Введение | 3 | Глава 1. Теоретические основы развития коммуникативных способностей подростков | 7 | 1.1. Понятие и сущность коммуникативных способностей | 7 | 1.2. Особенности развития коммуникативных способностей старших подростков | 11 | Глава 2. Игра как средство развития коммуникативных способностей на уроках английского языка | 31 | 2.1. Игра как педагогическое средство | 31 | 2.2. Использование игры на уроках английского языка для развития коммуникативных способностей старших подростков | 40 | Заключение | 56 | Список использованной литературы | 58 | | |
Содержание | |
| |
| |
| |
| |
| |
Введение
Изменения, произошедшие в российском обществе за последние десять лет, значительно повысили требования, предъявляемые к сотрудникам всех сфер общественной жизни. В настоящее время, наряду с высоким профессионализмом, важными качествами любого работника считаются инициативность, предприимчивость, рационализм, динамичность, способность к быстрой реакции на актуальную ситуацию, здоровый оптимизм, коммуникабельность.
Не случайно одной из тенденций развития мирового сообщества, является «переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности» [5, 21].
Все эти характеристики черт личности не могут существовать без развитых коммуникативных способностей.
Считается, что умение вести себя с людьми в соответствии с принятыми в обществе нормами является одним из важнейших факторов, определяющим возможность достижения успеха в бизнесе, служебной или предпринимательской деятельности. Дейл Карнеги еще в 30-е годы 20-го века заметил, что успех того или иного человека в любом деле зависят процентов на пятнадцать от его профессиональных знаний и процентов на восемьдесят пять - от его умения общаться с людьми» [9, 13]. Высокий уровень развития коммуникативных способностей работника обеспечивает возможность беспрепятственного общения с коллегами, руководителями и подчиненными. Умение преодолеть разнообразные психологические барьеры, которые возникают в процессе взаимодействия, является основой плодотворных межличностных отношений, в результате которых гармонично сочетаются деловой и личностный уровни общения.
Профессиональные навыки формируются в целом в образовательном процессе. Одним из элементов образовательного процесса является учебный план. Анализ учебных планов и перечня дисциплин, изучаемых в различных учебных заведениях, выявил ряд учебных предметов, при преподавании которых возможно развитие у детей коммуникативных способностей. Одним из таких предметов является иностранный язык, так как его основная цель формирование иноязычной коммуникативной компетенции, то есть умения общаться на иностранном языке в устной и письменной речи.
В настоящее время существует проблема, а именно: недостаточное развитие коммуникативных способностей старших подростков, которая приводит к тому, что дети не умеют общаться. Коммуникативные способности – это своеобразный инструмент, позволяющий, устанавливать контакты с различными людьми, улаживать конфликты, принимать и понимать точки зрения и мнения разных людей, выступать перед публикой, ясно и четко выражать свои мысли, доносить до слушателя важную информацию, применять различные психологические приемы для достижения той или иной цели, убеждать людей и много другое. В этом возрасте дети определяются со своим профессиональным выбором, готовятся стать частью другого мира – мира взрослых, где все эти качества личности просто необходимы. Их же отсутствие приводит к различным психологическим барьерам в общении, которые, в свою очередь, могут стать серьезной проблемой при устройстве на работу. Изучение иностранного языка в школе, дает реальную возможность научиться общаться. Так как умение общаться - это развитые коммуникативные способности. А развитые коммуникативные способности, в свою очередь, – это владение всеми видами речевой деятельности. Научившись общаться на иностранном языке, можно легко переложить эти умения на свой родной язык.
Для развития коммуникативных способностей на уроках иностранного языка важно правильно выбрать педагогические средства, с помощью которых возможно наиболее эффективно осуществлять образовательную деятельность.
Проанализировав учебно–методические комплексы различных авторов, мы пришли к выводу, что такое средство, как игра недостаточно используется на уроках иностранного языка для развития коммуникативных способностей старших подростков.
Но, с точки зрения многих российских педагогов, игра является одним из наиболее эффективных средств развития коммуникативных способностей в силу своей универсальности; ими отмечается, что использование игровых приемов можно «приспособить» к разным целям и задачам [6,11,19, 17, 23,22, 30, 26]. Игра создает неформальную атмосферу, которая мотивирует, заинтересовывает детей. Педагогу нужно всего лишь использовать ту или иную игру, направленную на развитие того или иного вида речевой деятельности. Игра отвечает возрастным потребностям старших подростков. Она предоставляет возможность развивать коммуникативные способности и отрабатывать навыки различных видов речевой деятельности, на основе ситуаций, приближенных к реальным. Играя, дети могут примерить на себя различные социальные роли, быть не просто учеником, прилежно, выполняющим упражнения, а стать, например, туристом или знаменитым певцом. Игра, на уроках английского языка сама по себе стимул, для того чтобы знать язык, уметь на нем общаться, владеть всеми видами речевой деятельности, иметь развитые коммуникативные способности.
В контексте вышеизложенного объектом нашего исследования является процесс развития коммуникативных способностей старших подростков на уроках английского языка.
Предмет исследования: развитие коммуникативных способностей средствами игры на уроках английского языка.
