Перспективи розвитку туризму в Україні

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 20:53, методичка

Описание работы

У многих людей появляется потребность увидеть новые районы и страны, познакомиться с жизнью и обычаями их народов. Всё это послужило причиной возникновения особой формы путешествий – туризма.
Процесс активизации хозяйственных связей увеличивал подвижность населения, сопровождался строительством дорог, благоустроенных гостиниц, ресторанов, созданием зон отдыха, лечения, изучением исторических и культурных достопримечательностей и т.д.
Целью данной работы является рассмотрение туристических ресурсов Украины и определение перспективности использования их государством.

Содержание

Введение 3
1. Понятие, формы и виды туризма 5
1.1 Определение туризма 5
1.2 Типы туристов 7
1.3 Виды и формы туризма 8
2. Рынок туризма в Украине 11
3. Проблемы и пути стимулирования рынка туризма в Украине 23
3.1 Проблемы национального рынка туризма 23
3.2 Развитие сферы туризма на примере Турции 27
Заключение 29
Список использованных источников 30
Приложение А 31

Работа содержит 1 файл

referat.doc

— 205.00 Кб (Скачать)

 

К сожалению, на сегодня мы можем  констатировать лишь то, что на фоне возрастающей конкуренции на мировом рынке туристических услуг и вследствие действия ряда факторов, о которых , будет идти речь ниже, отставание Украины от ведущих туристических стран увеличивается, перемещая ее в "периферию" туристических потоков (в 2004 г. ее посетили в 20 раз меньше туристов, чем Францию - ближайшую к Украине по размерам, территории и численности населения ). Поэтому иностранный туризм до сих пор не играет надлежащей роли в хозяйственной жизни Украины. Анализ официальной статистической информации свидетельствует об отрицательных чертах в развитии иностранного туризма в нашей стране в последние годы. Поток иностранных туристов в неё уменьшается. Только за 2002-2004 гг. вдвое сократилось количество организованных туристов, почти втрое - частные посещения Украины иностранцами и вчетверо - прибытия иностранного обслуживающего персонала. Такое сокращение происходит на фоне увеличения (в пять раз) транзита иностранных туристов украинской территорией (табл.4). Все это дает основания утверждать о потере Украиной привлекательности как места международного туризма.

 

Таблица 4.2 - Посещение Украины иностранцами

 

          Показатели

                          Годы

2004 г. в %

к 2003 г.

2002

2003

2004

  Посещения (всего)

  в том числе с целью:

туризм

служебная поездка

организованный туризм

частная поездка

обслуживающий персонал

транзит

14743,6

 

12103,7

1194,2

1414,4

9495,1

1740,4

899,5

12003,0

 

9858,7

1478,3

852,6

7527,8

845,7

1298,6

10656,4

 

6014,1

1548

712,5

3753,6

404,2

4571,4

74,5

 

49,7

129,6

50,4

39,5

23,2

508,2


 

В настоящее время туризм является одной из самых перспективных и быстроразвивающихся отраслей. Не случайно его называют феноменом XX века.

Туристская деятельность стала  важнейшим источником валютных поступлений. Например, в Испании на нее приходится 35% экспорта, свыше 50 % - на Кипре и  более 70 % - на Гаити.

Достаточно большая и плотно населенная территория Украины в плане туризма развита пока слабо. Об этом свидетельствуют приведенные ниже данные.

 

Таблица 5.2 -  Показатели развития отрасли туризма в некоторых странах Европы в 1993г.                       

 

Страны 

Количество туристов на 1 кв. км

Количество туристов на 1000 жителей 

Средний годовой доход, в млн. долларов США 

Болгария

35

427

307

Словакия

13

123

390

Венгрия

245

2214

1181

Чехия

146

1117

1558

Польша

53

450

4500

Украина

3

37

157


 

                                

 

Таблица 6.2 - Характеристика туристских баз в Украине в 1990-1995 г.

