Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 13:51, курсовая работа
Целью работы является определение роли таких эпистолярных единиц, как заключительные блоки писем, в раскрытии личности героини, ее духовной и языковой эволюции, а также в развитии отношений с коммуникантом.
В процессе исследования решаются следующие задачи:
Структурно-семантический анализ эпистолярных единиц;
определение стилистических функций этих единиц.
Введение 3
Глава 1. Исторические основы эпистолярного жанра 4
Речевой этикет 4
Эпистолярный этикет 7
Языковые средства формирования письма 10
Глава 2. лингвистический анализ эпистолярных единиц в романе Джин
Уэбстер «Длинноногий дядюшка» 18
Заключение 32
Список литературы 34
Курсовая работа
Особенности эпистолярного стиля в романе Джин Уэбстер «Длинноногий дядюшка»
Выполнил:
студентка IVкурса
Проверил:
преподаватель
Омск-2010
Содержание
Введение 3
Глава 1. Исторические основы эпистолярного жанра 4
Глава 2. лингвистический анализ эпистолярных единиц в романе Джин
Уэбстер «Длинноногий дядюшка» 18
Заключение 32
Список литературы 34
Введение
Материалом
исследования данной работы послужил
роман Джин Уэбстер «Длинноногий Дядюшка»
(Daddy-Long-Legs). Данный роман особенно интересен
тем, что написан в необычной форме и представляет
собой письма ученицы колледжа, т. е. создан
в эпистолярном жанре. Анализируемый блок
писем охватывает два года из жизни героини,
причем для исследования выбраны те письма,
заключительные блоки которых являются
ярким примером отступления от этикетных
норм.
Целью работы является определение роли таких эпистолярных единиц, как заключительные блоки писем, в раскрытии личности героини, ее духовной и языковой эволюции, а также в развитии отношений с коммуникантом.
В процессе исследования решаются следующие задачи:
В работе использовались следующие методы исследования: контекстологический анализ, анализ словарных дефиниций.
Работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Во введении определяются цель, задачи, методы, материал исследования.
В первой главе представлена информация об истории развития речевого этикета, особенности эпистолярного жанра, определяются средства языкового формирования текста.
Во второй главе осуществляется анализ заключительных блоков писем в исследуемом произведении.
В заключении приводятся основные выводы по данной работе.
Глава 1. Исторические основы эпистолярного жанра
1.1 Речевой этикет
Все чаще обращаясь к теме языкового поведения человека, проблемам формирования языковой личности, этическим нормам поведения личности и способам их отражения в языке, речевой этикет выделяют как один из наиболее интересных объектов лингвистических исследований.
Как всякое социальное явление,
Вопросам этикета внимание уделялось издавна. На границе I и II веков Плутарх в девяти книгах «Застольных бесед» приводит правила поведения в специфически конкретных ситуациях светской, семейной и личной жизни. Эти правила касаются того, что более уместно в той или иной ситуации.
Попытки теоретического осмысления феномена этикета начинают предприниматься в ту же эпоху. В своей книге «Римские вопросы» Плутарх наряду с комментариями исторически сложившихся обычаев поясняет смысл этикетно-ритуальных форм поведения, обязательных для соблюдения в обществе. Здесь же объясняются правила приветствий, церемониалы общественных и государственных приемов, а вместе с тем и нюансы интерперсонального поведения [Арутюнян, 1998:218].
Во времена абсолютных монархий этикет начинает интерпретироваться, в основном, как церемониал и свод правил поведения и общения при дворе монарха. Нарушение правил этикета могло привести к печальным последствиям.
Основной период роста собственно этикетной (придворной) культуры в Европе приходится на XIV-XVI века. Именно в эту эпоху, эпоху Возрождения, происходит подлинный переворот в мировоззрении людей того времени - гуманизм впервые выступил как целостная система взглядов и широкое общественное течение общественной мысли. Именно в этот период происходит изменение вектора в системе ценностных «координат».
