Прогнозирование численности населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 17:22, курсовая работа

Описание работы

Население Земли размещено по её территории чрезвычайно неравномерно. Средняя плотность населения (число жителей на квадратный километр) стран различается в десятки и даже сотни раз; велики эти различия и внутри стран — от полного безлюдья до многих сотен человек на квадратный километр. Наиболее плотно населены Западная Европа, Южная и Восточная Азия, слабо — полярные области Северного полушария, пустыни, высокогорья, тропические леса.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (7).doc

— 401.50 Кб (Скачать)

Сокращение численности  детей и подростков приведет к  возникновению проблем формирования трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал Российской Федерации, уменьшению объемов подготовки квалифицированных кадров в общеобразовательных, профессиональных и высших учебных заведениях, разрушению системы подготовки кадров, что может создать угрозу усиления внешней технологической зависимости России. Уже сегодня численность принимаемых в высшие учебные заведения практически совпадает с численностью выпускников общеобразовательных учреждений.

Реальная экономическая угроза связана с уменьшением численности населения рабочих возрастов и соответственно с сокращением экономического потенциала страны. В условиях ожидаемого экономического роста, сокращение численности экономически активного населения (по оценке Минэкономразвития России на 3,2 млн. человек за 2006-2010 годы) вызовет дефицит рабочей силы, который может покрываться за счет нерегулируемой иммиграции из стран Среднего Востока, Китая, Вьетнама.

В связи с  постарением населения возникнет  опасность дефицита рабочей силы, увеличения демографической нагрузки на трудоспособное население, повысится нагрузка на систему здравоохранения, обострятся проблемы с выплатами пенсий и социальных пособий.

Общее сокращение численности населения, сопровождающееся сокращением численности отдельных этнических групп, особенно коренных малочисленных народов, может привести к их полному исчезновению.

Характер миграционных процессов (внутренних миграций и иммиграции) окажет отрицательное влияние на систему расселения населения Российской Федерации: будет происходить замещение иммигрантами постоянных жителей ряда регионов страны (северные и приграничные территории), что не отвечает экономическим и геополитическим интересам страны. В ряде территорий (юг страны) чрезмерная концентрация вынужденных мигрантов вызовет дополнительные экономические и социальные трудности.

По утверждению  демографов, разрыв между смертностью  и рождаемостью в большей мере обусловлен низкой рождаемостью, чем  высокой смертностью. В нашем  обществе бытует внушенное мнение, что причина низкой рождаемости кроется в тяжелом экономическом положении "нечего нищету разводить". Создается якобы тупиковая ситуация: до тех пор, пока не повысится уровень доходов и размер пособий на детей, рождаемость не увеличится. А без увеличения рождаемости невозможен рост доходов и пособий.  

Следует сразу  отметить, что реальный уровень жизни  в России выше, чем официально заявляемый. Приводимые в статистических сводках цифры уровня дохода не соответствуют реальному уровню потребления. Сокрытие доходов и "левые" заработки носят массовый характер. Фактически почти все жители России имеют не декларированные доходы в прямой или скрытой форме. Говорить о связи демографического кризиса с экономикой значит идти вопреки очевидности. Низкая рождаемость никогда или почти никогда не связана с экономическими причинами, что подтверждают и специалисты, профессионально занимающиеся вопросами демографии. Этот тезис можно проиллюстрировать следующими положениями:

1. Если связь  между уровнем доходов и рождаемостью  и существует, то только обратная: в семьях с меньшим доходом имеют больше детей.

2. В богатых  странах рождается меньше детей, чем в бедных. Богатые семьи в России в основном имеют одного, редко двух детей.

3. На протяжении  всей дореволюционной истории  в России никогда не выплачивалось  пособий на детей; уровень душевого  дохода в стране никогда не  был столь высок, как сейчас, но при этом никогда, даже во времена татаро-монгольского нашествия, у нас не было такой низкой рождаемости, как сейчас. В годы Великой Отечественной войны уровень рождаемости в России был выше, а уровень жизни несравнимо ниже, чем в наше время.

4. Семьи верующих  всегда более многодетны, независимо  от уровня их дохода.

5. Регионы России  с традиционными национальными,  религиозными, семейными устоями  (Дагестан, Тува и др.) при тех  же или более низких экономических  показателях имеют гораздо более высокую рождаемость, чем районы с русским населением, потерявшим традиционные устои жизни.

6. Сильнее всего бьют по рождаемости разводы, частота которых никак не связана с уровнем доходов населения.

7. В "бедную" Россию стремятся миллионы иммигрантов из соседних стран, так как уровень жизни и возможность заработка в ней намного выше, чем, например, в Китае, Турции, Афганистане и др.

К числу факторов, влияющих на снижение рождаемости, можно отнести:

1. Утрату традиционных  устоев крепкой семьи, отторжение женщины от семьи, потеря мужчиной роли главы семьи и кормильца.

2. Отторжение народа от религии и морали.

3. Сектантство.

4. Насаждение "массовой культуры", дающей простор личным интересам индивидуума, противоположным интересам семьи, общества, государства. .

5. Наркоманию, алкоголизм.

6.Раннюю смертность в результате несчастных случаев, убийств и самоубийств.

7. Перегруженность отрицательной информацией, создающей гнетущую и тревожную атмосферу в обществе, вызывающую постоянный стресс.

8. Госфинансирование и государственную поддержку мероприятий по контролю над рождаемостью (внедрение программы "планирования семьи"; раздача бесплатных противозачаточных средств; оплата стерилизаций, абортов и их рекламы; налоговые льготы для тех, кто осуществляет эту деятельность; пропаганда малодетности).

9. Оказание давления на женщину в медицинских учреждениях с целью принудить ее к отказу от рождения детей.

