей степени на модернизацию системы здравоохранения, что, безусловно, является положительным моментом, но он не учитывает влияния поведенческих факторов на состояние здоровья населения (структура и качество питания, потребление алкоголя и курение, занятия спортом и т.д.).

В данной статье мы предлагаем два варианта вероятностного прогноза населения России.

Первый, названный трендовым, предполагает повышение показателя суммарной рождаемости с 1,29 ребенка на одну женщину репродуктивного возраста в 2005 году до 1,53 к 2050 году. Значение в 2050 году было оценено на основе так называемого скорректированного значения показателя суммарной рождаемости и рассчитывается с учетом того, что рост среднего возраста матери при рождении ребенка по всем очередностям стабилизируется к 2050 году. Средний возраст матери при рождении ребенка при этом увеличится с 26,6 года в 2005 году до 29,4 года в 2050 году. По этому сценарию в 2050 году с вероятностью 90% суммарный коэффициент рождаемости будет находиться в интервале 1,08-1,98 ребенка на одну женщину.

Рисунок 1. Перспективная  численность населения России до 2055 год. 

Второй  вариант, названный вариантом демографической политики, предполагает, что усилия российского правительства, направленные на стимулирование рождаемости, дадут положительный результат. Это приведет, во-первых, к сокращению временного интервала между рождениями первого и второго ребенка и, во-вторых, к увеличению числа вторых рождений в общем числе родившихся до 50%. В свою очередь это отразится на увеличении суммарной рождаемости до 1,5 ребенка на одну женщину к 2008 году. Пик уровня рождаемости будет достигнут в 2014 году (1,76). В дальнейшем можно ожидать незначительного снижения этого показателя и с 2027 г., достигнув значения 1,7 ребенка, он останется постоянным. Нижняя граница 90%-ного вероятностного интервала в 2050 году составит 1,25, верхняя - 2,15 ребенка на одну женщину.

Сценарии смертности и миграции принимались одинаковыми  для обоих вариантов. В случае показателя ожидаемой продолжительности  жизни (сценарная переменная для смертности) предполагалось, что нижняя граница 90%-ного вероятностного интервала не будет увеличиваться ни для мужчин, ни для женщин. Верхняя граница этого интервала возрастет за десятилетие на два года для женщин и 2,8 года для мужчин; это соответственно уменьшит разницу в ожидаемой продолжительности жизни между полами. Согласно этому результату, медианное значение показателя ожидаемой продолжительности жизни при рождении в 2050 году будет равняться 71,3 и 81,7 года для мужчин и женщин соответственно.

 

Рисунок 2. Ожидаемое  число родившихся в России в период до 2055 года

 Вполне возможно, что в условиях нехватки трудовых  ресурсов и высокой демографической  нагрузки пожилыми может возникнуть  необходимость активизации миграционной  политики, причем основной упор будет делаться не на временную трудовую миграцию, а на привлечение мигрантов на постоянное место жительства. Какие-то попытки в этом отношении уже предпринимаются. Примером может служить принятая государственная программа по содействию добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом. Кроме того, следует отметить, что исходя из итогов переписи населения 2002 года, реальный объем чистой миграции в Россию в период 1990-2002 годов составлял 300-450 тысяч человек в год. Однако, на наш взгляд, не следует сильно уповать только на решение проблемы трудовых ресурсов и старения за счет миграции. Дело в том, что мигранты, также как и основное население, стареют и со временем прекращают трудовую деятельность и для поддержания их также требуется трудоспособное население. Возникает эффект «снежного кома», когда необходимо все большее и большее число мигрантов, что, в свою очередь, может привести к социальной напряженности и трениям с коренным населением, особенно когда имеются существенные культурные различия у мигрантов и коренного населения.

Результаты прогнозных расчетов показали, что по обоим  вариантам продолжится снижение численности российского населения. Приведенные ниже графики показывают квантили результирующего распределения численности населения России (см. рис. 1). С 60%-ной вероятностью население России в 2050 году будет находиться в интервале от 98,6 до 110,2 млн. человек согласно трендовому варианту и от 112,7 до 123,7 млн. человек по «варианту демографической политики». Можно отметить, что в соответствии со средним вариантом Отдела народонаселения ООН в 2050 году население России составит 111,8 млн.

Как хорошо видно  на графиках, если меры по стимулированию рождаемости окажутся успешными, то это приведет к примерно 500 тысячам дополнительных ежегодных рождений в ближайшем будущем. Однако после 2013 года число рождений снова начнет снижаться. Это предопределено возрастной структурой населения, когда в детородный возраст начнут вступать небольшие когорты женщин.

Низкая рождаемость  и рост показателя средней продолжительности  жизни приведут к активизации  процесса демографического старения населения. Медианный возраст россиян, согласно трендовому варианту, вырастет с 37,3 года в 2005 году до 45,2 года в 2050 году и до 40,5 года согласно «варианту демографической политики».

Итак, использование  вероятностных прогнозов для  России дало дополнительное понимание  будущей тенденции численности  населения и его возрастных характеристик. С высокой степенью вероятности  теперь можно сказать, что только меры по стимулированию рождаемости, даже при условии некоторых положительных изменений в смертности населения, не приведут к стабилизации численности населения. А в условиях снижающейся численности населения один из наиболее перспективных подходов - это инвестирование в так называемый человеческий капитал: в образование и здоровье нации. То есть если людей становится меньше, то нужно сделать так, чтобы они работали дольше и более продуктивно. Только использование комплексного социально-демографического подхода позволит преодолеть негативные последствия сложившейся демографической ситуации в России.

