Перспективи розвитку туризму в Україні

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 20:53, методичка

Описание работы

У многих людей появляется потребность увидеть новые районы и страны, познакомиться с жизнью и обычаями их народов. Всё это послужило причиной возникновения особой формы путешествий – туризма.
Процесс активизации хозяйственных связей увеличивал подвижность населения, сопровождался строительством дорог, благоустроенных гостиниц, ресторанов, созданием зон отдыха, лечения, изучением исторических и культурных достопримечательностей и т.д.
Целью данной работы является рассмотрение туристических ресурсов Украины и определение перспективности использования их государством.

Содержание

Введение 3
1. Понятие, формы и виды туризма 5
1.1 Определение туризма 5
1.2 Типы туристов 7
1.3 Виды и формы туризма 8
2. Рынок туризма в Украине 11
3. Проблемы и пути стимулирования рынка туризма в Украине 23
3.1 Проблемы национального рынка туризма 23
3.2 Развитие сферы туризма на примере Турции 27
Заключение 29
Список использованных источников 30
Приложение А 31

Работа содержит 1 файл

referat.doc

— 205.00 Кб (Скачать)

Параллельно улучшается здоровье экс-туристов, что отражается на их работе: увеличивается производительность труда, снижаются целодневные потери и потери времени внутри рабочего дня. Это приводит к повышению рейтинга работника, способствующему более высокой должности и оплате.

В соответствии с рисунком (см. ниже) экономическую эффективность туристской сферы можно рассматривать в  двух аспектах: производства и потребления. Как известно эффективность определяется соотношением результата и затрат. В первом случае результат включает три составляющих. Его расчет, как и расчет затрат, не требует особого математического аппарата. Сложнее обстоит дело с потреблением туристских услуг. Здесь необходимо выделить долю факторного влияния отдыха в виде туризма в повышении выработки, а соответственно и в результирующих показателях хозяйственной деятельности. Указанное влияние определяется методом экспертных оценок на основе материалов статистических наблюдений.

По оценкам заграничных экспертов, суммарные затраты на внутренний и международный туризм на нашей планете составляют 15% мирового валового продукта. При этом доля туризма - 30% мировой торговли в сфере услуг, которые по прибыльности находятся на втором месте после добычи и переработки нефти.

Однако для того, чтобы туристическая область в Украине стала такой же прибыльной, необходим ряд условий. Первое и важнейшее - у нас есть богатейшая природа, великое множество выдающихся памятников мирового значения, есть где соединить отдых с лечением. Второе условие - наличие хорошо подготовленных, стабильных, уверенных в себе кадров.

Сегодня в Украине в сфере  туризма работает свыше четырех  тысяч лицензированных туристических  предприятий. И вот уже в третий раз отмечает среди них наилучших, тем самым вдохновляя на здоровую конкуренцию, основанная Туристической ассоциацией Украины ежегодная всеукраинская туристическая профессиональная программа "Хрустальный аист".

Подведя итоги, ассоциация и соорганизаторы - Всеукраинский благотворительный  фонд содействия развития физкультуры, спорта и туризма , компания "Автоекспо" за содействие Государственной туристической администрации Украины с участием "Укрсоюзтуру" - собрали победителей и лауреатов программы "Хрустальный аист-2001" в зале "Элита" гостиничного комплекса "Русь".

