Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 23:37, курсовая работа
Целью исследования является изучение структуры и семантики эллиптических предложений на материале художественной прозы.
Поставленная цель диктует следующие задачи исследования:
- анализ литературы, посвященной изучению различных аспектов эллиптических предложений;
- определение понятия «эллиптические предложения»;
- рассмотрение существующих классификаций эллиптических предложений;
- описание критериев разграничения эллиптических предложений от смежных понятий (неполные предложения, парцеляция);
- анализ исследуемых единиц с точки зрения их восполняемости и их соответствующая классификация.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава 1 СТРУКТУРА ПРЕДЛОЖЕНИЯ КАК ОДИН ИЗ ПРЕДМЕТОВ ИЗУЧЕНИЯ СИНТАКСИСА
Синтаксис. Основные понятия и определения………………………...8
Предложение, как одна из грамматических категорий синтаксиса
Полное и неполное предложения………………………………………11
Парцелляция, как особый тип членения предложения…………14
ГЛАВА 2 ЭЛЛИПТИЧЕСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В АНГЛОЯЗЫЧНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЕ
2.1. Явление эллипсиса в современном синтаксисе………………………19
2.1.1. Особенность формирования эллиптических предложений…….23
2.2. Понятие художественного текста. Функционирование эллиптических предложений в художественном тексте………………………………..….32
2.3. Функционирование эллипсиса в устной речи в английском художественном тексте……………………………………………………..35
2.4. Классификация эллиптических предложений в художественном тексте…………………………………………………………………………38
Синтагматически восполняемые эллиптические предложения……………………………………………………….40
Парадигматически восполняемые эллиптические предложения………………………………………………………..42
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...45
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….....48
СПИСОК ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….…49
СПИСОК ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА………………………...….53
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1 СТРУКТУРА ПРЕДЛОЖЕНИЯ КАК ОДИН ИЗ ПРЕДМЕТОВ ИЗУЧЕНИЯ СИНТАКСИСА
ГЛАВА 2 ЭЛЛИПТИЧЕСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В АНГЛОЯЗЫЧНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЕ
2.1. Явление эллипсиса в современном синтаксисе………………………19
2.1.1. Особенность формирования эллиптических предложений…….23
2.2. Понятие художественного
текста. Функционирование
2.3. Функционирование эллипсиса в устной речи в английском художественном тексте……………………………………………………..35
2.4. Классификация эллиптических
предложений в художественном тексте………………………………………………………………
ВЫВОДЫ………………………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
СПИСОК ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….…49
СПИСОК ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА………………………...….53
ВВЕДЕНИЕ
В данной работе изучается особый тип предложения – эллиптическое предложение. Эллиптическим (elliptical) называется предложение, в котором по крайней мере одно слово представлено нулевым вариантом [5]. Эллиптические предложения особенно типичны для диалогической речи, представляющей собой сочетание реплик и единство вопросов и ответов. Они реализуются в речи с дополнительными компонентами внеязыковых форм: жестами, мимикой, ситуацией. В таких предложениях называются лишь те слова, без которых мысль становится непонятной [28].
Примером эллиптического предложения может быть следующее, в котором эллипс восстанавливается из предшествующего контекста: ‘The two men’s eyes met. In Dorian’s there was infinite pity’. (O. Wilde).
На данный момент, не существует единого мнения по вопросу эллиптических предложений.
Первый шаг в определении понятия эллиптического предложения был сделан теми учеными, которые пытались дать точное определение эллиптических/неполных предложений (Ш. Балли, А. Мартине, А. Доза). Последний из двух терминов более адекватен, так как анализ строился на базе сравнения таких структур с двусоставными (соответственно полными) предложениями. Вторым шагом было изучение данных структур на основе сравнения с «полными» предложениями не только формальной, но и содержательной стороны «неполных» предложений. Третьим шагом явилась попытка ряда ученых уйти с пути сравнивания и стать на путь изучения эллиптических предложений как нормы языка, как структур, функционирующих в условиях диалогических и монологических единств, на базе сочлененности с другими структурами этих текстов (Л.И. Илия, Н.М. Васильева и другие) [16].
