Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 17:01, курсовая работа
Цель данной исследовательской работы рассмотреть роль принципа наглядности у детей школьного возраста на уроках иностранного языка.
Задачи исследования:
Изучить основные характеристики, присущие наглядности в обучении иностранному языку на уроках английского языка, а также области применения и виды средств наглядности;
Рассмотреть методику использования и эффективность средств наглядности на уроках иностранного языка;
Исследовать психологические особенности применения наглядных средств в обучении;
Рассмотреть примеры использования наглядности на уроках иностранного языка
В наше время применение интерактивных средств обучения прочно вошло в школы. Это не только современные технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Применение в образовании компьютеров и информационных технологий оказывает существенное влияние на содержание, методы и организацию учебного процесса по различным дисциплинам. Применительно к компьютерному обучению, принцип наглядности, называемый также "интерактивной наглядностью" играет очень важную роль. Если в традиционном понимании наглядность это, прежде всего иллюстративная компонента, обеспечение потребности учащегося увидеть в какой-либо форме предмет или явление, то в компьютерном обучении наглядность позволяет увидеть то, что не всегда возможно в реальной жизни даже с помощью самых чувствительных и точных приборов.
В процессе нашего исследования мы рассмотрели вопросы методики применения средств наглядности в обучении иностранному языку в средней школе, исследовали психологические особенности применения наглядных средств в обучении иностранному языку.
Также, мы привели примеры практического использования средств наглядности на уроках иностранного языка в средней школе, рассмотрели инновационные технические средства, применяемые в настоящее время на уроках иностранного языка в школах нашей республики в качестве наглядности.
За последнее время понимание роли наглядности в учебном процессе значительно изменилось. Значение наглядности в учебном процессе стало рассматриваться в тесной связи с методическими задачами, которые ставятся перед тем или иным средством наглядности, с необходимостью и целесообразностью применения именно данного средства наглядности на данном конкретном этапе учебного процесса. Исходя из такой постановки проблемы, становится задача найти конкретное применение наглядности, т. е. найти такой метод внесения её в педагогический процесс, который обеспечил бы не формальное применение наглядности, а действительное её использование.
Вопросы наглядности всегда решались в зависимости от общедидактических концепций, от целей и задач обучения. Показательным в этом отношении может явиться преподавание иностранных языков. В период господства в методике преподавания сравнительно-грамматического метода из средств наглядности наибольшее распространение получили грамматические таблицы. Когда же, начиная с середины шестидесятых годов, изучение иностранного языка в средней школе стало преследовать практические цели, изменились методы преподавания и взгляды на роль и место наглядности а обучении.
Принцип наглядности стал рассматриваться не как вспомогательный, а как дин из основных принципов в обучении иностранному языку, ибо наглядность так же неотделима от обучения иностранному языку, как язык неотделим от реальности.
Наглядность увеличивает эффективность обучения, помогает ученику усваивать язык более осмысленно и с большим интересом. Значение наглядности видят сейчас в том, что она мобилизует психическую активность учащихся, вызывает интерес к занятиям языком, расширяет объём усвояемого материала, снижает утомление, тренирует творческое воображение, мобилизует волю, облегчает весь процесс обучения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аблам С.Б. Основные этапы усвоения иноязычной речи и примерные упражнения с применением технических средств. – Рига, 2005.
2. Ариян М.А. Ситуативная роль как фактор повышения эффективности обучения устной речи на иностранном языке в средней школе: Автореферат дисс…канд.пед.наук. – М.,2008.
3. Архангельский А. С. Обученность – главная переменная шкала отметок, градации контингента и функции оценивания учителя – М.: Знание, 2004
4. Бабинский Л.М. Опорные схемы для обучения английскому языку. //Иностранные языки в школе. – 2005
5. Баранова М.В. Совершенствование грамматической стороны диалогической речи студентов пятого курса факультета иностранных языков в процессе работы над видеофильмом Автореферат дисс…канд.пед.наук. – С.Петербург, 2008
6. Барменкова О.И. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи // Иностранные языки в школе – 2007
7. Барменкова О.И. Эффективные приемы обучения английскому языку. – Пенза, 2006.
