Перспективи розвитку туризму в Україні

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 20:53, методичка

Описание работы

У многих людей появляется потребность увидеть новые районы и страны, познакомиться с жизнью и обычаями их народов. Всё это послужило причиной возникновения особой формы путешествий – туризма.
Процесс активизации хозяйственных связей увеличивал подвижность населения, сопровождался строительством дорог, благоустроенных гостиниц, ресторанов, созданием зон отдыха, лечения, изучением исторических и культурных достопримечательностей и т.д.
Целью данной работы является рассмотрение туристических ресурсов Украины и определение перспективности использования их государством.

Содержание

Введение 3
1. Понятие, формы и виды туризма 5
1.1 Определение туризма 5
1.2 Типы туристов 7
1.3 Виды и формы туризма 8
2. Рынок туризма в Украине 11
3. Проблемы и пути стимулирования рынка туризма в Украине 23
3.1 Проблемы национального рынка туризма 23
3.2 Развитие сферы туризма на примере Турции 27
Заключение 29
Список использованных источников 30
Приложение А 31

Работа содержит 1 файл

referat.doc

— 205.00 Кб (Скачать)

Отдыхающие с целью познания, изучения. Данный тип туристов заинтересован  в повышении своего образовательного уровня, познании нового.

Любители приключений. Лишь немногие любители острых ощущений отправляются в странствие в одиночку и при этом подвергаю себя действительно серьезному риску. К питу искателей приключений можно отнести таких  туристов, которые ищут необычных впечатлений с определенной долей риска. Для них риск - это возможность испытать себя..

Классификация туристов на группы в  зависимости от стиля их жизни  предполагает более углубленный  подход к выделению  типов, так  как рассматривает человека и  его поведение не изолированно, а  в связи с его жизненной  позиции, отношением к различным вещам и его желаниями.

При выделении  групп туристов в  зависимости от стиля их в основу положен не какой-то отдельный критерий, а отношение человека к своей  жизни. Сделать это очень сложно, так как тенденции и экономическая  ситуация в обществе подвержены очень сильным изменениям во времени. 

 В зависимости от стиля  жизни выделяют четыре группы  туристов:

Любители наслаждений. Представители данной группы предъявляют очень высокие требования к качеству отдыха. Для них путешествие — это способ самовыражения.. От отдыха они желают получить удовольствие, позволить себе некоторые слабости или дать себе спортивную нагрузку.

Тенденциозные туристы. Для туристов, входящих в данную группу, отдых— это  возможность найти и проявить себя как личность. Это отдыхающие с высокими требованиями, но в отличие от «наслаждающихся жизнью» им не нужны условия класса люкс. Они ищут единения с природой, тишины и возможности психологической разгрузки. Они осознают проблемы окружающей среды, интересуются политикой и культурой намеченного для посещения региона.

Семейные туристы. В эту группу входят исключительно семьи с  детьми. Семейные туристы любят проводить  свой отпуск в кругу семьи, друзей, родственников. Они отдыхают в спокойной  и удобной обстановке, покупают услуги по выгодным ценам, не любят, чтобы им мешали. Чаще всего обслуживают себя сами.

Всецело отдыхающие. Важнейшим условием для туристов этого типа  является возможность отдохнуть. В данную группу входят сравнительно пассивные  туристы, которые проводят свой отпуск традиционным способом: довольствуются тишиной, долго спят, любят вкусно и обильно поесть, совершают короткие прогулки или недальние поездки. Любители такого отдыха радуются, если на время отпуска могут быть сохранены их любимые привычки, ведь они не любят экспериментировать.

 

1.3 Виды и формы туризма

                      

В качестве признака, позволяющего классифицировать путешествия по видам туризма, можно  использовать мотивационные факторы. При такой классификации следует  исходить из основного мотива, побудившего человека отправиться в поездку. Хотя мотивы не всегда определяются однозначно, все же можно выделить шесть видов туризма в системе его управления.

Туризм с целью  отдыха. Данный вид заключается в кратковременном  или более продолжительном отдыхе с целью физического или психологического восстановления организма. Кроме того, к этой группе относится и курортный отдых, при котором для лечения или восстановления сил используются природные свойства почвы, климата и морской воды.

Туризм с целью изучения культуры. Туризм, ориентированный на познание чужой культуры, подразделяется на познавательный и паломнический. Познавательный туризм охватывает собой посещение исторических, культурных или географических достопримечательностей. Туристы, путешествующие с познавательной целью, чаще всего интересуются социальными и экономическими отношениями посещаемых ими стран. Целью паломнического туризма является посещение мест, имеющих особое религиозное значение.

Общественный туризм. В качестве общественного туризма выступают поездки с целью посещения родственников, знакомых. друзей, а также клубный туризм. Клубный туризм отличается тем, что путешествующие сознательно интегрируются в группы. Объединение в группы происходит при наличии интересующей людей развлекательной или спортивной программы.

