Развитие коммуникативных способностей старших подростков средствами игры на уроках английского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 15:20, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: показать возможности игры для развития коммуникативных способностей учащихся на уроках английского языка.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие и сущность коммуникативных способностей и особенности их развития у старших подростков.
2. Рассмотреть игру как педагогическое средство для развития коммуникативных способностей подростков.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы развития коммуникативных способностей подростков
1.1. Понятие и сущность коммуникативных способностей
1.2. Особенности развития коммуникативных способностей старших подростков
Глава 2. Игра как средство развития коммуникативных способностей на уроках английского языка
2.1. Игра как педагогическое средство
2.2. Использование игры на уроках английского языка для развития коммуникативных способностей старших подростков
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 311.00 Кб (Скачать)

Коммуникативные способности и общение как таковое – многоплановый процесс, необходимый для организации контактов между людьми в ходе совместной деятельности. Коммуникативные способности необходимы для общения и общение, свою очередь, необходимо для развития коммуникативных способностей. В ходе общения его участники обмениваются мыслями, намерениями, идеями, переживаниями, а не только своими  физическими действиями или продуктами, результатами труда, фиксированными в материи. Следовательно, общение способствует передаче, обмену, координации идеальных образований, существующих у индивида в виде представлений, восприятия, мышления и т.п. Но продуктивное общение невозможно без развитых коммуникативных способностей. Но для того чтобы развивать коммуникативные способности старших подростков, важно знать механизм их развития у подростков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Особенности развития коммуникативных способностей старших подростков

Для того чтобы успешно развивать коммуникативные способности старших подростков, важно понять, как происходит сам процесс развития этих способностей у подростков в общении.

Л.П. Буева интерпретирует общение как процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп); характеризующейся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности. В более узком психологическом смысле общение понимается как процесс и результат установления контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга. Таким образом, данное определение выделяет основное содержание общения: передача информации (коммуникативный аспект), взаимодействия (интерактивный аспект), познание людьми друг друга (перцептивный аспект общения).

У общения различают следующие стороны:

Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

Интерактивная. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).

Перцептивная. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Коммуникативный акт анализируется и оценивается по следующим компонентам:

1) адресант - субъект коммуникации;

2) адресат - кому направлено сообщение;

3) сообщение - передаваемое содержание;

4) код - средства передачи сообщения;

5) канал связи;

6) результат - то, что достигнуто в итоге коммуникации. Коммуникация может обслуживаться и неречевыми средствами; среди них выделяются:

1) средства оптико - кинетические - жесты, мимика, пантомимика;

2) средства паралингвистические - качество голоса, его диапазон, тональность;

3) средства экстралингвистические - паузы, плач, смех, темп речи;

4) средства пространственно - временные - взаиморасположение партнеров, временные задержки начала общения и пр.

Важным является также такой аспект общения подростков как коммуникативное общение. Для того чтобы понять, что такое коммуникативное общение, рассмотрим понятия общения и коммуникации отдельно.

Понятие коммуникации связано с информационными обменами, которые существуют между людьми в процессе совместной деятельности и общения. Коммуникация - это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации. Действия, целью которых является смысловое восприятие, называют коммуникативными.

С точки зрения  Ясперса, коммуникация - это не то  общение, в котором человек играет определенные социальные роли. В экзистенциальной коммуникации обнаруживается, что такое сам "актер"[26].

В "Общей психопатологии"  Ясперс, проанализировав проблемы и трудности коммуникации больного и врача, делает вывод, что наилучший вид их  общения  - экзистенциальный (основанный на сопереживание другому отдельно взятому индивиду, не похожему ни на кого), когда врач подходит к пациенту не как к объекту манипуляции, а как к личности с неповторимой судьбой[26].

Более высокая форма  общения  предполагает включение в поле зрения врача также и душевное состояние больного. Врач исследует не столько тело пациента, сколько обращается к нему как к мыслящему существу, ведет диалог на равных.  Ясперс  полагает, что только при отношении к человеку как к экзистенции, т.е. при личном к нему отношении, врач может более эффективно помочь своему пациенту. Такое  общение  - подлинная внутренняя связь двух личностей, двух неповторимых судеб[26].

