Национальная туристическая индустрия: проблемы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 23:06, реферат

Описание работы

В XXI век туризм вошел как глобальное социально-экономическое явление, значимо влияющее на мироустройство и экономику десятков стран, как стабилизирующий фактор мирового хозяйства, способный превратить во благо географическое расположение страны и ее природно-климатические ресурсы, культурно-исторические памятники и достопримечательности, предоставить десятки миллионов рабочих мест, повысить качество жизни каждого десятого жителя земли.

Содержание

Введение
5
Глава 1. СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ
ИНДУСТРИИ


8
1.1. Туристическая индустрия как экономическая
система

8
1.2. Типология современной туристической индустрии
16
1.3. Актуальные проблемы развития российской
национальной туристической индустрии


27
Глава 2. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ
ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ
2.1. Исторические формы и глобальные тенденции на мировом туристическом рынке

35

35
2.2. Последствия глобализации современного туристического
производства


48
Глава 3. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ
ИНДУСТРИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
3.1. Концепция конкурентоспособности страны на рынке услуг


61

61
3.2. Конкурентные позиции туристической индустрии
66
3.3. Показатели конкурентоспособности национальной
туристической индустрии на мировом рынке


76
Глава 4. ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
РОССИЙСКОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ



95
ГЛАВА 5. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
5.1. Теоретические проблемы государственного регулирования туристической индустрии


119

119
5.2. Направления государственного регулирования
туристической индустрии

127
5.3. Саморегулирование туристического рынка и его
перспективы в условиях России

140
Глава 6. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ
ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ



157
Глава 7. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В
ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ
ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ

7.1. Содержание и цели государственного туристического
маркетинга


178

178
7.2. Использование брендинга в продвижении национального
туристического продукта

189
7.3. Зарубежный опыт государственного туристического
маркетинга

203
Заключение
210
Литература

Работа содержит 1 файл

mono2.doc

— 1.07 Мб (Скачать)




 

 


Прибытие иностранных граждан по целям поездок

 

 

 

1999

2000

2001

2002

2003

2004

ВСЕГО

18 819 558

21 169 100

21 570 000

23 296 000

22 514 000

22 051 000

ТУРИЗМ

3 059 480

2 597 800

2 380 000

3 106 000

3 152 000

2 861 000

ЧАСТНЫЕ ПОЕЗДКИ

9 117 088

13 382 400

14 049 000

15 159 000

14 723 000

14 308 000

СЛУЖЕБНЫЕ ПОЕЗДКИ

4 008 768

3 218 400

3 028 000

3 014 000

2 568 000

2 723 000

ТРАНЗИТ

324 222

415 000

489 000

524 000

485 000

546 000

ДРУГИЕ

2 310 000

1 555 500

1 624 000

1 493 000

1 586 000

1 613 000

 

Приложение № 2

Статистика международного туризма в РФ

(по данным Федерального агентства по туризму)

 

 

 

 

Прибытие иностранных граждан по видам транспорта

 

 

 

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

ВСЕГО

0

18 493 012

21 206

21 595

23 309

22 521

22 065

АВИАЦИОННЫЙ ТРАНСПОРТ

2 685 227

2 225 007

2 466

2 496

3 140

3 475

4 090

ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ

819 890

787 342

903

967

945

923

1 153

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ

5 533 293

6 976 777

8 238

8 125

8 086

7 676

7 277

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ

6 217 079

7 237 489

8 000

8 433

9 594

9 258

8 594

ДРУГИЕ ВИДЫ ТРАНСПОРТА

549 753

1 266 397

1 599

1 574

1 544

1 189

951

 

 


ГЛОССАРИЙ

 

Брэнд – атрибуты фирмы или товара, которые отражают их индивидуальность, привлекают концентрированное внимание клиентов и создают имидж фирме, способствуя достижению ею репутации и продвижению товара на рынок (Матанцев А.Н. 600 способов продвижения торговой марки.-М.: Дело и сервис, 2003. стр. 23).

              -  неосязаемая сумма свойств продукта : его имени, упаковки и цены, его истории, репутации и способа рекламирования; сочетание впечатлений, которые он производит на потребителей (Дэвид М. Огилви. цит. по.: Перция В. Брэндмейстеры//Рекламные идеи – YES!, 1999. №2. с. 11).

