Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 23:25, реферат
В.И. Карасик, рассматривая лингвистику текста, предлагает выделить 4 основных направления, в рамках которых проводятся основные исследования:
- стилистическое
- грамматическое
- психолингвистическое
А.М. Шахнарович рассматривает модель производства текста как иерархически организованные программы порождения речи и различает два плана текста: коммуникативный план и когнитивный план. С одной стороны, это соотносится с понятиями прагматики и семантики, а с другой стороны, с понятиями актуального и виртуального значения. Кроме того, выделяются глубинные и поверхностные текстовые программы, которые имеют стратификационную организацию. Глубинные или внутренние программы включают виртуальные и актуальные семантические процессы, когнитивные процессы и пресуппозиции, а поверхностные программы охватывают лексику, морфологию и синтаксис (Шахнарович, 1987: 173).
Модель порождения текста
может быть представлена в виде трехфазной
структуры деятельности, которая
включает ориентировку, исполнение, контроль
(Белянин, 2001: 67). Ориентировка – интеллектуально-мыслительная
активность, когда у продуцента возникает
коммуникативное намерение в
виде замысла, который «диктует»
содержание и структуру запланированной
программы развернутых
Другая модель производства текста, разработанная Л.Н. Мурзиным, основана на деривационных процессах при порождении речи. Предлагается выделять глубинный и поверхностный уровни текста. На глубинном уровне действует универсальный закон – инкорпорирование, суть которого в том, что «каждое последующие предложение некоторым образом включает в себя предыдущее» (Мурзин, 1982: 46). Его действие обеспечивает связность и цельность текста, а формой его выражения является актуальное членение предложения. Связность является глубинным свойством текста и представляет собой результат инкорпорирования предыдущего предложения в последующее. Цельность текста связана с его развертыванием. Любое уже связанное предложение определяет тему следующего и «предрекает» его рему. Закон инкорпорирования действует на глубинном (семантическом) уровне, а его результаты находят отражение на поверхностном (лексико-грамматическом) уровне. Закон контаминации связывает глубинный и поверхностный уровни текста. Этот закон представляет собой некий набор правил, согласно которым два или несколько предложений формируются на поверхностном уровне как одно. В процессе текстообразования все тематизированные компоненты могут «исчезать» – в этом проявляется закон свертывания, то есть это такое преобразование текста, при котором его вербализированное выражение замещается на более краткое по объему. Но суть свертывания не есть сокращение объема текста, так как «всякое свернутое выражение отличается от соответствующего несвернутого способом обозначения объекта: оно не описывает, и лишь указывает на объект, отсылая к несвернутому как его описанию» (Мурзин, Штерн, 1991: 30–34).
Тематическая прогрессия текста находит свое выражение в семантически изотопных элементах, то есть в цепочке значимых единиц, которые обозначают похожие или почти похожие объекты. Слово считается изотопными в тексте, если значение слова поддерживается другими словами в данном тексте (Габ, 1988: 41). В ряде работ доказано, что семантическая целостность текста обеспечивается не словами, а лексико-тематическими группами, которые включают контекстуально связанную совокупность слов, соотносимых с «определенной сферой экстралингвистической действительности на основе референциальной и/или понятийной общности» (Клименко, Симхович, 1990: 96). Тематическая прогрессия имеет специфические свойства, соотносящиеся с эмотивным зарядом текста (Шаховский, 1988: 148).
Самые важные семантические
и прагматические элементы текста часто
называются ключевыми словами или
«словами-фаворитами», которые употребляются
автором особенно часто и встречаются
во всех его произведениях независимо
от жанра и тематической обусловленности.
Частотное слово-фаворит
В лингвистической литературе отмечается, что чем слабее иностранцы владеют языком, тем больше число ключевых слов в тексте они индексируют (Мурзин, Штерн, 1991: 85).
Интересную методику чтения текста по дифференциальному алгоритму предлагают О.Я. Гойхман и Т.М. Надеина. Суть алгоритма, заключается в выделении основного смысла текста или его отрезка. Выделяются определенные блоки алгоритма. Первый блок связан с выделением ключевых слов, которые несут основную смысловую нагрузку. Второй блок – составление смысловых рядов (словосочетаний или предложений, которые состоят из ключевых слов и некоторых определяющих и дополняющих их вспомогательных слов). Третий блок – выявление доминанты, то есть основного смысла текста, который возникает в результате перекодирования прочитанного содержания с опорой на ключевые слова и смысловые ряды. Это этап качественного преобразования текста (Гойхман, Надеина, 2001: 59–60).
Принципиально новый подход к тексту (в парадигме психолингвистики – с учетом исследований в области герменевтики и психопоэтики) представлены в работе В.П. Белянина (2000). Исследование базируется на шести постулатах:
· за языком стоит не только система языка, но и психология, и каждый элемент языка обусловлен лингвистическими и психологическими закономерностями;
· за разными текстами стоит
разная психология, разнообразие психологических
типов людей рождает
· структуры художественного текста коррелируют со структурами акцентуированного сознания;
· организующим центром
художественного текста предстает
его эмоционально-смысловая
· текст является элементом системы «действительность – сознание – модель мира – язык – автор – текст – читатель – проекция»;
· интерпретация зависит не только от текста, но и от психологических особенностей читателя.
Специфика данного подхода
основана на выявлении эмоционально-
Отдельно анализируются
«сложные» тексты, по своему содержанию
направленные на описание теоретических
положений, концепций и теорий, которые
не могут быть проверены на практике
(они встречаются в сфере
Рассматриваются и «смешанные»
тексты, которые содержат, как минимум
две эмоционально-смысловые
Экспериментальное исследование,
связанное с проблемой
С позиций герменевтики восприятие текста рассматривается в работах Г.И. Богина, который выдвигает теорию о необходимости формирования готовности к пониманию текста через обучение рефлексии, таким образом, соединяются психолингвистический и герменевтический подходы. По мнению исследователя, языковая личность состоит из пяти «составляющих»:
· способности продуцировать
грамматически верно
· способности выработать план речевого действия,
· способности использовать синонимические средства языка,
· способности выбирать нужные слова,
· способности поддержать стиль высказывания (Богин, 1986: 5–17).
В рамках психолингвистического подхода к тексту анализируются различные типы ошибок при продуцировании и понимании. Наиболее продуктивным, по мнению В.З. Демьянкова (Демьянков, 1989: 23–33), представляется интерпретирующий подход, при котором выявляется статус ошибки как оценочного элемента метаязыка. Понимание рассматривается как переплетение интерпретирующих операций, связанных с решением ряда задач:
· соотношение языковых знаний с воспринимаемой речью,
· выдвижение и верификация гипотетических интерпретаций,
· «освоение» сказанного,
· реконструкция намерений автора речи,
· соотнесение получаемой интерпретации с линией поведения интерпретатора,
· установление и поддержание
определенной тональности понимания,
гарантирующей целостность
Соответственно этому ошибки понимания могут быть следствием 1) неспособности автора выразить идею адекватно, то есть непонятности автора, 2) неспособности адресата воспринимать буквальное или имплицитное значение высказывания, то есть непонятливости интерпретатора, 3) непонятности выражения, что связано с избыточностью, недосказанностью или нестандартностью.
Для исследования глубины
текста с позиции
§ 4. Категориальный подход к изучению текста
Развитие лингвистики
текста тесно связано с выявлением
и описанием категорий текста.
Данное направление представляется
приоритетным на современном этапе
языковедческой науки, так как построение
классификации текстов и
Использование термина
«категория» связано с тем, что
он отражает наиболее общие, сущностные
характеристики текста. Вообще выявление
и разграничение категорий