Общение - деятельность, занимающая огромное место в жизни старших подростков и представляющей для них самостоятельную ценность. Общение - это сложный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

В общении человек постоянно учится отделять существенное от несущественного, необходимое от случайного, переходить от образов единичных предметов к устойчивому отражению их общих свойств в значении слов, в котором закрепляются существенные признаки, которые присущи целому классу предметов и тем самым относятся и к конкретному предмету, о котором идет речь [13].

Таким образом, коммуникативное общение, являясь аспектом общения, основывается не только на формальном общении, при котором реципиент или респондент воспринимают один другого лишь как человека с определенным социальным статусом, а как человека с неповторимыми судьбой, как личность, со своим характером, индивидуальными способностями, возможностями, опытом, взглядами, принципами и так далее.

Общение является главным средством развития коммуникативных способностей старших подростков.

Центральное звено в общении занимает говорение — это сложный многогранный процесс, позволяющий осуществлять вместе с аудированием устное вербальное общение [29]. Средством вербальной коммуникации являются слова с закрепленными за ними в общественном опыте значениями. Слова могут быть произнесены вслух, про себя, написаны или же заменены у глухих людей особыми жестами, выступающими носителями значений (так называемая дактилология, где каждая буква обозначается движениями пальцев, и жестовая речь, где жест заменяет целое слово или группу слов)[2].

Для развития коммуникативных способностей старших подростков, важно развивать различные виды речевой деятельности, а именно, говорение (диалогическую, монологическую речь), аудирование чтение и письмо.

Говорение - сложный многогранный процесс, позволяющий осуществлять вместе с аудированием устное вербальное общение. Различают два вида говорения: диалогическая речь и монологическая речь.

Диалогическая речь представляет собой сложную речевую деятельность, в которой речь одного из участников зависит от речевого поведения другого.

Диалоги различны по степени развернутости. Это может быть: дискуссия, свободная беседа или полилог. Диалогическая речь зависит от всех речевых партнеров, поэтому ее сложнее спланировать. В диалоге все партнеры должны быть инициативны. Диалогическая речь дополняется экстра-лингвистическими факторами. Речь спонтанна, ситуативна и эмоционально окрашена.

Характеристики диалога:

1) Реактивность - именно с этой чертой диалогической речи связаны объективные трудности (трудность понять партнера, быстро, правильно и лаконично сформулировать ответ, трудность поддержать разговор, правильно перейти с одной темы на другую, трудность учесть этикет в разговоре, трудность правильно закончить диалог и т. д.) общения на иностранном языке. В основе этих трудностей лежат следующие причины:

-Реакция партнёра может быть совершенно непредсказуема.

-У учащихся нет необходимых навыков социального общения не только на иностранном, но и на родном языке.

-В диалоге мы всегда зависим от партнёра. Помимо умения говорить, диалог предполагает умение аудировать.

2) Ситуативная Речь не бывает вне ситуации. В диалоге, именно ситуация определяет мотив говорения, который является источником порождения речи. Успешность диалогического общения зависит от заданной ситуации и понимания учащимися речевой задачи общения.

Монологическая речь преимущественно контекстна. В силу контекстности она должна пониматься без помощи экстралингвистических средств (обстановка, время и место, к которым относится высказывание, а также факты реальной действительности, знание которых помогает рецептору правильно интерпретировать значения языковых единиц в высказывании), которые часто играют большую роль в диалогической речи [15].

В отличие от диалогической ситуативной речи монологическая речь характеризуется   последовательностью   и  логичностью, полнотой, завершенностью и ясностью мысли. При анализе лингвистических особенностей монологической речи следует обратить внимание на ее синтаксические и стилевые особенности и характеристики[15].

Монологическая речь с точки зрения лингвистики характеризуется многосоставностью предложений, развернутостью высказываний. Для нее характерны усложненный синтаксис, разноструктурность предложений. В зависимости от характера передаваемой информации различают: а) монолог-сообщение; б) монолог-описание; в) монолог-повествование; г) монолог-рассуждение. Овладение этими видами монолога предполагает формирование сложных монологических умений[15].

