Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 15:20, дипломная работа
Цель работы: показать возможности игры для развития коммуникативных способностей учащихся на уроках английского языка.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие и сущность коммуникативных способностей и особенности их развития у старших подростков.
2. Рассмотреть игру как педагогическое средство для развития коммуникативных способностей подростков.
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития коммуникативных способностей подростков
1.1. Понятие и сущность коммуникативных способностей
1.2. Особенности развития коммуникативных способностей старших подростков
Глава 2. Игра как средство развития коммуникативных способностей на уроках английского языка
2.1. Игра как педагогическое средство
2.2. Использование игры на уроках английского языка для развития коммуникативных способностей старших подростков
Заключение
Список использованной литературы
В структуру игры как процесса входят:
а) роли, взятые на себя играющими;
б) игровые действия как средство реализации этих ролей;
в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
г) реальные отношения между играющими;
д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреактивными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», КТД и др.).
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.
В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.
И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.
Классификационные параметры игровых технологий
По уровню применения: все уровни. По философской основе: приспосабливающаяся. По основному фактору развития: психогенные.
По концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторные + гештальт + суггестия.
По характеру содержания: все виды + проникающие.
По типу управления: все виды - от системы консультаций до программной.
По организационным формам: все формы.
По подходу к ребенку: свободное воспитание.
По преобладающему методу: развивающие, поисковые, творческие.
По направлению модернизации: активизация.
По категории обучаемых: массовая, все категории.
Спектр целевых ориентаций:
• Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
• Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности .
• Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
• Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
Концептуальные основы игровых технологий состоят в следующем:
• Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.
• Игра - форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности (Д.Н.Узнадзе).
• Игра - пространство "внутренней социализации" ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С.Выготский) [4].
• Игра - свобода личности в воображении, "иллюзорная реализация нереализуемых интересов" (А.Н.Леонтъев) [13].
• Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.
• Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.
• В возрастной периодизации детей (Д.Б.Эльконин) особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста [30].
Дидактическая разработка
Содержание:
Пояснительная записка | 41 |
Unit 1 Who am I? | 43 |
Unit 2 Green and clean | 43 |
Unit 3 What can I do to improve my English | 43 |
Unit 4 Why should I study well? | 44 |
Unit 5 Have you ever been to Australia? | 44 |
Unit 6 It’s so funny! | 45 |
Unit 7 I’m looking for a job | 45 |
Unit 8 How I am going to spend my summer | 46 |
Unit 9 Books, books, books | 46 |
Unit 10 Give me some advice | 46 |
Приложение | 48 |
Пояснительная записка
Для развития всех видов речевой деятельности эффективным средством является игра, которая отвечает таким потребностям данного возраста как: потребность в общении со сверстниками, в самовыявлении, в отношениях с товарищами-сверстниками по принципу принципиального равенства, что позволяет ребятам быть равноправными участниками всевозможных дел, потребность испытать себя в новой роли, потребность взаимодействия друг с другом, при котором подростки учатся рефлексии на себя и сверстников, потребность частой смены ситуаций и довольно широкого круга участников. Также игра предоставляет возможность поддержать, а может быть и улучшить свой статус в классе, что отвечает потребности самоутвердиться, возможность примерить на себя новые социальные роли, пережить новый опыт.
Коммуникативные способности развиваются в процессе развития различных видов речевой деятельности (говорения, письма, чтения, аудирования), умения общаться как устно, так и письменно, умения не просто слушать собеседника, а слышать его и понимать. Поэтому нами представлена система игр на развитие различных видов речевой деятельности старших подростков, так как именно владение всеми видами речевой деятельности являются основой развитых коммуникативных способностей.
При работе мы опирались на New Millennium English для 9 класса, так как в этом учебнике в конце каждой темы представлены лишь проекты для реализации детьми, а игровые формы работы почти отсутствуют. По каждой теме разработана игра или несколько игр на развитие коммуникативных способностей подростков. Каждая игра универсальна и преследует различные задачи: развивающую, образовательную, воспитывающую. В каждой теме представлена одна или несколько игр на развитие определенного вида речевой деятельности.
Цель дидактической разработки: разработать методическую подборку игровых материалов на развитие коммуникативных способностей старших подростков.
Unit 1 People with personality
“Who am I?”
Цель: развивать навыки диалогической речи учащихся.
Ученики должны подготовиться заранее, повторить пройденную лексику. Выберите себе какой – то персонаж, но никому об этом не говорите. Каждый будет «ведущим» в свою очередь. «Ведущий» подходят к каждому по одному и спрашивает: “Who am I?”. Задание остальных: отгадать персонаж, задавая вопросы, например: “Are you fat?”, “Is your hair long?” и так далее.
Unit 2 Our fragile world
“Green and clean”
Цель: развивать навыки диалогической речи учащихся.
1. Предполагается работа в парах.
Ученик А – журналист, а ученик В – житель вашего города. Ваша задача: обсудить, что люди делают в вашем городе, чтобы сохранить его чистым и зеленым. Затем составьте диалог в виде интервью. Используйте слова и выражения из пройденной темы.
2. Предполагается работа в парах.
Представьте себе, что ученик А – волонтер, он помогает сделать город чище и зеленее: собирает мусор, садит деревья и так далее. Ученик В - прохожий, который заинтересовался вашей деятельностью. Ваша задача: обсудить экологические(ую) проблемы вашего города, важно доказать прохожему, что ваша деятельность необходима.
3. Предполагается работа в парах.
Представьте, что ученик А – журналист, ученик В – мэр города. Журналист задает вопросы об экологических проблемах вашего города, о том, как вы предполагаете их решить. Составьте интервью.
Unit 3 Learning to learn
“Why should I study well?”
Цель: развивать навыки диалогической речи учащихся.
1. Предполагается работа в парах.
Представьте, что ученик А – учитель, ученик В – студент. Обсудите, как улучшить свой английский, как сдать экзамены, как готовиться к урокам, важно ли учиться.
2. Выберите профессию и будьте готовы рассказать остальным о ней: почему вы решили стать …; что вы сделали, чтобы стать…; помогла ли вам учеба в школе при достижении намеченных целей и другие. Остальные задают вопросы о его или ее профессии.
Unit 4 Our varied land
“I love you Russia!”
Цель: развивать навыки диалогической речи учащихся.
1. Вас пригласили принять участие в телевизионном шоу “Russia, I love you!” Шоу начнется через 10 минут. Выберите карточку и будьте готовы рассказать остальным о России (определенная тема). Также, принимайте активное участие в шоу, задавайте вопросы, высказывайте свое мнение. (см. Приложение, Role cards).
2. Вы собираетесь принять участие в Международной Студенческой научной конференции. В свою очередь, вы будете спикером, участником, переводчиком, некоторые из вас могут быть председателем. Расскажите интересные факты о России (парадоксы) или о достопримечательностях России, задавайте вопросы другим спикерам.
Unit 5 Let’s travel Australia!
“Have you ever been to Australia?”
Цель: развивать навыки чтения.
Разбейтесь на 3 группы по 4 человека. Каждая группа получает по тексту об Австралии. Прочитайте тексты. Представьте, что вы группа туристов, побывавшая в Австралии. Расскажите об Австралии, обменяйтесь впечатлениями от посещения этой страны и так далее (на основе прочитанных текстов). Слушатели должны задавать вопросы туристам, уточнять и т. д. (см. Приложение, Texts about Australia).
Unit 6 What’s in the news?
“It’s so funny!”
Цель: развивать навыки письма.