 

Дестинация – географически ограниченная местность (регион, страна, город), в направлении которой формируется туристический поток (Харрис Г. Стимулирование международного туризма в XXI веке.- М.: Финансы и статистика, 2000. стр.18).

 

Конкурентоспособность (товаров и услуг) – способность продавать их по рыночным ценам с нормальной прибылью (Е.Г. Ясин. Конкурентоспособность и модернизация российской экономики: начало проекта. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. стр. 12).

 

Курорт – географически ограниченная территория (акватория), обладающая повышенной концентрацией представленных гомогенных или геторогенных туристских ресурсов; обладающая специальным правовым статусом и защищенная от неконтролируемого использования в хозяйственной деятельности человека (Д. Уокер. Введение в гостеприимство. – М.: ЮНИТИ, 1999. стр. 232).

 

Поставщики туристических услуг – предприятия, организации или частные лица, непосредственно участвующие в комплексном облуживании туристов во время прохождения тура (Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности. – М.: Финансы и статистика, 2001. стр. 38).

 

Саморегулируемая организация – ассоциация бизнеса, выполняющая функции разработки системы правил и стандартов деловой практики; осуществления мониторинга за соблюдением этих стандартов и  правил; разработки и применения системы санкций за нарушение правил; разработки собственной процедуры внесудебного разрешения споров как между членами ассоциации, так и с аутсайдерами (Крючкова П. Саморегулирование хозяйственной деятельности как альтернатива избыточному государственному регулированию. ИНП «Общественный договор». М., 2001. стр. 11).

 

Тур - комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов - переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия (ст. 1. Федеральный Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г. №132-ФЗ).

 

Турагентская деятельность - деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (ст. 1. Федеральный Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г. №132-ФЗ).

 

Туризм – временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) пребывания (ст. 1. Федеральный Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г. №132-ФЗ).

 

Туристическая услуга – комплекс материальных или нематериальных благ, направленных на удовлетворение потребностей туристов непосредственно во время поездки либо в период подготовки к ней (Харрис Г. Стимулирование международного туризма в XXI веке.- М.: Финансы и статистика, 2000. стр.11).

 

Туристический маркетинг – систематическое изменение и координация деятельности туристических предприятий, а также частной и государственной политики в области туризма,  с целью наиболее полного удовлетворения потребностей определенных групп потребителей, с учетом возможностей получения соответствующих прибылей (Криппендорф Х. Стимулирование международного туризма в XXI веке. –М.: Финансы и статистика, 2000. стр. 49).

                                                   - это комплекс методов и технических приемов, базирующихся на исследовании и постоянном контроле, для выявления, максимизации и удовлетворения потребительского спроса туристов и создания благоприятных психологических условий для обслуживающего персонала. (Монтехано Х.М. Структура туристического рынка.- Смоленск: Изд-во СГУ, 2000. стр. 190).

 

Туристская индустрия (туриндустрия) – совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков, классифицированные по видам деятельности на специализирующиеся на туризме и частично относящиеся к туризму (Стандартная международная классификация видов деятельности в сфере туризма (СИКТА) - Всемирная туристская организация, 1993 г.).

 

Туристские ресурсы – природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворять духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил (ст. 1. Федеральный Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г. №132-ФЗ).

 

Туристский продукт - право на тур, предназначенное для реализации туристу (ст. 1. Федеральный Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г. №132-ФЗ).

 

Туристский рынок – сфера реализации туристического продукта и экономических отношений, возникающих между покупателями и продавцами туристического продукта (Балабанов И.Т. Экономика туризма.- М.: Финансы и статистика, 1999. стр. 62)

 

Туроператорская деятельность - деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (ст. 1. Федеральный Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г. №132-ФЗ).

 

Центр туристический – населенный пункт или комплекс населенных пунктов, на территории которых представлены объекты туристического показа, обладающие развитой туристической инфраструктурой (гостиничная база, транспорт, общественное питание, торговля и т.д.).(Bull A.The Economics of Travel and Tourism. London. Pitman, 1991).

 

 

 



[1] Smith S.L. Tourism analysis. 1989.

[2] Морозов В.А. Взаимодействие туризма со смежными отраслями национальной экономики. - М.: Теис, 2004.