В своей работе Н.Е. Иванилова подчеркивает, что многие ученые, которые первыми взялись разобрать понятие эллипсиса, изучали эллипсис как явление языковой системы, опираясь на мнение Виноградова В.В.. Язык как орудие общения и обмена мыслями между всеми членами общества пользуется предложением как основной формой общения. В предложении выражается не только сообщение о действительности, но и отношение к ней говорящего.
Согласно мнению В.В. Виноградова, «психологическая или логистическая защита тезиса о необходимой двучленности (или двусоставности) всякого предложения всегда основывалась на отрыве от конкретно-исторического языкового материала и почти всегда опиралась на идеалистические предпосылки о тождестве или параллелизме речевых и мыслительных процессов и на отрицание отражения в речи объективной действительности».
Например, такие явления, как неофициальность, непринужденность общения, позволяют сократить высказывание, использовать только те части предложения, которые необходимы для понимания смысла, опуская остальную часть. Это приводит к образованию или эллиптических, или просто неполных предложений.
Н.Е. Иванилова в своей работе опирается на определение О.С. Ахмановой: «грамматически и интонационно оформленные по законам данного языка целостные единицы речи, являющиеся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли о некоторой действительности и отношения к ней говорящего; двучленные синтаксические комплексы, в которых вполне определенно выражаются два главных члена (подлежащее и сказуемое) или же, в более сложных случаях, группа подлежащего и группа сказуемого», в которых (т.е. в предложениях) опущен тот или иной элемент [16].
Вопрос о синтаксической природе сокращенных, неполных предложений является спорным. Одни исследователи причисляют их к самостоятельным и независимым предложениям, другие – к эллиптическим, односоставным.
Бесспорно, что любое сложное слово экономичнее своей базовой исходной синтаксической группы на уровне линейности, графической и звуковой репрезентации и т.д. [16].
На выбор той или иной сокращенной конструкции может повлиять цель высказывания, жанр и стиль произведения, структура предложения или абзаца, а также некий субъективный момент, заключающийся в том, что говорящий (пишущий) может отдавать в своей речи предпочтение одним оборотам и избегать употребления других.
Характерной чертой исследований зарубежных лингвистов (О. Есперсен, А. Мартине, В. Кунрад и др.) о тенденции к экономии в различных языках является признание ее одним из основных законов развития языка, который обусловлен стремлением человека к совершенствованию языковых форм при их употреблении, при минимальной затрате умственной и физической энергии на обмен информацией в процессе коммуникации, общения [16].
Однако, с другой стороны,
именно избыточность
В работах зарубежных ученых вопрос о сокращенных единицах растворяется в учении об эллипсисе. Так, в предисловии к словарю французских сокращений ‘D.А.’ (‘Dictionnaire d’abréviations francaises’) французский лингвист Г. Бодри кроме апокопы и контрактур приводит несколько инициальных аббревиатур типа ‘J.O.’, вместо de Journal official – «О.Г.» вместо «Официальная газета»; ‘S.V.P.’, вместо de s’il vous plaît – «пожалуйста», считая их образованными путем полного эллипсиса (ellipse totale). Усеченные единицы типа ‘Etym.’, вместо d’Etymologie – «этим.» вместо «этимология»; ‘Sci.’, вместо de Sciences – «наук.» вместо «науки» он называет частичным эллипсисом (ellipse partielle) [16].
Другой зарубежный лингвист, Ш. Балли [3], относит эллипсис к выразительным средствам речи, связывая его возникновение и употребление с функциональной направленностью речи. Сокращенные лексические единицы он рассматривает в стилистическом плане [3].
Итак, проведя подробный анализ ранних исследований эллиптических предложений, становится ясно, что не существует единого мнения по проблеме эллиптических предложений.
Изучая мнения лингвистов и взгляды на эллипсис как на одну из тенденций экономии языковых средств, можно прийти к выводу о том, что в термин «экономия» вкладывается слишком разное, порой очень неопределенное содержание. Это происходит потому, что корень разногласий лежит в самом начале: в определении основных причин развития языка. Мы же делаем вывод о том, что эллипсис следует рассматривать как тенденцию к экономии языковых средств и передачи особенного стиля автора произведения.
