Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 23:06, реферат
В XXI век туризм вошел как глобальное социально-экономическое явление, значимо влияющее на мироустройство и экономику десятков стран, как стабилизирующий фактор мирового хозяйства, способный превратить во благо географическое расположение страны и ее природно-климатические ресурсы, культурно-исторические памятники и достопримечательности, предоставить десятки миллионов рабочих мест, повысить качество жизни каждого десятого жителя земли.
Введение
5
Глава 1. СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ
ИНДУСТРИИ
8
1.1. Туристическая индустрия как экономическая
система
8
1.2. Типология современной туристической индустрии
16
1.3. Актуальные проблемы развития российской
национальной туристической индустрии
27
Глава 2. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ
ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ
2.1. Исторические формы и глобальные тенденции на мировом туристическом рынке
35
35
2.2. Последствия глобализации современного туристического
производства
48
Глава 3. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ
ИНДУСТРИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
3.1. Концепция конкурентоспособности страны на рынке услуг
61
61
3.2. Конкурентные позиции туристической индустрии
66
3.3. Показатели конкурентоспособности национальной
туристической индустрии на мировом рынке
76
Глава 4. ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
РОССИЙСКОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
95
ГЛАВА 5. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
5.1. Теоретические проблемы государственного регулирования туристической индустрии
119
119
5.2. Направления государственного регулирования
туристической индустрии
127
5.3. Саморегулирование туристического рынка и его
перспективы в условиях России
140
Глава 6. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ
ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ
157
Глава 7. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В
ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ
ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ
7.1. Содержание и цели государственного туристического
маркетинга
178
178
7.2. Использование брендинга в продвижении национального
туристического продукта
189
7.3. Зарубежный опыт государственного туристического
маркетинга
203
Заключение
210
Литература
Далее усилия инвестора концентрируются на продвижении нового туристического направления среди населения собственной страны. Безусловно, для него, знающего особенности «родного» потребительского рынка это будет гораздо проще, чем для туристических фирм или органов власти зарубежного государства. Более того, процедура продвижения туристического продукта инвесторами на собственных рынках может не встретить на своем пути протекционистских преград, равно как и «черного PR», демаркетинговых мероприятий и т.д.
С ростом популярности курорта, в туристической индустрии которого большая доля иностранного капитала, инвесторы начинают налаживать также и схемы обеспечения отдыхающих товарами туристического потребления иностранного производства, что, по их мнению, только увеличивает уровень качества туристических услуг в глазах иностранных отдыхающих.
В результате реализации такой «эгоистической модели» развития выездного туризма, выигрыш собственно принимающего туристического центра ничтожен в сравнении с доходами иностранных инвесторов, а собственно, и его родного государства. Для местного сообщества в виде экономических приобретений могут стать только невысокие налоговые отчисления (ведь инвестор вложит деньги в экономику с наиболее либеральным режимом налогообложения), возможное трудоустройство местного населения (на самые незначительные должности, не требующие специального образования или квалификации), да взятки местным чиновникам.
Оценка «передового» опыта туристических центров развивающихся стран только подтверждает высокую эффективность применения вышеописанной модели выездного туризма. В туристической индустрии популярных курортов Таиланда, Индонезии, Индии, Египта, Марокко, Турции, стран Карибского бассейна доля иностранного капитала составляет от 25 до 80% (наиболее высокая его доля в сфере гостиничного хозяйства), но считать въездной туризм ведущим фактором повышения уровня жизни местного населения этих стран можно с большой натяжкой.
В хорошо известной россиянам Турции доля отелей с немецким капиталом достигает 45%, с европейским – более 65%. Однако в этой стране, принимающей в год более 20 млн. иностранцев (что приблизительно в два раза меньше, чем в постиндустриальных Италии или Франции), доходность туристической деятельности (по отчислениям в бюджеты всех уровней) стоит только на четвертом месте, существенно уступая легкой промышленности и торговле. Развитие пляжных курортов в Индии, основанное на привлечении европейских инвестиций привело к появлению так называемых «туристических резерваций», проживающих в которых иностранных туристов полностью изолируют от нищего местного населения.
По ряду объективных причин (географическое расположение, климатические условия, распределение ресурсов) производство большинства товаров (даже традиционных для отечественного экспорта энергоносителей) в России менее рентабельно, чем во многих других государствах «догоняющего развития», что сокращает инвестиционную привлекательность отраслей отечественного производства. Но можно с уверенностью сказать, что туристическое производство – одно из немногих конкурентных в нашей стране. Причин тому несколько.