Спортивный туризм. К спортивному  туризму относятся поездки с  целью активного участия в  спортивных мероприятиях, а также  поездки, которые носят пассивный характер участия в спортивных соревнованиях.

Экономический туризм - поездки, совершаемые из профессионального и коммерческого интереса: посещение бирж, выставок, ярмарок и т.д.

Политический туризм. Подразделяется на дипломатический туризм, участие в конгрессах, а также туризм, связанный с политическими событиями и мероприятиями.

Иногда необходимость конкретизации туризма по его формам возникает в связи с различной длительностью путешествии (продолжительные и непродолжительные путешествия). В этом случае в качестве основного критерия такой классификации выбран срок пребывания в путешествии. Если путешествия различаются по такому внешнему критерию, как длительность пребывания то можно сказать, что эти путешествия относятся к различным формам туризма. Существует много возможностей, позволяющих выделить формы туризма по внешним критериям по происхождению туристов; по организационной форме; по длительности пребывания в путешествии; по возрасту; по транспортным средствам; по времени года или сезону.

На первый взгляд может показаться, что между формами и видами туризма нет большого различия. В  обоих случаях путешествия группируются исходя из определенных точек зрения. Разница состоит в том, что виды туризма различаются по мотивации путешествующих, т.е. по внутренним факторам, а формы туризма по внешним причинам и воздействиям, что очень важно для менеджмента.

формы туризма в зависимости  от происхождения туристов. В зависимости  от происхождения путешествующих туризм подразделяется на внутренний и международный (в данном случае слово «происхождение» относится не к национальности или месту рождения человека, а к его месту жительства и работы).

Формы туризма в зависимости  от его организации (организационной  формы) В зависимости от форм организации  различают паушальный (предоставление комплекса услуг за одну стоимость) и индивидуальный туризм. Паушальный тур - это стандартизированный, предварительно организованный комплекс туристских услуг. Индивидуальный тур имеет те особенности, что  турист организует и осуществляет его самостоятельно. Подобные туры называются также одиночным.

Формы туризма в зависимости от длительности пребывания. Очень важной классификацией форм туризма является их классификация в зависимости от продолжительности пребывания.

               Продолжительные путешествия, как  правило, дополняются непродолжительными  поездками. К непродолжительным поездкам относятся транзитные поездки, однодневные поездки и кратковременный туризм. Транзитный туризм - это остановки туристов по пути следования к месту назначения. Однодневный туризм - это туры продолжительностью в световой день: они не предполагают остановки на ночлег. Особенно важная форма непродолжительного туризма - кратковременный туризм. Кратковременный туризм включает в себя деловой туризм и поездки на выходные дни. Независимо от того, совершаются поездки в деловых или личных целях, средняя их продолжительность составляет 2—4 дня, т.е. они включают минимально один, максимально — три ночлега.

Формы туризма в зависимости  от возраста путешествующих.. При классификации  форм туризма учитывается также  возраст путешествующих. По возрастной шкале определены следующие группы туристов: дети, путешествующие со своими родителями; молодежь (туристы в возрасте 15—24 лет); относительно молодые, экономически активные люди в возрасте 25—44лет; экономически активные люди среднего (45—64 лет) возраста (путешествуют, как правило, без детей); пенсионеры (65 лет и старше).

Формы туризма в зависимости  от транспортных средств. В зависимости  от транспортного средства, используемого  для перемещения туристов из одного места в другое, различаются следующие  формы туризма: авиатуризм, автобусный, железнодорожный, автомобильный и морской.

Формы туризма в зависимости  от времени года. В зависимости  от времени года различается зимний и летний туризм. Сезонная классификация  форм туризма показывает колебания  спроса на туристские услуги в течение года. Время, в которое совершается максимальное количество поездок, называется туристским сезоном, период спада путешествий — межсезоньем. Туристские сезоны в разных регионах могут не совпадать.

Кроме предложенных шести критериев  существуют и другие точки зрения, позволяющие классифицировать путешествия по формам. Чтобы классификация туризма была более полной, Всемирная туристская организация предлагает классифицировать туризм по следующим типам: внутренний туризм — путешествия жителей какого-либо региона по этому региону; въездной туризм — путешествия по какой-либо стране лиц, не являющихся ее жителями; выездное туризм— путешествия жителей какой-либо страны в другую страну. Эти основные типы туризма могут по-разному сочетаться, образуя категории туризма. Категории туризма могут относиться не только к какой-либо стране, но и к региону; термин регион» — к какому-то району в пределах какой-либо страны либо к группе стран. Определение «туризм в пределах страны» охватывает собой внутренний и въездной туризм; «национальный туризм» — внутренний и выездной туризм; «международный туризм» — въездной и выездной туризм.