Награды вручались в таких номинациях: за реализацию государственной политики в области туризма - Министерству курортов и туризма Автономной Республики Крым, наилучший туроператор заграничного туризма (Европейский туристический рынок) - ЧП "Международное агентство по культурным обменам и туризму "Україна-Русь", наилучший туроператор заграничного туризма (американский туристический рынок) - ООО "Триада тревел бюро", наилучший туроператор оздоровительно-лечебного туризма - коллективному предприятию "Кандагар", за достижение в развития туризма в Автономной Республике Крым - ЧП "Чорномор-Тур", за достижение в развития туризма в Карпатском регионе - общему украинско-канадскому предприятию "ГОРОД-ТУР", за достижение в развитии туризма в Азово-Черноморском регионе - туристическому агенству "Муніципал-Одеса", за достижение в развитии туризма в Волынско-Подольском регионе - ЗАО "Вінницятурист", наилучший организатор детского и молодежного туризма - Донецкому институту турбизнеса, наилучший туристско-экскурсионный маршрут по Украине - ООО "Спутник " (экскурсии "Замки и крепости Украины", "Казацкими путями ", "По святым местам Украины"), наилучшая экскурсия ("Памятки садово-паркового искусства Черниговщины: Тростянец и Качанівка") - коллектива авторов Института туризма ФПУ, наилучший туроператор заграничного туризма (страны Европы) - ЗАО "Универсальное агентство с продаж авиаперевозок", наилучший туроператор заграничного туризма (Азиатско-Тихоокеанский регион) - украинско-египетской компании "Синдбад іnternatіonal", наилучший туристический отель - отель "Турист", наилучший туристический комплекс - ОАО "Туристическая фирма "Львов-Спутник", лучший гостиничный туристический ресторан - ресторан туристическо-отельного комплекса "Днестр", наилучший туристический перевозчик - ОАО "Украинское Дунайское пароходство", найнадежнейший страховой партнер туризма - ЗАО "Страховая компания "Остер-Киев", за обеспечение защиты и безопасности туристов - Верховинского контрольно-спасательного отряда , за пропаганду туризма в средствах массовой информации - ЧП "Телекомпания "Крыла ", лучшее  туристическое издание - ООО "Издательство "Балтия Печать", за личный взнос в развитие туризма - президенту ЗАО "Гамалія" И.Голубасу (за развитие международных туристических связей), директору отеля "Днепр" Л. Лугановой (за развитие отельно-ресторанного бизнеса), директору Международного центра детско-юношеского туризма М. Лейбельман (за развитие детского и молодежного туризма).

Кроме того, специальных наград удостоен бывший заместитель главы Ивано-Франковской областной государственной администрации М. Шкрибляка, президента американской туристической фирмы "Скоуп тревел инк" господину Марийку Гельбиг, ООО "Туристическое агентство "Лыбед-Киев", ООО "Редакция журнала "Международный туризм", ОАО "Гостиничный комплекс "Русь", ООО "Смайл тревел", ЗАО "Укрпромінвест", компанию "Автоекспо", редакционный совет книги "Немцы и немецкая культура в Украине" и благотворительный фонд "Аист".

3. Проблемы и пути стимулирования рынка туризма в Украине

3.1 Проблемы национального  рынка туризма

 

Проблемы, которые существуют на сегодня в области туризма Украины, являются краеугольным камнем всей работы, поэтому к их выяснению следует подходить очень внимательно. Для выявления проблем украинского туризма будет целесообразно рассмотреть состояние этой области на мировом рынке и сравнить его с ситуацией в Украине. Именно таким путем, но учитывая особенности и специфические черты нашей страны, можно раскрыть всю глубинность ведущих проблем области.

Характерной особенностью конца ХХ столетия стал бушующее развитие туризма - наиболее демократической и интернациональной сферы общественной деятельности. Мощный импульс к тому был дан на Первой всемирной конференции "Туризм как влиятельная сила сохранения мира" (1988 г. Ванкувер), где впервые прозвучал призыв к распространению и пропаганды туризма как гаранта мира и безопасности , который влияет на граждан разных стран, их экономику, культурное наследство, традиции, религию и ремесло.

Вместе с тем туризм является одной из  самых прибыльных областей мировой экономики и по своей экономической отдаче вышел на ведущие позиции: на него приходится около 10% выработанного в мире валового продукта и близко 30% мировой торговли услугами.  Количество международных туристических странствий постоянно возрастает (с 25 млн. в 1950 г. до 675 млн. в 2003 г. ), соответственно доходы от отельно-туристических услуг также будут повышаться ускоренными темпами и могут возрасти от 445 млрд. долл. в 2003 г. к приблизительно 2 трлн. долл. в 2020 г. (за предположениями). По данным Всемирной туристической организации, ежегодно путешествует больше 800 млн. человек. Примечательным является то, что более чем в 40 странах мира туризм является основным источником поступлений национального бюджета, а в 70 - одной из трех статей. Например, в Испании частица прибыли от иностранного туризма в общей сумме поступлений от экспорта товаров и услуг составляет 35 %, на Кипре и в Панаме - свыше 50 %, на Гаити - более чем 70 %.