Прежде всего, наличие уникальных туристических ресурсов (как природного, так и антропогенного происхождения), содержание и качество которых оптимальны для развития наиболее динамично приобретающих популярность в мире экологических и экстремальных туров; наличие довольно развитой (в сравнении с развивающимися странами) транспортной сети; высокая степень урбанизации; высокая доля образованного и грамотного населения, способного работать в сфере обслуживания. Кроме того, конкурентоспособность российской туристической индустрии и туристических ресурсов поддерживается постоянно подогреваемым западными СМИ интересом иностранцев к России и происходящим в ней процессам (все-таки, Россия – наследница сверхдержавы).
В случае улучшения инвестиционного климата, повышения инвестиционного рейтинга нашей страны, весьма вероятно, что именно туристическая индустрия станет ведущим направлением иностранных капиталовложений.
Однако, нерегулируемый поток иностранных инвестиций в туристическую индустрию помимо возможных последствий реализации «эгоистической модели» способен вызвать еще ряд негативных тенденций, основанных на специфике России как туристического направления. Во- первых, к максимально активному «освоению» иностранными инвесторами наиболее популярных и востребованных на Западе центров международного туризма (Москва, Санкт – Петербург, Золотое кольцо, Камчатка, Приморский край), что в свою очередь может привести к концентрации всего въездного туристического потока на 5-7 направлениях, увеличивая масштабы использования туристических ресурсов перечисленных центров, делая их (за счет роста цен) все более недоступными для внутреннего путешественника. Во-вторых, к превращению страны в сезонное туристическое направление, что вызовет крайне негативные сезонные колебания потребительского спроса в туристических центрах. В – третьих, будет способствовать вытеснению национальных производителей туристических услуг, не имеющих конкурентных преимуществ перед иностранными компаниями, из сферы обслуживания иностранных туристов (например, авиалинии, экскурсионные фирмы, предприятия общественного питания и т.д.).
Поскольку полное исключение иностранных инвестиций в отечественную туристическую индустрию невозможно в принципе (все-таки Россия стоит на пороге вхождения в ВТО), процесс привлечения иностранного капитала в туристическую деятельность должен быть строго урегулирован государством и осуществляться, основываясь на ряде незыблемых принципов.
Главным из них должен стать сугубо экономический подход к оценке отечественных туристических ресурсов, которые являются национальным достоянием и нуждаются в государственной охране и защите. Экономическая оценка туристических ресурсов помимо их очевидных характеристик (туристическая привлекательность, вместимость, пропускная способность, продолжительность времени максимальной аттрактивности, время самовосстановления, размер негативного туристического воздействия и т.д.). При этом обязательно должна учитывать степень их известности в России и за рубежом, уникальность туристического впечатления, наличие на мировом туристическом рынке аналогичных ресурсов.
В зависимости от величины экономической оценки туристического ресурса необходимо отнести его в ту или иную категорию от общенационального до туристического ресурса местного значения. И на основе этого определять размер так называемой туристической ренты (платы субъекта хозяйствования за пользование туристическим ресурсом). Сумма туристической ренты должна также зависеть от планируемых объемов продаж и прибыли инвестора, степени его соучастия в поддержании должного состояния туристического объекта (участие в экологических, культурных фондах, реконструкции и реставрации объектов показа, мероприятиях по ограничению негативного туристического воздействия и т.д.). Кроме этого она должна быть обратно пропорциональной реальному вкладу пользователя в популяризацию и продвижение данного туристического ресурса на зарубежном туристическом рынке.
Параллельно с этим необходима охрана государством прав на использование изображений и символики туристических ресурсов страны в коммерческих целях иностранными предпринимателями (так турки уже несколько лет активно и безвозмездно пользуются самым известным туристическим брэндом России – ансамблем Красной площади в Москве – как уникальным преимуществом одного из шикарных отелей Анталийского побережья). Только в таких условиях будет возможным процесс создания сильных и конкурентных туристических брэндов как России, так и ее регионов.
Кроме того, отношение национальной туристической администрации к инвесторам из различных государств не должно быть ровным и одинаковым. Очевидно, что для туристического бизнеса России максимально привлекательными должны стать инвесторы из стран - потенциальных туристических доноров (прежде всего обладающих высоким платежеспособным спросом населения, с большой туристической подвижностью жителей, интенсивностью потребления ими туристических услуг, расположенных вблизи от границ с Россией или имеющих регулярное сообщение с российскими городами).
Это связано с тем, что они смогут не только способствовать росту емкости национальной туристической индустрии, но и прилагать усилия по обеспечению загрузки этих емкостей за счет своих сограждан. Весьма разумным может показаться и введение такого требования к инвесторам, как необходимость его участия в продвижении отечественного туристического продукта у себя на родине, обеспечения минимального количества привлеченных иностранных туристов и т.д.