8. Вайсбурд М.Л., Пустосмехова Л.Н. Телепередача как опора для организации речевой игры на уроке иностранного языка // Иностранные языки в школе – 2002.
9. Верещагина И.Н., Притыкина Т. А. Английский язык: Учебник для 5-го года обучения. – М.: Просвещение, 2004.
10. Верисокин Ю.И. Видеофильм как средство мотивации школьников при обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе – 2007
11. Городилова Г.Г. Обучение речи и технические средства. – М., 2005
12. Громова О.А. Аудиовизуальный метод и практика его применения. – М., 2006
13. Дубровин М.И. О создании кинокольцовок для организации перцептивно-мнемической деятельности учащихся на начальном этапе обучения иностранному языку // Аудиовизуальные и технические средства в обучении/Под ред. ГГ. Городиловой. Л.П. Мухина. - М.: МГУ. 1975. - С. 103 - 112.
14. Зимняя И. А. Педагогическая психология – М.: Логос, 2008.
15. Зимняя И.А. ТСО и наглядность в обучении иностранному языку. -М.: 2008
16. Золотницкая С.Л. Создание благоприятного психологического климата средствами кино на уроках иностранного зыка // Психолого-педагогическое воздействие учебного кино и телевидения. Материалы конф. (Москва, 11 - 13 окт. 1978 г.) - М.: ЦСПО РСФСР, 1979. - Иванова-Цыганова В.И. Кинохрестоматия и проблема слухозрительного синтеза // Иностранные языки в школе – 1968. - № 4.
17. Ильченко Е.А., Использование видеозаписи на уроках английского языка // Первое сентября. Английский язык – 2003. - №9.
18. Исенко И.А. Использование аутентичных фильмов для формирования социолингвистической компетенции. - ИЯШ №1 2009
19. Карпов Г.В. Романин В.А.Технические средства обучения. – М.: Просвещение, 2004
20. Кириллова Е.П. Почему нужны диафильмы и кинофильмы? М., 2003
21. Кирш Т.К.Аудиовизуальные и технические средства в обучении. М.: МГУ, 2006
22. Клементьева Т.Б., Монк Б. Счастливый английский: учебник для 5-6 классов. – Обнинск: Титул, 2001.
23. Ковалевский М.Т. Система лабораторных упражнений с магнитофоном и ее роль в формировании навыков устной речи. «Иностранные языки в школе», 2008.
24. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. - М.: Академия, 2003
25. Комарова Ю.А. О способах комплексного формирования монологических и профессионально-педагогических умений при помощи видеоматериала на I курсе языкового факультета // Новые направления в методике преподавания иностранных языков: Межвуз. сб. научн. тр. – С.Петербург: Образование, 1992.
26. Коменский Ян Амос: Учитель учителей («Материнская школа», «Великая дидактика» и др. произв. с сокращ.). М.: Карапуз, 2009
27. Комков И.Ф. Методика преподавания иностранных языков. – Минск, 1979.
28. Косачева И., Косачева Ю. Использование аутентичных видеокурсов в обучении английскому языку // Первое сентября. Английский язык – 2006. - №3
29. Кочергин А. Н. Моделирование мышления – М.: Политиздат, 1969.
30. Краевский В.В. и др. Сборник дикторских текстов на английском языке к учебным кинофильмам и диафильмам. – М., 2000.
31. Леонтьев А.А. Психологии речевого воздействия. М., 2007.
32. Ляховицкий М.В. Методика преподавания иностранных языков.— М.: Высшая школа, 1981. – 373 с.
33. Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка. – Минск. Высшая школа, 2000.
34. Мильруд Р. П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2000, № 4. С. 9 – 14.
