Прогнозирование численности населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 17:22, курсовая работа

Описание работы

Население Земли размещено по её территории чрезвычайно неравномерно. Средняя плотность населения (число жителей на квадратный километр) стран различается в десятки и даже сотни раз; велики эти различия и внутри стран — от полного безлюдья до многих сотен человек на квадратный километр. Наиболее плотно населены Западная Европа, Южная и Восточная Азия, слабо — полярные области Северного полушария, пустыни, высокогорья, тропические леса.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (7).doc

— 401.50 Кб (Скачать)

В области стимулирования рождаемости и укрепления семьи  определены следующие приоритеты:

-ориентация системы общественных и личностных ценностей на семью, состоящую из родителей с несколькими детьми, путем усиления приоритетности интересов данных семей при формировании и реализации социальной политики;

-создание условий для жизнедеятельности семьи, дающих возможность рождения, содержания и воспитания нескольких детей, и направленных на обеспечение постепенного перехода от малодетной (1-2 ребенка) к среднедетной (3-4 ребенка) семье, в первую очередь, путем повышения материального благосостояния, качества и уровня жизни семей;

-обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;

-повышение воспитательного потенциала семьи как основного субъекта социализации путем формирования у детей, подростков и молодежи ориентации на полную семью и рождение двух и более детей;

-формирование общественного мнения в направлении необходимости укрепления семьи с двумя и более детьми, в первую очередь молодой семьи;

разработка и  реализация стратегии деинституализации  детей-сирот, детей-инвалидов, развитие форм их семейного обустройства.

Требуют дальнейшей разработки и совершенствования  нормативно-правовые акты, прежде всего  регулирующие миграционные процессы, в части обеспечения контроля за въездом, выездом и пребыванием  на территории Российской Федерации  иностранных граждан и натурализации мигрантов. Также необходима корректировка положений действующей нормативно-правовой базы, регулирующей положение вынужденных мигрантов в Российской Федерации.

Средства массовой информации должны пропагандировать здоровый образ жизни, крепкую полную семью с несколькими детьми, формировать национальную идею через воспитание культа здорового человека с оптимистическим мировоззрением.

Через средства массовой информации следует проводить  работу, направленную на недопущение  передачи от поколения к поколению вредных поведенческих стереотипов. Этой цели должны служить программы формирования здорового образа жизни, гигиенически рациональных стереотипов поведения у детей и молодежи: занятие физкультурой и спортом, отказ от курения и т.д. Необходимо развивать систему информирования населения о возможных опасностях и угрозах для жизни и здоровья, связанных с эпидемической обстановкой, стихийными бедствиями и техногенными авариями, появлением на рынке опасных для здоровья товаров.   

3.2 Стратегия демографического развития РФ на ближайшие 20лет.

Стратегическая  цель демографического развития страны

Вслед за одобрением Правительством в сентябре 2001 г. Концепции  демографического развития России в  этой области был осуществлен  ряд целенаправленных мер: дважды повышалось единовременное пособие в связи с рождением ребенка; утверждена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг.; реализуется Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и оформления его результатов»; внесены поправки в законы, регулирующие миграционные процессы; разрабатываются региональные концепции и программы мер по оздоровлению ситуации в области рождаемости, смертности и др.

Однако ощутимых изменений в демографической  ситуации за истекшие годы не произошло. Причем не из-за инерционности демографических  процессов и действия лага запаздывания между принятием решений и  их результатами, а из-за того, что принятые меры, во-первых, в силу незначительности затрат на них оказались недостаточно сильными, способными переломить негативные тенденции в воспроизводстве и миграции населения. И, во-вторых, они по своей сути не были направлены на решение поставленной цели (например, в области рождаемости акцент делался не на стимулирование рождения второго и третьего ребенка, а на осуществление социальной помощи тем, у кого и без этой помощи рождаются первенцы; в области миграции изменение норм получения гражданства исходило не из необходимости привлечения новых граждан в страну, а из того, чтобы ограничить их приток и затруднить получение гражданства. Неэффективными оказались также приказы бывшего Минздрава о регулировании цен на лекарственные средства для льготных категорий граждан и пр.