Цель работы: показать возможности игры для развития коммуникативных способностей учащихся на уроках английского языка.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие и сущность коммуникативных способностей и особенности их развития у старших подростков.
2. Рассмотреть игру как педагогическое средство для развития коммуникативных способностей подростков.
3. Определить роль игры в обучении иностранному языку.
4. Разработать систему игр для развития коммуникативных способностей старших подростков.
Глава 1. Теоретические основы развития коммуникативных способностей подростков
1.1. Понятие и сущность коммуникативных способностей
Проблема определения способностей, по мнению многих психологов, является одной из наиболее сложных в психологии. Научная разработка вопроса о способностях ещё крайне недостаточна (Теплов Б. М., Рубинштейн С. П., Кидрон А. А.) [18, 24, 13]
Источником понятия о способностях является бесспорный факт различия людей по количеству и качеству продуктивности их деятельности. Многообразие видов деятельности человека и количественно-качественная разница продуктивности позволяет различать виды и степени способностей.
О человеке, делающем что-либо хорошо и быстро, говорят как о способном к этому делу. Суждение о способностях имеет всегда сравнительный характер, то есть основывается на сопоставлении продуктивности, умении одного человека с умением других. Критерием способности является уровень (результат) деятельности, которого одним удаётся достигнуть, а другим нет. История общественного и индивидуального развития учит, что всякое искусное умение достигается в результате более или менее напряжённой работы, различных, иногда гигантских, «сверхчеловеческих» усилий. С другой стороны, одни достигают высокого уровня владения деятельностью, умения и умелости при меньшей затрате сил и быстрее, другие не выходят за пределы средних достижений, третьи оказываются ниже и этого уровня, даже если они усердно стараются, учатся и имеют благоприятные внешние условия. Именно представителей первой группы называют способными. В.Г. Белинский понимал под способностями потенциальные природные силы личности, или её возможности.
В психологии не существует единого определения способностей.
По Б.М. Теплову, способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого [18, 142]
С.Л. Рубинштейн понимает под способностями пригодность к определённой деятельности [24, 535]
Психолого-педагогический словарь определяет способности, как индивидуально выраженные возможности к успешному осуществлению той или иной деятельности, включающие в себя как отдельные знания, умения, навыки, так и готовность к обучению новым способам и приемам деятельности [21, 420].
В изучении способностей психологи обычно делят способности, обеспечивающие жизнедеятельность человека и его развитие в социальной среде, на две большие группы: общие и специальные способности.
По Б.М. Теплову, общие способности – это система индивидуально-волевых свойств личности, которая обеспечивает продуктивность в овладении знаниями, умениями, навыками при осуществлении различных видов деятельности. Основа развития общих способностей заложена в психических процессах. Овладение определёнными мыслительными операциями (анализ, синтез, классификация, систематизация) начинается в детском возрасте. В подростковом возрасте общие способности развиваются особенно интенсивно [18]. Данный возраст является периодом рождения гипотетико-дедуктивного мышления, способности абстрагировать понятия, формулировать и перебирать альтернативные гипотезы и делать предметом анализа собственные мысли.
Специальные способности, согласно Б.М. Теплову, это такая система свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности, например, музыкальной, литературной, изобразительной, сценической, спортивной, военной и т.д. [18].
Как общие, так и специальные способности взаимосвязаны. Общие способности развиваются одновременно с развитием и формированием познавательных процессов. Разумеется, формирование специальных способностей невозможно представить без общих способностей у индивида.
Одним из важнейших способностей, являются коммуникативные способности. Коммуникативные способности – это такие способности, которые обеспечивают результативность и эффективность коммуникативной деятельности [21, 87].
Психологический словарь дает следующее определение этому понятию: коммуникативные способности – это комплексное многоуровневое личностное образование, совокупность коммуникативных характеристик личности, а также ее социально-перцептивные и операционно-технические знания и умения, обеспечивающие регуляцию и протекание деятельности общения. В структуре коммуникативных способностей выделяют следующие блоки: личностный блок; социально-перецептивный; операционно-технический блок.
Все структурные компоненты коммуникативных способностей выступают в комплексе, регулируя процесс общения. А.А. Кидрон под коммуникативными способностями понимал «общую способность, связанную с многообразными подструктурами личности и проявляющуюся в навыках субъекта общения вступать в социальные контакты, регулировать повторяющиеся ситуации взаимодействия, а также достигать в межличностных отношениях преследуемые коммуникативные цели»[11]
Автор считает, что способность личности к коммуникации в наиболее общем виде выражается в способности устанавливать социальные контакты с другими людьми, способности входить в разные роли, способность приходить к взаимопониманию в разных условиях и на разных уровнях обмена информации.
Таким образом, можно прийти к выводу о том, что коммуникативные способности – это во многом степень успешности использования вербальных и невербальных средств общения, т.к. по словесному каналу передается чистая информация, а по невербальному – отношение к партнеру по общению.
Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения.
На основе невербального поведения раскрывается внутренний мир личности, осуществляется формирование психического содержания общения и совместной деятельности. Люди довольно быстро научаются приспосабливать свое вербальное поведение к изменяющимся обстоятельствам, но язык тела оказывается менее пластичным.