На фоне бушующего развития мирового туризма закономерно стоит вопрос о роли Украины на мировом рынке туристических услуг. Следует отметить, что объективно она имеет все предпосылки для интенсивного развития внутреннего и иностранного туризма: особенности географического положения и рельефа, благоприятный климат, богатство естественного, историко-культурного и туристическо - рекреационного потенциалов. Но, к сожалению, не всё является таким безоблачным. На фоне мирового туризма, который набирает мощность фантастически быстрыми темпами, Украина выглядит довольно скромно. На сегодня украинские граждане являются своеобразными инвесторами зарубежных стран. Туризм, по расчетам специалистов, лишь в виде налогов мог бы каждый год приносить в государственную казну до 4 млрд. долл.

Безусловно, причины такого положения  надо искать в сложной социально-экономической ситуации в государстве, в неотрегулированности механизмов стимулирования туристической индустрии, отсутствия эффективной стратегии развития этой области как на национальном , так и региональном уровнях. Но проблема является значительно более широкой. Вопрос касается, наверное, не только туристической области Украины, а вообще путей привлечения стран с переходной экономикой (к которым относится и Украина) к могущественным интеграционным процессам и конкурентоспособности таких экономик на мировом рынке.

Традиционно конкурентоспособность  трактуется как обусловленное экономическими, социальными и политическими  факторами устойчивое положение  страны или товаропроизводителя  на внутреннем и внешнем рынках. Для Украины важным является понимание того, что ключевые параметры конкурентоспособности товаров, предприятий и областей формировались в структуре внутренних и внешних связей СССР - страны, которая на период распада перестала отвечать современным критериям конкурентоспособности. Потенциал УСРС, хотя и был довольно значительным, тем не менее эффективность его реализации была крайне неудовлетворительной. Национальная экономика Украины, которая унаследовала традиционно материально- и энергоёмкие производства, была объективно несостоятельной выдержать конкуренцию на мировых рынках. Крайне неблагоприятные внутренние условия развития при сравнительно слабых международных позициях экономики Украины принуждают активно искать нестандартные пути выхода из кризиса, средства формирования по-настоящему международной конкурентоспособной национальной экономики.

Ситуация, которая сложилась в  туристической сфере в последнее  время, требует активного поиска средств преодоления кризисных  явлений и интенсификации производства туристического продукта, с обеспечением необходимого качества.

Проблемы, которые можно наблюдать  сегодня в области туризма  Украины, являются следствием того экономического прошлого, которое осталось нашему государству после распада СССР. Поэтому эти явления являются глубинными, а их решение требует комплексного и продуманного подхода. Факторы, которые служат причиной развития иностранного туризма, не адекватные природно-ресурсному, историко-архитектурному и рекреационному потенциалу Украины, находятся как в сугубо внутренней , отраслевой, так и во внешней (преимущественно общеэкономической) плоскостях. Основными из отраслевых факторов являются :

- недостаточный уровень развития непосредственно сети и объектов туристической инфраструктуры, их несоответствие мировым стандартам. Следует помнить, что производственная база области формировалась, в основном, с советских времен с ориентацией преимущественно на непритязательного туриста, поэтому среди объектов инфраструктуры преобладают большие (сравнительно с аналогичными заграничными) комплексы, со значительной концентрацией мест и низким уровнем комфортности. Нужно также отметить, что в Украине только 10% отелей отвечают международным стандартам, среди них по состоянию на 2000 год не было ни одного пятизвездочного, и только шесть имели четыре звезды. Сейчас ситуация начинает постепенно изменяться, все же возник первый пятизвездочный отель в Украине. Но к стабилизации ситуации еще далеко. К счастью, осознания этого как важной проблемы области уже существует в государстве. До 2010 года лишь в Киеве может появиться пять пятизвездочных отелей, 12-15 - четырехзвездочных, а также 40-50 - трехзвездочных, что, по идее, должно  оказывать содействие притоку туристов в столицу. О состоянии украинских путей говорить вообще не приходится . Одним из действующих средств ускорения развития туризма в Украине является развитие туристической инфраструктуры в сети международных транспортных коридоров (МТК). По оценкам экспертов, она имеет высочайший в Европе коэффициент транзитности (с 13 тыс. км автомобильных путей государственного значения свыше 9 тыс. км являются магистралями, связанными с МТК). В совокупности с мощным туристическим потенциалом нашей страны, этот факт может стать важным фактором развития отечественной экономики.

