Ролевая игра в процессе обучения диалогической речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 17:23, дипломная работа

Описание работы

Целью нашей работы является доказать эффективность использования ролевой игры при обучении диалогической речи.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме;
2. рассмотреть игровую деятельность на уроках немецкого языка;
3. раскрыть сущность ролевой игры, а также рассмотреть ее основные функции и виды;
4. дать понятие диалогической речи, выделить особенности обучения диалогической речи;
5. рассмотреть упражнения для развития навыков диалогической речи;
6. провести опытно-экспериментальную работу по апробированию ролевой игры на преддипломной практике.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….........3
Глава 1 Психолого-педагогические основы игровой деятельности……………….…5
1.1 Деятельность. Игровая деятельность………............................................................6
1.2 Сущность игры……………………………………………………………..…….….8
1.3 Классификация игр ……………………………………………………….….……10
1.4 Ролевая игра…………………………………………………………………..……13
Глава 2 Теоретические основы обучения диалогической речи………………..……19
2.1 Понятие диалогической речи…………………………………………………...…19
2.2. Особенности обучения диалогической речи…………………………………..…20
2.3. Использование ролевой игры при обучении диалогической речи………….….26
2.4. Упражнения для подготовки ролевой игры…………………………….…….…27
Глава 3 Исследование уровня сформированности навыков диалогической речи учащихся при организации ролевых игр на уроках немецкого языка……………..34
3.1.Выявление уровня сформированности навыков диалогической речи……….....35
3.2. Развитие навыков диалогической речи посредством использования ролевых игр на уроках немецкого языка………………………………………………………….…41
3.3. Исследование динамики успешности использования ролевых игр при обучении диалогической речи на уроках немецкого языка……………………………………..45
Заключение……………………………………………………………..……………….48
Список использованной литературы…………………………………...……………..50

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 309.50 Кб (Скачать)
    1. На начальном этапе обучения возможен простой вариант этой игры –  нужно найти спрятанную вещь. Каждый ученик получает карточку  с  указанием  места, где этой вещи нет. Собрав всю информацию, школьники делают вывод о том,  где спрятана вещь.
    2. Поиск пары. В основе этого приема лежит условие, что  в  группе  каждый ученик имеет свою пару, о которой не догадывается и  которую  должен  найти,  задавая другим ученикам вопросы. Речевой  материал  при  этом  может  сильно варьироваться по трудности  и  соответствовать  познавательным  возможностям учащихся.
    3. Поиск «союзника в  споре».  Каждый  ученик получает карточку, на которой изложено то или  иное  мнение  по  обсуждаемой проблеме.  Задача  школьника  –  с  помощью  вопросов  найти  одноклассника, который «думает так же, как и он сам».  Например,  при  обсуждении  проблемы «Компьютер – помощник или помеха?» ученики получают следующие карточки:

    1. Я  очень люблю играть на компьютере. Мои любимые игры интеллектуальные. Это помогает мне логически думать и лучше запоминать.

    2. Компьютер  помогает мне лучше учиться.  Я всегда знаю о том, что  происходит у нас в стране  и за рубежом, благодаря Интернету.        

       В качестве примера приведены две карточки с  совпадающими  мнениями.  В процессе игры, прежде чем ученики обнаружат это, т.е. найдут свою пару,  они расспрашивают одноклассников об их интересах, вкусах,  привычках,  связанных с телевидением, сами отвечают на подобные вопросы. При этом каждый  участник общения  отвечает  на  вопросы  в  соответствии  с  тем,  что  написано   на принадлежащей ему карточке.  Заметим,  что  в  основе  поиска  «союзников  в споре» могут лежать суждения о  спорте,  о  профессиях,  об увлечениях,  об искусстве и т.п.

    1. Поиск пары может проходить как поиск «адресата». Эта игра   организуется следующим  образом.  Каждый  ученик  становится  членом  какой-либо   семьи, сведения  о  которой   имеются   на   вручаемой   ему   карточке, и ждет «поздравительную открытку» от своих «родственников».  Однако он  получает «чужую» открытку и ищет  ее  адресата.  Ему известно,  кто послал  данную открытку, из какого города; известны также некоторые подробности о членах семьи того, кто послал открытку; не ясно написана только  фамилия  адресата.