Явление эллипсиса было
рассмотрено многими
Объектом исследования являются эллиптические предложения в художественном тексте
Предметом исследования выступят структурные и семантические особенности эллиптических предложений
Целью исследования является изучение структуры и семантики эллиптических предложений на материале художественной прозы.
Поставленная цель диктует следующие задачи исследования:
- анализ литературы, посвященной изучению различных аспектов эллиптических предложений;
- определение понятия «эллиптические предложения»;
- рассмотрение существующих классификаций эллиптических предложений;
- описание критериев
разграничения эллиптических
- анализ исследуемых единиц с точки зрения их восполняемости и их соответствующая классификация.
Материалом послужили эллиптические предложения, полученные методом сплошной выборки из романа Кена Кизи «Над кукушкиным гнездом».
Для решения поставленных в работе задач использовались следующие методы исследования: структурно-синтаксический анализ, трансформационный анализ, семантико-синтаксический анализ, метод сплошной выборки.
ГЛАВА 1
СТРУКТУРА ПРЕДЛОЖЕНИЯ КАК ОДИН ИЗ ПРЕДМЕТОВ ИЗУЧЕНИЯ СИНТАКСИСА
Синтаксис (от греч. syntaxis- построение, порядок)- раздел грамматики, изучающий процессы порождения речи: сочетаемость и порядок следования слов внутри предложения, а также общие свойства предложения как автономной единицы языка и высказывания как части текста [38].
Объект синтаксиса составляют те механизмы языка (морфологические, фонетические, композиционные и др.), которые обеспечивают переход от языка к речи.
Синтаксис делится на три комплексных раздела:
Одной из основных грамматических категорий синтаксиса является предложение. В данной курсовой работе анализируется особый структурный тип предложений - эллиптическое, также в некоторых источниках причисляемые к категории неполных предложений.
Л.С. Бархударов в своей книге [5, c.12] определяет синтаксис как раздел грамматики, изучающий структуру предложения.
В предмет изучения синтаксиса входит не только структура предложения как таковая (т. е. непосредственное членение предложений), но также и структура как составных частей предложения — словосочетаний, так и более крупных, чем предложение, образований (групп, состоящих из нескольких предложений). Таким образом, можно выделить следующие разделы синтаксиса: 1) учение о структуре предложения как такового — естественно, это будет основной и центральной частью синтаксиса; 2) учение о структуре частей предложения — словосочетаний; 3) учение о структуре синтаксически связанных групп предложений («сложных предложений»). Иначе говоря, синтаксис, помимо учения о строении самого предложения как такового, включает в себя также и учение о строении единиц меньших, чем предложение (словосочетаний) и больших, чем предложение («сверхфразовых единств» или «сложных предложений») [5, c.13].
Исследователь дает полную характеристику модели предложения английского языка.
Согласно этой модели, хорошо известной каждому из курса школьной грамматики, предложение анализируется в терминах так называемых членов предложения. В предложении выделяются его главные члены — подлежащее и сказуемое — и второстепенные члены — дополнение, обстоятельство, определение. Так, в английском предложении The old man saw a black dog there ‘Пожилой человек увидел собаку там’ вычленяются главные члены: подлежащее the man, сказуемое saw и второстепенные члены: определение к подлежащему old, дополнение к сказуемому a dog, обстоятельство there, определение к дополнению black. На следующем этапе анализа указывается морфологическое выражение выделенных членов предложения: указывается, что подлежащее выражено существительным в форме единственного числа, сказуемое — предикативной (личной) формой глагола в прошедшем времени действительного залога и т. д.
В данной работе исходным является следующее определение предложения: предложением (sentence) называется языковая единица, обладающая структурой, дающей данной единице возможность употребления в качестве минимального высказывания (речевого произведения), а именно, подлежащно-сказуемостной структурой [5, c 141].
Информация о работе Эллиптические предложения в англоязычной прозе