Использование программы «Hot Potatoes» при обучении иноязычной лексике студентов неязыковых специальностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 17:54, курсовая работа

Описание работы

Современное общество - прежде всего общество информационное. Информационные технологии, компьютер, всемирная сеть Интернет прочно вошли в нашу повседневную жизнь. В связи с этим, возникает необходимость использования новых технологий в обучении. Информационно-коммуникативные технологии дают преподавателю иностранного языка большие возможности.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..... 3
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПРОГРАММЫ “HOT POTATOES”
1.1 Основные характеристики программы……………………………………....6
1.2 Условия использования программы…………………………….…………..10
Выводы к главе 1…………………………………………………………………..13
ОБУЧЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ЛЕКСИКЕ НА НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЯХ С ПОМОЩЬЮ ПРОГРАММЫ “HOT POTATOES”
2.1 Особенности обучения иноязычной лексике студентов неязыковых с специальностей……………………………………………………………….…..14
2.2 Принципы отбора лексического материала на неязыковых
специальностях ……………………………………………………….……….....16
Опытно-экспериментальная работа………………………………………..19
Выводы к главе 2 ………………………………………………………………...26
Заключение…………………………………………………………………….…27
Список литературы………………………………………………………………29
Глоссарий……………………………………………………………………...….31
Приложения………………………………………………………………………32

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 243.50 Кб (Скачать)

      Таким образом, программу “Hot Potatoes’’ можно и нужно использовать на занятиях иностранного языка, т. к. она способствует улучшению показателей знаний студентов, повышает мотивацию, а также оптимизирует процесс обучения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы  к главе 2

      Мы рассмотрели особенности обучения иноязычной лексике студентов неязыковых специальностей. А так же выявили особенности, которые играют важную роль для успешного усвоения студентами иноязычной лексики. Изучив в теоретическом аспекте вопросы обучения иноязычной лексике,  мы выявили принципы отбора лексики.

      Нами было проведено исследование, в начале которого было проведено  анкетирование.  Проанализировав ответы студентов, можно мы сделали выводы что, студенты владеют компьютерными навыками. Они регулярно пользуются текстовыми документами, офисными приложениями и переводчиками. На занятиях большинство использует электронные презентации. В ходе экспериментального обучения, мы убедились что программа “Hot Potatoes’’ способствует лучшему усвоению иноязычно лексики. И эту программу необходимо использовать при обучении иностранными языкам.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     В последние годы осуществляется реформа общеобразовательной и высшей школы. В области обучения иностранным языкам она выражается в создании гибкой системы обучения иностранным языкам. Необходимость существенно повысить качество формируемой коммуникативной  компетенции требует применение новых технологий и новых материалов, новых методологических приемов для совершенствования процесса обучения.

     Изучив  и проанализировав ряд теоретических  источников по данной проблеме, мы выяснили, что успешному усвоению иноязычной лексике студентами неязыковых специальностей важную роль играют как индивидуальные особенности познавательной сферы студентов, так и механизмы, используемые студентами при запоминании иностранных слов. Так в качестве одного из механизмов при запоминании иностранных слов можно взять программу “Hot Potatoes’’, которая как мы выяснили, будет повышать интерес студентов к предмету, и показатели их знаний.

      Информационные технологии являются как средством подачи материала, так и контролирующим средством. Они обеспечивают высокое качество подачи материала и используют различные коммуникативные каналы (текстовый, звуковой, графический, сенсорный и т.д.). Новые технологии позволяют индивидуализировать процесс обучения по темпу и глубине прохождения курса. Такой дифференцированный подход дает большой положительный результат, т. к. создает условия для успешной деятельности каждого студента, вызывая у них положительные эмоции, и, таким образом, влияет на их учебную мотивацию.

     В  отличие от традиционных методик  при использовании интерактивных  форм обучения студент сам  становится главной действующей  фигурой и сам открывает путь  к усвоению знаний. Преподаватель  выступает в этой ситуации  активным помощником, и его главная функция – организация и стимулирование учебного процесса.

    В ходе работы было выявлено, программа “Hot Potatoes’’ является одним из видов новых компьютерных технологий для совершенствования процесса обучении, поскольку она упрощает проверку, оптимизирует процесс обучения и повышает мотивацию к получениям знаний.