[3] Азар В.И. Экономика и организация туризма. Методологические вопросы. - М.: 1972; Мироненко Н.С., Твердохлебов И.Т. Рекреационная география. - М.: 1981.

[4] Морозов В.А. Взаимодействие туризма со смежными отраслями национальной экономики. - М.: Теис, 2004.

[5] Мухина Л.И. Принципы и методы технологической оценки  природных комплексов. - М.: 1973.

[6] Юрик Р.А. Экономический механизм основной деятельности в иностранном туризме: Автореф. дис.канд.экон. наук. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1991.

[7] Попова Р.Ю. Государственное регулирование становления и развития туризма в России на переходном этапе. - М.: 1997.

[8] Абдурахманов Ш.М. Организационно-экономические основы развития туризма в регионе: Автореф. Дис. Канд. Экон. Наук. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002.

[9] Карасев С.О. Организационно -экономические основы функционирования туристской фирмы в условиях рынка. Автореф. Дис. Канд. Экон. Наук.-М.: ВГИК, 1999.

[10] Морозов В.А. Взаимодействие туризма со смежными отраслями национальной экономики. - М.: Теис, 2004.

[11] Моисеева Н.К. Стратегическое управление туристской фирмой. - М.: Финансы и статистика, 2000.

[12] Карасев С.О. Организационно -экономические основы функционирования туристской фирмы в условиях рынка. Автореф. Дис. Канд. Экон. Наук. - М.: ВГИК,  1999.

[13] Никифоров В.И., Калиничеснко В.В., Богданов Ю.В. Методологические вопросы системного анализа. Проблемы развития городского туризма//Туристские фирмы. Вып. 19. 1999.

[14] Морозов В.А. Взаимодействие туризма со смежными отраслями национальной экономики. - М.: Теис, 2004.

[15] Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. - М.: Финансы и статистика, 2003.

Сенин В.С. Организация международного туризма. - М.: Финансы и статистика, 1999.

Александрова А.Ю. Международный туризм. - М.: Аспект – Пресс, 2002.

[16] Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». №132-ФЗ. 1996.

[17] Морозов В.А. Взаимодействие туризма со смежными отраслями национальной экономики. - М.: Теис, 2004.

[18] Там же.

[19] Морозов В.А. Взаимодействие туризма со смежными отраслями национальной экономики. - М.: Теис, 2004.

[20] Морозов В.А. Взаимодействие туризма со смежными отраслями национальной экономики. - М.: Теис, 2004.

[21] Hicks J. Wealth and Welfare. Oxford. 1981.

[22] Иноземцев В.Л. Пределы «догоняющего» развития. - М.: Экономика,  2000.

[23] там же

[24] там же

[25] подробнее  в главе 4

[26] подробнее о мерах повышения конкурентоспособности национального туристического производства в главе 4.

[27] Исмаев Д.К. Основы стратегии и планирования маркетинга в иностранном туризме. - М.: 1994.

[28] Александрова А.Ю. Международный туризм. - М.: Аспект-пресс,  2004.

[29] Мовсесян А.Г. Либерализм и экономика. - М.: Логос, 2003.

[30] Александрова А.Ю. Международный туризм. - М.: Аспект – Пресс, 2004.

[31] Жукова М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации. - М.: Финансы и статистика, 2002.

[32] Куренков Ю.В. Конкурентоспособность России в глобальной экономике. - М.: Международные отношения, 2003.

[33] Куренков Ю.В. Конкурентоспособность России в глобальной экономике. - М.: Международные отношения, 2003.

[34] Куренков Ю.В. Конкурентоспособность России в глобальной экономике. - М.: Международные отношения, 2003.

[35] Демидова Л.С. Конкурентные позиции российской сферы услуг. - М.: Международные отношения, 2003.

[36] Демидова Л.С. Конкурентные позиции российской сферы услуг. - М.: Международные отношения, 2003.

[37] Демидова Л.С. Конкурентные позиции российской сферы услуг. - М.: Международные отношения, 2003.

[38] Кабушкин Н.И. Менеджмент гостиниц и ресторанов. – Минск: Новое знание, 2002.

[39] Кабушкин Н.И. Менеджмент гостиниц и ресторанов. - Минск: Новое знание, 2002.