10. Бесплодие женщин в результате абортов.

11. Жилищную проблему.

12. Отъезд за границу граждан репродуктивного возраста.

13. Войны и беспорядки, вызывающие перемещение больших масс беженцев; крупные экологические катастрофы.

Отток из России квалифицированных кадров ведет  к ослаблению научного, творческого  и экономического потенциала страны.

Целью демографической политики Российской Федерации является постепенная стабилизация численности населения и формирование предпосылок последующего демографического роста.

Задачами демографической  политики Российской Федерации являются:

-в области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни:

-увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения за счет улучшения качества жизни, снижения преждевременной, особенно предотвратимой смертности, в первую очередь, в младенческих возрастах, среди подростков и лиц трудоспособного возраста;

-улучшение репродуктивного здоровья населения;

-увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни, путем сокращения заболеваемости, травматизма и инвалидности;

-улучшение качества жизни хронически больных и инвалидов, путем предоставления им условий для реализации имеющегося (остаточного) потенциала здоровья.

-в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи:

-создание предпосылок для повышения уровня рождаемости путем постепенного перехода от преимущественно малодетного к среднедетному типу репродуктивного поведения семей;

-всестороннее укрепление института семьи как формы наиболее рациональной жизнедеятельности личности и ее нормальной социализации;

создание условий  для самореализации молодежи;

-социальная защита и материальное поощрение ответственного родительства.

в области миграции и расселения:

-регулирование иммиграционных потоков с целью создания действенного механизма миграционного замещения естественной убыли населения Российской Федерации;

-повышение эффективности миграционных потоков путем достижения соответствия их объемов, направлений и состава перспективам социально-экономического развития Российской Федерации;

-обеспечение интеграции мигрантов в российский социум и формирование толерантности к мигрантам.

В области укрепления здоровья и увеличения продолжительности  жизни населения определены следующие  приоритеты:

-укрепление состояния здоровья детей и подростков, прежде всего за счет совершенствования профилактических мероприятий по снижению травм и отравлений, курения, алкоголизма и наркомании, развития физической культуры, отдыха и оздоровления;

-сохранение репродуктивного здоровья населения путем совершенствования профилактической и лечебно-диагностической помощи;

-улучшение состояния здоровья населения в трудоспособном возрасте, в первую очередь за счет профилактических мероприятий по снижению травм и отравлений, а также раннему выявлению болезней системы кровообращения, новообразований и инфекционных болезней;

-сохранение здоровья пожилых людей, для которых наиболее важны профилактика сердечно-сосудистых, онкологических, эндокринных и инфекционных заболеваний.

В проведении профилактической работы необходимо скоординировать  действия органов исполнительной власти всех уровней с общественными, благотворительными и религиозными организациями, а также предусмотреть активное участие самого населения.

Необходимо возродить  систему массового санитарно-гигиенического просвещения и обучения граждан.

Важнейшей задачей  является внедрение в практику жизнесохранительного поведения, формирование здорового образа жизни у всех категорий населения. В этой связи необходимо активизировать работу по организации и проведению пропагандистской работы, в том числе через средства массовой информации, направленной на пропаганду здорового образа жизни, что предполагает развитие учреждений физической культуры, отдыха и туризма, досуговых центров (особенно для детей, подростков и молодежи). Следует обеспечить поддержку благотворительных акций и инициатив, ставящих своей целью укрепление здоровья населения. Эти индивидуальные инициативы и благотворительные акции могут стать важным резервом в борьбе с факторами преждевременной и предотвратимой смертности населения. Необходимо разработать механизмы поддержки подобных инициатив.

Особое внимание должно быть уделено снижению потребления  алкоголя и принятию мер, направленных на ослабление последствий пьянства и алкоголизма, при этом сочетание  мер из области фискальной политики, административных ограничений, информационных воздействий способно привести к желаемому эффекту. Система мер должна включать жесткий контроль качества алкогольной продукции и политику цен, стимулирующую переход к потреблению менее вредных типов алкогольных напитков. Ценовая политика должна, с одной стороны, не допустить переориентацию населения на самодельные или нелегальные алкогольные изделия, но, в тоже время, ограничивать потребление алкоголя.

В этих целях  также необходимо введение правил, запрещающих продажу алкоголя лицам, находящимся в состоянии сильного опьянения и несовершеннолетним, запрет на продажу крепких алкогольных напитков в местах массового скопления населения.

Органами здравоохранения  и социальной защиты населения должны реализовываться комплексные меры по дальнейшему развитию психиатрической и наркологической помощи населению, вакцинопрофилактике, борьбе с ВИЧ-инфекцией, туберкулезом, болезнями, передаваемыми половым путем.

Особое внимание должно быть обращено на профилактику и лечение бесплодия, в связи  с чем планируется разработать соответствующие программы, направленные на обеспечение ранней диагностики и лечения нарушений репродуктивного здоровья.

С целью профилактики патологии беременности и родов, сохранения здоровья новорожденных  должны быть внедрены паспорта здоровья семьи, предусмотрены возможности повышения качества питания беременных, оздоровления их в санаторно-курортных учреждениях.

Особое внимание должно уделяться охране репродуктивного  здоровья подростков, созданию и развитию новых подходов к гигиеническому и нравственному их воспитанию.

В связи с  широким распространением среди  детей и подростков алкоголизма, наркомании, токсикомании, инфекций, передаваемых половым путем, следует предусмотреть  создание таких новых структурных  подразделений, как отделения (кабинеты) медико-социальной помощи в амбулаторных - поликлинических учреждениях и учебных заведениях.

Кроме того, органами государственной власти должна быть разработана система принципов  экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий  и охране труда, предусматривающая развитие страхования от производственного травматизма.

Информация о работе Прогнозирование численности населения