Наряду с ростом рождаемости возросла и смертность. В среднем за 4 года нового, XXI века число умерших по сравнению с  аналогичным предыдущим периодом увеличились  на 220 тыс. и держится на отметке в 2,3 млн. человек.

Таким образом, одобренная Правительством Концепция  демографического развития не стала  действенным рычагом воздействия  на демографические и миграционные процессы. К тому же во властных структурах, не говоря уже о средствах массовой информации, до самого последнего времени отсутствовало осознание того, что углубляющийся в России демографический кризис становится главной опасностью для её настоящего и будущего. Действительно, все последние 10 лет демографическая проблематика в том или иной мере обсуждалась в различных законодательных и исполнительных структуру.

Сохраняющаяся в ряде властных структур и общественных институтов недооценка возможных последствий  современных параметров демографического развития страны объясняется тем, что  они еще не воспринимаются как катастрофические, поскольку динамика ухудшения носит пока эволюционный характер. Однако уже в ближайшее время произойдет резкое сокращение численности населения и масштабов трудового потенциала. Если уровни рождаемости, смертности и миграции останутся неизменными, то, к 2015 г. Численность населения будет составлять 134 млн., к 2020 г.-129 млн. и к началу 2025 г. снизится до 122 млн. человек. Но если в течение ближайших 20 лет продолжатся нынешние тенденции рождаемости и смертности, то численность населения к началу 2025 г. сократится до 114 млн. человек. И как следствие: бездействующая Россия (в первую очередь со стороны власти и бизнеса) за 20 лет, даже в мирное время, может потерять почти 30 млн. человек.

Чтобы превратить Стратегию в целенаправленный и конструктивный механизм выхода России из демографического кризиса, что в полной мере соответствует геополитическим интересам государства, необходимо, прежде всего, уточнить положения одобренной Правительством 4 года назад Концепции демографического развития страны, учитывая ухудшающуюся ситуацию в области рождаемости, смертности и миграции населения, а также перспективы возможной демографической динамики.

В Концепции 2001 г. записано, что «целями демографического развития Российской Федерации являются стабилизация численности населения и формирование предпосылок к последующему демографическому росту». В первоначальной формулировке, которая была скорректирована правительственными структурами, речь шла о том, что для достижения поставленной цели должны быть мобилизованы как воспроизводственные, так и миграционные ресурсы. Кроме того, из документа было исключено геополитическое обоснование стратегии демографического развития России. И все же в целом поставленная в Концепции цель отвечала и отвечает интересам страны, ибо альтернативой ей может быть только сокращение численности населения. В качестве цели демографического развития (политики) не может выступать улучшение качества населения, поскольку это цель отнюдь не демографической, а социальной политики, хотя очевидно, что лишь одновременное осуществление и той (демографический рост), и другой (улучшение качества) позволит сохранить и преумножить население.

Одним из недостатков  Концепции оказалось то, что не учитывалась специфика демографического развития России в первой четверти XXI века (влияние созданной в 80- 90-е гг. демографической волны).

Другой недостаток - в Концепции демографического развития не было учтено то, что как бы ни росла  рождаемость, в ближайшие 15-20 лет  она не сможет дать прирост трудовых ресурсов, призывных и репродуктивных контингентов. Поэтому в течение 2-3 пятилетий, во-первых, необходимо в максимальной степени использовать трудовой потенциал нового зарубежья, привлекая его в качестве как потенциальных граждан России, так и трудовых мигрантов, сглаживающих дефицит трудовых кадров в отечественной экономике. Во-вторых, необходимо добиться сокращения смертности населения, особенно мужчин трудоспособного возраста, ежегодная сверхсмертность которых (суммарное превышение аналогичных показателей у женщин в возрасте 20-59 лет) достигает почти 400 тысяч человек (по этой причине в течение 2006-2020 гг. потери трудовых ресурсов могут составить 6 млн. человек).