[40] Беквит Г. Продавая незримое. - М.: Альпина Бизнес Бук, 2005.

[41] Хорошев О.А. Страны мира. Справочник-путеводитель. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

[42] Яковлев Г.А. Экономика и статистика туризма. - М.: РДЛ, 2004.

[43] “Royal-class”, “Fine-service”, “De luxe”  и другие виды обслуживания

[44] Ясин Е.Г., Яковлев А.А.Конкурентоспособность и модернизация российской экономики: начало проекта// Конкурентоспособность и модернизация экономики. - М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004.

[45] по данным на 2000 г., источник : Устинов И.Н. Мировая торговли. Статистическо- аналитический справочник. - М.: Экономика, 2001.

[46] имеются в виду «налоговые гавани» Карибского бассейна – Багамские, Бермудские острова, Антильские острова, Белиз, Панама

[47] например, Багамские или Бермудские острова- в Вест-Индии, Андорра, Лихтенштейн, остров Мэн – в Европе.

[48] Страны в таблице 1 расположены в порядке убывания показателя конкурентоспособности их туристического производства

[49] по материалам Всемирной Торговой Организации (www.wto.org)

 

[50] Millennium Tourism Boom in 2000. Отчет Всемирной Туристской Организации.- Мадрид: 2001.

 

[51] по данным на 2000 г., источник : Устинов И.Н. Мировая торговли. Статистическо- аналитический справочник. - М.: Экономика, 2001.

 

[52] International Trade Statistics Yearbook. UN. NY. 2003.

[53] опять же не учитывая многочисленные факторы внешней среды туризма неэкономического характера

[54] по данным на 2000 г., источник : Устинов И.Н. Мировая торговли. Статистическо- аналитический справочник. - М.: Экономика, 2001.

[55] Данные ФСБ России (Пограничная служба)

[56] Шпилько С. Для развития туризма в России нужны не столько федеральные ассигнования, сколько меры организационного характера// National Export Today. №5. 2005.

 

[57] Шпилько С. Для развития туризма в России нужны не столько федеральные ассигнования, сколько меры организационного характера// National Export Today. №5. 2005.

[58] Шпилько С. Для развития туризма в России нужны не столько федеральные ассигнования, сколько меры организационного характера// National Export Today. №5. 2005.

 

[59] Шпилько С. Для развития туризма в России нужны не столько федеральные ассигнования, сколько меры организационного характера// National Export Today. №5. 2005.

 

[60] Шпилько С. Для развития туризма в России нужны не столько федеральные ассигнования, сколько меры организационного характера// National Export Today. №5. 2005.

 

[61] Там же

 

 

[62] Шпилько С. Для развития туризма в России нужны не столько федеральные ассигнования, сколько меры организационного характера// National Export Today. №5. 2005.

 

 

[63] Шпилько С. Для развития туризма в России нужны не столько федеральные ассигнования, сколько меры организационного характера// National Export Today. №5. 2005.

 

[64] Шпилько С. Для развития туризма в России нужны не столько федеральные ассигнования, сколько меры организационного характера// National Export Today. №5. 2005.

 

 

[65] Шпилько С. Для развития туризма в России нужны не столько федеральные ассигнования, сколько меры организационного характера// National Export Today. №5. 2005.

 

[66]  Шпилько С. Для развития туризма в России нужны не столько федеральные ассигнования, сколько меры организационного характера// National Export Today. №5. 2005.

 

[67] Ушаков Д.С., Формирование местных туристических систем как основа системного подхода к развитию национального туризма// Инновации в местном самоуправлении: Юг России в контексте национального и европейского опыта. Материалы науч.-практ. конференции.  Ростов – н/Д: СКАГС, 2005

[68] Демидова Л.С. Конкурентные позиции российской сферы услуг. Сб. Конкурентоспособность России в глобальной экономике. М. Международные отношения. 2003.

[69] Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. - М.: Дело, 1992.

[70] Абалкин Л.И. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики//Вопросы экономики. №6. 1997.

[71] Ходов Л.Г. Основы государственной экономической политики. - М.: 1997.

[72] Шамхалов Ф.И. Государство и экономика (власть и бизнес). - М.: 1999.

[73] Инфляция и хозяйственный механизм. ИМЭМО. - М.: 1993.