    График 1 — Прогнозная динамика численности населения России по прогнозу ООН, 2005–2050 (млн.чел.) 

Так, согласно среднему варианту прогноза ожидаются следующие среднегодовые величины уменьшения численности (в тысячах человек): за 2005–2010 гг. — на 635; за 2015–2020 гг. — на 719; за 2025–2030 гг. — на 781; за 2035–2040 гг. — на 669 и за 2045–2050 гг. — также на 669 тысяч человек. По верхнему варианту — соответственно на 356; 296; 368; 6 и 50 тысяч человек. Согласно нижнему варианту — соответственно на 913; 1 157; 1 154; 1 168 и на 1 203 тысяч человек.

Прогнозы специалистов ООН в общем-то совпадают с оценками демографических перспектив, которые дают отечественные демографы. Приведенные выше данные укладываются в ту вилку прогнозной численности населения России, которая уже стала как бы общим местом демографической прогностики. В этом смысле можно говорить о «конвергенции» прогнозов, выполняемых разными авторскими коллективами. Однако в большинстве их игнорируются результаты социолого-демографических исследований о постоянном снижении репродуктивных установок, что и является основной причиной неадекватных оценок численности населения России на середину столетия.

Динамика рождаемости  играет определяющую роль в актуальных и будущих тенденциях изменения численности населения нашей страны.

 

    График 3 — Прогноз старения населения России на период до 2050 г., 
WPP-2009, все варианты

Главным демографическим  последствием описанной выше динамики демографических процессов в России будет, помимо сокращения численности населения, его дальнейшее старение.

Специалисты ООН  оценивают этот показатель по состоянию на 1 июля текущего года в 17,1%. К 2050 г., показатель старения населения России будет только расти. Особенно быстрый рост доли лиц в возрасте 60 лет и старше прогнозируется по нижнему варианту прогноза и по варианту постоянной рождаемости: специалисты ООН прогнозируют более чем двукратное её увеличение (до 37,6% и 35,4% соответственно). В результате резко возрастет и средний возраст населения. Если в настоящее время, по оценке ООН, средний возраст населения нашей страны равен 37,3 года, то к 2050 г. он увеличится до 50,9—43,5—48,5 лет по нижнему, среднему и варианту постоянной рождаемости соответственно. И лишь по верхнему варианту средний возраст населения останется прежним и равным 37,3 года. Старение населения будет иметь многообразные демографические и социально-экономические последствия неблагоприятного характера.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Демографическая  политика Российской  Федерации

3.1 Современные демографические  проблемы России.

В 1992 году уровень смертности в России превысил уровень рождаемости. Демографическая ситуация в стране такова, что наши людские потери сравнимы с потерями в ходе интенсивных боевых действий. Ежегодно мы теряем 0,5млн человек. Параллельно ухудшается качество здоровья оставшегося населения, усугубляются процессы его старения. На двух работающих приходится один иждивенец (пенсионер, инвалид, ребенок). Это соотношение постоянно изменяется в сторону увеличения иждивенцев и в ближайшей перспективе составит 1:1.

Величина  государственного долга, приходящегося  на одного гражданина России, увеличивается  пропорционально уменьшению населения. Традиционное тяготение иммигрантов, замещающих вымирающее население России, к своей исторической родине приводит к существенному оттоку капитала. Так, иммигранты из бывшего СССР пересылают домой суммы, сопоставимые с величиной внешнего долга России.

Через несколько десятилетий, когда население  России сократится на несколько десятков миллионов человек, трудоспособного  населения не хватит для обеспечения  работы транспорта, оборонной и добывающей промышленности, здравоохранительных  и правоохранительных учреждений и армии.

Граждане  репродуктивного возраста чаще больны, чем здоровы; подвержены алкоголизму  и наркомании, принявшим размеры  национального бедствия.

Число молодых людей призывного возраста сокращается, и среди них в  свою очередь уменьшается доля годных к строевой службе. А около 20 % женщин бесплодны.

Длина государственной границы, приходящейся на одного российского солдата, самая  высокая в мире. В сочетании  с необоснованными территориальными претензиями, которые многие страны имеют к России, и тем, что наши ближайшие соседи (Турция, Иран, Китай, Индия, Пакистан, Корея, Япония, среднеазиатские страны СНГ) имеют очень высокую плотность населения и высокие темпы экономического роста, но бедны минеральными, энергетическими и другими природными ресурсами, это не может не рассматриваться как потенциальная угроза России.

Наибольшей  степени депопуляции подвергается государствообразующий этнос страны - русские. Примечательно, что распад СССР произошел как раз в те годы, когда доля славян в численности населения сократилась и составила чуть больше половины населения страны. Та же перспектива в ближайшем времени ожидает и Российскую Федерацию

Общее сокращение численности населения, снижение его  плотности до параметров почти в  три раза меньше среднемировых создадут опасность ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире, возможность дополнительных притязаний на территорию Российской Федерации. Уменьшение численности молодежи, вступающей в трудоспособный возраст, вызовет опасность обострения проблемы комплектования вооруженных сил, правоохранительных органов и иных силовых структур, что представляет собой угрозу сохранения оборонного потенциала страны, охраны государственных границ и проведения других мер, связанных с национальной безопасностью. По сравнению с 2000 годом численность мужского населения в возрасте 17-19 лет сократится к 2016 году с 3,46 млн. человек до 1,99 млн. человек.

Информация о работе Прогнозирование численности населения