35. Мишин М.М. Восприятие телевизионного изображения как особого звуко-зрительного ряда // Психолого-педагогическое воздействие учебного кино и телевидения. Материалы конф. (Москва, 11-13 октября 1978 г.). - М.: ЦСПО РСФСР 1979. - С. 26 -33.
36. Молибог А.Г., Тарнопольский А.И. Технические средства обучения и их применение. – Мн.: Университетское, 2002
37. Мятова М.И. Использование видеофильма в обучении иностранному языку в средней общеобразовательной школе.//Иностранные языки в школе, 2006, №6. Новые педагогические и информационные технологии /Под ред. Е.С.Полат- М., 1999.
38. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, обучение, оценка. – М.: МГЛУ, 2003.
39. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в школе. – М.: Просвещение, 2007.
40. Пассов Е. С. Основные вопросы обучения иностранной речи – Воронеж: Воронежский гос. пед. институт, 2007
41. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов. – М.: Владос, 1999.
42. Полат Е. С. Интернет на уроках иностранного языка. // ИЯШ. 2001, № 2
43. Рогова Г. В. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 1991. – 287 с.
44. Рожкова Ф. М. Кинофильмы на уроках английского языка. – М., 1967.
45. Скалкин В.Л. Структура устноязычные коммуникации и вопросы обучения устной речи на иностранном языке // Общая методика обучения иностранным языкам/Сост. А.А. Леонтьев. - М., 2008
46. Смирнов И.Б. Развитие устной речи учащихся на основе аутентичного художественного фильма // Иностранные языки в школе, 2009. - №4.
47. Соловова Е.Н. Использование видео на уроках иностранного языка // ELT NEWS & VIEWS – 2009. - № 1.
48. Страхов И. В. Воспитание внимания у школьников. М.: Валдос, 2002.
49. Суворова Г.Ф. и др. Средства обучения и методика их. – М., 2007.
50. Ушинский К.Д. «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», М.-1998
51. Фефилов А.И. Использование новейших технологий в обучении иностранным языкам – М., 2005
52. Фомина Л.И. Вопросы преемственности в преподавании иностранных языков в средней и высшей школе. – 2005
53. Фридман, А. М. Наглядность и моделирование в обучении – М.: Знание, 2006
54. Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. – Ростов-на-Дону, 1997.
55. Цели обучения иностранному языку. / Под ред. Е. И. Пассова, Е. С. Кузнецовой. — Воронеж: Интерлингва, 2002.
56. Цесарский Л.Д. Использование технических средств в преподавании иностранных языков. – М., 1966.
57. Шахмаев Н. М. Технические средства обучения. - М.: Просвещение, 2006.
58. Щерба Л.В. Преподавание иностранного языка в школе. М., 2005
59. Щукин А.Н. Методика использования аудиовизуальных средств. – М., 2006.
60. Barry Tomalin, Susan Stempleski. Video in action. 1991.
61. Michael Rost. Listening in action. Temple University. 1991.
62. Modern Media in Foreign Language Education: Theory and Implementation / Ed. by Wm. F. Smith. In conjunction with the American Council on the Teaching of Foreign Languages. – Lincolnwood: National Textbook Company, 2008
63. Richard-Amato, P.-A. Making It Happen. Interaction in the Second Language Classroom: From Theory to Practice / P.-A. Richard-Amato. – New York and London: Longman, 2009
64. Wehage, Franz-Joseph, Einsatzvon Videos im DaF – Unterricht aus US - amerikanischer Sicht//Informationen Deutschals Fremdsprache. - Herausgegeben vom DAAD, 24 Jahrgang, №4 (2009).
65. Julie Tice. The Mixed Ability Class.
66. D. Vale. Teaching Children English. 2007.– 21
67. http://linguistic.ru/index.
http://englishcom.narod.ru/
http://www.native-english.ru/
http://student.km.ru/search.
http://english.e-press.ru/
75
Информация о работе Роль наглядности в обучении иностранному языку