 

Показатели

1990

1991

1992

1993

1994

1995

Количество т/баз, единиц

176

147

128

116

110

110

Вместимость, тыс. мест

99

72

56

45

40

37


 

Наиболее представительной и влиятельной  организацией в сфере туризма является сейчас Всемирная туристская организация (ВТО), основанная в 1975году. К действительным ее членам относятся болeе 110 государств. Украина не состоит в ВТО за неимением средств на вступительный и членский взносы.

27 сентября в соответствии со  временем принятия устава ВТО отмечается                              Всемирный день туризма. Одним из лозунгов последних лет в этот день был:                               "Связь, информация и образование - движущие факторы развития туризма". Первые                         два фактора можно объединить в одну группу "Информационное обеспечение".                               Среди проблем информационного обеспечения целесообразно выделить следующие:

- расширение и сегментирование рекламы;

- доведение информации до потребителей с помощью современных технических средств;  
- предоставление максимально сжатой и в то же время содержащей основные факты информации в интересной, желательно неординарной форме.

Рассмотрим первое из указанных  положений более подробно. Важным направлением рекламной деятельности является расширение числа рекламируемых объектов. В настоящее время достопримечательности того или иного региона известны далеко не всем местным жителям. Например, по социологическим опросам, в заповедниках Крыма побывало только 5-8% крымчан.

Ко второму направлению можно  отнести ориентацию рекламы на определенный круг потребителей (дифференцированная реклама). В связи с современным  экономическим спадом сегментирование потребительского рынка приобретает особое значение. Согласно закону Энгеля, с увеличением дохода снижается доля расходов на товары первой необходимости, поэтому потребители могут потратить больше средств на отдых. Рекламирование туристских услуг должно иметь целевую ориентацию. Например, студентам предлагается недорогие лагеря отдыха на территории Украины, бизнесменам - комфортабельный отдых за границей.

Следующим направлением рекламной  кампании должно стать применение разнообразных  способов рекламы. В настоящее время  широкое распространение получило включение в рекламные ролики потребителей, пользующихся предлагаемым товаром и дающим ему высокую оценку (стиральный порошок, медицинские препараты, косметика и др.). «Разбавление» сухого рекламного объявления живым рассказом очевидца, конечно, даст положительный эффект.

Четвертое направление рекламной  кампании назовем концентрацией  рекламы. Указанная реклама рассчитана на весьма определенный круг потребителей. Ей должны предшествовать строительно-реконструкционные  мероприятия, результат которых отразится в рекламном объявлении. Дело в том, что среди туристов встречаются люди с физическими недостатками, приверженцы национальных традиций или желающие путешествовать вместе со своими домашними питомцами. Для них должны быть созданы особые условия, т. е.:

- для инвалидов - удобные, приспособленные для колясок подъезды;

- для домашних животных - место  выгула и соответствующее питание;

- для любителей национального  колорита - специальный, как внутренний, так и внешний интерьер, и кухня. 

В свете указанных проблем информация служит потребителю. Однако не меньшую роль она играет и для производителя туристских услуг, в частности при прогнозировании.

Прогнозирование спроса на услуги туризма, как и на любые другие, чрезвычайно  важно. Это связано со спецификой услуги, ее отличии от продукции:

- невозможностью накопления;

- перемещением не продукта к  потребителю, а потребителя к  месту оказания услуги;  
- полной степенью индивидуализации.

Для расчета числа рекреантов, которые  посетят туристский регион в планируемом периоде, чаще всего используют прямые методы. Применяются корреляционно-регрессионные уравнения, кривые спросы, гравитационные модели и их модификации.

Расчет по данным моделям весьма сложен. Обязательность их применения оправдана в регионе, где ранее или длительное время не велся учет рекреантов. В остальных случаях целесообразно применение коэффициентного метода.

Последний из перечисленных выше факторов развития туризма - образование можно  рассматривать в двух аспектах:

1. Образование как фактор расширения туристского спроса. Действительно, повышение образовательного уровня ведет к увеличению потребностей в познании окружающего мира, удовлетворению которых способствует туризм.

2. Повышение уровня образования  работников сферы туризма. В  настоящее время туристскими фирмами в Украине руководят две категории работников:

- имеющие высшее образование,  часто не связанное не только  с отраслью туризма, но и  с непроизводственной сферой вообще;

- практики, долгое время работающие  с туристами, но не имеющие  диплома ВУЗа.