      Целью данного исследования явилось изучение особенностей  и перспектив применения программы “Hot Potatoes” при обучении иноязычной лексики на неязыковых факультетах, и мы ее достигли. А так же решили ряд задач, т. е.

описали возможности использования программы “Hot Potatoes” в обучении иностранным  языкам, изучили лексический материал по темам “At the Library” и “Meals” , и разработали упражнения по темам “At the Library” и “Meals”  с помощью данной оболочки.

      Эффективность разработанной технологии  была проверена и доказана  в ходе экспериментального обучения, которое показало, что данная  технология позволяет обеспечить  лучшее усвоение иноязычной лексики. В результате экспериментального обучения в целом у всех студентов улучшился уровень качества усвоения лексики, по сравнению с другими технологиями, используемыми в учебном процессе. Это позволило подтвердить гипотезу и реализовать поставленные задачи в полном объеме.

    Перспективность  поставленной проблемы в исследовании  достаточно очевидна.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

    1. Актуальные  проблемы обучения иностранным  языкам в системе языковых  курсов. Тезисы докладов Первой  научно-практической конференции преподавателей Высших курсов иностранных языка МИЛ, НОУ ВПО «Московский институт лингвистики».// 07-10 июня 2010 г. М.: МИЛ, 2010.- С.6

    2.  Андреев С.В. Обучающие программы  для изучающих иностранные языки  / С.В. Андреев. - Вычислительный центр  РАН, 1994. - 237 с.

    3.  Бонк Н. А., Котий Г. А., Лукьянова  Н. А. Учебник английского языка.  В 2-х частях. Часть 1. – М:  Деконт+ - ГИС, 1999 - 637 с.

    4. Гальскова,  Н.Д. Современная методика обучения  иностранному языку:  пособие  для учителя / Н.Д. Гальскова. - М: АРКТИ-Глосса, 2000. - 165 с.

    5.  Колшанский, Г.В. Лингвокоммуникативные  аспекты речевого общения / Г.  В. Колшанский // Иностранные языки  в школе. - 1985. - №1. - С. 10 - 15.

    6. Ляховицкий, М.В. О некоторых базисных категориях  методики обучения иностранным  языкам / М. В. Ляховицкий // Иностранные языки в школе. - 1973. - №1. - С. 27- 34.

    7. Малетина Л.В., Матвеенко И.А., Сипайлова Н.Ю. Иноязычное образование в неязыковом ВУЗЕ - развитие, проблемы, перспективы / Томский Политехнический институт [Электронный ресурс]. - Известия Томского политехнического университета. 2006. Т. 309. № 3

    8. Минина Н.М. Программа обучения активному владению иностранным языком студентов неязыковых специальностей и методические рекомендации / Н.М. Минина. - М: "НВИ" - "Тезаурус", 1998. - 249 с.

    9. Образцов, П.И. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов / П. И. Образцов, О. Ю.Иванова. - Орел: ОГУ, 2005. - 305 с.

    10.  Рощина, Е. В. Функции иностранного языка как учебного предмета в системе обучения в университете / Е. В. Рощина // Иностранные языки на неспециальных факультетах: межвуз. сб. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1978. - С. 3-6.

    11. Рыбкина, А.А. Педагогические условия формирования профессиональных умений курсантов учебных заведений МВД в процессе обучения иностранному языку / А.А. Рыбкина. - Саратов: Саратовский юридический институт МВД России, 2005. - 236 с.

    12. Соколова В.А. Некоторые вопросы усвоения лексического материала // Современные технологии обучения иностранным языкам: Материалы всероссийской научно-методической конференции. Пенза, 2004 – 267 с.

    13. Соколова В.А. Формирование у студентов эффективных механизмов усвоения иноязычной лексики // Вузовская наука - региону: Материалы третьей всероссийской научно-технической конференции. Вологда, 2005 – 287 с.

    14. Хведченя, Л.В. Теоретические основы формирования содержания иноязычного образования (на примере классического университета): дис. … д-ра пед.наук: 13.00.01 / Л.В.Хведченя. - Минск

    15. Чусовская И.В. Компьютер в обучении иностранным языкам / И.В.Чусовская // Информатика и образование. - 2000. - N 9. - С.35-36.