       „Он здесь, но кто он?“ Его  можно  найти  при  помощи  вопросов  школьникам  о «членах их семьи», о «городах, в которых они живут», о других  подробностях.

       Поиск пары может проходить также как  поиск «подарков ко дню  рождения». Каждый  ученик  получает  две  карточки.  На  одной   из   них   указываются приписываемые ему интересы, увлечения  и  привычки,  на  другой – подарок, который он хочет вручить кому-либо из одноклассников. Чтобы  подарок  ему  и его подарок доставили радость,  нужно подробнее узнать  об   интересах, увлечениях и привычках друг друга. Это можно сделать с помощью вопросов  и ответов в ходе группового общения.

    1. Можно давать ученикам карточки с планами рабочего  или  выходного  дня, летнего отдыха и тому подобное. Каждый школьник получает, например, план  на лето. Его задача – с помощью вопросов узнать о том,  что собираются  делать летом его одноклассники, найти свою пару и договориться с ней о совместном отдыхе. Приведем пример совпадающих планов:

    1. Ты  до сих пор не умеешь плавать  и должен научиться этому в  июле. В     августе хорошо  бы отправиться на лодке по  реке. А что делать в июне?      

    2. В  июне тебе нужно поехать в  деревню и помочь бабушке работать  на       

огороде. Бабушка будет рада, если ты приедешь со своим одноклассником. В   июле можно ходить на речку купаться. А что делать в августе?              

           Перечисленные  и  некоторые  другие  задания  формируют  у   обучаемых необходимые социальные умения общения. [15,23]

       Дальнейшее  самоопределение содержательного  и языкового оформления можно  представить с помощью сведущего  коммуникативного плана:

  • Begrüßung;
  • Vorstellung  der eigenen Person;
  • Austausch von Informationen über den (die) Gesprächspartner/die Gesprächspartnerin(nen);
  • Austausch von Informationen über die Heimatstadt;
  • Austausch von Informationen zu Freizeitinteressen;
  • Vereinbarung eines Treffens;
  • Verabschiedung.

       Так уже приветствие ситуативно реализуется, если оно знакомо собеседникам, независимо идет ли речь о сверстниках, или о людях разных возрастов, социального положения и профессии. В первом случае будет звучать «Hallo!» без рукопожатия, и наоборот «Guten Morgen!  Guten Tag! Guten Abend!» с рукопожатием или без него. Но эти факторы зависят также от того, кто из собеседников возьмет инициативу в свои руки во время разговора. Конечно, необходимо, чтобы учащиеся были детально оснащены в подаче ситуации, в основе которой лежат личные характеристики собеседника. [16,10] Для примера рассмотрим следующую ситуацию:

    - Во время поездки на троллейбусе встречаются студент (ка) с немцем среднего возраста. Составьте (проиграйте, имитируйте) разговор.

       При таком развитии событий требуются  роли студента/студентки, но при этом им не сообщаются никакие данные. А  участнику, исполняющему роль немца среднего возраста должны быть известны следующие данные: профессия, место жительства, цель поездки в Россию. Это приемлемо, если креативность, фантазия учеников  будет отражена в особом  контексте, в определенной мере.

       Исходя  из этого, представим план общения, в основе которого лежит внешнее управление иностранным языком. В качестве примера представленного коммуникативного плана приобретает внешнее управление иностранным языком для учащихся содержательный план. Под иноязычными формулировками понимается действительная зависимость  учащегося от его знаний – самостоятельное их употребление. К внешнему управлению относятся иноязычные формулировки – примерные выражения:

  • Begrüßung: Guten Morgen!  Guten Tag! Guten Abend! Hallo! Hi….
  • Vorstellen: heißen, wohnen, arbeiten, lernen, studieren….
  • Heimatstadt: sich befinden, liegen, leben, bekannt sein ……
  • Freizeit: sich interessieren für, beschäftigt sein mit, verbringen, besuchen…
  • Treffen: sich verabreden, pünktlich sein, gehen, essen….
  • Verabschiedung: Auf Wiedersehen, Tschüss, Bis bald…..