В настоящее время соответствующая  специальность открывается во многих ВУЗах Украины. Однако читаемые студентам  курсы, их программы и очередность  еще не полностью разработаны.

Cледует предусмотреть подготовку и переподготовку для перечисленных выше категорий лиц:  
- для первой - приобретение навыков и специальных знаний в области туризма. Указанные лица изучают полный или выборочный курс следующих дисциплин: "Технология рекреационной отрасли", "Экономика рекреационного комплекса", "Планирование деятельности рекреационных предприятий", "Психология туриста", и также гуманитарные и математические предметы в зависимости от базового образования;

- для второй - задачей является  систематизация имеющихся специальных и приобретение общетеоретических знаний. В связи с последним курс обучения для данной категории должен быть значительно расширен по сравнению с предыдущим.

Особой проблемой является отбор  кадров при приеме на работу в туристскую фирму. Здесь возможно анкетирование или тестирование (только очное), но обязательно в сочетании с интервьюированием. Брать интервью или присутствовать при этом должен психолог. Целесообразно проведение беседы с участием руководителя предприятия, дизайнера. Вместо психолога (в зависимости от функциональной направленности работы) может участвовать врач (психиатр или невропатолог).

При подборе кадров важнейшим принципом является сочетание кадров:

- "своих", вписавшихся в коллектив,  особенно в неформальную структуру, и "чужих", вносящих свежую струю в деятельность предприятия;

- старых, являющихся устойчивыми,  имеющими опыт работы в отрасли  и конкретно на данном предприятии,  и молодых, получивших образование,  активных, не боящихся новшеств.

Важной задачей является правильный выбор формы оплаты труда работника. В связи с немногочисленностью персонала в туристском предприятии заработную плату можно представить в виде двух составляющих:

- оплата по результатам деятельности  всего предприятия (большая часть  закладывается в себестоимость, остальная - оплачивается из прибыли);

- оплата в зависимости от  личного участия работника формируется  под влиянием относительно стабильных (стаж работы в отрасли и  на данном предприятии, образование,  должность) и динамичных (выработка, внесение рационализаторских предложений, изобретение и т.д.) показателей.

Следует указать на повышение роли туризма в условиях перехода к  рыночной экономике. Такой переход  сопровождается научно-техническим  прогрессом и прогрессом благосостояния человека (ПБЧ). Если следствием первого являются положительные изменения в технике, технологии, организации производства и труда, то второй рассматривается в аспектах улучшения здоровья, питания, бытовых услуг, образования и культуры. Таким образом результатом ПБЧ является повышение как материального, так и духовного уровня. Первый является условием развития туризма, потребности в нем возникают после удовлетворения насущных жизненных потребностей, что замечательно отражено в пирамиде Маслоу. А одним из факторов формирования второго является туризм.

Отметим более или менее важную роль туризма во всей иерархии человеческих потребностей. В самой малой мере здесь происходит удовлетворение потребностей в одежде и обуви (покупка в  посещаемом регионе по цене ниже, чем в месте постоянного жительства), т.е. физиологических. Главное место принадлежит социальным потребностям. Нельзя забывать и о самореализации, например, турист, привыкший к роли исполнителя, оказывается успешным лидером или, по собственному мнению, слабо знающий иностранный язык, легко вступает в разговор с жителями другой страны.

Следует указать на значительный эффект, который получают как потребители, так и производители услуг, при  расширении туристской сферы. В регионе, где оказываются услуги туризма, увеличивается товарооборот (продовольственные товары, промышленные товары первой необходимости, а в основном - сувениры), строятся и реконструируются объекты инфраструктуры (транспорт, связь и др.), общественного питания. Регион приобретает известность, становится более значимым. Его экономическое положение улучшается за счет продажи путевок (прямой экономический эффект) и сопутствующих товаров (косвенный экономический эффект), поступления от чего отражаются в местном бюджете в виде налогов.

Информация о работе Перспективи розвитку туризму в Україні