[74] Пороховский А.А. Национальные рыночные модели экономического развития // Российский экономический журнал, №11-12. 1999.

[75] Серегина С.Ф. Роль государства в экономике. - М.: Дело и сервис, 2002.

[76] там же

 

[77] Серегина С.Ф. Роль государства в экономике. - М.:  Дело и сервис, 2002.

 

[78] Шумпетер Й. Теория экономического развития. - М.: 1982.

[79] Серегина С.Ф. Роль государства в экономике. - М.: Дело и сервис,  2002.

[80] там же

 

[81] Радаев В. Политическая экономия. - М.: 1992.

[82] Экономика. Под. Ред. Архипова А.И. - М.: Проспект, 1999.

[83] Яковлев В.А. Переход к рынку. – Краснодар: Северный Кавказ, 2001.

[84] Ефремова М.В. Основы технологии туристского бизнеса. - М.: Ось-89,  2001.

[85] там же

[86] Маринин М.М. Туристские формальности и безопасность в туризме. - М.: Финансы и статистика, 2002.

[87] Уткин Э.А. Стратегическое планирование. - М.: 1999.

[88] Обыденов А. Институциональные особенности саморегулирования бизнеса// Вопросы экономики. №4. 2001.

[89] Шаститко А. Новая теория фирмы. - М.: ТЕИС, 1996.

[90] Саймон Г. Рациональность как процесс и продукт мышления. – М.: THESIS, 1993.

[91] Обыденов А. Институциональные особенности саморегулирования бизнеса// Вопросы экономики. №4. 2001.

[92] Обыденов А. Институциональные особенности саморегулирования бизнеса// Вопросы экономики. №4. 2001.

[93] Виленский А. О передаче контрольных и регулирующих функций государства объединениям малых предпринимателей//Вопросы экономики. № 3. 2002.

[94] Виленский А. О передаче контрольных и регулирующих функций государства объединениям малых предпринимателей//Вопросы экономики. № 3. 2002.

 

[95] Виленский А. О передаче контрольных и регулирующих функций государства объединениям малых предпринимателей//Вопросы экономики. № 3. 2002.

 

[96] Виленский А. О передаче контрольных и регулирующих функций государства объединениям малых предпринимателей//Вопросы экономики. № 3. 2002.

 

[97] Гуляев В. Туризм: экономика и социальное развитие. - М.: Финансы и статистика, 2003.

 

[98] Барчукова Н.С. Международное сотрудничество в области туризма. - М.: Международные отношения, 1986.

[99] Пальчук М.И. Особенности туристического маркетинга. Сб. Проблемы материальной культуры – экономические науки. - М.: 2002.

[100] Бландиньер Ж.П. Изменение основополагающих производственных и общественных парадигм. Сб. Трансформация общественного сектора в Европе. - М.: Дело, 2003.

[101] Панкрухин А.П. Маркетинг территорий// Рекламодатель: теория и практика. №1 . 2002.

[102] Галумов Э.А. Международный имидж России. - М.: Известия, 2003.

[103] Галумов Э.А. Международный имидж России. - М.: Известия, 2003.

 

[104] Жукова М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации. - М.: Финансы и статистика, 2002.

[105] Жукова М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации. - М.: Финансы и статистика, 2002.

[106] Жукова М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации. - М.: Финансы и статистика, 2002.

[107] по материалам сайта  www.marketingua.com

[108] Панкрухин А.П. Маркетинг территорий// Рекламодатель: теория и практика. №1 . 2002.

[109] там же

[110] Панкрухин А.П. Маркетинг территорий// Рекламодатель: теория и практика. №1 . 2002.

 

[111] Дурович А.П. Реклама в туризме.- М.: Новое знание,  2003.

[112] Ministère des Affaires étrangères. France. 1999.

[113] Claude Peyroutet. La France touristique. Nathan. 2001.

[114] Новиков В. Управление туризмом в России. Почему бы не воспользоваться опытом других стран //Туризм: практика, проблемы, перспективы. №3. 2002.

[115] Дурович А.П. Реклама в туризме. - М.: Новое знание, 2003.

[116] Арин О.А. Мир без России.-М.: ЭКСМО «Алгоритм», 2002


Информация о работе Национальная туристическая индустрия: проблемы развития