- отсутствие скоординированной высококвалифицированной и грамотной системы действий по проведению туристического продукта Украины на мировой рынок, которое бы давало ощутимые результаты. Проблемы возникают прежде всего с рекламой отечественных курортов. Так, в 2004 году в Национальном бюджете на это было предусмотрено 1,7 млн. грн., получено же лишь 40 тыс. Поэтому абсолютно понятно, что за границей очень тяжело получить информацию как о самой Украине, так и о туристических услугах, которые в ней предоставляются . И хотя в 2004 году в нашей стране была создана собственная информационная система (UTІ), она в значительной мере носит коммерческо-информационный, а не имиджевий характер. Совсем иначе  дело обстоит за границей. Например, Великобритания, которую и так не имеет особой потребности в рекламе, тратит на это целые 80 млн. фунтов стерлингов. На первый взгляд кажется, что это расточительство. Но, как было подсчитано, каждый вложенный в рекламу фунт приносит доход от привлеченных туристов в 27 фунтов. Поэтому направления преобладающей части средств на рекламу Украины по всеу миру и ее широкие туристические возможности будет правильным решением .

- технологическая отсталость области. В Украине практически не применяются туристические технологии, которые в развитых странах приобрели признаки повседневной жизни: электронные информационные справочники относительно отелей, транспортных маршрутов и туристических фирм с перечнем и стоимостью услуг, которые ими предоставляются ; в мире практически все справочники по туризма выпускаются в электронном , а большинство - в Іnternet-форматах, которые дают пользователям возможность бронировать места в отелях и на транспорт в режиме реального времени - "on-lіne". В последнее время в области информационных технологий Украины наблюдается значительное оживление. Поэтому следует также активно использовать эту возможность для приближения к выходу на мировой уровень обслуживания клиентов.

- низкий уровень обслуживания, обусловленный общей квалификацией работников области. На сегодня в Украине практически отсутствуют соответствующая система в области туризма для подготовки и переподготовки кадров, а также четкие и соответствующие мировым стандартам квалификационные требования; в то время как в России, которая по прогнозам ВТО в 2020 г. войдет в десятку наиболее посещаемых стран мира , уже сегодня функционирует около 40 государственных и частных учебных заведений подготовки кадров для туризма). В нашем государстве также постепенно возникают соответствующие учебные заведения, но они делают лишь первые шаги в этом направлении, не имея соответствующего опыта.

- отставания масштабов (даже сравнительно со средними показателями по СНГ) нормативно-правового и организационного обеспечения туристической деятельности, которая в значительной мере поясняется перманентной административной реформой в Украине.

Главными внешними факторами, которые  сдерживают развитие туризма в Украине, является вызванная вялостью и неожиданностью экономических реформ неблагоприятность  существующих условий для предпринимательства  вообще и туристического в частности, несовершенство и даже определенная агрессивность нормативно-правового поля (и в том числе - правил и условий пересечения границ иностранцами) и, как следствие, отсутствие необходимых инвестиций для развития туризма - как внутренних (из-за продолжительного экономического кризиса), так и иностранных (из-за неблагоприятного инвестиционного климата). Неблагоприятность экономического климата послужила причиной того факта, что из почти 3000 украинских туристических предприятий, которые имеют действительные лицензии на предоставление туристических услуг, фактически на рынке работают лишь около трети.

Как уже отмечалось, именно эти  внешние и внутренние факторы  могут быть базой, на основе которой  будут разрабатываться предложения  относительно выхода области из кризисного положения и служить указателями дальнейших направлений ее развития.

Информация о работе Перспективи розвитку туризму в Україні