 

 

 

 

 

 

 

2. Рынок туризма в Украине

 

Для глубинного понимания тех процессов, которые приводят к возникновению  и существованию упомянутых выше проблем в области туризма, следует более детально проанализировать ситуацию, которая сложилась на этом рынке услуг.

Несмотря на широкую "географию" туристов, которые приезжают в  нашу страну, их преобладающую часть (78%) составляют туристы с бывшего СССР, и в первую очередь - из России, Беларуси и Молдовы. Относительно других стран, более всего Украину посещают туристы из Венгрии, Словакии и Польши (табл.1). При этом часть иностранных туристов, которые путешествуют в туристических группах, довольно незначительна - лишь 1.2%. Большинство граждан, которые , по существующей классификации, рассматриваются как иностранные туристы, фактически такими не являются, а посещают Украину по служебным или частным целям (в том числе - для ведения частного бизнеса).  Вместе с тем это является ярким свидетельством недостаточности развития в Украине организованного туризма.

 

Таблица 1.2 – Распределение иностранных туристов по странами, из которых они прибыли в 2003 году

 

 

        Страны

Прибыло

в Украину

Из     них путешествовало

 

всего (тыс. чел.)

2003 г. в % к 2002 г.

в туристических группах (тыс. чел.)

В целом

страны бывшего СССР

из них:

Беларусь

Молдова

Россия

          другие

из них:

Болгария

Великобритания

Греция

Израиль

Испания

Италия

Канада

Кипр

Китай

Германия

Польша

Румыния

Словакия

США

Турция

Венгрия

Франция

Чехия

6207,6

4838,7

 

1238,9

1292,8

2116,8

1368,9

 

29,8

24,1

9,0

28,6

5,9

17,2

11,1

1,3

8,4

62,5

256,1

38,9

149,0

46,0

22,7

440,9

20,9

75,6

84

90

 

90

109

81

74

 

43

113

86

137

84

77

84

37

78

94

40

55

62

83

68

87

92

96

75,5

36,1

 

2,0

0,7

32,9

39,4

 

0,1

2,2

0,3

4,2

0,1

1,1

1,1

0,1

0,2

7,9

2,3

0,1

0,7

6,0

2,1

0,2

0,7

1,2


 

Хотя практически вся территория нашей страны имеет достаточный  потенциал для развития туризма, тем не менее интенсивность посещений  иностранными туристами её отдельных регионов очень разнообразна (табл. 2).

При довольно значительных, а временами  и уникальных природно-лечебных ресурсах Украины , лечебный туризм (по сравнению  с специализированным и зеленым) еще не получил здесь достаточного развития. Такие виды туризма привлекают лишь меньше чем 2% туристов (табл. 3).

Как свидетельствует осуществленный сравнительный анализ, в Украине  туристическая инфраструктура является недостаточно развитой и вместе с  тем рациональной, что в объединении  с низким качеством сервиса предопределяет его низкую привлекательность, и, соответственно, прибыльность на фоне аналогичных показателей в других странах Европы.

 

Таблица 2.2 - Распределение регионов Украины по количеству посещений их иностранными туристами в 2003 г.

 

Количество посещений

Регионы

До 1 тыс.

 

 

 

 

От 1 тис. до 2 тыс.

 

 

От 2 тис. до 3 тыс.

 

 

От 3 тис. до 5 тыс.

 

 

От 5 тис. до 10 тыс.

 

 

От 10 тис. до 20 тыс.

 

От 20 тис. до 50 тыс.

 

 

Более 50 тыс.

Донецкая, Житомирская, Киевская (без г. Киева), Луганская, Полтавская, Сумская, Тернопольская, Хмельницкая и Черниговская области

 

 

Винницкая, Кировоградская, Ровненская, Херсонская и Черкасская области

 

Волынская и Днепропетровская области

 

 

Закарпатская (5), Запорожская (4,9), Ивано-Франковская (3,3), Николаевская (3,2) и Харьковская (3,4) области

 

Черновицкая (6) область

 

 

Севастополь (18,6)

 

Львовская (20,5) и Одесская (30,5) области

 

 

Киев (60,9) и Автономная Республика Крым (97,2)


 

 

 

Таблица 3.2 - Распределение иностранных туристов по цели посещения

 

Показатели

Годы

2002

2003

2004

 Количество туристов (всего)

          в том  числе с целью :

служебная, деловая поездка, бизнес-тур, обучение

досуг, отдых, спортивно-оздоровительный туризм

лечебный туризм

специализированный туризм

Другие

100

 

7,5

31,3

59,2

1,8

0,2

100

 

31,3

63,8

1,6

1,5

1,8

100

 

31,5

57,6

1,8

1,3

7,8

Информация о работе Перспективи розвитку туризму в Україні