Наконец, в поле зрения туристических администраций должен всегда оставаться потребительский спрос на рынках туристических центров, рост которого должен стимулировать развитие местной промышленности (легкой, пищевой, машиностроительной), сельского хозяйства, сферы услуг и торговли. Это может обеспечиваться посредством роста входных рыночных барьеров для иностранных предпринимателей (например, высокая цена деловой недвижимости и рекламы для иностранных производителей) и типичной протекционистской политикой ввозных пошлин на импортные товары туристического спроса.
Предлагаются две схемы организации иностранных инвестиций в национальную туристическую индустрию – ограничительная, основанная на экономической независимости иностранного инвестора в его предпринимательской деятельности на территории РФ, и компенсационная – базирующаяся на принципах соучастия органов государственной или местной власти в управлении совместным предприятием туристической сферы.
Ограничительная модель иностранных капиталовложений в национальную туристическую индустрию подразумевает создание государством выгодных условий для ведения предпринимательской деятельности в сфере туризма на территории РФ, иностранный инвестор изначально является полноправным собственником предприятия туристической сферы, но при этом его текущая деятельность в России должна вестись с соблюдением ряда ограничений, условие выполнения которых обязательно.
Комфортность условий ведения бизнеса иностранных предпринимателей в России, обеспечиваемая властями страны подразумевает:
полную и безусловную защиту прав иностранных инвесторов на инвестиции, интересы и условия предпринимательской деятельности (за исключением ограничений);
гарантию прав на беспрепятственный вывоз за пределы России имущества и информации, которые были ранее ввезены в качестве иностранных инвестиций;
представление налоговых льгот (прежде всего, освобождение от уплаты налога на прибыль в течение определенного срока с момента открытия предприятия), освобождение от таможенных платежей имущества иностранного инвестора, ввозимого в Россию в качестве инвестиций.
Местная или государственная власть не препятствует прохождению всех формальностей, связанных с открытием бизнеса. Она осуществляет содействие иностранному инвестору в получении всех разрешительных документов, проводит намеченную стратегию в сфере продвижения местного туристического продукта, поощряет предпринимаемые иностранным инвестором усилия по продвижению национального продукта на зарубежных рынках, заботится о состоянии социальной инфраструктуры региона. Это прежде всего, жилищно-коммунальное хозяйство, состояние транспортных узлов, дорог, городского транспорта, здравоохранения, учреждений культуры и искусства, охраны общественного порядка. Последние обязательства местных властей являются частью их гарантий иностранным инвесторам, поскольку международный туризм – явление многофакторное, не в последнюю очередь зависящее от общей политической и экономической ситуации в принимающем регионе.
В идеальном варианте местная власть рецептивного региона помимо справки, характеризующей его туристический потенциал, должна прилагать своеобразный бизнес-план развития туризма в территории с прописанными конкретными мероприятиями, направленными на стимулирование въездного международного туризма, осуществляемыми за счет муниципального или государственного бюджетов; давать гарантии долгосрочного сохранения положительного туристического имиджа региона. Это не только увеличит его инвестиционный рейтинг, но и придаст потенциальным инвесторам уверенность в долгосрочности перспектив властей рецептивного региона.
Отдельной статьей в своеобразном договоре между властями туристического региона и иностранными инвесторами должны выступать отношения вокруг присутствующих в регионе туристических ресурсов. Считая недопустимым введение частной собственности как иностранцев, так и отдельных россиян на землю, на которой представлены природные и антропогенные туристические ресурсы, возможно предложить схему передачи права пользования туристическими ресурсами иностранным инвесторам на условиях передачи им также ответственности за состояние туристических ресурсов либо за отдельно взимаемую плату (в форме туристической ренты, экологических сборов, сборов в ремонтные или природоохранительные фонды и т.д.) при условиях недопущения ограничения права пользования туристическим ресурсом российских граждан.
Формализация данного вида правоотношений потребует предварительной паспортизации всех имеющихся туристических объектов России с указанием помимо общих сведений также и экономической оценки (прежде всего, пропускной способности), классификации их на группы (например, ресурсы мирового, национального, регионального и местного значения, потенциальные ресурсы и т.д.) с целью установления дифференцированной туристической ренты. Проблема учета туристический ресурсов России (как независимая процедура, так и как составляющая кадастра земель) давно обсуждается как среди туризмологов, так и представителей туристической администрации страны. Владение объективной и полной информацией о состоянии туристических ресурсов позволит планировать туристические потоки, организовывать их распределение по всей территории страны, прогнозировать доходы от туристической деятельности.
Информация о работе Национальная туристическая индустрия: проблемы развития