На смену космоцентризма, теологической картины мира, как писал Э. Б. Арутюнян, приходит антропоцентризм как доминирующий принцип категоризации мира, центральным звеном которого является человек. Высшей целью мироздания «становится» личность, осознается право на свободу, счастье, развитие и проявление способностей. В фокус антропоцентрической модели мира выдвигаются отношения и общение человека с себе подобными. Именно в этот период в придворных кругах распространяется специальная литература о правилах достойного поведения и красивого общения. Во всех странах Европы наблюдается небывалый взрыв интереса к этой тематике [Арутюнян, 1998:219].
Во второй половине XV века церемониймейстер бургундского двора Карла Смелого Оливье де ла Марш, по просьбе английского короля Эдуарду IV пишет трактат об устройстве двора бургундских герцогов, «с тем, чтобы предложить королю образец церемониала и придворного этикета в качестве примера для подражания» [Хейзинга, 1995:50].
В Англии «Книга вежливости» (The Boke of Curtasye) появляется в XIV веке. Она представляет собой своеобразный свод правил поведения, обхождения, общения принятых при королевском дворе и имевшего огромное влияние на различные сферы деятельности.
Итак, этикет - это продукт дворянской сословной, иерархической культуры. Хотя этикет как способ формальной регламентации поведения в обществе (за столом, в гостях, на приемах, в переписке) сохранился не только в дипломатическом протоколе, но и в цивилизованном быту, в неформальных отношениях людей этикет порой замещается понятием вежливости.
На самом же деле, этикет и вежливость имеют разное происхождение, так как «вежливость является продуктом, приобретением или результатом даже ценностным результатом народной, демократической культуры..., а этикет отнюдь не демократичен» [Волченко, 1992:108]. С течением времени категории этикета и вежливости в чем-то изменились и сблизились, но по-прежнему сохранили свою самобытность и уникальность.
Переходя
непосредственно к анализу
уточним понимание исследуемого явления.
В целях уточнения понятия
приведем мнение А. К. Байбурина и А. Л.
Топоркова. В отличие
общепринятого восприятия этикета как
способа регламентации
иерархической системы светских отношений
эпохи абсолютизма, авторы
предлагают следующее определение. «Этикет
- это совокупность
специальных приемов и черт повеления
с помощью которых происходит
выявление, поддержание и обыгрывание
коммуникативных статусов
партнеров по общению» [Байбурин, Топорков,
1990:5]. Особо отличается
диалогичность как неотъемлемая характеристика
этикета (этикет - всегда
диалог, даже в том случае, если общающиеся
разделены пространством и
временем). Авторы считают, что для этикета
важен «факт неравенства»,
иерархичность, ибо он в первую очередь
призван обеспечить общение
«неравных» (различие в возрасте, по которым
участники общения «не
совпадают», тем выше степень этикетности
ситуации и обязанность
соблюдения правил. С этой точки зрения
он служит своеобразным
«механизмом» балансировки общения. Поэтому,
«этикет - это всегда
компромисс, заключаемый на взаимоприемлемых
условиях» [Байбурин,
Топорков, 1990:7].
Таким образом, этикет, выраженный в основе - этикетное вербальное поведение - во многом определяет культуру отношений. С завершением биологической эволюции человека слово стало регулятором поведения, отношений, передающихся в устном и письменном творчестве. В некоторых типах текстов этикетность выступает как базовый организующий принцип текстопостроения. Как показывает анализ, этикетность функционирует в ряде жанров, как, например, эпистолярный жанр, в виде доминантной текстообразующей категории.
1.2. Эпистолярный этикет
Еще в античные времена было замечено, что форма письма - одна из самых удобных форм выражения внутреннего мира человека. Писание писем подчинялось четким стилистическим правилам, разработанным риторикой, и принадлежало области словесного искусства.
Классическая риторика, выделяя письмо в особый литературный ряд, определила его границы, исчислила его виды и свойства, регламентировала его стиль. Риторика систематизировала правила для всех форм речи и создавала штампы для отражения или изображения ситуаций и поведения человека. Речевым правилам обучали с раннего возраста. В учебные дисциплины риторских школ входило составление речей, и, между прочим, писем на заданные темы и от имени заданных лиц.