Поскольку целью обучения монологической речи является формирование речевых монологических умений, то необходимо определить понятие монологического умения[15].

Под монологическим умением понимается «умение логически последовательно (связно), достаточно полно, коммуникативно-мотивированно, достаточно правильно в языковом отношении творчески пользоваться языковыми средствами иностранного языка для выражения мыслей при говорении» [15].

Аудирование – это слушание с пониманием, самостоятельный вид речевой деятельности, который труднее, чем разговор, чтение и письмо. Зимняя И.А. выделила следующие характеристики аудирования как вида речевой деятельности: аудирование реализует устное и непосредственное общение; оно является реактивным и рецептивным видом речевой деятельности в процессе общения; основная форма протекания аудирования – внутренняя, неравномерная [27].

Аудирование составляет основу общения, с него начинается овладение устной коммуникацией. Оно складывается из умения дифференцировать воспринимаемые звуки, интегрировать их в смысловые комплексы, удерживать их в памяти во время слушания, осуществлять вероятностное прогнозирование и, исходя из ситуации общения, понимать воспринимаемую звуковую цепь. При этом процесс восприятия проходит в определенном нормальном темпе, свойственном для данного языка, из разных источников, при естественных помехах речевого и неречевого характера[27].

Овладение аудированием дает возможность реализовать воспитательные, образовательные и развивающие цели. Оно позволяет учить учащихся внимательно вслушиваться в звучащую речь, формировать умение предвосхищать смысловое содержание высказывания и таким образом воспитывать культуру слушания не только на иностранном, но и на родном языке. Воспитательное значение формирования умения понимать речь на слух, оказывающее в то же время и развивающее воздействие на ребенка, заключается в том, что оно положительно сказывается на развитии памяти учащегося, и, прежде всего слуховой памяти, столь важной не только для изучения иностранного языка, но и любого другого предмета. Аудирование вносит свой вклад и в достижение образовательной цели, обеспечивая  возможность понимать высказывания, как бы элементарны они ни были, на языке другого народа [27].

Аудирование служит и мощным средством обучения ИЯ. Оно дает возможность овладевать звуковой стороной изучаемого языка, его фонемным составом и интонацией: ритмом, ударением, мелодикой. Через аудирование идет усвоение лексического состава языка и его грамматической структуры. В то же самое время аудирование облегчает овладение говорением, чтением и письмом, что является одной из главных причин использования аудирования в качестве вспомогательного, а иногда и основного средства обучения данным видам речевой деятельности[27].

Результатом аудирования является понимание или непонимание информации.

Понимание речи на слух тесно связано с говорением – выражением мыслей средствами изучаемого языка. Говорение и аудирование – две взаимосвязанные стороны устной речи. Аудирование – не только прием сообщения, но и подготовка во внутренней речи ответной реакции на услышанное. Чтобы сказать, надо услышать. Таким образом, аудирование подготавливает говорение, говорение помогает формированию восприятия речи на слух[27].

Аудирование связано и с чтением. Их объединяет принадлежность к рецептивным видам речевой деятельности, когда происходит восприятие – понимание – активная переработка информации, получаемой из речевых сообщений – при аудировании через слуховой канал, при чтении – через зрительный канал.

Самым тесным образом связано аудирование и с письмом. В процессе графического оформления человек проговаривает и слышит то, что пишет[27].

Таким образом, будучи тесно связанным с другими видами речевой деятельности, аудирование играет важную роль в изучении ИЯ и особенно при коммуникативно-направленном обучении, развитии коммуникативных способностей. В современной методике обучения ИЯ подчеркивается необходимость формирования аудирования как очень важного умения, без овладения которым немыслимо общение на языке.

Чтение — один из важнейших видов речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи. Также «чтение» — это способность воспринимать, понимать информацию записанную (передаваемую) тем или иным способом, воспроизводить техническими устройствами.

Информация о работе Развитие коммуникативных способностей старших подростков средствами игры на уроках английского языка