Третий недостаток заключался в декларативном характере  Концепции, исключавшей какой-либо контроль за её реализацией вследствие, во-первых, отсутствия тех пороговых значений демографических параметров, которые должны быть достигнуты к определенному сроку, и, во-вторых, потому, что во властных структурах отсутствовал и до сих пор отсутствует орган, контролирующий демографическое развитие страны в направлении поставленной цели.

Наконец, четвертый  недостаток - Концепции демографического развития России не был придан общегосударственный  характер с тем, чтобы политика, проводимая в иных, а тем более в непосредственно влияющих на динамику населения сферах, не противоречила стратегической цели демографического развития. В частности, одобренная Правительством в марте 2003 г. Концепция регулирования миграционных процессов по своей сути противоречит цели, сформулированной в Концепции демографического развития, одобренной тем же Правительством в сентябре 2001 г.

Демографическая политика обязана быть эффективной, а потому она не может быть дешевой. Её проведение потребует значительных финансовых ресурсов (жилищные льготы, единовременные пособия, возмещение женщинам в связи с рождением ребенка потерь доходов в течение ряда месяцев и др.). Эти затраты возможны только в том случае,

если будут  рождаться дети нужной очередности, так как кредиты на жилье будут погашаться лишь после рождения очередного ребенка. То же относится и к многократно увеличенным единовременным пособиям. Затраты на все это будут необходимы, если будет происходить прирост вторых и третьих детей. Но если не будет такого прироста, то не будут нужны и расходы. Затраты также потребуются на организацию притока в Россию мигрантов и на их обустройство в специально предназначенных регионах. Но если не будет мигрантов, не будет и расходов. Следовательно, во всех случаях затраты потребуются только при условии непременного демографического эффекта.

Повышение рождаемости  и снижение смертности в результате проведения целенаправленной демографической  политики позволит уменьшить масштабы сокращения численности населения  к началу 2025 г. на 11-12 млн. человек или на 8,0% от нынешней численности населения России. В настоящее время естественная среднегодовая убыль составляет примерно 900 тыс. человек в год. В 2010-2020 гг. она снизится до 400- 410 тыс., а в дальнейшем будет снова увеличиваться вследствие неблагоприятных изменений возрастного состава населения даже при продолжении положительных сдвигов в рождаемости и смертности. К 2024 г. естественная убыль превысит 560 тыс. человек. Очевидно, что после 2015 г. необходимо будет еще более усилить демографическую политику, чтобы компенсировать негативное влияние изменений возрастной структуры.

Чтобы не допустить  или сгладить создание новой демографической  волны и одновременно снизить  финансовое давление на текущий бюджет, меры демографической политики должны:

а) вводиться поэтапно - в течение 4-5 лет - по разным субъектам Федерации, в первую очередь в самых важных в геополитическом отношении приграничных регионах и там, где наиболее неблагоприятная ситуация, а в последнюю - в районах с наилучшей демографической обстановкой;

б) быть распределены по группам с их постепенной реализацией  в течение 4-5 лет; в этом случае меры демографической политики будут  введены по всей России в полном объеме к 2014-2015 гг. и соответственно увеличение расходов растянется на 10 лет.

в) формируя демографическую политику, нужно исходить из того, что все супружеские пары и отдельные лица имеют неотъемлемое право принимать самостоятельное решение относительно количества и времени рождения детей, точно так же и государство обладает суверенным правом проводить ту демографическую политику, которую оно считает соответствующей его внутренним потребностям. Такой принцип является основополагающим во Всемирном плане действий в области народонаселения. То же относится и к пространственным перемещениям.

г) демографический рост - общенациональная задача и потому бремя её выполнения нужно распределить на всех: те, кто не имеют детей или не желают их иметь, включая и усыновление, обязаны участвовать финансово (налог на бездетность, повышение пенсионного возраста и т.п.) в поддержке тех, кто несет основную нагрузку в воспроизводстве населения (семьи с двумя-тремя детьми).

д) меры, направленные на увеличение продолжительности жизни, должны охватывать все слои общества: способствовать улучшению лечения больных, сохранению здоровья здоровыми, уменьшению доли населения, подвергнутого различным девиациям (наркомания, алкоголизм и др.)

Информация о работе Прогнозирование численности населения