    16. http://www.gmcit.murmansk.ru/text/information_science/konf/2005/section3/    010.htm 04/10/2010 18-00

17. http://chimia24.ucoz.ru/load/23-1-0-100 04/10/2010 17-57

    18. http://englab825.ucoz.ru/publ/interaktivnyj_kurs_the_wonders_of_our_world/1-1-0-4 04/10/2010 18-01

19. http://www.slideshare.net/PROelearning/hot-potatoes-150910 04/10/2010 17-15

20. http://hotpot-anna.narod.ru/variant/lesson1_2.html 04/10/2010 18-05

21. http://belunita.wordpress.com/hot-potatoes 04/10/2010 18-11 
 
 
 
 

Глоссарий

Аутентичные задания - задание, которое актуализирует для учащихся тот или иной учебный материал и предполагает мотивированные действия с ним.

Интерактивные упражнения - определенный тип упражнений, связанный с изучением учебного материала в ходе интерактивного урока.

Иноязычная  лексика - совокупность слов языка и ее словарный состав.

Принцип словообразовательной ценности  – это принцип способности слов образовывать новые слова с помощью префиксов, аффиксов.

Принцип сочетаемости –  способность слова употребляться совместно с другим словом в речевом отрезке.

Принцип стилистической неограниченности -  принцип принадлежности  слова нейтральному,  литературному,  разговорному,  книжно  – письменному  языку.

Программа Hot Potatoes - инструментальная программа-оболочка, предоставляющая преподавателям возможность самостоятельно создавать интерактивные задания без знания языков программирования и привлечения специалистов в области программирования.

Семантика – содержание, передаваемое единицей языка ( словом, грамматической формой, словосочетанием).

Система лексических упражнений – обобщенное изложение процесса  обучения лексике.

Языковая  интерференция - обозначает в языкознании последствие влияния одного языка на другой. 
 
 
 
 
 
 
 
 

                Приложение 1

Анкета  для студентов

1. Имеете ли Вы навыки пользования компьютером?

    • Да, самые начальные навыки
    • Да, как пользователь стандартных программ
    • Да, как пользователь специальных программ
    • Нет, не имею навыков
  1. Какими компьютерными технологиями Вы пользуетесь?
    • Компьютером класса Pentium I-II                   
    • Компьютером класса Pentium III-IV                           
    • Периферическими устройствами (принтером, сканером и т.д.)
    • Каким-то компьютером, не знаю каким                                       
    • Ничем из перечисленного                    
  1. Как часто Вы пользуетесь компьютером?
    • Несколько раз в день            
    • Каждый день                                  
    • Несколько раз в неделю              
    • Раз в неделю                          
    • Раз в две недели                           
    • Раз в месяц                             
    • Реже, чем раз в месяц                         
  1. С какой целью Вы чаще всего пользуетесь компьютером?
    • чтобы готовиться к занятиям информатики
    • чтобы готовиться к другим занятиям
    • чтобы изучать различные программы
    • чтобы повышать свой образовательный и культурный уровень
    • чтобы слушать музыку, смотреть кино
    • чтобы играть в компьютерные игры
    • чтобы убить время
    • чтобы реализовывать свои творческие потребности        
    • с другой целью (напишите, какой) ______________                                                       
    • не пользуюсь
  1. Какие компьютерные программы Вы используете чаще всего?
    • графические приложения для просмотра графики (ACDSee и т.д.)
    • графические редакторы для создания графики (Photoshop, Corel, 3Dmax и т.д.)
    • музыкальные приложения для прослушивания музыки
    • текстовые редакторы и офисные приложения (Word, Excel, Lexicon и т.д.)
    • игры
    • обучающие программы по учебным предметам
    • браузеры (Internet Explorer, Netscape Navigator, Opera и т.д.)
    • почтовые программы (Outlook, The Bat)
    • программы, предназначенные для общения в Интернете (IRC, ICQ, Microsoft Chat и т.д.)
    • программы-переводчики
    • другие (напишите, какие) _____________________________________
    • не пользуюсь компьютером

Информация о работе Использование программы «Hot Potatoes» при обучении иноязычной лексике студентов неязыковых специальностей