Следствие подобной формализации была теория специфического эпистолярного стиля, касавшаяся слога и содержания тех подлинных писем, которые служили заменой устного общения. Их сущность впервые определил древнегреческий грамматик Артемон, назвав их «половиной диалога» (то есть диалогом без собеседника) и потребовав от них стилистического сходства с диалогом. Постепенно риторика выработала ряд схематических требований, благодаря которым письмо превращалось в самостоятельный вид словесного мастерства, отличающийся от устного разговора своей стилистической отделкой, от публичной ораторской речи своей краткостью и относительной простотой, и от научной прозы эмоциональным, фамильярным тоном, чуждым отвлеченному догизированию [Арутюнян, 1998:222].
Теория эпистографии впервые встречается в трактате «О слоге» неизвестного греческого автора, который упоминается Т. А. Миллер в работе «Античные теории эпистолярного стиля». В этом риторском сочинении дается анализ языковых средств выразительности и затем излагается учение о четырех типах, или стилях речи: величавого, изящного, простого и
мощного. В разделе о простом стиле помещено особое рассуждение, являющее собой по существу свод коммуникативных принципов письма: «прерывать то и дело свою речь вопросами в письмах неуместно; письмо должно быть самым полным выражением нравственного облика человека, как и диалог; каждый, кто пишет письмо дает почти что изображение своей души; размер письма должен быть сжатым; для писем существует не только свой стиль, но и свой предмет речи» [Миллер, 1967:7]. Итак, письмо должно сочетать в себе две черты - изящество и сжатость.
Письмо составлялось по определенным правилам. Начало и конец по трафарету, представляющему собой фиксированную последовательность коммуникативных блоков. Начальный коммуникативный блок состоял из двух подструктур, номинирующих автора и адресата. Вторым коммуникативным блоком являлось приветствие, затем следовало осведомление о здоровье и благополучии. Основная часть письма уже в древности была самой варьируемой, но риторика не преминула и тут ввести систематизацию, выделить главные типы писем и предложить своего рода схему писем на все случаи жизни. В зависимости от основного коммуникативного назначения, письма разделились на типы (рекомендательный, благодарственный, хвалебный и т. д.), и для каждого из них устанавливался трафарет. Заключительный коммуникативный блок письмо содержал в себе «поклоны» и пожелания счастья и здоровья. Подписи не было; иногда обозначалось также место и время написании письма.
Но несмотря на это в устойчивых формулах допускались варианты. Так, например, в письмах к высокопоставленным лицам имя адресата ставилось на первом листе. Позволялось приукрашивать письма выражениями вежливости, делать их более сердечными, или, наоборот, более сухими. Эпистолярная теория римской риторической школы известна по риторике Юлия Виктора (IV в. н. э.). В отличие от греческих наставлений римский трактат ориентирует читателя не на передачу характера составителя письма, а на соответствие характеру адресата. В своем трактате «О письмах», Юлий
8
Виктор предъявляет к эпистолярной литературе требования «вескости мысли, словесной ясности, краткости; не следует добавлять ни запутанного описания, ни малоизвестной пословицы, ни устаревшего слова, ни вычурной фигуры; если в письме приходится освещать какое-то историческое событие, то следует уклониться от полного соблюдения правил писания истории, чтобы не нарушать очарование письма» [Миллер, 1967:20].
Своеобразным обобщением эпистолярной теории античности, ее стилистических принципов и классификации эпистолярного содержания служит риторический трактат о стилях письма, который относится к литературе византийского периода. Здесь дается определение письма как разговора отсутствующего с отсутствующим; говорится о необходимости «новое излагать общепонятно, а об общественном говорить по-новому» [Миллер, 1967:24]. Здесь письма разделяются на 41 подвид: убеждающее, ответное, рекомендательное, благодарственное, просительное, любовное, смешанное и т. д.
Античные правила построения письма с учетом параметров коммуникативной ситуации и особенностей содержания практически не претерпели изменений на протяжении целого ряда веков, хотя уточнение структурных, коммуникативных, содержательных и стилистических аспектов производилось постоянно.
Информация о работе Особенности эпистолярного стиля в романе Джин Уэбстер «Длинноногий дядюшка»