       Такое упорядочение представляет возможность  не только составить и провести занятие  в фронтальной форме, но и могут  быть использованы для индивидуальной дифференциации. Это обозначает, что  карточки с обозначением ролей для  учащихся должны содержать кроме необходимого описания ситуации на обратной стороне. [15,23] 
 
 

Вывод:

       Итак, в данной главе  рассматриваются  особенности обучения диалогической речи, определяются виды упражнений, способствующих обучению диалогической речи. Здесь же уделено внимание особенностям использования ролевых игр при обучении диалогической речи, приводится ряд упражнений для подготовки ролевой игры, разработанных учителями иностранного языка для учащихся средней ступени обучения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3 Исследование развития навыков диалогической речи учащихся через использование ролевых игр на уроках немецкого языка 
 

       Место проведения: Славгородская школа-лицей №17

       Время проведения: 17.01.2008 по 22.02.2008

       Периодичность: 3 урока в неделю.

       Участники: учащиеся 7 «В» класса:

1. Ветлугин  Руслан                                                   5. Больт Владимир

2. Ветлугина Эльмира                                               6. Шишкина Анастасия

3. Курпатова Валерия                                                7. Криневич Евгений

4. Медведев Николай                                                 8.  Юшкевич Михаил                                                          

       Цель: доказать эффективность использования  ролевой игры при обучении диалогической речи.

       Гипотеза: если использовать ролевую игру при  обучении диалогической речи на уроках немецкого языка, то процесс обучения диалогической речи будет протекать наиболее  эффективным.

     План.

  1. Выявление уровня сформированности навыков диалогической речи учащихся.
    1. Анкетирование учащихся по выявлению интереса к использованию ролевых игр на уроке.

    1.2.Беседа  с учителем по теме «Использование  ролевых игр при обучении диалогической речи на уроках немецкого языка».

    1.3 Наблюдение за работой учащихся  по выявлению уровня сформированности навыков диалогической речи у учащихся.

  1. Развитие навыков диалогической речи посредством использования ролевых игр на уроках немецкого языка по темам:

    2.1. Ролевая игра «Die Tiere».

    2.2. Ролевая игра «Welche Tiere wohnen auf dem Bauernhof?»

    2.3. Ролевая игра «Die Reise nach Deutschland».

    2.4. Ролевая игра «Im Restaurant ».

  1. Исследование динамики успешности использования ролевых игр при обучении диалогической речи на уроках немецкого языка.

       Наблюдение за деятельностью учащихся на уроке по теме «Die Natur». 
 

3.1 Выявление уровня сформированности навыков диалогической речи учащихся 
 

       Для выявления уровня сформированности навыков диалогической речи у  учащихся были использованы следующие  методы исследования: анкетирование, беседа и наблюдение.

       1.1 Анкетирование учащихся по выявлению интереса к использованию ролевых игр на уроках немецкого языка».

       Нами  было проведено анкетирование учеников, которое дало общую картину интересов  учащихся к ролевым играм, используемых учителем на уроке немецкого языка.

       Ученикам  были предложено ответить на следующие  вопросы:

  • Как часто учитель использует ролевую игру на уроках немецкого языка?
  • Нравится ли вам участвовать в ролевых играх на уроках?
  • Испытываете ли вы трудности при ролевой игре? Какие?
  • Какие роли вы получали в ролевой игре? (Приложение № А)

По результатам  анкетирования была составлена следующая  таблица.

Таблица №1 Результаты анкетирования учащихся по выявлению интереса к ролевым играм. 

Объект  контроля/Ф.И. Как часто учитель  использует ролевую игру на уроках немецкого языка? Нравится ли вам участвовать в ролевых  играх на уроках? Испытываете ли вы трудности при ролевой игре? Какие? Какие роли вы получали в ролевой игре?
Ветлугин  Руслан                                                     довольно редко особенно нет любые
Ветлугина Эльмира                                                редко нет нет разные
Курпатова Валерия                                                 редко нет не понимаю серый волк
Медведев  Николай                                                 иногда да да разные
Больт  Владимир 1 раз в несколько  недель да да покупатель, учитель
Шишкина Анастасия не часто да не понимаю не помню
Криневич  Евгений довольно редко да, по настроению нет главные
Юшкевич Михаил                                                           не часто не всегда нет главные

Информация о работе Ролевая игра в процессе обучения диалогической речи